Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся
статья на тему

Назарова Галина Андреевна

 

Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит ее находить.»

А. Дистервег

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как именно школа или вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически все мировое сообщество. Американский педагог Филлип С. Шлехти подчеркивает, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, использовать самые разнообразные источники информации, то ему легче будет адаптироваться к современным социальным условиям. Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который:

  • умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения),
  • обладает критическим и творческим мышлением,
  • владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

По убеждению Ф. С, Шлехти, те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научаться применять свои знания в знакомой ситуации, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Межшкольный учебный комбинат г. Белгорода

«Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся»

Белгород

2014



Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит ее находить.»

А. Дистервег

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как именно школа или вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически все мировое сообщество. Американский педагог Филлип С. Шлехти подчеркивает, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, использовать самые разнообразные источники информации, то ему легче будет адаптироваться к современным социальным условиям. Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который:

  • умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения),
  • обладает критическим и творческим мышлением,
  • владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

По убеждению Ф. С, Шлехти, те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научаться применять свои знания в знакомой ситуации, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

Таким образом, выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место,
  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии, четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить,
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы),
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них,
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В последние годы в стране произошли существенные перемены, обусловленные сменой общественного строя, интеграцией России в мировое экономическое сообщество и принципиальным изменением траекторий общественного развития. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», в котором провозглашается адаптивность системы образования к уровням и особенностям обучающихся. Государственная политика основывается на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, свободном развитии личности.

Определена стратегическая цель содержания образования – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, содержание образования призвано обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Гуманизация образования – создание таких условий учебного взаимодействия между обучаемым и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучаемого за счет не только усвоения программного материала, но и познание каждым самого себя, развитие самоуважения, стремлениями поделиться знаниями с другими.

Гуманизация образования направлена на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого обучаемого, его познавательных интересов личностных качеств, создание таких условий, при которых обучаемый может и хочет хорошо учиться.

Каковы же цели и ценности современной общеобразовательной школы?

И.С. Якиманская отвечает на вопрос так: “Это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов”.

Очевидно, добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать сложившейся ситуации.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения. Это обучение, где личность ученика находится в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание является ведущей в тандеме учитель-ученик. В рамках личностно-ориентированного обучения традиционная парадигма образования учитель-учебник-ученик заменена на новую: ученик-учебник-учитель.

В педагогических работах, посвященных вопросам личностно-ориентированного обучения обычно оно противопоставляется традиционному, которое всегда было ориентировано на получение в обучении человека определенных моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школы.

Сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной систем образования

Вопросы для сравнения

Традиционная система

Личностно-ориентированная система

Цель

Передача знаний, умений, навыков

Создание условий для развития личности

Содержание

Государственные стандарты

Государственный стандарт и личностный опыт ребенка и педагога

Формы работы

Фронтальные или групповые

Индивидуальные и групповые

Преобладающий метод

Информационный и репродуктивный

Познавательный через самостоятельную деятельность

Кредо педагога

«Я» над вами

«Я» вместе с вами

Характерный стиль взаимодействия

Монолог

Диалог

Позиция ребенка

Пассивная

Активно-инициативная

Мотивация

Внешне-эпизодическая

Внутренняя и всегда постоянная

Гуманизация и личностная ориентация образования потребовала проведение комплексных педагогических исследований, переосмысление накопленного педагогического опыта.

Отметим, что личностная ориентация образования должна быть сонаправлена с естественным развитием способностей обучаемого. Подобные концепции естественного роста были заложены ещё Ж.Ж.Руссо и развиты далее Д. Дьюи и другими педагогами гуманистами. В наши дни их теории получили новое звучание, когда в центр современной педагогической системы выдвигается ученик. В соответствии с концепцией естественного роста, содержание учебных планов и программ должно учитывать индивидуальные потребности обучаемых в открытии и активном освоении окружающего мира. Обучающим предоставляется определенная свобода в выборе последовательности учебных действий, в выборе темпа работы на занятии. Но обучаемым предоставляется именно свобода, а не вседозволенность. Поэтому практическая реализация личностно ориентированной модели должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля за результатами обучения, ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны преподавателя.

Гуманистические принципы и личностная направленность образования пропагандировались и в трудах известных советских педагогов Сухомлинского В.А. и Макаренко А.С. они отличались от общественных идей и по своей сути были глубоко демократичными и человечными.

Среди известных педагогических теорий, которые следует взять за основу при разработке концепции личностного ориентированного образования, выделим метод проблемного обучения, дифференцированное обучение Дж. Конанта, систему развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и систему “гуманной педагогики” Т.А. Амонашвили. Однако, существующий подход к проектированию содержания образования не соответствует требованиям современного общества к личности и уровню развития её познавательных возможностей. Следовательно, назрела объективная необходимость создания и внедрения нового личностно ориентированного подхода к образованию. Причем такого подхода, который не отбрасывает всё то, что накоплено в теории педагогики и психологии, а берет за основу некоторые из известных педагогических концепций, развивает их и дополняет.

Личностно ориентированное образование должно включать следующие аспекты вышеперечисленных педагогических систем и теорий:

  1. В процессе обучения должно быть обеспечено гуманное, уважительное отношение к обучаемому.
  2. Обучаемый определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс.
  3. В качестве основных приоритетов процесса образования выделены: развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития обучаемых.
  4. В процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт индивидуума, что позволит осуществлять адресную помощь обучаемому, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Теоретическая модель личностно-ориентированного образования включает в себя цели, задачи, назначение, особенности и дидактические принципы.

Определим сущность, цели, задачи и особенности личностно ориентированного образования и обучения опираясь на работы Б.М. Бим-Бада, А.В. Петровского, В.В. Серикова, И.С. Якиманской. По теории Б.М. Бим-Бада, А.В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированная модель центрируется вокруг подхода к учащимся как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним. Образование возвращается к формуле “учимся не для школы, а для жизни”. По теории В.В. Серикова личностно-ориентированное образование не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает такие условия для развития и проявления личности обучаемых, которые позволяют более полно реализовать возможности ученика в соответствии с его способностями, раскрыть интеллектуальный потенциал личности. Целью личностно ориентированного образования автор называет создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • функция избирательности (способность человека к выбору);
  • функция рефлексии (личность должна уметь рефлексировать, оценивать свою жизнь);
  • функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчестве;
  • формирующая функция (формирование образа “Я”);
  • функция ответственности (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  • функция автономности личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

В исследованиях И.С. Якиманской выделены три взаимодополняющие модели личностно-ориентированного обучения: социально-педагогическая, предметно-дидактическая и психологическая модель. Социально-педагогическая модель реализует социальный заказ общества на личность, которую необходимо образовать и воспитать. Личность при этом понимается в качестве социокультурного продукта среды и воспитания. Эта модель реализовала требование общества воспитать личность с заранее заданными свойствами. Личность при этом понималась как типовое явление, “усредненный” вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т.п. Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех (всеобщее 10-летнее образование, борьба с второгодничеством и т. д.). Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления. Направленность такой технологии можно обозначить так: “Мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать и я этого добьюсь”. Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, воспитание как мы это называли гармонической всесторонне развитой личности. Предметно-дидактическая модель личностно ориентированной педагогики традиционно связана с организацией научных знаний в системы в процессе обучения с учетом их предметного содержания, объективной трудности, новизны, уровня интегрированности, с учетом рациональных приемов их усвоения и т.п. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении. Предметная дифференциация задавала нормативную познавательную деятельность с учетом специфики научной области знания, но не интересовалась истоками жизнедеятельности самого ученика как носителя субъективного опыта с имеющейся у него индивидуальной готовностью, предпочтениями к предметному содержанию, виду и форме задаваемых знаний. Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях личности понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии. И.С. Якиманская, исследуя личностно ориентированное обучение, отмечает, что переориентация обучения на цели развития личности предполагает учёт рекомендаций психологов в области личностного развития и межличностной дифференциации. Действительно, до сих пор в обучении не учитывались в должной мере рекомендации психологической науки по проблеме развития личностных качеств обучаемого. Личность ученика слишком сложна и многогранна в проявлении своих особенностей и свойств, поэтому необходимо рассматривать её не только с различных точек зрения, но и в динамике развития. И.С. Якиманская считает, что “реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены “векторов” в педагогике: от обучения как нормально построенного процесса (и в этом жестко регламентированного) к учению как индивидуальной деятельности школьника, её коррекции и педагогической поддержке. Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развивать как личность. “Вектор” развития строится не от обучения к учению, а наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Проектирование личностно-ориентированной системы предполагает

  • признание ученика основным субъектом обучения;
  • определение цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ученика;
  • определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления субъективного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, в которое включает специальные формы взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). Каким же должен быть личностно-ориентированный урок и какова должна быть деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью? Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверки знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием.  Учитель должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик; происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть творец этого знания; участник его порождения..

Основные требования к личностно-ориентированному уроку. Целью такого урока является создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:

  • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  • использование проблемных творческих задач;
  • применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;
  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
  • при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Особенность нынешнего этапа в развитии образования заключается в смене знаниевой парадигмы на познаниевую, то есть в перемещении акцентов с наполнения репродуктивными знаниями. Поворот от образования «для всех» к образованию «для каждого» как основа поворота к личности учащегося, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, творческому потенциалу.Именно такой урок мы называем личностно-ориентированным. Каким же именно, должен быть урок и как должен действовать учитель в условиях личностно-ориентированного обучения, как ответ на этот вопрос Вам предлагается памятка, которую Вы будете использовать при планировании своих уроков. Итак, новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по курсу «Личностно-ориентированный подход в обучении»

Министерство образования Московской областиМосковский областной промышленно-экономический колледж  Реферат по курсу «Личностно-ориентированный подходв обучении» на тему «Психолого...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Характерной чертой современного этапа социально-экономического развития общества является формирование интеллектуальной, высокообразованной, культурно развитой личности, способной не только реализоват...

Практическое использование личностно-ориентированного подхода в обучении

В данной статье рассматривается один из самых действенных подходов в обучении студентов английскому языку – личностно-ориентированный, а практическая составляющая данной работы позволяет наглядно убед...

Доклад: «Личностно – ориентированный подход в обучении»

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическомунаправлению в педагогике, основной принцип которого - упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находит...

Интерактивные методы обучения на основе личностно-ориентированного подхода

Повысить качество обучения и воспитания, укрепить связь теоретических знаний спрактической деятельностью - это социальный заказ нашего общества педагогу....

Педагогический проект "Применение личностно-ориентированного подхода как средство повышения познавательной деятельности при обучении географии и биологии в школе."

Представленный проект содержит краткий анализ сущности и особенностей применения технологий личностно-ориентированного подхода как средства повышения познавательной деятельности при обучении гео...

Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.

Выдающиеся педагоги  считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...