Педагогический проект "Применение личностно-ориентированного подхода как средство повышения познавательной деятельности при обучении географии и биологии в школе."
проект на тему

Голвачева Екатерина Александровна

 

Представленный проект содержит краткий анализ сущности и особенностей применения технологий личностно-ориентированного подхода как средства повышения познавательной деятельности при обучении географии и биологии в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Применение личностно-ориентированного подхода как средство повышения познавательной деятельности при обучении географии и биологии в школе.

Учитель МБОУ «СШ№ 25» Голвачева Екатерина Александровна

Обоснование необходимости пректа

Представленный проект содержит краткий анализ сущности и особенностей применения технологий личностно-ориентированного подхода как средства повышения познавательной деятельности при обучении географии и биологии в школе.

Автор проекта считает, что личностно-ориентированный подход с учетом особенностей реализуемых элементов трех технологий личностно-ориентированного обучения (уровневой дифференциации, проблемного обучения, игровой, направленной на повышения познавательной деятельности при обучении у обучающихся) наиболее эффективна.

За время апробации автором была доказана эффективность применения личностно-ориентированного подхода по сравнению с традиционным обучением в системе преподавания географии и биологии  в  школе.

Установлено, что применение личностно-ориентированного подхода при изучении биологии и географии способствует развитию постоянного интереса школьников к обучению, мотивирует их к познавательной деятельности  и за пределами рамок школьной программы.

Проект адресован педагогам, желающим применять элементы личностно-ориентированных технологий в своей работе.

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. (Пауло Коэльо).

Современное общество обрушивает на человека огромный поток глобальных изменений в коммуникационной, информационной, профессиональной и других сферах, затрагивающих взаимодействие личности и общества, а так же воспитание и формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. Современная школа обеспечивает не только знаниями, умениями учеников, но и формирование у школьника понимания, что он является самостоятельным субъектом образовательного процесса.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». В «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»  с изменениями, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 г. № 1406 определена цель: «Обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.

Я считаю, что формирование способности самостоятельно мыслить, планировать свои действия осуществляется через оптимизацию совместной деятельности учителя и обучающегося и выявление особенностей ученика – субъекта.

Применение элементов личностно-ориентированного обучения адаптирует классно-урочную систему к выявлению и реализации возможностей и потребностей каждого ученика, позволяет решить основные противоречия традиционной школы, связанные с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков конкретным школьником. Актуальность применения личностно-ориентированного подхода обусловлена спецификой школы – разнородностью состава обучающихся очных и очно-заочных классов школы. Обучающиеся очно-заочных классов школы – как правило, педагогически запущенные подростки с низкой мотивацией к обучению, имеющие тяжелый жизненный опыт и социально незащищены, тревожны и недоверчивы, либо взрослые люди, имеющие большой перерыв в обучении, имеющие семью, совмещающие обучение с работой, имеющие потребность в обучении.

Мой опыт показывает, что необходимо пробудить и поддержать стремление обучающихся потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Благодаря творческому подходу к обучению школьник  выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.  Этому способствует организацией обучения в  школе, при которой уроки, элективные занятия совмещаются с кружковой и занятиями внеурочной деятельности. Личностно-ориентированное обучение адаптирует классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и способствует разрешению основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков конкретным обучающимся.

Цели и задачи проекта

Я, как учитель  школы, постоянно создаю ситуации успешности для каждого ученика, создаю условия для реализации умений, способностей к самостоятельной деятельности по «добыванию» знаний и применению их. Кроме того, наблюдается падение престижа естественных наук, в том числе и географии.

Цель проекта – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности при обучении.

Объект исследования: процесс формирования учебной мотивации и развитие учебных интересов обучающихся при изучении географии и биологии на уроках и во внеурочной деятельности.

Предмет исследования: формирование учебной мотивации и развитие учебных интересов обучающихся при изучении географии и биологии на уроках и внеурочной деятельности посредством применения элементов личностно-ориентированных технологий.

Гипотеза: при внедрении в работу учителя элементов личностно-ориентированных технологий произойдет повышение познавательной деятельности обучающихся по сравнению с традиционным обучением.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи:

  1. Изучение теоретических основ личностно-ориентированных технологий в образовании и овладение ими.
  2. Применение личностно-ориентированного подхода обучения через совершенствование традиционных и использование новых педагогических технологий, способствующих активному включению каждого ученика в учебную деятельность с целью повышения уровня их обученности.
  3. Формирование у обучающихся практически значимых умений и навыков по предметам.
  4. Повышение интереса к предметам и качества обученности по нему.
  5. Анализ применения личностно-ориентированного подхода как средства повышения познавательной деятельности при обучении географии и биологии в  школе.

Основное содержание проекта

1. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в образовании

Методологическая база соответствует современной концепции образования, в которой в качестве научной основы выступают классические и современные технологии в том числе и личностно-ориентированный.

Идеи свободного воспитания – индивидуально-ориентированной педагогики распространились в России в конце XIX – начале XX веков. У истоков школы свободного воспитания стоял Л. Н. Толстой, разработавший теоретические и практические основы процесса самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, - при осторожной помощи педагога.

В советской дидактике проблема «личностно-ориентированного обучения» звучала так: «…научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавать себе отчёт в результатах своих действий, развивая максимум инициативы, самодеятельности».[1] 

В работах Ш.А. Амонашвили «Педагогическая симфония»; В.В. Серикова «Личностный подход в образовании, концепция и технологии»; И.С. Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» и «Взрослые и дети в образовательном пространстве» обсуждается проблематика личностно-ориентированного обучения. И. С. Якиманская - автор разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения, определяет, что за обучающимся закрепляется роль познающего мир, но в специально организованных для этого условиях. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться обучающийся. Ираида Сергеевна определяет, что все «существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая».[2] Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие понятия:

разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп детей по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

В личностно-ориентированном обучении главным является личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъективный опыт, в процессе которого создаются необходимые условия для развития индивидуальных способностей. Сущностью личностно-ориентированного технологий обучения является не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение обучающихся самостоятельно добывать и перерабатывать знания, анализировать, систематизировать и обобщать, прочно их запоминать, связывать с другими.

Социально – педагогическая модель реализовывает требования общества, т. е. формирует типовую модель личности.

Предметно – дидактическая модель связана с предметной дифференциацией, средство индивидуализации – знания, а не ученик.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность обучающегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений. Рефлексия главный метод работы на уроке, направленный на выявление «смыслового поля», она смещает акценты с того, что ученик сделал, на то, как он это делал. Ученик должен уметь рефлексировать своё сознание, учитель – активно, корректно и этично использовать рефлексию ученика в образовательных целях.[3] 

Личностно-ориентированный урок – основной элемент образовательного процесса, отличительные особенности которого:

Целеполагание. Цель — развитие обучающегося, создание условий для формирования учебной деятельности школьника, превращающих его в субъекта заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке происходит диалог между учителем и учеником.

Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Учитель сопереживает, поощряет.

Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность на занятии идёт не от учителя, а от самого ребёнка.

Отношения «учитель — ученик». Субъектно — субъектные. Работая со всем классом, учитель организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей обучающегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Субъект — индивид (группа), обладающий осознанной творческой активностью в познании и преобразовании себя и действительности.

Личность — постоянно изменяющееся системное качество, характеризующее социальную сущность человека.

На основе личностно-ориентированного подхода выделяют педагогические технологии: педагогика сотрудничества, развивающего обучения, саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.), индивидуального обучения, уровневой дифференциации, гуманно-личностная технология Амонишвили Ш.А., проблемное обучение, игровые. Остановлюсь на трех технологиях личностно-ориентированного подхода:

Технология уровневой дифференциации в обучении дает школьникам возможность выбора уровня обучения: уровня теоретической и практической подготовки. Дифференцированный подход в организации учебной работы основывается на изучении учебных возможностей обучающихся, которые отличаются своими способностями и отношением к работе, поэтому, изучаемый материал осваивается ими не одинаково.

Технология проблемного обучения  основана на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления и законы. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет и организует обучающихся на ее решение. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и в результате у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.[4] 

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.

Игровые технологии – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, где складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Игровые элементы позволяют развивать у учеников разнообразные положительные качества и облегчают восприятие изучаемого материала.

Изучая теоретические основы, я пришла к выводу, что технология личностно - ориентированного обучения - это не просто создание учителем творческой атмосферы на уроке, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, как опыту их собственной жизнедеятельности. Такой подход дает возможность учителю раскрыть и согласовать субъектный опыт учеников с учебным материалом, найти соответствующее научное содержание, т.е. учитель на уроке помогает ученику расширить его субъектный опыт, переводя этот опыт на научно значимые образцы.

2. Применение элементов личностно-ориентированного обучения на учебных занятиях географии и биологии в  школе

Считаю более приемлемым применение элементов личностно-ориентированных технологий для совершенствования учебного процесса, т.е. организация учебной деятельности обучающихся таким образом, чтобы основную часть знаний они приобрели самостоятельно в ходе решения практических и лабораторных работах, разноуровневых  заданиях, проблемных и игровых заданий. Для создания благоприятных условий раскрытия и проявления творческого потенциала обучающихся  применяю элементы трех технологий личностно-ориентированного обучения: уровневой дифференциации, проблемного обучения, игровой.

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках, занятиях, при выполнении домашней работы основывается на учете подготовленности, их работоспособности и способностях учеников к обучению, познавательных и профессиональных интересах, свободного времени. Дифференциация в обучении предоставляет ученикам возможность выбора уровня обучения и подготовки по предмету. Дифференцированные и индивидуальные задания применяются при подготовке к усвоению новых знаний: при ознакомлении, восприятии, осмыслении и запоминании материала; при выработке умений и навыков применения знаний в различных ситуациях; в процессе повторения и при ликвидации пробелов знаний.

Для выявления уровня обученности учащихся в начале обучения и при изучении темы проводятся проверочные работы или тесты, требующие применения основных элементов знаний и умений обучающихся. Анализ работ позволяет установить уровень знаний и подготовленности каждого обучающегося, а так же разделить школьников на условные группы.

Ученики с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, свободно выполняют задания. Они самостоятельны, для них необходимы задания повышенной степени трудности.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания, хорошо учатся, в быстром темпе работают. Они обладают несколько меньшим потенциалом, для них необходимо корректирование и контроль их деятельности.

В третью группу входят ученики со средними учебными возможностями, характеризующиеся низкой работоспособностью и прилежанием. Этим ученикам необходимы постоянный контроль и регулирование их действий. При организации учебной деятельности школьников необходимо соблюдать постепенность перехода от простого к сложному. Им необходимо выполнить большее число стандартных упражнений, т.е. приобрести определеннее навыки.

Четвертая группа - ученики с низкими учебными возможностями и низким уровнем обучаемости. Данные ученики не могут работать самостоятельно, у них низкий темп усвоения знаний, им необходима помощь учителя. Организация продуктивной деятельности обучающихся осуществляется через дифференцированное обучение.

Основная часть учеников школы составляет третью и четвертую группы. Для организации продуктивной деятельности обучающихся на отдельных этапах урока применяю дифференцированное обучение - это применение разноуровневых заданий, индивидуальных или коллективных самостоятельных (практических) работ. Предлагаю задания, предусматривающие знание одного и того же учебного материала, но требующие для их выполнения различных умственных действий, задания по образцу или с использованием алгоритма (инструкций).

Большую роль на этапе подготовки обучающихся к усвоению новых знаний играют карточки-информаторы. Они применяются тогда, когда пройденный материал необходимо повторить всем или отдельным ученикам. Такие карточки содержат краткую справку и пример по вопросу, который нужно быстро повторить. Использовать учебник нерационально. Вопросы в карточках-информаторах дифференцированы: для слабых, средних и наиболее подготовленных учеников. В результате класс оказывается подготовленным к усвоению нового материала.

Актуализация знаний материала предыдущих уроков может носить дифференцированный характер. На этапе изучения нового материала важно преодолеть противоречие между фронтальным характером объяснения и индивидуальным характером усвоения. Весь класс должен ознакомиться с одним и тем же учебным материалом, но одни обучающиеся быстро усваивают его, а другим необходимо значительно большее время, чтобы осмыслить объясняемое. Для того, чтобы все обучающиеся класса усвоили материал, необходимо подходить к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Уровневая дифференциация обеспечивает эмоциональные (радость познания и успеха), регулятивные (принятие решений) процессы самостоятельной деятельности по освоению учебного материала.

Организация учебного процесса в  школе, при котором проводятся уроки, консультации, зачеты, создает благоприятные условия применения элементов проблемного обучения. При проблемном обучении учитель объясняет наиболее сложные понятия, создает проблемные ситуации, сообщает обучающимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность, в результате обучающиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. На обычном уроке можно перевести ученика в активную позицию, задав ему проблемную загадку (вопрос), при решении которой формулируется цель урока, т.е. начать формировать универсальное умение целеполагания. Например, при знакомстве минералами предлагается загадка, ответив на которую обучающиеся могут сформулировать тему и цель урока, а на этапе актуализации субъективного опыта – проблема: «Перед вами рисунки: уголь, алмаз и стержень из графита. Могу ли я назвать их «родными братьями»? Найдите пути решения проблемы». Обучающимся для решения проблемы необходимо описать рисунки, объяснить причину различных физических свойств, вспомнить, где встречаются в природе и где применяются. На обобщающих уроках используются задания, выполненные учащимися во внеурочное время по темам предметного содержания или межпредметные проекты. Например, можно предложить составить презентацию о биологическом значении или о применении, об антропогенном воздействии.

Проблемное обучение позволяет сочетать индивидуальную и групповую работу обучающихся, которая является эффективным способом активного приобретения ими знаний на уроке, не говоря уже о ее воспитательном значении. На выбор вида деятельности влияют характер работы, учебные средства, время, имеющееся в распоряжении учителя.

Проблемный метод использую на основе исследовательской деятельности на практических занятиях (групповая работа) и семинарах (индивидуально), при проведении урока-лекции, урока решения задач, консультации, зачета, при проведении нестандартных уроков (урок-суд). У обучающихся вызывает интерес эксперимент, который удовлетворяет их потребность в творчестве. Организация эксперимента предусматривает наблюдение и сравнение, прогнозирование результатов опыта. В рамках декады на уроках географии и биологии помимо опытов, предусмотренных школьной программой, мы проводим занимательные эксперименты, где объектом исследований становятся окружающие нас и хорошо знакомые нам вещества, такие как «Огнеопасная апельсиновая кожура», и др.

С целью выяснения уровня знаний, развития познавательного интереса обучающихся на уроках применяю следующие виды вопросов:

Вопросы – проблемы могут содержать противоречие, которое заставляет обучающихся высказывать свое мнение, предположения.

Информационные вопросы не требуют обобщенного ответа, в них уже включен информационный материал. Ученикам с невысоким уровнем знаний данные вопросы необходимы для усвоения нового материала.

Вопросы – сравнения выявляют отличительные признаки, закономерности. Данные вопросы для подготовленных обучающихся, либо группы. Публично отвечая на вопросы, ученики сумеют расширить и углубить представления об изучаемом явлении у всего класса.

Вопросы – задачи развивают творческие способности, ведь ученики используют не только материал учебника, но и свои наблюдения.

Мой опыт показывает, что применение проблемных вопросов, ситуаций, задач развивает самостоятельность мышления: обучающиеся высказывают предположения, ищут аргументы для их доказательства, формулируют некоторые выводы и обобщения, являющиеся уже новыми элементами знаний по изучаемой теме. У школьников развиваются коммуникативные и социальные компетенции (продуктивное общение; работа с техникой и информацией; умение сотрудничать, договариваться; ответственность). Данный подход имеет наибольший эффект для развития личностных качеств у «проблемных» обучающихся. Заинтересовавшись какой-то проблемой и решив её в группе, они повышают самооценку. Здесь необходимо корректное вмешательство учителя, который является одновременно и консультантом, и экспертом, и контролером.

Игровые технологии соответствуют определенным учебно-воспитательным целям, несут содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам, требуют создания необходимого дидактического материала и определения методики его применения. Игры строятся с учетом потребностей, интересов, подготовленности и психологических особенностей обучающихся, развивают воображение, интеллект и способствуют активизации учебного процесса. Игровые технологии чаще всего состоят из четырех этапов: ориентационного, подготовительного, этапа проведения игры и этапа обсуждения результатов. Игра выполняет много функций, например: воодушевить, пробудить интерес к предмету или теме; развлекательную (викторины, кроссворды); коммуникативную (игры-суды, спектакли); корреляционную (внесение позитивных изменений в структуру личности - ролевые игры).

Практика показывает, что в дидактических играх с большим интересом участвуют слабоуспевающие обучающиеся, их увлекает процесс игры, дух соревнования, стремление к победе, что способствует лучшему усвоению и углублению знаний, повышается самооценка, пропадает недоверие к окружающим. Из игры школьники узнают новое, запоминают явления, терминологию.

Для декады по географии и биологии игра – настоящая находка. Чтобы снять нагрузку, сделать привлекательными темы используются: игры – упражнения (ребусы, кроссворды, викторины …); ролевые игры (пресс-конференция); сценки; творческие задания (рисунки, сказки …)

Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта, подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результата и повышения ее эффективности в целом. Овладение навыками рефлексии предполагает последовательное освоение следующих уровней:

  1. припоминание учеником выполненной деятельности;
  2. фиксация рассматриваемого содержания, его границ;
  3. выявление своих результатов и способов их получения;
  4. выявление имеющихся или возникающих противоречий;
  5. выявление причин и способов разрешения противоречий;
  6. вербальные (словесные) формы деятельности;
  7. эмоционально-образные способы рефлексии.

Рефлексия дает ученику возможность анализировать свои ошибки, найти пути исправления их не только в конце урока, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание изученного, воспринятого каждым. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с группой (в начале урока и в конце деятельности);
  • рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных (на этапе проверки домашнего задания, защите проектов);
  • рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного (закрепление).

При проведении рефлексии используются следующие приемы: «лестница успеха»; незаконченного предложения, тезиса; достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал… – Теперь я знаю…»); соединение старого знания и осмысление нового; обсуждение того, что узнали, как работали; пожелание себе, товарищам и учителю; анкетирование. В результате, каждый оценивает свой вклад в достижение целей урока, свою активность и эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы, используя фразы: «Сегодня я узнал…», «Было трудно…», «Я понял, что…», «Теперь я могу…».

Рефлексия проводится не только индивидуально, но и с классом в целом. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Проблема эффективности обучения не может решаться без четких критериев оценки и контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Чтобы правильно организовать обучение, необходимо представлять уровень знаний, умений и навыков обучающихся. Оценка результатов обучения осуществляется систематически – это и поурочный контроль, и зачетные недели, и контроль после изучения каждой темы, в конце четверти (полугодия) и года. С помощью анализа и обобщения результатов определяются ошибки обучающихся. На консультациях проводится коррекция знаний, умений и навыков обучающихся. Поэтому можно говорить о том, что в школе работает система мониторинга учебных образовательных результатов.

Таким образом, критерием успешного применения элементов личностно-ориентированных технологий, является переход ученика в субъект обучения благодаря его положительной мотивации, учета возрастных особенностей и опоры на жизненный опыт, это дает активное включение каждого ученика в учебный процесс. У обучающихся формируются практически значимые умения и навыки по предмету, повышается уровень их обученности. Каждый ученик на уроке учится смотреть на себя со стороны, осознанно контролировать и оценивать свою деятельность.

Реализация темы инновационного проекта предполагает вовлечение широкого круга обучающихся и учителей. Совместная деятельность обеспечивается интеграцией в образовательном процессе всех видов деятельности ребенка, ориентацией на его самостоятельную деятельность и достижение индивидуальных результатов. Опыт работы может быть использован в условиях  школы каждым учителем.

Ресурсы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования. Используются рабочие программы учебного курса по географии (биологии) для очной, очно-заочной формы обучения, разработанные на основе программы курса географии (биологии) общеобразовательных учреждений (базовый уровень), «тренажеры по ЕГЭ», проекты стандартов второго поколения.

Для реализации проекта кабинет оснащен проектором, компьютером, интерактивной доской, видеоплеером, телевизором, научно-популярными изданиями, а также лабораторным оборудованием. Имеются электронные пособия.

Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учеников и учителя.

Партнеры

В ходе реализации проекта в качестве партнёров выступают родители обучающихся, библиотекарь, учителя школы, администрация.

Целевая аудитория

Проект рассчитан на обучающихся средней школы 5 - 11 классов очной и очно-заочной форм обучения.

План реализации проекта

Этап

Сроки

Содержание этапа

Действия учителя

I этап – поисковый

2011-2012гг.

Изучение опыта работы и теоретических источников

Изучение литературы

Наблюдения, выявление и анализ проблем

Работа с учителями и учениками школы;

II этап: – аналитический

2012-2013гг.

Разработка гипотезы, постановка цели, задач.

На основе анализа результатов мониторингов.

Составление модели личностно-ориентирован-ного обучения.

Разработка плана реализации.

На основе анализа результатов мониторингов и изученной литературы

Подбор технологий и приёмов.

III этап – практический (реализация проекта)

2013-2019гг.

Апробация элементов технологий

Разработка уроков. Изучение методик.

Мониторинг процесса и промежуточных результатов.

Проведение анкетирования, анализ результатов.

Корректировка дальнейшей работы.

На основе анализа результатов мониторингов

IV этап – аналитический

2013-2019гг.

Мониторинг процесса и результатов.

Проведение анкетирования

Анализ результатов

Подведение итогов

Обобщение и распространение опыта.

Выступление на МО, публикации в печати.

Ожидаемые результаты

Считаю, что применение личностно-ориентированного обучения в образовании способствуют раскрытию личности ученика, формированию его познавательной активности. Предполагаю, что в ходе реализации проекта будут получены следующие результаты:

  • сформируются ключевые компетенции обучающихся;
  •  повысится способность сравнить и оценить себя с другими учениками склонность к сотрудничеству и преодолению конфликтов в групповой и коллективной деятельности;
  • возрастёт качество образования в процессе преподавания предмета;
  • произойдёт развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, проявляющиеся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе;
  • совершенствуется построение учебного процесса, с учетом личностных особенностей обучающегося, определится ориентирование на развитие их способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
  • будут созданы условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний, управления и корректировки процесса обучения;
  • осуществится мониторинг динамики развития обучающихся.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов обучающихся, отражены в приложении.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Считаю, что поставленные задачи и цель исследования были достигнуты. Выдвинутая гипотеза подтверждена.

В результате осуществления личностно-ориентированного подхода в рамках моей педагогической деятельности могу отметить значительные изменения во взаимоотношениях «ученик - учитель», они становятся более демократичными, обучающийся становится более активным участником процесса обучения, способным оценивать, корректировать, конструировать процесс согласно своим целям, интересам, потребностям. Активность обучающегося в качестве полноценного участника процесса обучения повышает эффективность других составляющих образовательного процесса – воспитания и развития. Использование перечисленных выше технологий обучения дает учащимся возможность проявить свои индивидуальные способности, стимулирует их творческую деятельность, развивает коммуникативность, одновременно с этим способствует развитию мышления и формированию мотивации к изучению географии (биологии) в дальнейшем. Каждый ученик – личность, и личностно-ориентированный подход позволяет ему проявить свою индивидуальность. Данные изменения обучающихся соответствуют происходящим в России изменениям в области целей образования, обеспечению вхождения человека в социум, его продуктивной адаптации в этом мире.

Таким образом, считаю необходимым продолжение и развитие использования элементов личностно-ориентированного подхода при изучении школьных курсов дисциплин «География» и «Биология».

Перспективы деятельности – корректировка и апробация проекта.

Список литературы.

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
  2. Анохина, Г.М. Об организации личностно ориентированного обучения //География в школе.-2008.-№7.-С.17-20.
  3. Н.Н. Ворожищева «Диагностика учения, воспитания и развития школьников». Методическое пособие.// Омск. ОмГПУ,2000г., 34с.
  4. Н.Н. Ворожищева «Технология разноуровневого обучения». Методическое пособие.// Омск. ОмГПУ,2000г., 54с.
  5. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова <Современные технологии в процессе преподавания географии>, Москва 2007 год
  6. Задоя С.Э. «Технология проблемного обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С.В.  – Режим доступа: http://svsidorov.ucoz.com
  7. Омарова А.А. «Современная технология проблемного обучения»// Современные наукоемкие технологии. – 2011.– № 1 – С. 73-75 
  8. Современный педагог/ автор-составитель Е. П. Семёнова, В. Н. Пунчик.- Минск,  2009. – 176 с. – Педагогическая мастерская.
  9. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
  10. Якиманская И. С. «Разработка технологии  личностно-ориентированного обучения» 22.11.1994г.
  11. Якиманская И. С. «Технология личностно-ориентированного образования» - М.Сентябрь, 2000г., 176с.

[1]. Н.К. Крупская; цит. по: Алексеев. Личностно-ориентированное обучение в школе, 2006.-28

[2]. И. С. Якиманская «Разработка технологии  личностно-ориентированного обучения»  22.11.1994г.  – интернет-ресурс http://www.voppsy.ru/issues/1995/952/952031.htm

[3]. И. С. Якиманская «Технология личностно-ориентированного образования» - М.Сентябрь, 2000г., 176с. Серия: Библиотека журнала «Директор школы»

[4]. Омарова А.А. Современная технология проблемного обучения// Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1 – С. 73-75 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическое сопровождение личностно – ориентированного урока истории и обществознания. (Из опыта работы Генкиной Т.Б.)

В данной статье раскрываются основные принципы и способы психолога-педагогического сопровождения личностно - ориентированного урока истории и обществознания. Автор опирается на конкретные примеры из л...

Использование ИКТ на уроках химии и биологии как средство повышения познавательной активности учащихся

Информационно - коммуникативные технологии - одни из самых эффективных технологий в развитии мотивации к обучению наук естественного цикла....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Главной задачей современной системы образования является создание условий для формирования личности ученика, который способен к дальнейшему самосовершенствованию, самообразованию, взаимодействию и сот...

«Активация познавательной деятельности учащихся на уроках по биологии»

Главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в ...

Внеурочная деятельность как средство повышения эффективности и качества обучения

Роль внеурочной деятельности:Расширение образовательного пространства.Формирование позитивного восприятия ценностей образования и более успешного освоения его содержания.Расширение общекультурного кру...

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучаемых на уроках спецдисциплин

Основные категории данного вида обучения – проблемная ситуация, проблема и проблемная задача. Проблемная ситуация рассматривается как познавательное затруднение, для преодоления которого с...

Системный подход как средство повышения результативности обучения (на примере дисциплин ОП цикла)

Доклад «Системный подход как средство повышения результативности обучения (на примере дисциплин ОП цикла)» представлен на Педагогических чтениях в ГБПОУДЗМ "МК2"...