«Активация познавательной деятельности учащихся на уроках по биологии»
методическая разработка

Главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем без активизации познавательной деятельности и повышения мотивации обучающихся к изучаемому предмету.

Основным направлением моей работы является формирование знаний о живой природе и общих методах ее изучения, применении знаний на практике, воспитание экологической культуры и формирование здорового образа жизни. Для этого организовывала работу детей на доступном для них уровне, используя развивающий и деятельностный подход. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное  представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя биологии

МБОУ «Дюллюкинская средняя общеобразовательная школа»

Петровой Елены Ивановны

«Активация познавательной деятельности учащихся на уроках по биологии»

Разработкой путей активизации и развития познавательной деятельности учащихся занимались современные ученые и методисты: В.В. Давыдов, А.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие. Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем без активизации познавательной деятельности и повышения мотивации обучающихся к изучаемому предмету.

Основным направлением моей работы является формирование знаний о живой природе и общих методах ее изучения, применении знаний на практике, воспитание экологической культуры и формирование здорового образа жизни. Для этого организовывала работу детей на доступном для них уровне, используя развивающий и деятельностный подход. На уроках прибегаю к использованию многообразных форм организации обучения:

- уроки в форме соревнований, игр

- уроки, основанные на развитии творческих особенностей

- уроки, напоминающие публичные формы общения

- уроки, ориентированные на фантазию, воображение

- интегрированные уроки.

Эти формы уроков помогают научить учеников, развивая и обогащая личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительную психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, способствуют повышению качества знаний, создают условия для самореализации школьника. Но такие уроки требуют большой затраты времени для подготовки.

В жизни чаще востребованы творческие личности, поэтому личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании не просто слова. Постоянно работая над собой, совершенствуя свой профессиональный уровень, я в своих учениках стремлюсь развивать личность.

Для активации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии применяю использование информационных технологий.

     Считаю, что информационно-коммуникативные технологии – одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению биологии. Сегодня невозможно представить современный образовательный процесс без использования информационно-коммуникативных технологий. Владение информационными технологиями – одна  из компетенций учителя. Стараюсь находить время на самообразование, чтобы быть интересной своим ученикам. В своей педагогической работе я постоянно использованию информационные средства, для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предмету. Использование в процессе обучения компьютерных технологий способствует эффективному усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим; позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения; предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.

         Преимущества использования компьютерных технологий я вижу в:

- возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

- детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют  инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер может выполнять сразу несколько функций:

  • информационную – служит источником информации; 
  • коммуникативную – является средством общения;
  • развивающую – развивает мыслительную деятельность;
  • образовательную – источник знаний;
  • контролирующую – самоконтроль знаний.

В своей практике я применяю имеющиеся  учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока. С максимальной возможностью стараюсь использовать все электронные учебники, которые имеются у нас в школе и у меня лично:

  • Биология. 1 С: Репетитор.
  • Биология  6 – 9 кл.
  • Экология 10 – 11 кл.
  • Биология  9 кл. Анатомия и физиология человека. 
  • Биология  9 кл. Общие закономерности
  • Биология «Инфоурок» 5-11кл.

      Активно использую в своей работе такие возможности компьютера как Интернет. Интернет ресурсы использовались мною при подборе иллюстративного материала к урокам, необходимой информации для составления элективного курса, при подготовке учащихся к экзаменам и пр.

        Использую возможности компьютера для разработок дидактического и раздаточного материала. Имею большой тестовый материал, который  составляла как самостоятельно, так и при использовании сборников «Контрольные измерительные материалы для подготовки к ЕГЭ». Этот тестовый материал используется мною во всех классах на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении нового материала, при итоговой проверке знаний за четверть, полугодие, за год.

«Систематический контроль знаний и умений учащихся на уроках биологии» - одна из тем по самообразованию, над которой я работаю тоже несколько лет.  Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися учебного материала. При систематическом учете знаний можно своевременно обнаружить пробелы в осмыслении и восприятии, запоминании и обобщении знаний и вмешаться в процесс обучения: организовать дополнительные занятия, провести индивидуальную работу с учащимися, помочь выработать правильный способ рассуждения. Таким образом, контроль знаний, умений и навыков дает возможность учителю установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, а так же зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения.

     Проверку знаний учащихся осуществляю различными методами. В классах среднего звена обучения (чаще в 5 и в 6 классах) - это работа карточками, которая детям очень нравится. Такой метод проверки знаний позволяет оценить всех учащихся на любом из этапов урока. Самый распространённый метод проверки знаний – это тестирование. В своей работе я широко применяю тестовую проверку знаний, биологические диктанты, устный опрос, который осуществляю в виде фронтальной, индивидуальной и групповой проверки, зачеты. С помощью тестов возможно в короткий промежуток времени проверить знания многих учащихся. Тест - это задание, где сочетаются вопрос и набор готовых ответов, из которых ученики выбирают правильные и при помощи определенного кода обозначают их на специальной карточке или в тетради. Вопросы теста требуют конкретный, четкий и краткий ответ.  

Тестовый материал разработан мною по всем классам и по всем изучаемым разделам и темам. Причём уже с 7 класса включаю задания варианта В, входящие в ЕГЭ. В некоторых случаях, одни и те же карточки и тесты могут быть использованы неоднократно, например, при закреплении темы и на следующем уроке при проверке знаний. Традиционным методом проверки знаний остаётся устный опрос. Замечу, что речь учащихся развита слабо. Учитывая это, а так же то, что биология – предмет устный,  продолжаю работать над формированием речи учащихся. При использовании тестов на проверку и анализ работ времени тратится мало, а ученики готовятся к уроку систематически.

Биологические диктанты представляют перечни вопросов, которые диктуются учащимся, а они сразу должны написать ответ. Вопросы биологического диктанта могут быть следующими: написать формулы, дать определения биологическим понятиям, сформулировать законы и т.д. Продолжительность диктанта не превышает 10-15 минут.

Систематическое проведение диктантов приучает учеников вдумчиво и серьезно учить материал, концентрирует их внимание на основных вопросах темы, развивает память, а также приобретается умение вести контроль и самоконтроль. Преимущество устной индивидуальной проверки в том, что учащиеся учатся правильно выражать свои мысли, давать полные ответы на вопросы, вести рассказ по плану развивает речь и логическое мышление. Однако она имеет свои недостатки.

Зачет по биологии, особенно в старших классах, имеет большое значение для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения. Формы проведения зачетов могут быть самыми разными, выбор их зависит от возрастных особенностей учащихся, степени подготовленности класса, от задач, которые ставит перед собою учитель.

Все формы и методы контроля и учета знаний, применяемые мною на уроках, направлены на достижение следующих целей:

  • добиться усвоения каждым учеником базовых образовательных стандартов,
  • привить интерес к предмету биологии,
  • вселить уверенность ребенка в себя, в свои силы.
  • активизировать познавательную деятельность учащихся.

Результативность опыта.

В результате использования вышеописанных информационных возможностей при изучении биологии удаётся:

     - активизировать познавательный интерес учащихся, повысить уровень учебной мотивации;

     - научить ребят применять полученные знания в разных ситуациях;

     - увеличить роль самостоятельной работы учащихся;

     - обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к обучению;

     - повысить качество знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Инновационные методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

—Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

физика, проблемное обучение, эксперимент, школа, активизация, информационные технологии, гипотеза, наблюдение, факультативное занятие, педагогика....