ФОС по астрономии
учебно-методический материал на тему

Григорьев Александр Павлович

Фонды оценочных средств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fos_astronomiya_113_2018-19.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования

«Вурнарский сельскохозяйственный техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Рассмотрен на занятии    ЦК

Протокол от « 28 » августа 2017  г. № 1

 Руководитель ЦК:  _______Л.П. Федотова                                                                                                        

Утверждаю

Приказ  от «01» сентября 2017  г. № 404а

ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

БД.09 Астрономия

                                                                                       (наименование дисциплины)

19.02.08 Технология мяса и мясной продукции

__________________________________________

(код и наименование профессии)

__________технический профиль_____________

(наименование профиля подготовки)

2018

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт фонда оценочных средств

1.1.  Логика изучения дисциплины

1.2.  Результаты освоения учебной дисциплины

1.3.  Виды и форы контроля освоения учебной дисциплины

1.4.  Сводная таблица  контроля и оценивания результатов освоения учебной дисциплины

2.        Контрольно-оценочные средства текущего контроля

2.1. Устный опрос

2.2. Практическая работа

2.3. Реферат, доклад, учебный проект, электронная учебная презентация

3.        Контрольно-оценочные средства промежуточной аттестации

3.1.  Дифференцированный зачёт


1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Фонд оценочных средств разработан на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 07.06.2017 №506;
  • Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
  • Рабочей программы учебной дисциплины БД.09 Астрономия, разработанной преподавателем Григорьевым А.П., утвержденной  31 августа 2018 г.

1.1. Логика изучения дисциплины

Количество часов по программе, из них

108

теоретич.

50

практич.

22

самост. работа

36

Семестры изучения

2 семестр

Формы  контроля по семестрам

Зачет

1.2 Результаты освоения учебной дисциплины

Предметные (П)

Код

Результаты

ПЗ1

Сформированность представлений о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и Вселенной; пространственно-временных масштабах Вселенной

ПЗ2

Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений

ПЗ3

Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой

ПУ1

Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшего научно-технического развития

ПУ2

Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития, международного сотрудничества в этой области

Метапредметные(М)

МУ1

Использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности

МУ2

Использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере

МУ3

Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации

МУ4

Умение использовать различные источники для получения астрономической информации, оценивать ее достоверность

МУ5

Умение анализировать и представлять информацию в различных видах

МУ6

Умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации

Личностные (Л)

Л1

Чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки; астрономически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами

Л2

Готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом

Л3

Умение использовать достижения современной астрономической науки и астрономических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности

Л4

Умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации

Л5

Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач

Л6

Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития

З – знания, У – умения

1.3 Виды и формы контроля освоения учебной дисциплины

Код

Форма  контроля

Вид контроля

Т-текущий, Р-рубежный,

П-промежуточный)

УО

устный опрос

Т

Пр

практическая работа

Т

КР (п)

письменная контрольная работа

Т

КР (д)

домашняя контрольная работа

Т

Р

реферат

Т

Д

доклад

Т

УП

учебный проект

Т

ЭУП

электронная учебная презентация

Т

З

зачет

П


2.        Контрольно-оценочные средства текущего контроля

2.1. Перечень рефератов (докладов), электронных учебных презентаций, индивидуальных проектов:

Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.

Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.

Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.

Связь астрономии и химии (физики, биологии).

Первые звездные каталоги Древнего мира.

Крупнейшие  обсерватории Востока.

Дотелескопическая наблюдательная астрономия Тихо Браге.

Создание первых государственных обсерваторий в Европе.

Устройство, принцип действия и применение теодолитов.

Угломерные инструменты древних вавилонян — секстанты и октанты.

Современные космические обсерватории.

Современные наземные обсерватории.

История происхождения названий ярчайших объектов неба.

Звездные каталоги: от древности до наших дней.

Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.

Системы координат в астрономии и границы их применимости.

Понятие «сумерки» в астрономии.

Четыре «пояса» света и тьмы на Земле.

Астрономические и календарные времена года.

«Белые ночи» — астрономическая эстетика в литературе.

Рефракция света в земной атмосфере.

О чем может рассказать цвет лунного диска.

Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных произведениях.

Хранение и передача точного времени.

Атомный эталон времени.

Истинное и среднее солнечное время.

Измерение коротких промежутков времени.

Лунные календари на Востоке.

Солнечные календари в Европе.

Лунно-солнечные календари.

Обсерватория  Улугбека.

Система мира Аристотеля.

Античные представления философов о строении мира.

Наблюдение прохождения планет по диску Солнца и их научное значение.

Объяснение петлеобразного движения планет на основе их конфигурации.

Закон Тициуса—Боде.

Точки Лагранжа.

Научная деятельность Тихо Браге.

Современные методы геодезических измерений.

Изучение формы Земли.

Юбилейные события истории астрономии текущего учебного года.

Значимые астрономические события текущего учебного года.

История открытия Плутона.

История открытия Нептуна.

Клайд Томбо.

Явление прецессии и его объяснение на основе закона всемирного тяготения.

К. Э. Циолковский.

Первые пилотируемые  полеты  —  животные в космосе.

С. П. Королев.

Достижения СССР в освоении космоса.

Первая женщина-космонавт В. В. Терешкова.

Загрязнение  космического пространства.

Динамика космического полета.

Проекты будущих межпланетных перелетов.

Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.

Современные космические  спутники  связи и спутниковые системы.

Полеты АМС к планетам Солнечной системы.

Сфера Хилла.

Теория происхождения Солнечной системы Канта—Лапласа.

«Звездная история» АМС «Венера».

«Звездная история» АМС «Вояджер».

Реголит: химическая и физическая характеристика.

Лунные пилотируемые экспедиции.

Исследования Луны советскими автоматическими станциями «Луна».

Проекты строительства долговременных научно-исследовательских станций на Луне.

Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.

Самые высокие горы планет земной группы.

Фазы Венеры и Меркурия.

Сравнительная характеристика рельефа планет земной группы.

Научные поиски органической жизни на Марсе.

Органическая жизнь на планетах земной группы в произведениях писателей-фантастов.

Атмосферное давление на планетах земной группы.

Современные исследования планет земной группы АМС.

Научное и практическое значение изучения планет земной группы.

Кратеры на планетах земной группы: особенности, причины.

Роль атмосферы в жизни Земли.

Современные исследования планет-гигантов АМС.

Исследования Титана зондом «Гюйгенс».

Современные исследования спутников планет-гигантов АМС.

Современные способы космической защиты от метеоритов.

Космические способы обнаружения объектов и предотвращение их столкновений с Землей.

История открытия Цереры.

Открытие Плутона К. Томбо.

Характеристики карликовых планет (Церера, Плутон, Хаумея, Макемаке, Эрида).

Гипотеза Оорта об источнике образования комет.

Загадка Тунгусского метеорита.

Падение Челябинского метеорита.

Особенности образования метеоритных кратеров.

Следы метеоритной бомбардировки на поверхностях планет и их спутников в Солнечной системе.

Результаты первых наблюдений Солнца Галилеем.

Устройство и принцип действия коронографа.

Исследования А. Л. Чижевского.

История изучения солнечно-земных связей.

Виды полярных сияний.

История изучения полярных сияний.

Современные научные центры по изучению земного магнетизма.

Космический эксперимент «Генезис».

Особенности затменно-переменных звезд.

Образование новых звезд.

Диаграмма «масса — светимость».

Изучение спектрально-двойных звезд.

Методы обнаружения экзопланет.

Характеристика обнаруженных экзопланет.

Изучение  затменно-переменных звезд.

История открытия и изучения цефеид.

Механизм вспышки новой звезды.

Механизм взрыва сверхновой.

Правда и вымысел: белые и серые дыры.

История открытия и изучения черных дыр.

Тайны нейтронных звезд.

Кратные звездные системы.

История исследования Галактики.

Легенды народов мира, характеризующие видимый на небе Млечный Путь.

Открытие «островной» структуры Вселенной В. Я. Струве.

Модель Галактики В. Гершеля.

Загадка скрытой массы.

Опыты по обнаружению Weakly Interactive Massive Particles — слабо взаимодействующих массивных частиц.

Исследование Б. А. Воронцовым-Вельяминовым и Р. Трюмплером межзвездного поглощения света.

Исследования  квазаров.

Исследование  радиогалактик.

Открытие  сейфертовских галактик.

А. А. Фридман и его работы в области космологии.

Значение работ Э. Хаббла для современной астрономии.

Каталог Мессье: история создания и особенности содержания.

Научная деятельность Г. А. Гамова.

Нобелевские премии по физике за работы в области космологии.

3.        Контрольно-оценочные средства промежуточной аттестации

3.1. Тестовые задания

     Каждый вариант экзаменационной работы состоит из тестовых заданий и включает  в себя 20 вопросв, отличающихся по содержанию, форме и уровню сложности. К каждому заданию дано 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

     В тестах представлено содержание всех основных разделов курса астрономии.

    Общее количество экзаменационных заданий по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела.

Время выполнения теста: 40 минут

Вариант  1

1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется …

1. Астрометрия

2. Астрофизика

3. Астрономия

4. Другой ответ

2.Гелиоцентрическую модель мира разработал …

1. Хаббл Эдвин

2. Николай Коперник

3. Тихо Браге

4. Клавдий Птолемей

3.К планетам земной группы относятся …

1. Меркурий, Венера, Уран, Земля

2. Марс, Земля, Венера, Меркурий

3. Венера, Земля, Меркурий, Фобос

4. Меркурий, Земля, Марс, Юпитер

4.Второй от Солнца планета называется …

1. Венера

2. Меркурий

3. Земля

4. Марс

5. Межзвездное пространство …

1. не заполнено ничем

2. заполнено пылью и газом

3.заполнено обломками космических аппаратов

4. другой ответ.

6. Угол между направлением на светило с какой-либо точки земной поверхности и направлением из центра Земли называется …

1. Часовой угол

2. Горизонтальный параллакс

3. Азимут

4. Прямое восхождение

7. Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда называется …

1. Астрономическая единица

2. Парсек

3. Световой год

4. Звездная величина

8. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. точках юга

2. точках севере

3. зенит

4. надир

9. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. настоящий горизонт

10. Первая экваториальная система небесных координат определяется …

 1.Годинний угол и склонение

 2. Прямое восхождение и склонение

 3. Азимут и склонение

 4. Азимут и высота

11. Большой круг, по которому цент диска Солнца совершает свой видимый летний движение на небесной сфере называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. эклиптика

12. Линия вокруг которой вращается небесная сфера называется

  • ось мира

 2. вертикаль

   3. полуденная линия

   4. настоящий горизонт

13. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 5h 20m, δ = + 100

    1. Телец

    2. Возничий

    3. Заяц

    4. Орион

14. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …

   1. Перигелий

   2. Афелий

   3. Прецессия        

   4. Нет правильного ответа

15. Главных фаз Луны насчитывают …

1. две

2. четыре

 3. шесть

 4.восемь

16. Угол который, отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до вертикала светила называют …

1. Азимут

2. Высота

 3. Часовой угол

 4. Склонение

17. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит. Это утверждение …

1. первый закон Кеплера

2. второй закон Кеплера

 3. третий закон Кеплера

 4. четвертый закон Кеплера

18.Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз называют …

    1.Рефлекторним

2.Рефракторним

 3. менисковый

4. Нет правильного ответа.

19.Установил  законы движения планет …

1. Николай Коперник

2. Тихо Браге

3. Галилео Галилей

4.Иоганн Кеплер

20.К планетам-гигантам относят планеты …

1. Фобос, Юпитер, Сатурн, Уран

2. Плутон, Нептун, Сатурн, Уран

3. Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер

4. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран

Вариант  2

1. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

1. Астрометрия

2. Звездная астрономия

3. Астрономия

 4. Другой ответ

2.Геоцентричну модель мира разработал …

1. Николай Коперник

2. Исаак Ньютон

3. Клавдий Птолемей

4. Тихо Браге

3. Состав Солнечной система включает …

1. восемь планет.

2. девять планет

3. десять планет

4. семь планет

4. Четертая от Солнца планета называется …

1. Земля

2. Марс

3. Юпитер

4. Сатурн

5. Определенный участок звездного неба с четко очерченными пределами, охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющая собственное называется …

1. Небесной сферой

2. Галактикой

3. Созвездие

 4. Группа зрение

6. Угол, под которым из звезды был бы виден радиус земной орбиты называется …

1. Годовой параллакс

2. Горизонтальный параллакс

3. Часовой угол

4. Склонение

7. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. надир

2. точках севере

3. точках юга

4.зенит

8 Большой круг, проходящий через полюса мира и зенит называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4.настоящий горизонт

9. Промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия называется …

      1.Солнечные сутки

 2. Звездные сутки

   3. Звездный час

   4. Солнечное время

10. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в единицу времени по всем направлениям называется …

1. звездная величина

2. яркость

3. парсек

4.светимость

11. Вторая экваториальная система небесных координат определяется …

   1.Годинний угол и склонение

   2. Прямое восхождение и склонение

   3. Азимут и склонение

   4. Азимут и высота

12. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 20h 20m, δ = + 350

    1. Козерог

    2. Дельфин

    3. Стрела

    4. Лебедь

13. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди …

   1. 11 созвездий

   2. 12 созвездий

   3. 13 созвездий

   4. 14 созвездий

14. Затмение Солнца наступает …

   1. если Луна попадает в тень Земли.

   2. если Земля находится между Солнцем и Луной

   3. если Луна находится между Солнцем и Землей

   4. нет правильного ответа.

15. Каждая из планет движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Это утверждение …

    1. первый закон Кеплера

    2. второй закон Кеплера

    3. третий закон Кеплера

    4. четвертый закон Кеплера

16. Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют …

    1. Солнечным

    2. Лунно-солнечным

    3. Лунным

    4. Нет правильного ответа.

17.Телескоп, у которого объектив представляет собой вогнутое зеркало называют …

    1.Рефлекторним

    2.Рефракторним

   3. менисковый

   4. Нет правильного ответа

18. Система, которая объединяет несколько радиотелескопов называется …

   1.Радиоинтерферометром

   2.Радиотелескопом

   3.Детектором

   4. Нет правильного ответа

19. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

1. Астрометрия

2. Звездная астрономия

3. Астрономия

4. Другой ответ

20. Закон всемирного тяготения открыл …

1. Галилео Галилей

2. Хаббл Эдвин

3. Исаак Ньютон

4. Иоганн Кеплер

Ответы

Вариант 1                                                      Вариант 2

 вопроса

Ответ

 вопроса

Ответ

1

3

1

3

2

2

2

3

3

2

3

1

4

1

4

2

5

2

5

3

6

2

6

1

7

2

7

4

8

4

8

4

9

1

9

2

10

1

10

4

11

4

11

1

12

1

12

4

13

4

13

3

14

1

14

3

15

2

15

1

16

1

16

3

17

3

17

2

18

2

18

1

19

4

19

3

20

3

20

3

                         3.КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

     Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом. Таким образом, максимальное количество первичных баллов, которое можно получить при выполнении теста – 20.

Оценка в пятибалльной шкале

Критерии оценки

«2»

Выполнено мене 70% задания

Набрано менее 14 баллов

«3»

Выполнено70-80% задания

Набрано 14-15 баллов

«4»

Выполнено 80-90%задания

Набрано 16-17 баллов

«5»

Выполнено более 90% задания

Набрано 18 баллов и более

3.2.  Дифференцированный зачёт

Вопросы дифференцированного зачёта

  1. Наша звёздная система – Галактика
  2. Виды галактик. Вселенная
  3. Понятие о космологии
  4. Закон Хаббла
  5. Модель расширяющейся Вселенной.
  6. Строение и происхождение галактик
  7. Термоядерный синтез. Баланс энергии.
  8. Проблемы термоядерной энергетики.
  9. Возникновение звёзд. Ядра звёзд как естественный термоядерный реактор.  
  10.  Эволюция звёзд
  11.  Состав, строение Солнечной системы.
  12.  Гипотеза происхождения Солнечной системы.
  13.  Предмет астрономии, значение, взаимосвязь с другими науками
  14.  Созвездия, звёздные величины.
  15.  Геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира.
  16.  Законы Кеплера.
  17.  Движение Луны, затмения.
  18.  Природа Луны.
  19.  Планеты земной группы.
  20.  Планеты – гиганты Солнечной системы.
  21.  Астероиды и кометы.
  22.  Метеорные тела и метеориты.
  23.  Общие сведения о Солнце.
  24.  Солнечная активность
  25.  Двойные звёзды.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4.1. Основные источники:

Астрономия: под ред. Т. С Фещенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. -256 с

4.2. Интернет – ресурсы:

http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics

http://www.school363.1t.ru/dist http://www.school363.1t.ru/

http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/phys/konon/work.html

http://physicomp.lipetsk.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по астрономии "Венера"

Материал содержит основные сведения и характеристику планеты Венера....

Методическое пособие для преподавателя Астрономии

Пособие предназначено для учителей, работающих по учебнику«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Ве-льяминова, Е. К. Страута.Учебник соответствует ФГОС среднего (п...

Рабочая программа "Астрономия." Базовый уровень. 11 класс

Рабочая программа  календарно тематическое планирование ориентированы на   учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Велья-минова, Е. К. Страута. Сп...

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии 51 час...

Рабочая программа по астрономии СПО (39 часов)

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, на основе примерной программы среднего образования: «Физика. Астрономия. 7-11 ...

Что изучает астрономия

Технологическая карта к уроку астрономии...

"День в музее", квест по астрономии

Данный материал предполагает занятие в Музее космонавтики....