Что изучает астрономия
методическая разработка по теме

Технологическая карта к уроку астрономии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_izuchaet_astronomiya.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Название методической разработки: Технологическая карта к уроку астрономии

Автор разработки: Н.М.Пономарь

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Астрономия

11

Что изучает астрономия

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Астрономия

11

Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.

Формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки.

Обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой не насыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор, экран.

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

  1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
  2. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Установка тематических рамок.

Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности.

Озвучивают тему

2

2. Актуализация знаний

обучающихся.  Подготовка к работе на основном этапе

  1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.
  2. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).

Слайд 1-2

Формулировать понятие «предмет астрономии».

Обсудить потребности человека в познании объяснять причины возникновения и развития астрономии

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают тип урока и шаги учебной деятельности.

Ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели.

4

3. Первичное усвоение новых знаний и способов действия

Организовать построение проекта изучения нового знания.

Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов

(Приложение 1)

Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы

10

4. Первичная проверка понимания (реализация построенного проекта)

  1. воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками

Слайд 3 – 10.

Предлагает задания для фронтального выполнения и индивидуальные задания:

составление схемы, отображающей современные представления о структуре Вселенной.

(слайд 10)

Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, используя учебник стр. 6-7, проводят самоконтроль. 

10

5. Первичное закрепление. Самооценка знаний и способов действия

  1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий

  1. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности.

http://www.astro.websib.ru/sites/default/files/userfiles/shem_3.gif

Даёт задание на составление схемы связи астрономии с другими науками.

Задание может быть выполнено в микрогруппах.

7

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректировка. Коррекция знаний и способов действий

  1. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

Устанавливает осознанность учебной деятельности. 

Проводят проверку выполненной работы

8

7. Информация

о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Предлагает домашнее задание

§1, п.п.1,2

Записывают домашнее задание

1

8. Подведение итогов занятия. Рефлексия

1. Организовать рефлексию

учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. 

3

Приложение 1

Основной материал

Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук. Методические акценты урока.

Организовать беседу по выявлению представлений учащихся о том, что изучает астрономия, сформулировав, таким образом, определение предмета астрономии. Далее, продолжая беседу, важно подвести учащихся к мысли о первоначальной значимости развития астрономических знаний в связи с практическими потребностями. Их можно разделить на несколько групп:

- сельскохозяйственные потребности (потребность в отсчете времени — сутки, месяцы, годы. Например, в Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис — предвестника разлива Нила);

- потребности в расширении торговли, в том числе морской (мореплавание, поиск торговых путей, навигация. Так, финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую греки так и называли — Финикийская звезда);

- эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных явлений и процессов, возникновение окружающего мира. Зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззрению древних цивилизаций. Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них).

Выявление последней из указанных потребностей логично переводит к рассмотрению ряда этапов в развитии астрономии — от первых «следов» доисторической астрономии через наблюдательную астрономию Древнего мира и средневекового Востока к телескопической астрономии Галилея, небесной механике Кеплера и Ньютона. Важно в ходе беседы подвести учащихся к пониманию роли космической астрономии современности и ответственности человека в сохранении уникальности окружающего мира. Итогом обсуждения этапов в развитии астрономии является составление схемы, отображающей современные представления о структуре Вселенной.

Данное задание дать учащимся в качестве самостоятельной работы. Обсуждение результатов самостоятельной работы завершается обсуждением масштабов Вселенной.

Приложение 2

Задание  может быть выполнено в микрогруппах. При раскрытии связи астрономии с другими науками важно проанализировать взаимопроникновение и взаимовлияние научных областей:

— математика (использование приемов приближенных вычислений, замена тригонометрических функций малых углов значениями самих углов, выраженными в радианной мере, логарифмирование и т. д.);

— физика (движение в гравитационном и магнитном полях, описание состояния вещества; процессы излучения; индукционные токи в плазме, образующей космические объекты);

— химия (открытие новых химических элементов в атмосфере звезд, становление спектральных методов; химические свойства газов, составляющих небесные тела; открытие в межзвездном веществе молекул, содержащих до девяти атомов, существование сложных органических соединений метилацетилена и формамида и т. д.);

— биология (гипотезы происхождения жизни, приспособляемость и эволюция живых организмов; загрязнение окружающего космического пространства веществом и излучением);

— география (природа облаков на Земле и других планетах; приливы в океане, атмосфере и твердой коре Земли; испарение воды с поверхности океанов под действием излучения Солнца; неравномерное нагревание Солнцем различных частей земной поверхности, создающее циркуляцию атмосферных потоков);

— литература (древние мифы и легенды как литературные произведения; научно-фантастическая литература).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ЗАЧЕМ СТУДЕНТАМ ОТДЕЛЕНИЯ ФОТОГРАФИИ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"

В этой статье доказываетсянеобходимость изучения истории изобразительного искусства студентам отделения фотографии....

Урок-конкурс "Зачем надо изучать математику"

Урок -конкурс проектных работ «Зачем надо изучать математику»«Мысль выражать числа десятью знаками настолько простая, что трудно понять, насколько она удивительна». Цели:  Развивать и укрепл...

Презентации к уроку-конкурс "Зачем надо изучать математику"

Урок -конкурс проектных работ «Зачем надо изучать математику»«Мысль выражать числа десятью знаками настолько простая, что трудно понять, насколько она удивительна». Цели:  Развивать и укрепл...

Полезные сайты для тех кто изучает английский.

В данном разделе Вы найдете самые полезные сайты для тех кто изучает английский язык, или только хочет приступить к его изучению....

Коллекционируем с ребенком. Для того, чтобы найти что-нибудь интересное, надо быть наблюдательным, внимательно изучить окружающий мир, уметь сравнивать найденные предметы.

КоллекционируемДаже взрослый человек по натуре - собиратель, не говоря уже о детях! Любой ребенок во время прогулок собирает и периодически приносит в дом совершенно бесполезные (на взгляд взрослого) ...

Методическая разработка бинарного урока по астрономии и английскому языку «Известные астрономы и их открытия. Космология 20 века»

Цель данного бинарного урока: формирование у учащихся четкого представления о структуре, происхождении и эволюции Солнечной системы на основе законов и теорий величайших физиков и астрономов, а также ...