Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Физика»
методическая разработка

Бухатиева Бэлигма Цыремпиловна

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Физика» предназначены для студентов при освоении профессии «Автомеханик».

В данном пособии представлены виды самостоятельных работ, требования к их оформлению, конкретные указания к выполнению работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_srs_avtomehanik.docx332.96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Могойтинский филиал

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по физике для студентов по профессии «Автомеханик»

Разработала: Бухатиева Бэлигма Цыремпиловна, преподаватель физики, ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»  

Могойто

2018

Рассмотрено на заседании

ЦК Могойтинского филиала

№  __ протокола _______2018

_________ О.Б.Белобородова

Бухатиева Б.Ц., преподаватель физики, Методические указания по выполнению самостоятельных  работ  студентов по дисциплине «Физика» для студентов 1 курса по профессии  23.01.03 Автомеханик,  Могойто: Изд-во  Могойтинского филиала ГБПОУ «БКТиС», 2018.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Физика» предназначены для студентов при освоении профессии «Автомеханик».

В данном пособии представлены виды самостоятельных работ, требования к их оформлению, конкретные указания к выполнению работ.

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………………………..3

  1. Перечень самостоятельных работ ………………………………………………………4
  2. Характеристика заданий…………………………………………………………………5

2.1. Подготовка информационного сообщения…………………………………….5

2.2. Написание реферата……………………………………………………………..5

2.3. Решение задач……………………………………………………………………7

2.4. Создание материалов-презентаций……………………………………………..8

2.5. Подготовка и презентация доклада…………………………………………….9

2.6. Написание конспекта первоисточника……………………………………….11

2.7. Содержание и оформление опорных конспектов……………………………12

2.8. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним…………………………13

2.9. Оформление отчета лабораторных работ…………………………………….13

2.10. Практическая работа «Наблюдение процесса роста кристаллов из раствора»…………………………………………………………………………….15

2.11. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме……………………16

Заключение………………………………………………………………………………….18

Использованная литература……………………………………………………………….19

Приложения…………………………………………………………………………………20

Введение

В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач требует повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Введение в практику учебных программ и модулей  с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов  являются:

  • овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности;
  • формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
  • развитие  творческого  подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачи, решаемые при организации самостоятельной работы студентов:

  • способствует углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний;
  • развивает практические умения в проведении исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию определенного вида деятельности;
  • совершенствует навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами, в том числе работы с интернетом;
  • открывает широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала по физике и накопленного практического опыта;
  • способствует профессиональной подготовке к выполнению в дальнейшем своих обязанностей;
  • помогает овладеть методологией исследований.

Студент должен выполнить работу за определенное время.

Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе в виде опорного конспекта, конспекта, опорной схемы, реферата.

Отчет о проделанной работе следует делать в тетради для самостоятельных работ.

 Оценку по самостоятельной работе студент  получает, с учетом  срока выполнения работы, если:

- задания выполнены правильно и в полном объеме;

- отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению самостоятельной работы.

1. Перечень самостоятельных работ

Виды самостоятельной работы

Подготовка и написание рефератов, докладов, сообщений  на заданные темы

Самостоятельное решение задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с представлением эталонов ответов.

Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по темам, связанных с физикой.

Оформление

  • мультимедийных презентаций учебных разделов и тем,
  • слайдового сопровождения докладов.

Отчет и анализ  лабораторных и контрольных работ

Практическая работа «Наблюдение роста кристаллов из растворов»

Подготовка физических диктантов, кроссвордов, тестов.

2. Характеристика заданий

2.1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.

Критерии оценки:

  • актуальность темы, 1 балл;
  • соответствие содержания теме, 1 балла;
  • глубина проработки материала, 1 балла;
  • грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
  • наличие элементов наглядности, 1 балла.

Максимальное количество баллов: 5

Оценка выставляется по количеству набранных баллов.

2.2. Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.

Порядок сдачи и защиты рефератов.

 1. Реферат сдается на проверку  преподавателю за 1-2 недели до  зачетного занятия.

2. При оценке реферата преподаватель учитывает:

  • качество;
  • степень самостоятельности студента и проявленную инициативу;
  • связность, логичность и грамотность составления;
  • оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

3.  Защита тематического реферата  может проводиться на выделенном  одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

4.  Защита реферата студентом предусматривает:

  • доклад по реферату не более 5-7 минут;
  • ответы на вопросы оппонента.

На  защите запрещено чтение текста реферата.

5. Общая оценка за реферат выставляется  с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 

Содержание и оформление разделов реферата

Титульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается  полное наименование учебного заведения.

В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.

Далее, ближе к  правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются  фамилия и инициалы преподавателя.

В нижнем поле указывается  год написания реферата (приложение 1).

После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.

Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки  на конце. Последнее слово каждого  заголовка соединяют отточием (……………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

Введение.  Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

Основная  часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.

Заключительная  часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.

В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке  (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д.), название издательства (например, Мир), год издания  (например, 1996), можно указать страницы (например, с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7 (номер лит. источника), с. 67- 89). Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.

В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака " № "), например, " Приложение 1".  Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1)). 

Критерии оценки реферата

  • актуальность темы, 1 балл;
  • соответствие содержания теме, 3 балла;
  • глубина проработки материала, 3 балла;
  • грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
  • соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;
  • доклад, 5 баллов;
  •  умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов. 

Максимальное количество баллов: 20.

19-20 баллов соответствует оценке «5»

15-18 баллов – «4»

10-14 баллов – «3»

менее 10 баллов – «2»

2.3. Решение задач

Прежде всего, приступая к  решению   задач   по   физике, пусть и самой простой, необходимо внимательно и несколько раз прочитать условие и попытаться выявить явление, установить основные законы, которые используются в  задаче, а после приступать к непосредственно поиску правильного ответа. Для грамотного поиска ответа, в действительности, необходимо хорошо владеть только двумя умениями – уяснить физический смысл, который отражает суть задания, и верно выстраивать цепочку различных мини-вопросов, ведущих к ответу на основной вопрос  задачи. Определившись, в итоге, с законом, который применяется в определенной  задаче. Необходимо начинать задавать себе конкретные, короткие вопросы, при этом каждый следующий должен непременно быть связан с предшествующим, либо главным законом  задачи. В результате, у вас выстроится точная логическая цепочка из взаимосвязанных мини-вопросов, а также мини-ответов к ним, то есть появиться структурированность, определенный каркас, который поможет найти выражение в формулах, связанных между собой. В итоге, получив подобную структуру, необходимо просто решить полученную систему уравнений с несколькими переменными и получить ответ. 

Решение   задачи  можно условно разбить на четыре этапа и в соответствии с данными этапами установить критерии оценки: 

  1. Ознакомиться с условием  задачи  (анализ условия  задачи  и его наглядная интерпретация схемой или чертежом), 0,5 балл.
  2. Составить план  решения   задачи  (составление уравнений, связывающих физические величины, которые характеризуют рассматриваемое явление с количественной стороны), 2 балла;
  3. Осуществить  решение  (совместное  решение  полученных уравнений относительно той или иной величины, считающейся в данной  задаче  неизвестной), 2 балла;
  4. Проверка правильности  решения   задачи  (анализ полученного результата и числовой расчет), 0,5 балла.

Максимальное количество баллов: 5.

Оценка выставляется по количеству набранных баллов.

2.4. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч

Критерии оценки

  • соответствие содержания теме, 1 балл;
  • правильная структурированность информации, 5 баллов;
  • наличие логической связи изложенной информации, 5 балл;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям, 3 балла;
  • работа представлена в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 15.

14-15 баллов соответствует оценке «5»

11-13 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

2.5. Подготовка и презентация доклада.    Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Тема доклада  должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия.

Материалы  при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям  колледжа и быть указаны в докладе.

Необходимо  соблюдать регламент, оговоренный  при получении задания.

Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.

Работа студента  над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.

Студент в ходе работы по презентации  доклада, отрабатывает умение  ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.

Докладом также  может стать презентация реферата  студента, соответствующая теме занятия.

Студент обязан  подготовить и выступить с  докладом в строго отведенное  время преподавателем, и в срок. 

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

                - название презентации (доклада); 

                - сообщение основной идеи;

                - современную оценку предмета  изложения;

                - краткое перечисление рассматриваемых вопросов;  

                - живую интересную форму изложения;

                - акцентирование оригинальности  подхода. 

Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должна даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели. 

Примерный план публичного выступления

1. Приветствие        

«Добрый день!»

 «Уважаемый «(имя и отчество преподавателя)

« Уважаемые  присутствующие!»

2. Представление (Ф.И.,  группа, и т.д.)        

«Меня зовут...Я студент (ка)...группы, Байкальский колледж туризма и сервиса Могойтинского филиала»

3. Цель выступления        

«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме.

4. Название темы        

«Название темы»

5.Актуальность        

«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»

6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения        

«Цель моего выступления – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»

получены новые знания следующего характера:...,

 выдвинуты новые гипотезы и идеи:...,

определены новые проблемы (задачи)»

7. Благодарность за внимание        

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

8. Ответы на вопросы        

«Спасибо (благодарю) за вопрос...

 А) Мой ответ...

 Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.

9. Благодарность за интерес и вопросы по теме        

«Благодарю за интерес и вопросы по подготовленной  теме. Всего доброго».

                    Факторы, влияющие на успех выступления

 До, во время и после выступления на конференции докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе выступления.

 Внешний вид докладчика

 Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами.

 Прическа – аккуратная.

Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.

Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.

Движения – свободные, уверенные, плавные, неагрессивные.

Речь

Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.

Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.

Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

Критерии оценки доклада

  • актуальность темы, 1 балл;
  • соответствие содержания теме, 1 балл;
  • глубина проработки материала, 1 балл;
  • грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
  • соответствие оформления доклада требованиям, 1 балл.
  • умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов. 

Максимальное количество баллов: 10.

9-10 баллов соответствует оценке «5»

7-8 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»

2.6. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить (приложение 2).

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч 

Критерии оценки:

  • содержательность конспекта, соответствие плану, 3 балла;
  • отражение основных положений, результатов работы автора, выводов, 5 баллов;
  • ясность, лаконичность изложения мыслей студента, 3 балла;
  • наличие схем, графическое выделение особо значимой информации, 1 балл;
  • соответствие оформления требованиям, 1 балл;
  • грамотность изложения, 1 балл;
  • конспект сдан в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 15.

14-15 баллов соответствует оценке «5»

11-13 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

2.7. Содержание и оформление опорных конспектов.  Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос.  Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять  и следить за логикой ответа.

Опорный конспект  должен содержать все то, что  учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы (приложение 3).

Основные требования  к содержанию опорного конспекта

  1. Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
  2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта

  1. Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
  2. По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса.
  3. Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
  4. Не должен содержать сплошного текста.
  5. Должен быть аккуратно  оформлен (иметь привлекательный вид).

Методика составления опорного конспекта

  1. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты.
  2. Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
  3. Придать плану законченный вид (в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
  4. Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.

Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 2 ч

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме, 1 балл;
  • правильная структурированность информации, 3 балла;
  • наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
  • соответствие оформления требованиям, 3 балла;
  • аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
  • работа сдана в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 15.

14-15 баллов соответствует оценке «5»

11-13 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

2.8. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме, 1 балл;
  • грамотная формулировка вопросов, 5 баллов;
  • кроссворд выполнен без ошибок, 3 балла;
  • работа представлена на контроль в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 10.

9-10 баллов соответствует оценке «5»

7-8 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»

2.9. Оформление отчета лабораторных работ - главное назначение лабораторных занятий по физике – приобретение студентами необходимых умений и навыков в проведении физического эксперимента. При этом студенты должны проверить основные физические закономерности явлений, познакомиться с методами измерений и правилами обработки результатов измерений, научиться обращению с современной научной аппаратурой. 

Студенты выполняют лабораторные работы по графику, имеющемуся в аудитории.

Каждому занятию предшествует предварительная подготовка студента, которая включает в себя:

а) ознакомление с содержанием лабораторной работы по методическим указаниям к ней;

б) проработку теоретической части по учебникам, рекомендованным в методических указаниях;

в) составление бланка отчета («полуотчет») по лабораторной работе. 

«Полуотчет» выполняется на заключенных в рамку листах стандартного размера 297×210 мм (формат А4) (можно взять развернутый лист обычной тетради в клетку, укороченный на 7 клеток снизу). Записи на оборотной стороне листа не допускаются.

«Полуотчет» должен содержать:

1) название лабораторной работы;

2) цель;

3) задачу;

4) приборы и принадлежности;

5) таблицу для занесения метрологических характеристик измерительных приборов;

6) теоретическую часть (основные понятия и законы);

7) описание метода измерений и установки;

8) таблицы для записи в них результатов измерений.

Теоретическая часть должна быть краткой, занимать не более листа. Она должна содержать основные положения, законы, лежащие в основе изучаемого физического явления, и рабочую формулу (без вывода) с расшифровкой всех буквенных обозначений.

Студент должен помнить, что методические указания к лабораторным работам являются только основой для их выполнения. Теоретическую подготовку к каждой лабораторной работе необходимо осуществлять с помощью учебной литературы.

По окончании практической части работы студент завершает оформление отчета по лабораторной работе. Для этого «полуотчет», оформленный при подготовке к занятию, дополняется следующим содержанием:

1) таблицей с результатами измерений;

2) обработкой результатов всех прямых и косвенных измерений;

3) расчетом искомых величин в единицах СИ;

4) графиками (если это необходимо);

5) выводами.

Для того чтобы отчет был четким и аккуратным, студент должен иметь рабочую (черновую) тетрадь, в которой проводится расчет искомых физических величин, погрешностей измерений и т.д. Все этапы этих расчетов необходимо кратко отразить в отчете.

Выводы отчета должны опираться на анализ выявленных в работе закономерностей, связей между различными физическими величинами, сравнение полученных результатов с теоретическими и табличными.

Критерии оценки:

  • отражение основных положений, результатов работы, выводов, 5 баллов;
  • ясность, лаконичность изложения мыслей студента, 3 балла;
  • наличие схем, графическое выделение особо значимой информации, 1 балл;
  • соответствие оформления требованиям, 1 балл;
  • грамотность изложения, 1 балл;
  • отчет сдан в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 12.

11-12 баллов соответствует оценке «5»

8-10 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»

2.10. Практическая работа «Наблюдение процесса роста кристаллов из раствора»

Цель работы: Наблюдение процесса роста кристаллов различных веществ в перенасыщенном водном растворе.

Для этого небольшое количество насыщенного раствора помещают на предметное стекло под объектив микроскопа. Испарение воды делает раствор перенасыщенным, и в нём начинается кристаллизация. Этот процесс настолько интенсивен, что в течение нескольких минут можно наблюдать процесс роста кристаллов. Процесс кристаллизации удобно наблюдать под микроскопом с 80-кратным увеличением, используя объектив с 8-кратным и окуляр с 10-кратным увеличением.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, стеклянная палочка, насыщенные растворы хлористого аммония, поваренной соли, гидрохинона.

Раствором называется однородная смесь, в которой молекулы одного вещества равномерно распределены между молекулами другого. Взаимное растворение двух веществ имеет некоторые пределы, которые зависят от природы растворителя и растворяемого вещества и температуры.

Раствор, в котором данное вещество при данной температуре уже больше не растворяется, называют насыщенным, а раствор, в котором ещё может раствориться добавочное количество данного вещества, - ненасыщенным. Число граммов вещества, образующих насыщенный раствор в 100 г растворителя при данной температуре, называется растворимостью этого вещества или коэффициентом растворимости.

Для многих других веществ очень хорошим растворителем является вода. В таблице приведены данные о растворимости в воде некоторых веществ при разных температурах.

Число граммов растворенного вещества в 100 г воды

Вещество

Температура, ° С

0

18

100

Хлористый аммоний

30

33

75

Хлористый цинк

210

360

610

Хлористый натрий

3

36

39,6

Азотнокислый калий

13

29

230

Углекислый литий

1,65

1,3

0,8

Для многих веществ растворимость увеличивается с повышением температуры. Для некоторых веществ, например для хлористого цинка, азотнокислого калия, это увеличение довольно резкое. Иногда оно несущественно, например, у хлористого натрия. У очень немногих веществ растворимость уменьшается с увеличением температуры. Примером одного из таких веществ может служить углекислый литий.

Если насыщенный раствор вещества, растворимость которого возрастает с повышением температуры, охладить, то раствор станет перенасыщенным. Избыток растворённого вещества выпадает в осадок. Многие вещества при этом выпадают в осадок в виде кристаллов.

Порядок выполнения работы.

  1. Поместите на столик микроскопа предметное стекло, отрегулируйте освещение и вращением микрометрического винта добейтесь чёткого изображения поверхности предметного стекла. Наводку на резкость можно облегчить нанесением на поверхность стекла метки карандашом.

Внимание!

При наводке на резкость вращение винта следует производить осторожно, чтобы не допустить соприкосновения объектива с предметным стеклом и его повреждения.

  1. Выньте предметное стекло из зажимов и поместите на него с помощью стеклянной палочки каплю насыщенного раствора хлористого аммония.
  2. Поместите стекло с каплей под объектив микроскопа так, чтобы был виден край капли, так как первые кристаллы образуются обычно на краю капли.
  3. Пронаблюдайте процесс зарождения и роста кристаллов. Результаты наблюдений занесите в отчёт, который должен содержать описание процесса роста кристаллов и зарисовку картины, видимой в микроскоп.
  4. Аналогичные наблюдения и зарисовки выполните с использованием растворов поваренной соли, гидрохинона.

Контрольные вопросы:

  1. Какой раствор называют насыщенным?
  2. Как сделать раствор перенасыщенным, не добавляя в него растворяемое вещество?
  3. При каких условиях образуются кристаллы в виде дентритов?

Критерии оценки:

  • отражение основных положений, результатов работы, выводов, 5 баллов;
  • ясность, лаконичность изложения мыслей студента, 3 балла;
  • наличие схем, графическое выделение особо значимой
    информации, 1 балл;
  • соответствие оформления требованиям, 1 балл;
  • грамотность изложения, 1 балл;
  • отчет сдан в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 12.

11-12 баллов соответствует оценке «5»

8-10 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»

2.11. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме –  это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 4). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме, 1 балл;
  • логичность структуры таблицы, 2 балла;
  • правильный отбор информации, 2 балла;
  • наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации, 3 балла;
  • соответствие оформления требованиям, 1 балл;
  • работа сдана в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 10.

9-10 баллов соответствует оценке «5»

7-8 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»

Заключение

Правильно организованная самостоятельная работа при изучении нового материала и в процессе закрепления на уроках физики повышает у студентов мотивацию к изучению дисциплины, развивает мышление, способствует повышению качества знаний и уровню их профессиональной подготовки. 

Литература.

  1. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 64 с.
  2. www.uchmet.ru Учебно-методический портал.  «Матрица создания творческих проектов в объединении художественно-эстетической направленности «Цветочная мозаика»
  3. Варикаш В.М., Кимбар Б.А., Варикаш И.М. Физика в живой природе. – Минск: Народна асвета, 2011.
  4. Глазунов А.Ю. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов. – М.: Просвещение, 2010.

Приложения

____________________________________________________

Приложение  1

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Республики Бурятия

государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

Могойтинский филиал

РЕФЕРАТ

Тема:________________________________________

Выполнил: ФИ, ст. гр. АМ-112

Проверил: ФИО, преподаватель физики

Могойто

2014

Образец оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ............................................................................................... 2

Глава 1 .................................................................................................. 3

Глава 2 .................................................................................................. 6

Глава 3 ................................................................................................ 10

Заключение ........................................................................................ 14

Список литературы............................................................................ 16

Приложение  2

Образец оформления конспекта

КОНСПЕКТ

Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)

«_______________________________________________»

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания

План (схема простого плана):

1.

2.

3.

4.

План (схема сложного плана):

1. ________________________;

    ________________________:

а) _____________________;

б) _____________________;

в) _____________________.

1.2. _______________________:

а) _____________________;

б) _____________________.

2. ________________________.

2.1. __________________ и т.д.

(далее раскрываются вопросы плана)

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.

Приложение 3

Образец оформления опорного конспекта (фрагмент)

Опорный конспект темы

"Молекулярная физика. Основные положения МКТ"

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

ok005

Приложение 4

Образец сводной (обобщающей) таблицы по теме

Сводная таблица по теме

"Электрическое поле"

 выполнена Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Аналогия между электрическим полем и полем тяготения

Наименование

Величины

В поле тяготения

В электростатическом поле

1. Характеристика тела, от которой зависит сила, действующая на него

Масса m

Заряд q

2. Величина, определяющая свойства поля

Ускорение свободного падения g

Напряженность Е

3. Сила, действующая на тело и на заряд

F=mg

F=qE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОУД.03. Математика Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине.

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по специальности 35.02.07. Механизация сельског...

ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине для студентов специальности 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по специальности 38.02.05. Товароведение и эксп...

ЕН.01. Математика Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине для студентов специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского х...

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП.09 Станции и узлы

Данные методические рекомендации предназначены для самостоятельной внеаудиторной работы студентов....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для специальности 38.02.01

Методические указания по  выполнению самостоятельной работы по  дисциплине Финансы, денежно  обращение и  кредит  для  специальности 38.02.01...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы к учебной дисциплине ПМ.03 Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей. Для специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомоб

Методические указанияпо выполнению самостоятельной работык учебной дисциплине ПМ.03 Выполнение работ по  профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту  автомобилей...