Технологическая карта урока по естествознанию Тема: «Возникновение и развитие эволюционных идей. Ч. Дарвин и его теория эволюции»
план-конспект урока

Жироухова Галина Викторовна

Технологическая карта предназначена для урока естествознания (раздел "Биология") у студентов 1 курса по специальностям: 050146 Преподавание в начальных классах, 050141 Физическая культура, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. Позволяет познакомить студентов с развитием эволюционных идей в додарвиновский период; раскрыть вклад К. Линнея, Ж-Б Ламарка и других ученых в развитие учения об эволюции; сформировать у студентов представление о предпосылках возникновения дарвинизма, о создании Ч. Дарвином целостного эволюционного учения; развивать научное мировоззрение студентов; развивать умение сравнивать;развивать у студентов интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_evolyutsiya.doc531.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 ИМ. А.С. ПУШКИНА»

Технологическая карта урока по естествознанию

Тема: «Возникновение и развитие эволюционных идей. Ч. Дарвин и его теория эволюции»

для студентов 11-13 групп

специальности: 050146 Преподавание в начальных классах, 050141 Физическая культура, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Подготовила преподаватель

естественных дисциплин

Жироухова Г. В.

Сураж, 2019

Тема урока: «Возникновение и развитие эволюционных идей. Ч. Дарвин и его теория эволюции»

Цели: образовательные:

- познакомить студентов с развитием эволюционных идей в додарвиновский период;

- раскрыть вклад К. Линнея, Ж-Б Ламарка и других ученых в развитие учения об эволюции;

- сформировать у студентов представление о предпосылках возникновения дарвинизма, о создании Ч. Дарвином целостного эволюционного учения;

развивающие:

- развивать научное мировоззрение студентов;

- развивать умение сравнивать;

воспитательные:

- развивать у студентов интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

Давать определение понятиям «креационизм», «эволюция», «систематика», «трансформизм»;

различать эволюционные идеи, сложившиеся в додарвиновский период, приводить примеры предпосылок дарвинизма, объяснять вклад К. Линнея, Ж-Б Ламарка и других ученых в развитие учения об эволюции; формулировать основные положения теории эволюции Ч. Дарвина.

Метапредметные

1 Познавательные:

 Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение   анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение.

2 Коммуникативные:

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

3. Регулятивные:

Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемной ситуации, работать по плану, сверяя свои действия с целью, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные

   Формирование познавательного интереса к биологии.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, книга Ч. Дарвина  «Происхождение видов путем естественного отбора», презентация.

Тип урока: изучение нового материала

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формируемые УУД

I Организационный момент. (1 мин.)

Приветствует студентов, проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места  студентов к уроку, организует внимание группы к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствуют преподавателя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Личностные:

Настрой на продуктивную деятельность на уроке

II Актуализация опорных знаний (5 мин).

- Прежде чем начать изучение темы нашего урока, мне хотелось бы с вами побеседовать.

- Ребята, как бы вы могли объяснить термин «теория»?

- Что такое гипотеза?

- Как вы думаете, чем теория отличается от гипотезы?

- Приведите примеры теорий любых наук?

- Назовите биологические теории.

Демонстрирует 4 изображения на слайде

- Посмотрите внимательно на изображения и скажите, с какой теорией будет связана тема нашего урока? 

- Что же означает термин «эволюция»? как вы его понимаете?

- Современная биология неотделима от концепции биологической эволюции.

Биологическая эволюция (от лат.evolutio - развёртывание) -необратимый процесс исторического изменения живого, наследственные изменения свойств и признаков живых организмов в ряду поколений.

- Какой учёный своим взглядом на эволюцию органического мира повлиял на мировоззрение многих людей?

- Какие вопросы в биологии он рассматривал в свете эволюции?

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ.

 Ответы студентов: 

Теория – учение, система идей или принципов.

- Гипотеза - недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Теория – обоснована научными фактами, доказана с помощью научных методов.

- Теория - это учение, концепция - способ осознания, понимания, трактовки каких-либо явлений.

- квантовая теория света, теория относительности (физика); теория химического строения Бутлерова, теория валентных связей (химия); теория вероятности, теория множеств(математика).

- Клеточная теория, теория возникновения жизни на Земле, хромосомная теория, теория естественного отбора, теория эволюции.

теория эволюции.

 - Эволюция - процесс развития, движения, изменения.

- Ч. Дарвин

- Эволюция человека, происхождение видов путем естественного отбора, факторы эволюции.

ПознавательныеУУД:

-развивают навык

анализа информации,

-учатся строить высказывания,

Коммуникативные УУД: -

-учатся выражать свои мысли,

- учатся культуре общения.

-учатся использовать речевые средства для аргументации своей позиции,

-развивают умение слушать и слышать друг друга.

III Формулировка темы занятия и цели, постановка проблемы (7 мин.)

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию..

- Первый труд Ч. Дарвина вышел более 150 лет назад. И не одно поколение выросло на учении Ч. Дарвина об эволюции органического мира. И тем не менее в 2006 г. Петербургская школьница Маша Шрайбер и ее папа Кирилл Львович подали в суд иск, требуя «запретить преподавание в общеобразовательных учебных заведениях (школах) теории эволюции, теории происхождения человека Ч.Дарвина в качестве доминантной (преобладающей, истинной) научной теории».

Интересно что, подобный судебный процесс уже имел место в 1925 г. Известен сегодня как «обезьяний процесс», в ходе которого учитель Джон Скоупз был приговорен к штрафу за преподавание теории эволюции. Впоследствии решение суда было пересмотрено, но сами подобные законы, запрещающие преподавать учение Ч. Дарвина, были отменены только во второй половине XX в.

- Как Вы думаете, почему по прошествии 150 лет работы Ч. Дарвина до сих пор вызывают недоумения и несогласия?

- Так может быть, Дарвин был не прав?

- Как Вы думаете, есть ли необходимость рассматривать этот вопрос сегодня?

- Я согласна с Вами. Жить в современном мире, считать себя образованным человеком и грамотно использовать достижения науки в своей жизни можно, только зная её основы, факты и закономерности.

- Как вы думаете, можем ли мы начать изучение теории эволюции, не учитывая многовековые размышления других ученых, ведь труд Дарвина был основан на взглядах и идеях его предшественников. О каких ученых идет речь?

- Догадались ли вы, что мы сегодня изучаем и какова тема у нашего занятия?

- Вы правы. Также мы с вами поговорим о значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, сформулируем основные положения теории эволюции Дарвина (тема на слайде)

Запишите тему урока в тетрадь.

Давайте попробуем сформулируем цель занятия.

Я уточню нашу цель: познакомиться с историей развития эволюционных идей. Определить значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. Познакомиться с предпосылками возникновения учения Ч.Дарвина. Сформулировать основные положения теории эволюции Ч.Дарвина.

- Не объясняет все факты, не учитывает религиозной точки зрения, происхождение человека от обезьян умаляют человеческое достоинство, эволюционный процесс никто не наблюдал.

- есть

- нет

Ответы студентов: Аристотель, Гераклит, К. Линней, Ж.Б. Ламарк.

Студенты формулируют тему: История возникновения и развития эволюционных идей. Ч. Дарвин и его теория эволюции.

Записывают дату и тему урока

Студенты формулируют цель занятия

Познавательные УУД:

- развивают умение строить высказывания;

- учатся анализировать. 

Коммуникативные УУД:

- учатся выражать свои мысли,

- учатся культуре общения.

- развивают умение слушать и понимать речь другого человека.

Регулятивные:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы.

- учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности , устанавливать пути решения проблемы

IV Изучение нового материала. (20 мин)

Вводное слово преподавателя:

- Ещё задолго до Ч. Дарвина внимание учёных привлекало и имеющееся многообразие живых организмов, структурное и функциональное сходство между ними, а также отличия, связанные с образом жизни. Они выдвигали различные гипотезы. И по мере накопления фактов эволюционировали и сами идеи. Историю эволюционного учения до выхода в свет работ Ч.Дарвина принято называтьдодарвиновским периодом. Он состоит из нескольких важных этапов, в свою очередь повлиявших на развитие науки и взглядов самого Ч. Дарвина.

При изучении каждого из этапов мы будем отмечать имена ученых, которые внесли вклад в развитие теории эволюции, их достижения и мировоззренческие взгляды в таблицу (Таблица 1)

Запишите ее себе в тетрадь.

1. Первая ступень развития эволюционных идей.

1) Изложение материала преподавателем

Актуальность темы уже не вызывает сомнений. Этот вопрос является мировоззренческим и определяющим взгляд на окружающий мир и своё место в нём.

Живой мир Земли огромен. В нём более 500 видов растений, 1,5 млн. видов животных и столько же прокариот. Как могло возникнуть такое разнообразие видов? Каковы механизмы, действующие в природе? Ответ на этот вопрос искали уже первые учёные древности.

- Предположите, какие учёные могли быть первыми в объяснении существующего многообразия?

Первая ступень развития эволюционных идей связана с деятельностью античных философов натуралистов, в том числе Аристотеля.

- Каковы же были взгляды первых учёных-натуралистов?

Аристотель (384-322 гг. до н.э.), исследуя внешнее строение и развитие животных, пришел к заключению, что человек и животные имеют единый план строения, что есть тела простые и сложные. Вся природа, по Аристотелю, состоит из ступеней «лестницы»: первая - неживая природа, вторая - растения, третья - низшие, прикрепленные морские животные, четвертая - все прочие животные и, наконец, пятая - человек. Но «лестница» Аристотеля статична, так как он полагал, что высшие формы не происходят от низших. Его главный труд «Лестница природы».

- Давайте начнем заполнение таблицы.

- Авторитет высказываний Аристотеля на многие годы определил взгляды натуралистов на природу.

К его заслугам можно отнести следующее:

1. Он описал более 500 видов животных

2. Попытался объединить их в группы

3. Расположил эти группы в определенном порядке: от просто-устроенных ко все более сложным.

Тем не менее, его попытки систематизировать животный мир допускали многие нелепости. Так дельфинов и китов он отнес к классу рыб.

- Как Вы думаете, почему он допустил эту ошибку?

- Он объединил в одну группу животных, схожих внешне.

- Именно из-за этой ошибки он отнес к классу Гады, в которой он поместил змей, и животных....

- Каких? Как Вы думаете?

- Червей!

- Как не удивительно, но это так.

- Аристотель - первый учёный-энциклопедист. То - что он допустил так много ошибок, пытаясь систематизировать животный мир — нельзя поставить это ему в вину — ведь он был первым, кто попытался описать и систематизировать живых организмов.

- Мы достигли поставленных в начале урока целей? достаточно ли нам знания идей античных философов на эволюции?

- Тогда нам следует продолжить изучение этой темы.

2. Вторая ступень развития эволюционных идей.

1) Сообщение преподавателя

- Вторая ступень связана с установлением господства христианской церкви в Европе и с распространением точки зрения, основанной на библейских текстах.

- Как называется такое направление взглядов в биологии?

(Слайд) Ученые считали, что мир создан Творцом. Все живые существа являются воплощением идей Бога, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени.

Довольно продолжительное время эта теория считалась единственно верной. Но открытия 16 – начала 17 веков поставили ее под сомнение. Например, в 17 веке английский естествоиспытатель Роберт Гук изучал окаменелости, которые нашел на своем родном острове Уайт. Он пришел к выводу, что прежде существовали совершенно иные разновидности животных. (слайд)

В 1492 году была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и др. Ученые описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла необходимость создать единую классификацию живых организмов. Большой вклад в создание системы природы внес выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. (слайд)

О заслугах Линнея мы послушаем сообщение. Не забываем заполнять таблицу.

Сообщение

К. Линней – шведский естествоиспытатель. Вошел в историю науки как великий систематизатор природы, отец систематики. Ученый описал более 8000 видов растений, установил единообразную терминологию и порядок описания видов. Он объединил сходные виды в роды, сходные роды – в отряды, а отряды – в классы. Таким образом, в основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчиненности) таксонов. Таксон – это систематическая единица того или иного ранга. В системе Линнея самым крупным таксоном был класс, самым мелким – вид. Линней закрепил использование в науке бинарной номенклатуры для обозначения видов. С тех пор каждый вид называется двумя словами: первое слово обозначает род и является общим для всех входящих в него видов, второе слово – собственно видовое название.

Линней создал самую совершенную для того времени систему органического мира, включив в нее всех известных тогда животных и все известные растения. Он во многих случаях правильно объединил виды по сходству строения. Однако произвольность в выборе признаков для классификации (например, у птиц – строение клюва, у млекопитающих – строение зубов) привела Линнея к ряду ошибок. Например, современных земноводных и пресмыкающихся он объединил в один класс – гады, к классу насекомых ошибочно отнес ракообразных. Несмотря на ошибки, допущенные Линнеем, очевиден его гигантский вклад в развитие биологии.

Линней поддерживал теорию креационизма, которую он выразил в своей знаменитой формуле «Видов столько, сколько различных форм создал в начале мира Всемогущий».

Задание: Обратимся к  следующему слайду.

Здесь изображена кошка домашняя. Это название вида.

Вопрос: К какому роду будет относиться это животное? (род Кошки) Какие вы можете еще вспомнить названия видов?

С развитием науки в систему были введены некоторые дополнительные категории: семейство, подкласс и др. Но принцип построения системы остался тем же. (слайд) Например, систематическое положение мыши полевой можно описать следующим образом: входит в род Мыши, семейства Мышиные, отряда Грызуны, класса Млекопитающие, типа Хордовые.

- Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

- Тогда нам следует продолжить изучение этой темы.

3. Третья ступень развития эволюционных идей.

1) Сообщение материала учителем

- 3 ступень развития эволюционных идей связана с деятельностью учёных-трансформистов Ж.Б Ламарка

- Как вы думаете, что обозначает это слово? (у вас были игрушки-трансформеры?)

Представители трансформизма: Р. Гук, Д. Дидро, К. Бэр, Ж. Бюффон, В. Гете, Эразм Дарвин и др. Трансформизм – система взглядов об изменяемости видов во времени. Эти ученые рассматривали изменение видов как результат эволюции предварительного замысла Творца, заранее составленной программы в ходе исторического развития (слайд).

Прослушаем сообщение и заполним таблицу

Доклад

Ламарк был первым ученым начала 19 века, который сформулировал мнение, что организмы подвержены эволюции, управляемой законами природы. В своей теории эволюции он не только высказал свои мысли относительно существования эволюционного процесса как такового, но и попытался найти возможные причины эволюции. Эволюция, по Ламарку, представлялась как движение от низших форм жизни к высшим. Для объяснения разной степени сложности строения, наблюдаемой среди современных видов, он допускал постоянное самозарождение жизни из тел неорганической природы. Он попытался объяснить эволюцию. Он первым поставил вопрос о факторах (движущих силах) эволюции. Факторами эволюции по Ламарку были:

- стремление организмов к совершенствованию;

- целесообразная реакция организмов на среду: упражнение или не упражнение органов;

- прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.

(слайд) Например, длинная шея жирафа объясняется Ламарком постоянным упражнением ее. Известно, что жирафы водятся в местах, где почти всегда почва сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до нее. Поэтому передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное достигает шести метров в высоту.

Ламарк считал, что усиленное упражнение органов ведет к их увеличению, а неупражнение – к дегенерации. Например, редукцию глаз у крота он считал следствием их неупражнения в ряду поколений.

Теория Ламарка не была понята современниками из-за отсутствия фактических доказательств. Доказать эволюцию Ламарк пытался абстрактными рассуждениями о стремлении живых существ стать совершеннее. Например, теория Ламарка не может объяснить развитие очень большого класса признаков, например органов пассивной защиты (панцирь черепахи, раковина моллюска, защитная окраска). Они не могут упражняться.

Но нельзя не оценить заслуги Ламарка.

Задание: Основные взгляды и заслуги Ламарка и проверим по слайду (слайд).

Ламарк – автор первой целостной теории эволюции. Он подчеркнул неразрывную связь организмов со средой, правильно рассмотрел влияние на организмы окружающей среды, как мощнейший импульс к развитию органического мира.

- Дает ли теория Ламарка ответы на вопросы о происхождении живого?

- Теория Ламарка не была принята большинством учёных того времени. Он не смог правильно назвать движущие силы и механизмы эволюции. Но это была первая эволюционная теория в истории биологии. Она послужила основой для теории эволюции Ч. Дарвина. И в этом огромная заслуга ее создателя.

4 ступень развития эволюционных идей связана с трудами Ч. Дарвина, вызвавшими столько споров и обсуждений, возникающих и сегодня.

Возникновению учения Дарвина способствовали определенные общественно-экономические предпосылки. В это время (начало 19 века) в Англии интенсивно развивался капитализм, который резко усилил развитие науки, промышленности, техники, сельского хозяйства. Были созданы новые высокопродуктивные породы овец, КРС, лошадей, кур, новые сорта зерновых, овощных, плодово-ягодных растений. Опыт доказывал изменяемость пород домашних животных и сортов растений под влиянием человеческой деятельности.

Другая предпосылка появления дарвинизма – успехи естественных наук: систематики организмов, сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии.

Обобщить огромный скопившийся материал и правильно объяснить имеющиеся факты сумел Ч. Дарвин. Его теория эволюции и сейчас остается единственной научно обоснованной и лишь подтверждается и углубляется данными цитологии, генетики, экологии.

Дарвин родился в 1809 году в семье врача. В университете он обучался сначала на медицинском, потом на богословском факультете, собирался стать священником, но проявлял интерес к естественным наукам. После окончания университета ему предлагают место натуралиста на корабле «Бигль», отправляющемся в кругосветное путешествие для картографических съемок. 5 лет, проведенных в путешествии повлияли на его собственную судьбу и историю биологии. (1831 – 1836). (слайд)

Сейчас вы просмотрите небольшой видеоролик о путешествии Дарвина. (слайд)

Вернувшись в Англию и размышляя над своими наблюдениями, Дарвин окончательно убеждается в изменяемости видов. В течение еще 20 лет он работал над созданием целостного эволюционного учения, опубликовав свои идеи в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859).

Сейчас я прочитаю цитату из книги Дарвина, в которой хорошо отражена сущность учения Дарвина (с. 360).

«Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочисленными, разнообразными растениями, птиц, поющих в кустах, насекомых, порхающих вокруг, червей, ползающих в сырой земле, и думать, что все эти прекрасно построенные формы … были созданы благодаря законам, еще и теперь действующим вокруг нас. Эти законы в самом широком смысле – Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость… Прогрессия размножения столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию – Естественному отбору, влекущему за собою Расхождение признаков и Вымирание менее совершенных форм. Таким образом, из войны природы, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, какой уж в состоянии себе представить, – образование высших животных.»

Вот термины, которые выделил Дарвин в этой цитате большими буквами. Подчеркнем ведущее значение в эволюции воспроизведения, прогрессии размножения, наследственности, изменчивости, борьбы за жизнь, естественного отбора, расхождения признаков, вымирания менее совершенных форм (слайд).

Задание: Прочитайте в учебнике Беляева на с 149 пункт «Основные принципы эволюционной теории Дарвина» и заполните таблицу.

Проверка по слайду.

Эта теория эволюции дополнялась и расширялась, исходя из знаний генетики, цитологии, экологии. Были выдвинуты и другие факторы эволюции, но основные положения теории эволюции Дарвина остались верны и не потеряли своего значения и по сей день. Подробнее изучим основные факторы эволюции на следующих уроках.

Студенты слушают преподавателя

Опираясь на слайд, записывают таблицу тетрадь.

-Гераклит, Демокрит, Аристотель

- Их взгляды были умозрительными, ненаучными.

Заполняют первую ступень таблицы и сравнивают с информацией на слайде

- идеи Аристотеля не объясняют в полной мере процесс эволюции.

- Креационизм

Студенты слушают сообщение и заполняют таблицу, потом проверяют по слайду.

Студенты выполняют задание.

Трансформеры – игрушки, которые можно легко видоизменить

Студенты слушают сообщение и заполняют таблицу, потом проверяют по слайду

Студенты слушают преподавателя, воспринимают информацию

Студенты работают с учебником и заполняют таблицу

Коммуникативные УУД:- развивают умение слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие ,

- учатся выражать свои мысли.

Познавательные УУД: -развивают умение работать с различными источниками информации (сообщения, учебник, видеоролик, презентация)

-развивают умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию

Регулятивные УУД:

-учатся осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленными на достижение поставленных целей.

V. Закрепление (8 мин)

Задание 1. Какие из перечисленных воззрений на органический мир и заслуг ученых принадлежат Линнею, Ламарку, Дарвину?

Задание 2. Найдите соответствие. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее определение, приведенное в правой колонке.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Задание 3. Сравните учение Ч. Дарвина и учение Ж-Б Ламарка. Назовите главную движущую силу эволюции, открытую Дарвином, которая была неизвестна Ламарку.

Познавательные УУД:

-развивают умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию

Регулятивные УУД:

-Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

-Оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив

VI. Рефлексия

(3 мин)

Поставьте плюс напротив высказывания, если вы согласны с ним, или минус, если не согласны. Посчитайте количество плюсов.

  1. Знаю термины и понятия темы;
  2. Знаю ступени развития эволюционных представлений;
  3. Могу объяснить принципы построения системы животного мира по Ж.Б. Ламарку, К. Линнею;
  4. Могу рассказать о значении работ Ж.Б. Ламарка, К. Линнея.
  5. Знаю общественно-экономические предпосылки эволюционного учения, основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

VII. Домашнее задание.

(2 мин)

 

- Самостоятельно проработать вопросы, которые вызвали проблемы в понимании.

- Выберите из перечня заданий, то, которое вам хотелось бы выполнить к следующему уроку:

1. Подготовить презентацию на тему «Достоинства и недостатки теории Ж.-Б. Ламарка»;

2. Составьте кроссворд, используя ключевые понятия изученной темы.

Оценки за урок.

Благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо за внимание.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору домашнего задания    

Список использованной литературы:

  1. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 383с.
  2. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: Учебник для 10 – 11кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 624с.
  3. Калиничев Н. А. Биология для школьников и абитуриентов. – Брянск: Издательство БГУ, 2003. – 440с.
  4. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 287с.
  5. Общая биология: Учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов. – М.: Просвещение, 2002. – 303с.
  6. Открытая биология. ООО «Физикон», 2005.
  7. Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464с.
  8. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики по теме "Изопроцессы"

Технологическая карта урока  физики по теме "Изопроцессы"...

Технологическая карта урока биологии на тему "Строение и работа сердца"

Цель урока: формирование ценностного отношения к своему здоровью через осмысление строения и работы сердца...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Тема: “At the zoo” (“В зоопарке”)

Задачи:Образовательные:● закрепление раннее изученной лексики по теме «Животные со всего света»;● расширение словарного запаса;● развитие навыков диалогической речи;● развитие умения прогн...

Технологическая карта урока биологии по теме: Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

Технологическая карта урока биологии  по теме: Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора....

Методическая разработка урока по теме: «Развитие эволюционных идей»

Цель: дать представление обучающимся о развитии эволюционного учения в додарвиновский периодЗадачи:        Познакомить обучающихся с историей развития эволюцио...

Технологическая карта урока геометрии по теме: «Симметрия в пространстве»

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых ре...