Методическая разработка урока по теме: «Развитие эволюционных идей»
методическая разработка

Бердюгина Элеонора Валерьевна

Цель: дать представление обучающимся о развитии эволюционного учения в додарвиновский период

Задачи:

        Познакомить обучающихся с историей развития эволюционных взглядов.

        Продолжить формирование навыков анализа взглядов и утверждений ученых прошлого, а также умения устанавливать причинно-следственные связи.

        Развивать у студентов интерес к изучению истории развития биологии.

 

Оборудование: презентация к уроку

“Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции”
(nothing in biology makes sense except in the light of evolution) 
так было озаглавлено эссе, опубликованное в 1973 г.
Ф.Г.Добржанского, биолога-теоретика XX века

 

I. Актуализация знаний (Фронтальная беседа)

В настоящее время термин “эволюция” используется во многих областях деятельности человека.

Можете ли Вы привести примеры и объяснить смысл.

Эволюция - процесс развития, движения, изменения

Современная биология неотделима от концепции биологической эволюции.

 

Биологическая эволюция (от лат.evolutio-развёртывание) -необратимый процесс исторического изменения живого, наследственные изменения свойств и признаков живых организмов в ряду поколений

Какой учёный своим взглядом на эволюцию органического мира повлиял на мировоззрение многих людей и почти на 2 века?

- Какие вопросы в биологии он рассматривал в свете эволюции?

Первый труд Ч. Дарвина вышел более 150 лет назад. И не одно поколение выросло на учении Ч. Дарвина об эволюции органического мира. И тем не менее в 2006 г. Петербургская школьница Маша Шрайбер и ее папа Кирилл Львович подали в суд иск, требуя “запретить преподавание в общеобразовательных учебных заведениях (школах) теории эволюции, теории происхождения человека Ч.Дарвина в качестве доминантной (преобладающей, истинной) научной теории”.

Интересно что, подобный судебный процесс уже имел место в 1925 г. Известен сегодня как “обезьяний процесс” , в ходе которого учитель Джон Скоупз был приговорен к штрафу за преподавание теории эволюции. Впоследствии решение суда было пересмотрено, но сами подобные законы, запрещающие преподавать учение Ч. Дарвина , были отменены только во второй половине XX в.

Как Вы думаете, почему по прошествии 150 лет работы Ч. Дарвина до сих пор вызывают недоумения и несогласия?

Как правило, ребята называют:

1. Происхождение человека от обезьян умаляют человеческое достоинство

2. Учение Ч Дарвина идёт в противовес с религиозными взглядами

3. Эволюционный процесс никто не наблюдал

4.Многим людям, не профессионалам, не известны факты биологической эволюции. Они считают отсутствие многих “переходных форм” ставят под сомнение процесс эволюции.

5.“Эволюционная теория” является не единственной, объясняющей всё многообразие органического мира

6.В самой современной науке есть разногласия в понимании механизмов эволюционного процесса.

Итак, обобщая все вопросы невольно напрашивается главный вопрос: Прав ли Дарвин?

Как Вы думаете, есть ли необходимость рассматривать этот вопрос сегодня?

Согласна с Вами. Жить в современном мире, считать себя образованным человеком и грамотно использовать достижения науки в своей жизни можно, только зная её основы, факты и закономерности.

Начнём изучение нового раздела учебного материала - “эволюция”

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evol.idei_razrabotka.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ртищевский политехнический лицей» 

 

 

Методическая разработка урока по теме:

 « Развитие эволюционных идей»

 

 

 

 

                                                                   

  Разработала: Бердюгина Э.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ртищево,2021г.

Цель: дать представление обучающимся о развитии эволюционного учения в додарвиновский период

Задачи:

        Познакомить обучающихся с историей развития эволюционных взглядов.

        Продолжить формирование навыков анализа взглядов и утверждений ученых прошлого, а также умения устанавливать причинно-следственные связи.

        Развивать у студентов интерес к изучению истории развития биологии.

Оборудование: презентация к уроку

“Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции”
(nothing in biology makes sense except in the light of evolution) 
так было озаглавлено эссе, опубликованное в 1973 г.
Ф.Г.Добржанского, биолога-теоретика XX века

I. Актуализация знаний (Фронтальная беседа)

В настоящее время термин “эволюция” используется во многих областях деятельности человека.

Можете ли Вы привести примеры и объяснить смысл.

Эволюция - процесс развития, движения, изменения

Современная биология неотделима от концепции биологической эволюции.

Биологическая эволюция (от лат.evolutio-развёртывание) -необратимый процесс исторического изменения живого, наследственные изменения свойств и признаков живых организмов в ряду поколений

Какой учёный своим взглядом на эволюцию органического мира повлиял на мировоззрение многих людей и почти на 2 века?

- Какие вопросы в биологии он рассматривал в свете эволюции?

Первый труд Ч. Дарвина вышел более 150 лет назад. И не одно поколение выросло на учении Ч. Дарвина об эволюции органического мира. И тем не менее в 2006 г. Петербургская школьница Маша Шрайбер и ее папа Кирилл Львович подали в суд иск, требуя “запретить преподавание в общеобразовательных учебных заведениях (школах) теории эволюции, теории происхождения человека Ч.Дарвина в качестве доминантной (преобладающей, истинной) научной теории”.

Интересно что, подобный судебный процесс уже имел место в 1925 г. Известен сегодня как “обезьяний процесс” , в ходе которого учитель Джон Скоупз был приговорен к штрафу за преподавание теории эволюции. Впоследствии решение суда было пересмотрено, но сами подобные законы, запрещающие преподавать учение Ч. Дарвина , были отменены только во второй половине XX в.

Как Вы думаете, почему по прошествии 150 лет работы Ч. Дарвина до сих пор вызывают недоумения и несогласия?

Как правило, ребята называют:

1. Происхождение человека от обезьян умаляют человеческое достоинство

2. Учение Ч Дарвина идёт в противовес с религиозными взглядами

3. Эволюционный процесс никто не наблюдал

4.Многим людям, не профессионалам, не известны факты биологической эволюции. Они считают отсутствие многих “переходных форм” ставят под сомнение процесс эволюции.

5.“Эволюционная теория” является не единственной, объясняющей всё многообразие органического мира

6.В самой современной науке есть разногласия в понимании механизмов эволюционного процесса.

Итак, обобщая все вопросы невольно напрашивается главный вопрос: Прав ли Дарвин?

Как Вы думаете, есть ли необходимость рассматривать этот вопрос сегодня?

Согласна с Вами. Жить в современном мире, считать себя образованным человеком и грамотно использовать достижения науки в своей жизни можно, только зная её основы, факты и закономерности.

Начнём изучение нового раздела учебного материала - “эволюция”

II. Вводное слово преподавателя (введение в тему)

Ещё задолго до Ч. Дарвина внимание учёных привлекало и имеющееся многообразие живых организмов, структурное и функциональное сходство между ними, а  

также отличия, связанные с образом жизни. Они выдвигали различные гипотезы. И по мере накопления фактов эволюционировали и сами идеи.

Эти взгляды древних учёных можно представить также в виде ступенчатой эволюции, т.к. формирование и развитие основных понятий , терминов и самой науки- эволюционная биология развивались также постепенно .

Историю эволюционного учения до выхода в свет работ Ч.Дарвина принято называть до дарвиновским периодом. Он состоит из нескольких важных этапов, в свою очередь повлиявших на развитие науки и взглядов самого Ч. Дарвина.

III. Постановка цели урока и формирование задач.

Тема урока: Развитие эволюционных идей. (Додарвиновский период)

Цель: познакомиться с историей развития эволюционных идей. Найти ответы на некоторые конфликтные вопросы в понимании эволюционной теории.

Задачи: Познакомиться со взглядами учёных разных эпох. Составить таблицу “Развитие эволюционных идей” и отметить характерные для них высказывания.

У нашего урока есть и диагностическая цель: сегодня каждый из вас сможет оценить собственное умение работать с информацией, воспринимать и осмысливать ее. Перед вами листы для оценки умений. Ознакомьтесь с умениями и критериями оценки.

Умения:

выделять главное и обобщать, предполагать,

прогнозировать

доказывать и опровергать

формулировать проблемные вопросы

вычленять логическую структуру текста

устанавливать причинно-следственные связи

Критерии оценки:

– владею умением в совершенстве

– умею это делать хорошо

– умею это делать “так себе”

– это у меня п2- пока получается плохо

– не умею это делать совсем

IV. Изучение нового материала.

1. Первая ступень развития эволюционных идей.

1)  Изложение материала преподавателем

Актуальность темы уже не вызывает сомнений. Этот вопрос является мировоззренческим и определяющим взгляд на окружающий мир и своё место в нём.

Живой мир Земли огромен. В нём более 500 видов растений, 1,5 млн. видов животных и столько же прокариот. Как могло возникнуть такое разнообразие видов? Каковы механизмы, действующие в природе? Ответ на этот вопрос искали уже первые учёные древности.

- Предположите, какие учёные могли быть первыми в объяснении существующего многообразия?

 

Первая ступень развития эволюционных идей связана с деятельностью античных философов натуралистов: Гераклитом, Аристотелем.

Каковы же были взгляды первых учёных-натуралистов?

2) Самостоятельная работа (выполняется в малых группах)

Работа с учебником. Отметьте тип мировоззрения античных философов натуралистов, взгляд на происхождение многообразия живых организмов. Обсудите свою работу с соседом по парте и отметьте свои взгляды в таблицу “ Развитие эволюционных идей”

 

 

Таблица: История эволюционных идей

 

Философы, учёные

Труды, работы, вклад в науку

Мировоззрение, взгляд, идеи

1. Гераклит

 

 

 

2. Аристотель

Труд “ О природе”

 

 

 

Труд “ Лестница природы”

Высказывал идеи изменяемости окружающего мира

“Жизнь природы -непрерывный процесс движения.”

“Всё непрерывно изменяясь, обновляется.”

“В борьбе противоположностей обнаруживается, однако, их тождество.”

Пришёл к выводу, что в природе имеются простые и сложные тела. Ввёл понятие лестницы природы. Считал, что виды неизменяемы.

3) Проверка правильности заполнения таблицы, внесение дополнений.

Авторитет высказываний Аристотеля на многие годы определил взгляды натуралистов на природу.

К его заслугам можно отнести следующее:

1. Он описал более 500 видов животных

2. Попытался объединить их в группы

3. Расположил эти группы в определенном порядке: от просто-устроенных ко все более сложным.

Тем не менее, его попытки систематизировать животный мир допускали многие нелепости. Так дельфинов и китов он отнес к классу рыб.

- Как Вы думаете, почему он допустил эту ошибку?

- Он объединил в одну группу животных, схожих внешне.

- Именно из-за этой ошибки он отнес к классу Гады, в которой он поместил змей, и животных....

- Каких? Как Вы думаете?

- Червей!

- Как не удивительно, но это так.

Аристотель - первый учёный-энциклопедист. То - что он допустил так много ошибок, пытаясь систематизировать животный мир — нельзя поставить это ему в вину — ведь он был первым, кто попытался описать и систематизировать живых организмов.

2. Вторая ступень развития эволюционных идей.

 

1) Сообщение преподавателя

Вторая ступень связана с установлением господства христианской церкви в Европе и с распространением точки зрения, основанной на библейских текстах.

Как называется такое направление взглядов в биологии?

- Креационистическое.

- Крупнейшим учёным креационистом был шведский натуралист К. Линней (слайд презентации)

2) самостоятельная работа обучающихся с учебником

Отметьте в тексте: что Вам известно, что Вы узнали нового, что Вам непонятно и о чём бы Вам хотелось узнать подробнее.

Отметьте взгляды К Линнея в таблице “История эволюционных идей”

Философы, учёные

Труды, работы, вклад в науку

Мировоззрение, взгляд, идеи

3. К Линней

“Система природы” 1735г

Установил универсальность, реальность видов и выделил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида)

Ввел основные единицы систематики: вид, род, отряд, класс

Создал систему органического мира, в которой растения были разделены на 24 класса

Ввел бинарную ( двойную) номенклатуру

Описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных

Усовершенствовал ботанический язык, установив до 1000 терминов

Впервые поместил человека в один ряд с обезьянами на основании морфологического сходства

Систематика носила искусственный характер.

Метафизическое мировоззрение,

Креационистический взгляд

Метафизическое мировоззрение заключается в представлениях о постоянстве, неизменяемости и изначальной целесообразности всей природы. “Изначальная целесообразность” - полное соответствие организма или его органов цели, якобы поставленной творцом при его создании.

Линней создал самую совершенную для того времени систему органического мира. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он осознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.

3. Третья ступень развития эволюционных идей.

1) Сообщение материала преподавателем

3 ступень развития эволюционных идей связана с деятельностью учёных-трансформистов Ж.Б Ламарка (слайд презентации)

Именно ему принадлежит заслуга – создание первой эволюционной теории, которую изложил в труде “Философия зоологии” в 1809 г.

Теория Ламарка- ответила на большинство вопросов, стоящих перед эволюционным учением, но ответы на них брались не из научных фактов, а выводились логически из принятых постулатов. Многое в этом учении было верным и прогрессивным для того времени. Но так- имелись противоречия его теории и шаткость аргументов.

Ознакомьтесь с историей написания работы Ж.Б.Ламарка и его взглядами на эволюцию органического мира.

Заполните таблицу и отметьте достоинства и недостатки учения Ж.Б.Ламарка

2) Самостоятельная работа обучающихся.

Обсуждение выполненной работы.

Достоинства теории Ламарка

Недостатки теории Ламарка

1. Утверждение об изменяемости видов (т.е. о существовании эволюции)

2. Длительность эволюции.

3. Влияние условий среды на эволюцию.

4. Установлен принцип развития: “От простого к сложному”.

5. Не прямолинейность эволюции.

1. Отрицание реального существования видов в природе, вследствие их постоянной изменяемости.

2. Рассматривал в качестве единицы эволюции организм.

3. Неправильное понимание механизма возникновения приспособлений (принцип упражнения).

4.Ошибки в понимании движущих сил эволюции (стремление к совершенствованию организма заложено творцом).

5. Понятие о наследовании приобретенных признаков.

Теория Ламарка не была принята большинством учёных того времени. Он не смог правильно назвать движущие силы и механизмы эволюции. Но это была первая эволюционная теория в истории биологии.

Отметьте взгляды Ж.Б. Ламарка в таблице “ История эволюционных идей”

Философы, учёные

Труды, работы, вклад в науку

Мировоззрение, взгляд, идеи

Ж.Б.Ламарк

“Философия зоологии”

Первая эволюционная теория, в которой попытался объяснить механизмы возникновения видов

Метафизическое мировоззрение

Эволюционный взгляд на органический мир

4 ступень развития эволюционных идей связана с трудами Ч. Дарвина, вызвавшими столько споров и обсуждений, возникающих и сегодня . На следующем уроке мы познакомимся с основными положениями теории Ч. Дарвина и развитием эволюционных взглядов до настоящего времени.

Закрепление.

Беседа по новому материалу.

Итог урока.

Сегодня мы с Вами познакомились с основными положениями из учений самых знаменитых представителей додарвинского периода .Историю любой науки необходимо изучать, для того чтобы понять ход ее развития и перспективы будущего.

Использованная литература.

1.     Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология Справочник Москва “АСТ-Пресс-Школа” 2018

2.     Петунин О.В. Уроки биологии Ярославль Академия развития Академия Хлдинг 2017

3.     П.М Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Г.М. Дымшиц, Медников Б.М., Рувинский А.О. Академический школьный учебник Биология ч.2 10-11 “Просвещение” ОАО “Московские учебники” Москва 2019

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

Конспект урока на тему: "Развитие способностей к изобразительной деятельности"

Урок в рамках изучения курса Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста специальности "Дошкольное образование"....

Методическая разработка открытого занятия Тема: Развитие суверенной России. Экономические реформы.

Цель занятия: Рассмотреть ход экономических реформ суверенной России 1990-х гг.Мотивация изучения темы: Постановка проблемного задания, проанализировать ход и результаты реформ.Формируемые результаты ...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...