Методическая разработка открытого занятия Тема: Развитие суверенной России. Экономические реформы.
план-конспект урока на тему

Цель занятия: Рассмотреть ход экономических реформ суверенной России 1990-х гг.

Мотивация изучения темы: Постановка проблемного задания, проанализировать ход и результаты реформ.

Формируемые результаты учебной деятельности

  1. Личностные: способствовать формированию мировоззрения, соответствующего современному состоянию исторической науки;
  2. метапредметные: владение навыками познавательной деятельности;
  3. предметные:
    1. сформировать знания о роли и месте изучаемой эпохи в жизни нашей страны
    2. сформировать умение применять полученные знания в практической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        

Министерство здравоохранения Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Тульский областной медицинский колледж»

Цикловая (предметная) комиссия

Методическая разработка открытого занятия

Тема: Развитие суверенной России. Экономические реформы.

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Новомосковск

2017 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании Ц(П)К

Протокол заседания

№   от «   »         2017 г.

Председатель Ц(П)К

     Методическая разработка составлена а соответствии с Программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01 «Лечебное дело»

Разработчик:

Докукин Ф.А.– преподаватель учебной дисциплины «История» Новомосковского филиала ГПОУ «ТОМК»

Рецензент:

Рецензия

        Методическая разработка соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

      Автором определены цели занятия, отражены ход занятия и режим времени. Четко определена интеграция темы.

      Представленный блок информации облегчает подготовку студентов к занятию. Реализация разработки предлагает использование развивающих форм обучения, стимулирующих интерес к изучаемой теме и предмета в целом, выработку у студентов умения ориентироваться в конкретных ситуациях. Разработка содержит достаточное количество дидактического материала в виде тестов, карточек.

В методической разработке показано распределение часов на различных этапах, отражена организация контроля знаний, умений, компетенций ОК01- ОК07.

     Методическая разработка изложена доступным языком. Изучая тему, студенты имеют возможность делать акцент на понимание терминов.

Сопутствующими задачами методической разработки являются: формирование у студентов политической культуры, как необходимой составной части общей и профессиональной культуры, первичных навыков самостоятельного анализа сложности политической ситуации в 90-е годы XX в.  Особый акцент данная методическая разработка делает на понимании необходимости создания новой политической системы России, нового для России типа экономической системы – рыночного.

Для улучшения усвоения знаний большое место в УМР отводится самостоятельной работе студентов под руководством преподавателя.

                                 Рецензент:________________(Гусева Г.А.)

Пояснительная записка

      Задача истории не только фиксировать события в их причинно-следственной связи, но и помогать становлению у молодежи гражданской позиции, гордости за Отечество. Тема «Развитие суверенной России. Экономические реформы» помогает вскрывать актуальные проблемы, ставить наиболее острые вопросы касательно эффективности экономической политики власти, от которой самым непосредственным образом зависит уровень жизни населения России.      

     Данная тема призвана формировать у студентов целостное представление об истории России, учит анализировать события прошлого и правильно оценивать современные взгляды на данный период истории, формирует политическое мировоззрение и активную жизненную позицию студентов.

     Сопутствующими задачами методической разработки являются: формирование у студентов политической культуры, как необходимой составной части общей и профессиональной культуры, первичных навыков самостоятельного анализа сложности политической ситуации в 90-е годы XX в.  Особый акцент данная методическая разработка делает на понимании необходимости создания новой политической системы России, нового для России типа экономической системы – рыночного.


        

Цель занятия: Рассмотреть ход экономических реформ суверенной России 1990-х гг.

Мотивация изучения темы: Постановка проблемного задания, проанализировать ход и результаты реформ.

Формируемые результаты учебной деятельности

  1. Личностные: способствовать формированию мировоззрения, соответствующего современному состоянию исторической науки;
  2. метапредметные: владение навыками познавательной деятельности;
  3. предметные:
  1. сформировать знания о роли и месте изучаемой эпохи в жизни нашей страны
  2. сформировать умение применять полученные знания в практической деятельности

Интеграционные связи:

  • внутрипредметные: Примеры шоковой терапии и приватизации в других странах
  • межпредметные: Философия. Экономические теории свободного рынка

Формы организации учебной деятельности студентов:

  • применяемые на занятии технологии обучения: проблемное обучение
  • применяемые на занятии методы обучения: частично-поисковый метод

Оснащение учебного занятия: Компьютер, мультимедиапроектор, презентация

Основные этапы занятия:

  1. Организационный момент. 5 мин.
  2. Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии, проверка домашнего задания. 20 минут
  3. Объяснение нового материала, сопровождающееся показом презентации 45 мин.
  4. Закрепление пройденного. 15 минут.
  5. Заключительный этап, подведение итогов, домашнее задание. 5 минут

Ход занятия

  1. Организационный момент. 5 мин.
  • Проверить наличие обучаемых по журналу учета занятий.
  • Проверить подготовку обучаемых к занятию.
  • Объявить тему, цели и задачи занятия.
  1. Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии, проверка домашнего задания. 20 минут
  • В чем состояла суть политических реформ в России?
  • Какие проблемы возникли в ходе формирования новой Российской государственности?
  • Какие два противостоящие лагеря возникли осенью 1993 г.?
  • Рассказать кратко ход событий октября 1993 г.
  • Итоги столкновения Президента Ельцина с парламентом
  • Какие проблемы встали перед российской властью в ходе формирования новой Федерации
  • Чем могла закончиться ситуация при самом неблагоприятном варианте ее развития?
  • Назовите наиболее проблемный регион и основные события, связанные с ним.

Образцы ответов:

  • Суть политических реформ в России заключалась в создании совершенно новой системе управления государством и системе органов власти, с четким разграничением компетенции каждого из них
  • Основными проблемами политических реформ стало образование во властных структурах политических группировок, представлявших ход реформ по разному
  • Двумя противостоящими лагерями были сторонники президента Ельцина и президентской республики, а также депутаты Верховного совета, сторонники парламентской республики
  • События 3—4 октября 1993 года  — внутриполитический конфликт в Российской Федерации 21 сентября — 4 октября 1993 года. Произошёл вследствие конституционного кризиса, развивавшегося с 1992 года. Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти, сопровождавшееся вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибло не менее 157 человек и 384 были ранены (Штурм Останкино, Штурм Белого дома, и т.д.)
  • Итогом столкновения президента и парламента стала победа президента Ельцина и последующее формирование России в духе президентской республики
  • В ходе формирования новой Федерации возникла опасность того, что события пойдут как в СССР: парад суверенитетов, война законов, тем более что многие процессы уже набирали силу
  • В самом неблагоприятном варианте развития событий Россия могла распасться иак же, как и СССР
  • Наиболее проблемный регион того времени – Республика Чечня, где противники центральной власти взялись за оружие

  1. Объяснение нового материала, сопровождающееся показом презентации 45 мин.

«Шоковая терапия» в экономике. В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин выступил с программным заявлением, где изложил суть намеченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве; антимонопольная и разумная налоговая политика; адресная система социальной  помощи;  снятие  ограничений  на  внешнеторговые операции.

Хотя Б. Н. Ельцин подчеркивал, что в «условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний в полной мере оценены не были. И это неудивительно. Ведь, по сути дела, страна и народ стояли у истоков длительного и трудного процесса, имевшего своей целью не простое совершенствование существующей системы, а ее коренное преобразование, создание основ нового экономического и социально-политического строя, выведение страны на современные рубежи постиндустриального общества. И положительные результаты этого процесса не могли проявиться сразу и с убеждающей всех силой.

В январе 1992 г. был сделан решительный шаг на пути к рыночной экономике — цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была упразднена централизованно-фондовая система распределения ресурсов. В результате за короткий срок исчез печально знаменитый советский дефицит товаров и услуг. Начался переход к конвертируемости рубля: устанавливался свободный курс рубля по отношению к иностранной валюте на основе спроса и предложения.

Реформаторское правительство Е. Т. Гайдара предполагало, что освобождение цен и запуск рыночных механизмов сами по себе отрегулируют производство, создадут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и к быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложений по удержанию в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике.

В условиях сохранявшейся монополизации производства это привело к взлету цен во многие десятки раз к концу 1992 г. (при ожидаемом уровне в два-три раза). Повышение зарплаты резко отстало от роста цен. Средний уровень жизни населения России упал ниже рубежа 80—90-х гг. Денежные сбережения десятков миллионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми государством. Правда, здесь надо сделать одно важное уточнение: к моменту начала реформы эти сбережения в условиях перестроечной инфляции и тотального товарного дефицита уже успели значительно обесцениться.

С конца 1992 г. началась приватизация госсобственности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. В стране появилось 40 млн. акционеров, но главным образом номинальных, ибо большая часть акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалась в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюрократии), владельцев различных финансовых и коммерческих структур, легализовавшихся воротил подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические дивиденды они выдавали населению в обмен за ваучеры свои,  ничем на деле не обеспеченные акции.  Власть не

смогла наладить эффективную систему противодействия этому процессу. Тем более в ситуации, когда она сама явно стремилась в максимально короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости. «Цель приватизации, — откровенно заявлял главный автор программы «ваучеризации» страны А. Б. Чубайс, — построение капитализма в России, причем в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия».

Структурные изменения происходили также в аграрной сфере. Еще в годы перестройки стали возникать первые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяйства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные предприятия разных типов, где роль акций играли земельные паи крестьян — правда, роль номинальную, ибо отсутствовал закон о частной собственности на землю.

Тем временем экономический кризис, отчасти неизбежный при структурной перестройке народного хозяйства, углублялся. Реформы предполагали в качестве ключевого звена всемерное укрепление финансовой системы. Правительство пыталось проводить жесткую кредитную политику, но столкнулось с давлением промышленного лобби и сепаратными действиями руководства бывших союзных республик: в большинстве из них российский рубль продолжал использоваться в денежных расчетах. Начался не контролируемый властями вывоз капитала за рубеж.

Одновременно в новой экономической ситуации нарастало социальное расслоение российского общества. Уже в конце 1992 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз. Ниже черты прожиточного минимума оказалось более трети жителей страны. Появились и первые сотни тысяч безработных. Смертность россиян подскочила на 20%, рождаемость упала на 14%.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой правительства стал В. С. Черномырдин.

Заслугой нового правительства стала борьба с гиперинфляцией. В 1993 г. оно провело денежную реформу, изъяв из обращения казначейские билеты образца 1961—1992 гг. Это повлекло за собой введение национальных валют в странах, вошедших в состав СНГ. К концу 1997 г. инфляция в России не превышала 1% в месяц (в 1993 г. — более 40%). Правда, это было достиг-

нуто в немалой мере за счет хронических задержек (от нескольких месяцев до года и более) выдачи заработной платы коллективам многих бюджетных предприятий и учреждений, военнослужащим.

С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Созданный усилиями реформаторов рынок товаров дополнился рынком капиталов. В 1997 г. на долю государственного и муниципального секторов приходилось всего 9% промышленного производства, 10% сельскохозяйственного, 8,3% розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономики, а также в смешанном секторе (государство удерживало здесь больший или меньший пакет акций). Серьезные позиции в отечественной промышленности занял иностранный капитал.

Долгое время правительству не удавалось остановить сокращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наибольшей степени спад производства (от 70% и выше) затронул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квалифицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих условиях ряд авторитетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе отката России в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран.

Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила в 1996 г. 66,5% от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и как следствие — производство мяса и молока. Вдвое меньше вносилось удобрений, что вело к истощению почв и неизбежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Страна ввозила до 40%  продовольствия.

Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Промышленное производство к концу этого года увеличилось на 1%, сельскохозяйственное — на 0,1%. Однако подъем оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор экономики. Напротив, они продолжали сокращаться. Не оправдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увеличился внешний долг — до 156 млрд долларов в 1998 г. (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета.

С реформами начала 90-х гг. Россия вступила в новую эпоху своего развития.

  1. Закрепление пройденного. 15 минут.
  • Объяснить значение терминов: ценообразование, либерализация цен, приватизация, ваучер, чековый инвестиционный фонд
  • Какие положительные стороны были у процесса либерализации цен, и какие отрицательные?
  • Зачем была нужна приватизация?
  • Кто больше всего выиграл от процесса приватизации и почему?

Варианты ответов:

  • Ценообразование – порядок образования цен (государственный, рыночнвй)
  • Либерализация цен – отказ от государственного ценообразования, «освобождение» цен
  • Ваучер – приватизационный чек – документ, дававший право на покупку части бывшей когда то общенародной собственности
  • Положительные стороны процесса либерализации цен: появление товаров в магазинах, выход экономики из тупиковой ситкации; отрицательные: резкий рост цен, обнищание большей части населения
  • Приватизация нужна была для образования класса собственников и необратимого перехода России к рыночной экономике
  • Больше всего от процесса приватизации выиграли лица, ставшие олигархами, миллионерами и миллиардерами

Домашнее задание. Разобрать основные проблемы перехода России к рыночной экономики. Знать определения основных терминов. 5 минут.

Литература для студентов основная:

  1. Волобуев О.В. и др. "Россия и мир". Учебник. - М. "Дрофа", 2013.
  2. Загладин Н.В. "Всеобщая история". Учебник. - М. "Русское слово", 2014.
  3. Самыгин П.С. "История". Учебное пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2016.

Литература дополнительная для студентов:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX — начало XXI века. 9 класс.  Учебник. М. "Просвещение", 2013.
  2. История России с древнейших времен до наших дней. Под ред. Сахарова А.Н. - М. "Проспект", 2012.
  3. Конституция Российской Федерации.

Литература для преподавателя:

  1. Волобуев О.В. и др. "Россия и мир". Учебник. - М. "Дрофа", 2013.
  2. Данилов А.А.История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. М. 2012.
  3. Загладин Н.В. "Всеобщая история". Учебник. - М. "Русское слово", 2014.
  4. История России с древнейших времен до наших дней: учебник под ред. Сахарова А.Н. - М. "Проспект", 2012.
  5. Коржаков А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. Послесловие. - М. "Детектив-Пресс", 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»

Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...

Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»

В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯТема: «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Отработка навыков приема и оформления заказов на стирку и чистку личных вещей проживающих

Методическая разработка занятия на тему: «Отработка навыков приема и оформления заказов на стирку и чистку личных вещей» отражает реализацию основной профессиональной образовательной программы по спец...

Методическая разработка открытого занятия.Тема: «Задачи оптимизации (поиск решения)»

Методическая разработка открытого занятияна тему: «Задачи оптимизации (поиск решения)» представляет разработку занятия, технологическую карту и задания к дисциплине ЕН.02 Информатика...

Методическая разработка открытого занятия. Тема: Осуществление общемедицинского ухода за лихорадящим больным

ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдение за пациентами при заболеваниях и состояниях. Для студентов очной, очно-заочной, заочной фомы обучения....