методическое обеспечение конкурса «Математическая сказка» в рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
методическая разработка

Никитина Анастасия Владимировна

Само понятие «конкурс» означает соревнование, соискательство нескольких лиц в области наук, искусства и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Конкурс как форма организации обучения – это активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_konkurs_skazok.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский-на-Дону строительный колледж»

Цикловая комиссия естественнонаучных дисциплин

методическое обеспечение конкурса

«Математическая сказка»

в рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

для обучающихся специальностей

09.02.02; 09.02.07;  21.02.05

Преподаватель: Никитина А.В.

2019 г.


Составитель: преподаватель цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин Никитина А.В.



Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Положение о конкурсе «Математическая сказка»
  3. Методические рекомендации для обучающихся при подготовке к участию в конкурсе «Математическая сказка»


1. Пояснительная записка

Переход к Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования предполагает реализацию компетентностного подхода в образовании, который предъявляет требования к формированию у будущих специалистов не только знаний, умений и навыков, но и общих профессиональных компетенций. Выдвигаемые требования ставят задачу, которая заключается в организации такого учебного процесса, в котором обучающийся будет получать не только профессиональную подготовку, а также заниматься саморазвитием, активной учебно-познавательной деятельностью, раскрывать свои способности.

Важной проблемой в связи с требованиями компетентностного подхода становится повышение активности обучающихся в учебно-познавательной деятельности. В педагогике существует целый ряд форм и методов для активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Одной из эффективных форм организации обучения является конкурс. Конкурсы организуются и проводятся в раках внеаудиторной самостоятельной работы, что соответствует требованию ФГОС СПО – обеспечение эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

Само понятие «конкурс» означает соревнование, соискательство нескольких лиц в области наук, искусства и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Конкурс как форма организации обучения – это активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения.

Данная форма организации обучения предполагает, прежде всего, повышенное внимание к самостоятельной работе обучающихся, успешно справляющихся с программой дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом. Конкурс целесообразно проводить на том этапе освоения рабочей программы учебной дисциплины, когда обучающиеся изучили теоретические основы и освоили практический опыт по темам конкурса для закрепления освоенных элементов общих и профессиональных компетенций.

Именно поэтому конкурс «Математическая сказка» проводится в ГБПОУ города Москвы «Колледж связи № 54» в рамках изучения дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для обучающихся 1 курса колледжа по специальностям:

09.02.02 – «Компьютерные сети»;

09.02.07 – «Информационные системы и программирование»;

21.02.05 – «Земельно – имущественные отношения»;

Конкурс проводится заочной форме, в рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. На конкурс принимаются творческие  индивидуальные работы собственного сочинения обучающихся в жанре – сказка. Содержание сказки должно затрагивать основные вопросы математического знания, при этом не противоречить законам математики.

Целями организации конкурса «Математическая сказка» являются:

  • обучающая: совершенствовать у обучающихся практический опыт и систематизировать теоретические знания по темам учебной дисциплины «Математика»;
  • развивающая: способствовать развитию умений самоконтроля и взаимоконтроля, профессиональной самостоятельности, основ индивидуальной и коллективной творческой деятельности, пространственного мышления, воображения;
  • воспитательная: способствовать формированию у обучающихся эстетического отношения к выполнению профессиональной деятельности, устойчивого интереса к будущей специальности.

Конкурс «Математическая сказка» помогает актуализировать такие общие компетенции будущего специалиста, как:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

В процессе выполнения конкурсного задания реализуются междисциплинарные связи с учебными дисциплинами: «Физика», «Информатика и ИКТ».


2. Положение о конкурсе «Математическая сказка»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение о Конкурсе «Математическая сказка» определяет порядок организации и проведения Конкурса, его организационное, методическое обеспечение, порядок участия в Конкурсе и определения победителей и призеров.

2. Конкурс проводится в рамках изучения темы «Итоговое повторение» Организатором Конкурса  является преподаватель Никитина А.В.  

3. Конкурс проводится среди обучающихся 1  курса ГБПОУ  «Колледжа связи № 54» города Москвы на базе кабинета математики

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

Конкурс проводится с целью привлечения интереса обучающихся к изучению математики, повышения уровня математических знаний.

Задачи:

‒ стимулирование творческих способностей, познавательной и социальной активности обучающихся;

‒ развитие нестандартного мышления;

‒ формирование позитивного отношения к достижениям математической науки.

III. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА: с ______ 2019 года по _______ 2019 года. Последний день приема работ _____ 2019 г. Награждения победителей грамотами (дипломами) – после ________ 2019 года.

IV. ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

1. Ознакомиться с настоящим положением.  

3. Оформить заявку  по образцу (см. Приложение).

4. Написать сказку на тему, связанную с математикой.

5. Сдать заявку на участие и сказку в электронном и печатном виде организатору Конкурса. Прием творческих работ осуществляется в кабинете математики ГБПОУ «Колледж связи № 54»

V. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся 1 курса ГБПОУ «Колледж связи № 54».

VI. СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСА

Конкурс проводится в заочной форме. На Конкурс принимаются работы собственного сочинения обучающихся. Работа должна быть выполнена в жанре – сказка.  

Математическая сказка – малое литературное произведение со сказочным сюжетом, действующими лицами которого являются математические образы.  

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА

Организатором Конкурса  является преподаватель цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин Никитина А.В.

Организатор Конкурса формирует состав жюри.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА

1. Итоги творческого конкурса «Математическая сказка» будут подведены до _______ 2019 года.  Итоги конкурса подводятся жюри.

2. В ходе подведения итогов конкурса в каждой категории участников  присуждаются дипломы победителей. По итогам определяется первое, второе, третье место и приз зрительских симпатий.

3. Решение принимается большинством голосов членов жюри, участвующих в голосовании, и оформляется протоколом, который подписывается председателем.

4. Жюри имеет право:

‒ присуждать не все места, перераспределять места между  категориями участников;

‒ делить одно место между участниками;

‒ награждать специальными дипломами лучших участников;

‒ отмечать дополнительными дипломами отличившиеся работы за оригинальность творческого решения;  

‒ решение жюри окончательно и обжалованию не подлежит.

5. Все работы проверяются в программе «Антиплагиат», поэтому работы, заимствованные из Интернета, на рассмотрение жюри не выносятся.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ

1. Работы принимаются в печатном виде и в электронном виде в формате Word.

2. Каждая работа представляется отдельным файлом. Объем работы: не более 4 страниц формата А4 (см. Приложение).

3. Текст выполняется 14 кеглем, шрифт Times New Roman, через полтора интервала, с полями (верхнее – 20, правое – 15, левое – 30, нижнее – 25).

4. Содержание сказки должно затрагивать основные вопросы математического знания, при этом не противоречить законам математики.

5. Работа должна быть снабжена информацией: ФИО (полностью), ФИО руководителя (если есть), название образовательного учреждения (по уставу), номер группы.

IX. ОЦЕНКА КОНКУРСНЫХ РАБОТ

При оценивании работ учитываются:

‒ соответствие работы тематике Конкурса;

‒ общий позитивный настрой работы, отражение общечеловеческих ценностей;

‒ оригинальность сюжета и авторской позиции;

‒ богатство воображения и творческий подход автора в раскрытии темы;

‒ полнота и глубина раскрытия выбранной темы;

‒ художественный уровень работы;

‒ глубина эмоционального и эстетического воздействия;

‒ соответствие работы выбранному жанру (наличие отдельных элементов композиции сказок);

‒ отсутствие орфографических ошибок;

‒ самостоятельность.

За каждый критерий участники получат от 0 до 5 баллов от каждого члена жюри. Итоговая оценка определяется путем суммирования баллов, от каждого члена жюри.

X. НАГРАЖДЕНИЕ

Все победители и лауреаты будут награждены грамотами (дипломами).


Приложение

Заявка на участие в конкурсе «Математическая сказка»

 

Фамилия Имя Отчество участника

Образовательное  учреждение (полное название)

Группа

Контактные данные

Пример оформления сказки

Петров Антон, группа 1 ИСП 9-6 вб

ГБПОУ  «Колледж связи № 54»

В ЦАРСТВЕ МАТЕМАТИКИ

Начало сказки…


Приложение

Оценочный лист для жюри конкурса «Математическая сказка»

п/п

ФИО участника

Критерии оценивания

(Максимальное кол-во баллов – 5)

Баллы

1

соответствие работы тематике Конкурса

общий позитивный настрой работы, отражение общечеловеческих ценностей

оригинальность сюжета и авторской позиции;

богатство воображения и творческий подход автора в раскрытии темы

полнота и глубина раскрытия выбранной темы

художественный уровень работы

глубина эмоционального и эстетического воздействия

соответствие работы выбранному жанру (наличие отдельных элементов композиции сказок)

отсутствие орфографических ошибок

самостоятельность

ИТОГО


3. Методические рекомендации для обучающихся при подготовке к участию в конкурсе «Математическая сказка» 

Математическая сказка – малое литературное произведение со сказочным сюжетом, действующими лицами которого являются математические образы. Для того, чтобы сочинить сказку самостоятельно, необходимо ознакомиться с особенностями жанра сказок.

Композиция сказки:

  • вступление (завязка). Завязка  кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. В зачине определяются герои сказки, место и время действия;
  • основное действие;
  • развязка + эпилог (желательно);
  • сказки имеют и своеобразные концовки, которые подводят итог развитию сказочного действия. Сказка должна учить чему-то хорошему.

Наличие этих составляющих придаст вашему творческому произведению  правильный законченный вид. 

Признаки сказки:

  • Сказка чаще написана в прозе, но может быть и стихотворной;
  • Она рассказывает о волшебных событиях;
  • Даёт обобщающую картину реального мира;
  • В ней добро побеждает зло;
  • Герой проходит ряд испытаний, из которых после пережитых трудностей выходит победителем;
  • Сказка выражает мечты народа о лучшей жизни;
  • Сказка любит яркие художественные приёмы;
  • В ней мы ощущаем присутствие автора-сказителя, дающего оценку событиям и героям;
  • Сказка нередко пользуется особым зачином и концовкой.

  • В сказках широко употребляются повторы. В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратным.
  • В сказках встречаются песни.
  • Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами.
  • Животные в сказках имеют собственные имена. Нередки прозвища животных.
  • Распространены в сказках и звукоподражания.

Примеры художественных средств, часто использующихся в сказках:

  • Гипербола – художественное преувеличение.
  • Сравнение
  • Антитеза – противопоставление
  • Эпитет
  • Присказка – род вступления или концовки в народной сказке; обычно не связана с её содержанием
  • Прибаутка – шутливое, остроумное выражение обычно в поэтической форме или поговорочного характера
  • Повтор – приём в художественной речи, заключающийся в двукратном или многократном повторении одних и тех же звуков, слов и т.п. в определённой последовательности.

Жанровые разновидности сказок:

  • Сказка о животных;
  • Волшебная сказка;
  • Новеллистическая сказка;
  • Анекдотическая сказка;
  • Небылица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия" на 234 часа для групп социально-экономического профиля 43.02.02 Парикмахерское искусство, 43.02.11 Гостиничный сервис.

Рабочая программа рассчитана на 234 часа для групп социально-экономического профиля в учебных заведениях среднего профессионального образования....

Рабочая программа по учебной дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, 1 курс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03 «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» является частью основной профессиональной программы подготовки специалистов среднего звена...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА;ГЕОМЕТРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫМАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА;ГЕОМЕТРИЯ...

методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по теме «Площади поверхностей многогранников и тел вращения» по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Важной проблемой в связи с требованиями компетентностного подхода становится повышение активности обучающихся в учебно-познавательной деятельности. В педагогике существует целый ряд форм и методов для...

методическое обеспечение фотоконкурса «Красота физических явлений» в рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Физика»

Данная форма организации обучения предполагает, прежде всего, повышенное внимание к самостоятельной работе обучающихся, успешно справляющихся с программой дисциплины в соответствии с рабочим учебным п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ По ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Раздел 6: Функции и графики Тема: «Показательная функция, её график и свойства. Логарифмическая функци

Методическое пособие разработано для преподавателей и студентов с целью формирования знаний, умений по теме: «Показательные и логарифмические функции». В процессе практического занятия сту...