Методическая разработка внеурочного занятия по астрономии «Жизнь и разум во Вселенной»
методическая разработка

 Мероприятие ориентировано на формирования естественнонаучных знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, космонавтики, космологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_zhizn_i_razum.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Татарский политехнический колледж»

        

          МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО АСТРОНОМИИ

«Жизнь и разум во Вселенной»

                                                                                                                                      Преподаватели:    

                                       

                                                                                                                                       Золотых Лилия Александровна                                

                                                                                                                                       Каральчук  Любовь Ивановна

           

                                                                         

                           

                                                           Татарск,2019

Внеурочное занятие по астрономии.

Тема

 «Жизнь и разум во Вселенной»

Цель

 Создание условий для формирования естественнонаучных знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, космонавтики, космологии.

Задачи

-научить студентов раскрывать смысл понятия Вселенная, эволюция Вселенной, сингулярность, тёмная материя;

распознавать ситуации, свидетельствующие о материальном единстве мира;

-содействовать развитию логических, коммуникативных умений; самостоятельной работы с разными видами информации.

-содействовать убеждённости студентов в том, что конкретные научные знания позволяют  лучше понять окружающий мир, расширяют кругозор,  вносят разъяснения в определённые жизненные ситуации.

Планируемые результаты:

метапредметные

Личностные УУД: умение управлять свое познавательной деятельностью; положительное отношение к научным знаниям, целеустремлённость, умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач.

Регулятивные УУД: целеполагание, формирование умения планировать свою деятельность, прогнозирование результата; контроль и коррекция результата работы; оценка; волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли; умение учитывать позиции других людей; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, формирования полилога.

Познавательные УУД: выделение и формулирование учебной проблемы и цели; поиск, выделение и выбор информации; структурирование знания; построение речевого высказывания, взаимодополнение, совместное решение проблемы.

Планируемые результаты:

предметные

Знать\Понимать:  смысл  понятий Вселенная, эволюция Вселенной, сингулярность, тёмная материя.

Уметь распознавать  ситуации, свидетельствующие о материальном единстве мира;

применять полученные знания  в ситуациях разъяснения устройства окружающего мира и для оперирования собственной точкой зрения в разрешении проблемных ситуаций  в повседневной жизни.

Основные понятия

Вселенная, эволюция Вселенной, сингулярность, тёмная материя.

Межпредметные связи

 Физика 11 класс, естествознаний, биология 11 класс, философия.

Ресурсы:

основные

 

Учебник: Астрономия 10 класс Б.А. Воронов-Вельяминов– М.: Просвещение, 2018.

ЭОР: Астрономия 10 класс Б.А. Воронов-Вельяминов– М.: Просвещение, 2018.

Дополнительный материал:

Тип занятия

Занятие -конференция

Формы работы студентов на уроке

Фронтальная( фронтальный опыт), групповая, индивидуальная.

Технологии, методы

 Проблемное обучение

Контингент

Студенты группы №17,16,22,21.

                                      Вед.1   «С каждым днём от момента рожденья
                                       Мы бредём по дороге познанья»

Вед.2- Здравствуйте, дорогие друзья!

Вед.1 Мы очень рады вас видеть!

Вед.2-Сегодня у нас не совсем обычное занятие - впервые мы с вами проводим предметную конференцию  по астрономии.

Вед.1-Тема конференции возникла при  ….А вы   в безоблачную и безлунную ночь смотрели на небо? Открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд - в котором кажется, невозможно разобраться.  И задумываешься, есть ли еще планеты на которых живут? Кто они? Существует ли  жизнь вне Земли?

Вед.2-Итак, тема нашей конференции "Жизнь и разум  во Вселенной ?"

Вед.1Главная задача , которая стоит сегодня перед нами на конференции: выработать точку зрения на вопрос о возникновении разума, появление жизни на земле,существование жизни вне земли ,О неопознанных летающих объектах,и самых странных объектах во Вселенной.

Вед.2-В ходе конференции мы прослушаем  различные точки зрения  и попытаемся найти для себя ответ на так взволновавший нас вопрос.

Вед.1-Нет ничего более волнующего, чем поиски жизни и разума во Вселенной.      Вед.2Уникальность земной биосферы и человеческого интеллекта бросает вызов нашей веры в единство природы. Человек не успокоится, пока не разгадает загадку своего происхождения. На этом пути необходимо пройти три важные ступени: узнать тайну рождения Вселенной, решить проблему происхождения жизни и понять природу разума.

Вед.1-Изучением Вселенной, её происхождения и эволюции занимаются астрономы и физики. Исследованием живых существ и разума заняты биологи и психологи. А происхождение жизни волнует всех: астрономов, физиков, биологов, химиков. К сожалению, нам знакома только одна форма жизни — белковая и только одно место во Вселенной, где эта жизнь существует, — планета Земля.

Вед.2А уникальные явления, как известно, с трудом поддаются научному исследованию. Вот если бы удалось обнаружить другие населённые планеты, тогда загадка жизни была бы решена гораздо быстрее.

Вед.1-А если бы на этих планетах нашлись бы разумные существа… Дух захватывает, стоит только представить себе первый диалог с братьями по разуму.

Вед.2-Но каковы реальные перспективы такой встречи? Где в космосе можно найти подходящие для жизни места? Может ли жизнь зародиться в межзвёздном пространстве, или для этого необходима поверхность планет? -Как связаться с другими разумными существами? Вопросов много.

Вед.1Сегодня в этих вопросах нам помогут наши эксперты.

-В области происхождения жизни студенты гр.№21;

Вед.2-эксперты по эволюции Вселенной студенты гр.№22;

Вед.1-эксперты по НЛО  студенты гр.№17;

Вед.2-эксперты по странным объектам  во Вселенной студенты гр.№16.

Вед.1-На любой конференции всегда подводят итоги. И наша конференция не исключение.

Вед.2Вам предстоит оценить выступающих и выбрать лучших. Вы можете задавать вопросы по теме выступления. А затем отдать звёздочку понравившейся команде.

Вед.2-Счетная комиссия будет в составе преподавателей Золотых Л.А. и Каральчук Л.И. Счётная комиссия тоже имеет право задавать вопросы.

Вед.1-Первым предоставляется слово экспертам  по эволюции Вселенной .

Вед.2Задаем  вопросы по данному выступлению, дополняем , делаем выводы.

Вопросы:

-Сингулярность это..? (Космологическая – состояние Вселенной в мгновении Большого взрыва., что она родилась из атома вещества с бесконечнобольшими показателями температуры и плотности.)

-Наиболее распространённые модели Вселенной? (Стационарная, расширяющаяся, креационизм (творение),циклические теории, тории струн)

(Запись выводов делается на доске)

Вывод: 1. Вселенная наиболее вероятно возникла путём …(большого взрыва)

Вед.1Следующее выступление предоставляется в области происхождения жизни.

Задаем  вопросы по данному выступлению, дополняем , делаем выводы.

Вопросы:

-Что считает первичным геном жизни, по мнению учёного А. Дж. Кернс-Смита (глина-некие органические частицы, попав между двумя глиняными слоями, начинали активно взаимодействовать с природным материалом. Они перенимали у глины способ роста и сохранения информации.Ученые Университета Кентукки, МТИ и Университета Макгилла (Канада) описали возможность синтеза минералов глины из добиологических метаболитов, полученных в результате простой реакции на основе солнечного света. Их исследование подтверждает гипотезу о возникновении жизни на Земле из глины.Минералы глины действуют как химические губки, впитывающие воду и полярные органические молекулы. Эти минералы должны были играть ключевую роль в происхождении жизни: они защищали первые органические молекулы от ультрафиолетового излучения, а также концентрировали и полимеризировали органические молекулы, такие как РНК.)

-Кто из математиков  доказал что бог существует (Курт Фридрих Гедель (KurtFriedrichGödel) был австрийским, а затем американским логиком, математиком и философом. Сама теорема утверждает, что Бог или высшее существо, - это то, больше которого невозможно что – либо понять. То есть если человек доказал и понял, что Бог существует, он может всё.Леонард Эйлер (LeonhardEuler) (1707 – 1783) был одним из первых швейцарских математиков и физиков, который сделал важные открытия в таких областях, как бесконечно малые исчисления и теория графов.6.jpg

(Запись выводов делается на доске)

Вывод: 2. Жизнь возникла путём….(сотворения))

Далее дадим слово экспертам по НЛО.

Задаем  вопросы по данному выступлению, дополняем , делаем выводы.

Вопросы:

-Что писал  Карл Густав Юнг в своей работе «НЛО как предмет слухов» (Каждый человек имеет право полагать, что речь идет не более чем о миражах, выдумке,- лжи. Считается, что те, кто рассказывает о подобных явлениях (пилоты, наземный обслуживающий персонал), несколько «не в себе»)

-Круги на полях (Согласно д-ру Колину Эндрюсу, который занимался исследованием кругов на полях в течение 17 лет, примерно 20% из них образовались из-за вихревых возмущений в магнитном поле Земли, а остальные — созданы руками человека. Он полагает, что какое-то загадочное смещение электромагнитного поля создаёт электрический ток, который сгибает колосья по кругу.)

(Запись выводов делается на доске)

Вывод: 3. НЛО …(не) существует.

Последнее завершающее выступление представят эксперты по странным объектам  во Вселенной.

Задаем  вопросы по данному выступлению, дополняем , делаем выводы.

Вопросы:

-Темная материя это (Непосредственно наблюдать тёмную материю невозможно, и обнаружить её присутствие можно лишь косвенным путём. Учёные NASA при помощи орбитальных телескопов "Чандра" и "Хаббл" и ряда наземных обсерваторий обнаружили новые свидетельства существования загадочной скрытой массы.При помощи телескопа "Хаббл" был измерен эффект гравитационного линзирования таких галактик. Этот эффект заключается искривлении объектами с сильным гравитационным полем излучения от других источников. Чем больше масса объекта-линзы, тем сильнее эффект. В ходе наблюдений "Хаббла" выяснилось, что галактики искривляют свет значительно сильнее, чем если бы их масса равнялась массе наблюдаемых объектов. Дополнительную гравитацию, по мнению учёных, и обеспечивает тёмная материя, вместе со звёздами пролетевшая через газовые облака).

-Тёмная энергия это (– это гипотетическая сила, на которую приходится до 68,3 процента всей энергии в наблюдаемой Вселенной.На  раннем этапе своего появления Вселенная испытывала некоторую утечку энергии и эта потеря задала темп возникновения темной энергии.)

(Запись выводов делается на доске)

Выводы: 4. Самые странные объекты….(Темная энергия).Они произошли путём…(эволюции вселенной).

И так, наша конференция подходит к концу. Подведем итоги (читают записи на доске).

 Заключение.

Вед.1Итак, внеземные цивилизации по прежнему относятся к числу гипотетических объектов, поиск которых представляет огромный интерес. Продолжаются споры о реальности внеземных цивилизаций, но лишь дальнейшие наблюдения  позволят выяснить, существуют ли где-нибудь обитаемые миры или мы одиноки?

Вед.2Можно сделать вывод, что до сих пор ученые всего мира не доказали, “одиноки ли мы во Вселенной?” и есть ли разумная жизнь на других планетах. Мы нередко задаемся весьма общими вопросами, касающимися существования  Вселенной в целом. Но если поставлен вопрос, это еще не означает, что на него может быть получен ответ.

Вед.1Для того чтобы получить на подобный вопрос, исчерпывающий ответ, нам надо было бы выйти за рамки наблюдаемой Вселенной и охватить мир во всем его бесконечном разнообразии. А это, увы, невозможно практически. В том смысле, что все явления имеют естественные причины и подчиняются естественным закономерностям.

Вед.2Конкретного ответа на вопрос “Существует ли жизнь во Вселенной?” нет.

И загадка останется вечной,
Не помогут учёные лбы:
Если знаем - ничтожно слабы.
Если верим – сильны бесконечно.

Вед.1Уважаемые слушатели  оценим выступления. ( подсчитывается количество звездочек)

Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по учебной практике

Методическая разработка цикла внеурочных занятий по учебной практике на тему: «Головные уборы. Изготовление исторического  головного убора кокошника»,предназначена  для преподавателей и студ...

Методическая разработка открытого занятия "Спорт в жизни людей"

Основная идея занятия: пропаганда и формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни посредством иностранного языка (введение основ ЗОЖ в тематику учебного процесса).Урок направлен...

Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Что такое деньги?»

Современному человеку уже не достаточно просто владеть набором компетенций. Ему необходимо уметь приобретать их все в большем объеме, а также применять в реальной жизни, реальной ситуации. Образовани...

План - конспект по астрономии на тему: "Жизнь и разум во Вселенной"

План - конспект по астрономии предназначен для обучающихся 2 курса, используя учебник Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страут. Астрономия. Цель урока: рассмотреть основные способы практического примен...

Методическая разработка внеурочного занятия (классного часа) Всемирный день сердца «Это должен знать каждый...»

Методическая разработка подготовлена для проведения внеурочного занятия, посвященного актуальной проблеме - профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Забота о здоровье выдвигается в качестве главн...

Методическая разработка внеурочного занятия

Данная методическая разработка является плодом многих лет работы с обучающимися, у которых отсутствует мотивация не только к изучению иностранных языков, но и к обучению в общем. В представленной рабо...