ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Уже достаточно много говорилось об экологии, но недостаточно для ее улучшения и сохранения жизни на Земле. Очень важно, чтобы культура человека (в т.ч. и экологическая) впитывалась в каждого человека с детства. Чтобы эжто было нормой повдения для каждого из нас. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новикова Жанна Николаевна,

преподаватель естественнонаучных дисциплин

Филиала ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Зарайске

В последние десятилетия значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования.

Результат этого явления – возникновение серьезных экологических проблем антропогенного происхождения.  

Нормативную основу государственной политики в области экологического воспитания и образования школьников закладывает Конституция Российской Федерации,  – основной документ, гарантирующий права граждан нашей страны в экологической сфере. Но мы имеем не только право на благоприятную окружающую среду, но и обязанность сохранять эту среду, бережно относиться к ее природным богатствам, которые принадлежат всем народам, проживающим на территории Российской Федерации и которые являются основой устойчивого развития страны и жизнедеятельности его граждан.

Законом РФ «Об охране окружающей среды» устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования.

Основная цель экологического образования — формирование экологической культуры личности и превращение этой культуры в личностные ценности обучаемого, следовательно, процесс обучения и воспитания приобретает новые качества.

Экологическое образование призвано решать задачи:

  1. Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой (и природной, и социальной), основанной на духовно-нравственных ценностях.
  2. Воспитание у обучаемых гуманное, ценностное отношение к природе.  
  3. Развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.
  4. Развитие эстетического и нравственного отношения к окружающей среде.
  5. Создание условий для формирования творческой личности, способной самостоятельно принимать решения, особенно в ситуациях нравственно-экологического выбора.

Результатом экологического воспитания является становление и развитие экологической культуры личности.

Что же это такое «экологическая культура»? И почему это так важно сегодня?

Экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Слово «экология», как мы знаем, греческого происхождения (oikos означает дом, жилище, родина, logos – понятие, учение) и означает оно «учение о доме», «учение о родине». Этот термин возник примерно в середине ХIХ века и, благодаря  и принадлежит немецкому биологу Э. Геккелю и его труду «Всеобщая морфология организмов» (1866г.), он стал использоваться в науке и означал взаимоотношения организмов и окружающей среды [1]. Свое актуальное значение данный термин не утратил и сегодня. Немного истории…

В середине ХХ столетия ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость между фактами загрязнения почв и Мирового океана и уничтожением многих видов животных в результате антропогенной деятельности. Исследователи заметили, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, истощаются почвы. Были найдены причины этого явления - результат неразумной сельскохозяйственной деятельности человека и экология приобрела свое истинное значение [2].

Еще в середине ХХ столетия ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость между фактами загрязнения почв и Мирового океана и уничтожением многих видов животных.  Исследователи также заметили, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, истощаются почвы. Были найдены причины этого явления - результат неразумной антропогенной деятельности. И экология приобрела свое истинное значение [2].

И вот, начиная с конца шестидесятых годов ХХ века, человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». А за прошедшие годы многое изменилось и, как вы правильно предполагаете, не в лучшую сторону:

  •  развитие промышленности;
  •  индустриализация хозяйства;
  •  научно-техническая революция;
  •  массовое уничтожение многих видов флоры и фауны;  
  •  строительство заводов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций;
  •  процесс истощения и опустынивания земель;
  •  истощение природных ресурсов;
  •  уменьшение биоразнообразия;
  •  ухудшения состояния окружающей природной среды;
  •  формирование экотоксических эффектов и др…

И этот список можно еще долго продолжать.

Все это привело к тому, что перед нами серьезно встал вопрос выживания и сохранения человека, к ухудшению качества жизни и здоровья людей, причем не отдельной особи, а целого вида. А это уже другая категория опасности и серьезности положения.

«Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирование новой экологической культуры». [2, с-165]

Зарубежный опыт экологического образования

В образовательных системах развитых западных стран изменен сам подход к восприятию природы как базовой ценности.

Данный опыт актуален: в основу образовательных моделей положены  практически значимые ценности:

  • социальная значимость экопроектов;
  • мышление не только о личной выгоде, но и значение проектов при их реализации в планетарном масштабе;
  • формирование осознания взаимосвязей между природой, социумом и личностью.

Экологическое образование в зарубежных странах может быть формальным, неформальным, внеформальным, осуществляется непрерывно и охватывает все группы населения и все ступени образовательного пространства и обучение может проходить и за пределами образовательных организаций.

 «Отцом экологического воспитания» считают профессора ботаники из Шотландии  Патрика Геддеса (1854-1932г.г., изучал биологию в Лондоне у Т. Г. Гексли (1874-78)). Он первый, кто отметил в мировой научной литературе взаимосвязь между качеством окружающей среды и качеством образования поколений.

Для экологического воспитания обучающихся сначала нужно определить основные направления: 

  •  формирование современного научного мировоззрения, умение оценивать возможные неблагоприятные последствия антропогенной деятельности для биосферы и человечества;
  •  материальное и информационное обеспечение для решения экологических проблем;
  •  понимание необходимости личного и конкретного участия в положительной экологической деятельности;
  •  патриотическое воспитание обучающихся.

Для достижения должного уровня экологического воспитания у обучающихся нужны средства достижения: 

  •  приобщение обучающихся к конкретной экологической деятельности через организацию аудиторной и внеаудиторной работы;
  •  расширение практики создания творческих коллективов и объединений (кружков, временных групп, союзов, отрядов, патрулей, десантов…) по решению проблем рационального природопользования и экологического образования;
  •  осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;
  •  участие обучающихся по месту жительства в организации и проведении экологических мероприятий;  
  •  оказание помощи в проведении мероприятий экологической направленности при проведении учебной педагогической практики;
  •  осуществление научно-исследовательский, проектной, природоохранной деятельности, вовлечение в выполнение этих работ обучающихся различных уровней образовательного пространства.

Чтобы оценить уровень экологической культуры обучаемых можно использовать критерии [3]:

  •  нравственная забота о будущих поколениях;
  •  наличие экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами;
  •  сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;
  •  умение проведения исследований и выполнения проектных работ по экологической проблематике;
  •  практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений;
  •  постоянная потребность в общении с природой.

Уровни сформированности экологической воспитанности обучаемых

  1. Отсутствие экологической воспитанности.

У обучаемых отсутствуют знания по вопросам общей экологии, имеются отрывочные знания в области биологии.

Отношение к окружающей среде - нейтральное или безразличное или потребительское.

 Природа – это всего лишь среда для удовлетворения собственных потребностей.

Отсутствуют коммуникативные навыки. Его интересует лишь собственное «эго».

  1. Начальный уровень экологической воспитанности.

Обучаемые обладают отрывочными знаниями по вопросам общей экологии.  

Отношение к природе – пассивное, созерцательное, на уровне «любования» объектами, видами природного дизайна и эмоции проявляются не всегда.

Практическое использование природного потенциала сочетается с началом осознания ценностных качеств окружающего мира.

Коммуникативные навыки и умения недостаточно развиты, поэтому об0ение с другими затруднено, но он может проявить сочувствие к другому живому существу.  

  1. Средний уровень экологической воспитанности.

Интерес вызывает не только окружающая среда – объекты флоры и фауны, - но обучаемый стремится к  познанию природных явлений; сохранению среды обитания живых организмов.

Человек обладает элементарной отзывчивостью, окружающий мир воспринимается эмоционально, он испытывает гамму различных чувств, ощущений окружающего мира,  что свидетельствует о нравственных качествах  личности обучаемого.

 Здесь мы видим достаточно коммуникативен, коммуникабелен обучаемый, способный адекватно оценивать свои поступки, для такого типа людей характерно стремление к нравственному саморазвитию.

Он способен к активным практический действиям («зеленый патруль»…).

  1. Высокий уровень экологической воспитанности.

Обучаемый имеет прочные знания по экологии, биологии, естествознанию, которые использует в своей практической деятельности.

Окружающий мир воспринимает эмоционально, образно, способен все многообразие объектов и явлений окружающего мира отобразить, запечатлеть, выразить в творческой деятельности.

Обладает развитым эстетическим вкусом.

Он всегда соблюдает нормы и правила экологической этики.

Способен к проявлению терпимости, уважения к другой личности. Испытывает чувство долга и ответственности человека перед природой.

Стремится реализовать себя в данной сфере деятельности.

  1. Очень высокий (профильный) уровень экологической воспитанности.

Обучаемый обладает развитым экологическим сознанием, знаниями, высоким познавательным интересом, владеет правилами нравственного поведения в социоприродной среде.

Отношение к этой среде – творческое, созидательное. Способен к проявлению рефлексии, может проводить анализ и дать оценку состояния природных объектов.

Мотивом к самореализации, самосовершенствованию являются нравственные качества личности обучаемого: он бескорыстен в своих действиях. Он не просто сопереживает другому человеку, но активно помогает исправить ситуацию

Его отношения к экологическим вопросам, их оценке, анализ проведенных исследований, проявление личностных качеств, - подчеркивают его профессиональную направленность.  

Имеет опыт исследовательской деятельности, подготовке и реализации экологических проектов.

При подготовке специалистов к профессиональной деятельности нужно проводить диагностику  экологической воспитанности будущих специалистов, причем на разных этапах системы непрерывного образования.

На основе дидактических принципов формировать экологические правила и нормы поведения можно разнообразными формами и  методами.

Формы экологического воспитания также могут быть разнообразными:

Массовые:

  • работа по благоустройству и озеленению помещений и территории учебного учреждения;
  • массовые природоохранные компании и праздники;
  • конференции;
  • семинары;
  • ролевые игры;
  • акции;
  • экологические форумы и фестивали;
  • работа на пришкольном участке и множество других форм.

Групповые: 

  • клубные, секционные занятия юных друзей природы;
  • факультативы по охране природы и основам экологии;
  • лектории и кинолектории;
  • экскурсии;
  • туристические походы по изучению природы;
  • экологический практикум.

Индивидуальные: 

  • Проектная и исследовательская деятельность обучающихся;
  • Работа по подготовке докладов, бесед, лекций, выступлений;
  • Проведение экологического мониторинга по экологическим проблемам и по вопросам ЗОЖ;
  • наблюдения за животными и растениями;
  • изготовление кормушек для птиц, поделок из природного материала, фотографирование, рисование, лепка;
  • подкормка животных зимой [4].

Методы экологического воспитания разнообразны и их можно назвать методами универсального значения. Например:  

  • Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; 
  • Экспериментальное изучение экологической техники, технологии;
  • Опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.
  • Чтобы показать непривлекательность безответственных действий, учитель должен использовать пример и поощрение. 

        В вопросах воспитания экологической культуры  необходимо прививать понятия и ценности:

  • экологическую грамотность, этические нормы, нравственные правила;  
  • экологическую ответственность и безопасность;
  • здоровье физическое, психическое, социальное и духовное;
  • социальное партнерство для улучшения экологической среды;
  • устойчивое развитие общества в гармонии с природой.

Содержание экологической культуры включает неразрывно взаимосвязанные компоненты:

  •  когнитивный: экологически значимые знания (от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию), экологический стиль мышления;
  •  аксиологический: экологические ценности в соответствие с полученными знаниями, переживания, «эмоциональный резонанс»;
  •  поведенческий: экологические действия, в соответствии с этими ценностями [5], т.е. нормы поведения в природе, оправданные поступки и действия в отношении природы [7];

но можно выделить и:

  •  нормативный: нравственные, этические нормы, правила, экологические традиции;
  •  творческо-деятельностный: проектная, научно-исследовательская деятельность.

Экологическая культура, как и любой тип культуры, неразрывно связана с процессом социализации. Например, С.В. Машкова [7] под термином «экологическая культура» понимает синтез экологической образованности и воспитанности личности. По ее мнению, экологическая культура – это многоуровневое, многокомпонентное понятие, представляющее собой совокупность, возникающую в составе целостного мировоззрения личности.

Сам процесс формирования экологической культуры обучаемого должен осуществляться на основе компетентностного подхода, так как он не только формирует знания, умения и навыки, но и готовность принимать решения и нести ответственность за свои действия.

Компетентностный подход позволяет формировать экологическую культуру через деятельность на основе знаний и нравственных, этических норм обучаемого. Но, как показывает опыт, он не обязательно будет стремиться к разрешению вопросов, связанных с экологической ситуацией.  Уровень экологических знаний может возрастать, но экологических проблем не становится меньше. И решение данного противоречия, скорее всего, заключается не в количестве знаний, а в их осознанности. Поэтому экологической культуре нужно не только обучать, но и формировать экологическое сознание, воспитывать духовность, нравственность, активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.

И справиться с экологическими проблемами мы можем только совместными усилиями, согласованными действиями  всех уровней образовательного пространства и социальных структур, а также необходимо стараться избегать возникновения  новых экологических проблем в будущем [6].    

В экологии есть очень точное определение: «Хочешь переделать мир – начни с себя».

Поэтому в системе экологического образования большое значение имеет первое звено – семья. 

Основы мировоззрения человека, его восприятие окружающего мира, отношение к людям, животным, воспитание духовности, человечности, доброго отношения к тому, что его  окружает, закладывается уже в дошкольном возрасте. И начинает это знакомство ребенок с наблюдения за близкими, родными для него людьми, со своего окружения. Поэтому:  

  1. Личный пример взрослого – это первая ступенька к формированию экологически грамотного и культурного человека, значит нужно начинать с себя.

Еще А.С.Макаренко говорил: «Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете»[8].  

  1. Не нужно забывать и об основной форме обучения ребенка – игре. Она не только развивает, обучает, воспитывает, но при этом формирует и нормы поведения будущего гражданина нашей родины.
  2. И еще один важный и обязательный компонент – это труд.

Трудовая деятельность, даже самая элементарная, тоже развивает нужные качества маленького человечка.

А если эта игра, труд, разнообразные виды домашнего отдыха (туризм, прогулки, совместная деятельность), совместные дела и беседы, взаимопомощь объединить, направить на изучение  чего-то нового, полезного, нужного для других и необычного для малыша  (ведь для каждого возраста воспитуемого есть много неизведанного и необычного) все это превратить в игру, – проявить творчество, - вот уже в будущем перед нами не просто взрослый человек, а личность, способная к поступкам, к принятию решений и способный нести ответственность за них.

И получается, что какой будет эта личность, какие она будет принимать решения, как их воплощать, реализовывать зависит уже сегодня и от нас с вами.

Следующая ступень экологического образования - детские дошкольные организации, так как в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей, дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости.

Воспитание экологически грамотного человека продолжается и в школе, ВУЗе, в профессиональной деятельности, в обществе. Поэтому важным условием эффективности экологического образования, по мнению Г. Б. Барышниковой, И. Д. Зверева, Н. В. Ульяновой, также являются межпредметные связи [9; 10].

        Ведь именно они затрагивают различные циклы учебных предметов и дисциплин, например естественнонаучный, общественно-исторический, гуманитарный, филологический и т.д. и обеспечивают целостность всей структуры содержания образования.

Например, законы, принципы функционирования биосферы, на первый взгляд, касаются биологических наук. Но это только на первый взгляд. Ведь биосфера – это сфера жизни, сфера разума, мышления, социума. И законы, действующие в ней, многократно демонстрируются и на примере любого объединения. А информация, полученная из смежных дисциплин, позволит более полно изучить вопросы экологии, а, иногда, и принять решение, найти выход, который невозможно было бы решить благодаря одной учебной дисциплине.  И примеры в подтверждение данного факта  каждый из нас может привести множество (ЗОЖ-технологии, СанПиНы, гигиенические требования к уроку, физическим занятия, личной гигиене, бионика, биотехнологии, биоинплантанты, генная и клеточная инженерия…).

И как можно изучать вопросы, касающиеся, например, биосистемы «организм», «человек», если не рассматривать социальный, духовно-нравственный аспекты его «содержания»?

Ведущими принципами экологического образования и воспитания обучающихся являются:

– всеобщность и непрерывность;

– вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных образовательных и воспитательных структур;

– гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;

– единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;

– связь с требованиями практики;

– учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;

– гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры [11].

Ведущими принципами экологического образования и воспитания обучающихся являются:

– всеобщность и непрерывность;

– вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных образовательных и воспитательных структур;

– гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;

– единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;

– связь с требованиями практики;

– учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;

– гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры [11].

Поэтому, для решения формирования целостной личности будущего молодого гражданина нашей страны и будущего специалиста, нужно использовать данные не только смежных дисциплин, но и знания, опыт других учебных предметов и мировой культуры, который накапливался веками, и который является духовно-нравственным фундаментом для человека образованного, владеющего навыками экологической культуры, рационального природопользователя.

Использованная литература:

  1. Культурология. История мировой культуры // под ред. Марковой А.Н. М.: Импульс, 2000. С. 8.
  2. Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Высшая школа, 2000. с. – 65; с. – 165.
  3. Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов //ksu/infres/nikolaev/ 2001/gl2_3_2.htm.
  4. Сафронов И.П. Формирование экологической культуры учителя. Ж. «Профессиональное образование», № 2, 2015 год.
  5. Рытов Г. Л. Экологическая проблематика профессионального образования // Проблемы и перспективы профессиональной педагогики: Труды конференции. – Самара: Самарский университет, 2008. – С. 262–270.  
  6. Попов А.В., Куйбышева П.М. Экологическое образование как средство формирования экологической культуры. - ж. Наука и современность – 2012г.
  7. Машкова, C.B. Проблема подготовки будущих учителей к формированию основ экологической культуры у школьников // Экология и география: проблемы подготовки учителя. – М.: ТЭКОЦент, 1995. – Тезисы, с - 170-172.
  8. Барышникова Г. Б. Современные проблемы воспитания экологическoй культуры студентов – будущих учителей начальных классов // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 114–117.
  9. Ульянова Н. В. Формирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 9. – С. 265–271.
  10. Сальникова М. В. Экологическое образование и воспитание обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1543-1546

Интернет-источники:

  1. https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/10-zolotyh-pravil-vospitaniya-antona-makarenko-1141760/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры студента на занятиях физики.

Современная естественно научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, произв...

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»...

Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования

"Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования"В основных государственных документах (Федеральный закон «О внесении изменени...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Уровень экологической культуры населения - один из критериев цивилизованного общества, показатель степени развития человека как элемента экосистемы и социума, а экологическое воспитание - составная ча...

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни «Экологическая тропа»

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, ...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа содержит информацию о условиях формирования элогической культуры у студентов....

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у студентов

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у студентов Смоленского автотранспортного колледжа имен Е.Г.Трубицына...