Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
статья на тему

 Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Майданова Ольга Евгеньевна

Савич Елена Борисовна

Преподаватели специальных дисциплин

ГАПОУ города Москвы «МОК имени Виктора Талалихина»

«РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Современная кризисная экологическая ситуация рассматривается как результат утилитарного подхода человека (общества) к природе, господства технократического мышления. Преодоление кризисной ситуации предполагается осуществить через изменение психологии населения, воспитание новых ценностей по отношению к природе, рационирование и лимитирование потребностей человека и человечества в целях сохранения природы для будущих поколений. Регулятором отношений общества и природы выступает экологическая культура человека. Таким образом, в качестве приоритетного направления в разрешении экологических проблем современности рассматривается формирование экологической культуры личности.

В формировании экологической культуры учащихся особое значение приобретает усвоение ими сведений о природе, поведения в ней.

Практическая деятельность по формированию экологической культуры с учетом возрастных особенностей и общего кругозора подростков предполагает последовательное и комплексное вовлечение учащихся в природоохранную, исследовательскую и пропагандистскую экологическую деятельность, а посредством ее и в посильную общественно-полезную работу, обогащение их краеведческими знаниями.

Практическая деятельность как один из путей формирования экологической культуры является наиболее рациональным средством в познании общих закономерностей природы. Непосредственный контакт с природой и деятельностью людей обеспечивает прочность и глубину знаний подростков, дает возможность связать теорию с практикой, позволяет учащимся овладеть рядом практических навыков и умений, которые имеют значение для охраны природы, способствует профессиональной направленности учащихся.. Продуктивная работа по формированию экологической культуры посредством практической деятельности может быть осуществлена не только в рамках классно-урочной работы, но и во внеурочное время.

Природоохранная деятельность способствует формированию убеждения у учащихся в необходимости природоохранной деятельности, воспитанию гражданской ответственности по отношению к природе; выработке умения выполнять общественно-полезную работу по охране окружающей среды. Особое внимание уделяется поисково-исследовательскому виду практической деятельности, который предполагает вооружение учащихся элементарными приемами научного исследования, привитие им умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, повышение познавательной активности и развитие творческих способностей, самостоятельное решение учебно-познавательных задач путем постановки проблемы, планирование поиска, нахождение приемов и способов решения различных задач в процессе наблюдений, обобщение экологических материалов и соответствующее их оформление. Поисково-исследовательская работа проявляется в посильном для учащихся наблюдениях и исследованиях во время походов, экскурсий, экспедиций.

Пропагандистская деятельность расширяет и углубляет общий и экологический кругозор учащихся, способствует развитию правильных ценностных ориентаций, формированию эмоционально-личностного и ответственного отношения к окружающей среде, выработке нравственных основ экологической культуры, углублению и расширению экологических знаний и умений. К пропагандистским формам деятельности относятся организация творческих выставок, выставок плакатов, выпуск экологических бюллетеней, беседы на темы охраны природы и т.д.        

Экскурсии, экспедиции, экологический лагерь, практикум, совместная поисковая деятельность в процессе экологической работы способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися, взаимопомощи, осознанию ими своего общественного долга, приучают ребят работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Высокая активность учащихся объясняется следующими причинами: во-первых, в ходе исследовательских работ на экскурсиях, походах, формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к определенной исследовательской работе; во-вторых, вырабатывается более строгое отношение к своим обязанностям; в-третьих, природоисследовательская работа приобщает школьников к самостоятельному добыванию знаний, более интенсивно формирует их познавательный процесс и способности.

 Система формирования экологической культуры, осуществляемая в рамках различных учебных предметов с использованием различных видов и форм практической деятельности является реальной в условиях современного обучения; продуктивная работа по формированию экологической культуры посредством практической деятельности может быть осуществлена не только в рамках классно-урочной формы работы, но и во внеурочное время.

 Группу педагогических условий составляют: благоприятная творческая атмосфера в школьном коллективе; компетентность учителя, его способность к формированию у школьников природоохранных умений и навыков, способствующих формированию их экологической культуры; учет психолого-физических и возрастных особенностей школьников в организации практических работ; усиление нравственно-эстетического, эмоционально-волевого компонентов в практической деятельности школьников; усиление краеведческой работы. Комплексное и творческое использование в школьной практике различных методов, форм и видов практической деятельности призвано существенно содействовать обогащению методики экологического воспитания и, как результат, формированию экологической культуры у школьников.

Использование экскурсий с экологическим содержанием является желательным элементом процесса обучения во всех образовательных областях, на всех его ступенях в различных типах учебных заведений.

Источники:

1. 2. Бобылева Л.Д.Повышение эффективности экологического воспитания //Биология в шк.-1996.-N 3.-С.57.

3. Вербицкий А.А. Основные принципы концепции непре
рывного экологического образования // Просвещение: пробле
мы и перспективы. - Спец. вып. № 2. - Пенза, 1997. - С. 4-5.

4. Винокурова Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных
экологических проблем на основе геоэкологического подхода в
курсе школьной географии. Дис. д-ра пед. наук. — Н.Новгород,.

7.    Гирусов Э.В.Природные основы экологической культуры. в сб.Экология, куль тура, образование. -М. ,1989.-С.11-18.

8. Глазычев В.А.Экологическая культура, рекреация, качество жизни // Социологические исследования.-М.,1987.-143 с.

9.    Глушенков О.В.Экологические экскурсии в 9 классе //Нар.шк. -1996.-N 6.-С.58

10. Дерябо С.Д.,Ясвин В.А.Экологическая педагогика и психология. -Ростов -на -Дону-.Феникс, 1996.- 186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уже достаточно много говорилось об экологии, но недостаточно для ее улучшения и сохранения жизни на Земле. Очень важно, чтобы культура человека (в т.ч. и экологическая) впитывалась в каждого человека ...

Статья на тему: "Роль семьи в формировании опыта безопасной жизнедеятельности дошкольника в быту".

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности...

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни «Экологическая тропа»

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, ...

Статья на тему: Роль аттестации в повышении профессиональной и общей культуры педагогов и руководителей ОУ.

Основная идея аттестации заключается в том, что данная процедура несет в себе еще одну идею, которую должен понимать, а также знать каждый педагог: повышая уровень квалификации, безусловно, повышается...

Статья на тему: Формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»

Статья на тему: Формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...