Формулы приведения
статья

Александр Григорьевич Мазур

Тригонометрия просто!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form_prived_form.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Формулы приведения

Тип урока: урок открытия новых знаний - проблемно-диалогический урок.

Цели урока:

- введение формул приведения; формирование умений и навыков применения формул приведения при преобразовании тригонометрических выражений и решении простейших тригонометрических уравнений;

- формирование навыков самостоятельной работы над поставленной проблемой;

- развитие умения вести деловую беседу, критического отношения к самому себе.

 Оборудование:

 • Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. М: Просвещение, 2010 и последующие издания;

• Интерактивная доска;

• Электронный ресурс 33_90;

• Карточки с заданиями.

Ход урока

Этап урока

Учитель

Ученик

I. Организационный момент

(1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами изучать тригонометрические формулы, занимающие важное место в курсе математики.

II. Актуализация опорных знаний

(5 мин)

Устная работа:

- Для начала повторим значения тригонометрических функций для различных углов:

- Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с формулами сложения. Давайте их повторим. Они сегодня пригодятся нам для изучения новой темы. Чуть позже вы сформулируете ее сами (оставьте в тетради строку для записи).

- Как выглядят эти формулы для синуса, косинуса и тангенса? (ученик записывает формулы на доске)

III. Поиск решения (5 мин)

- Используя формулы сложения, выполните задания в двух вариантах (запись на доске в начале урока).

Вариант 1

Вариант 2

Я попрошу к доске двух учащихся. Записать нужно только ответ.

- Что вы получили?

- Что позволили сделать формулы сложения в рассматриваемой ситуации?

- Что у этих формул общего?

- А раз они ПРИВОДЯТ,  как бы вы их назвали?

- Сформулируйте тему нашего урока

- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с формулами приведения, научимся применять их при преобразовании тригонометрических выражений.

(Запись темы урока на доске).

Вариант 1

а) sin(π+a) = – sin a

б) cos(2π-a) = cos a

в) tg(π+a) = tg a

г) ctg (2π-a) = – ctg a

д) cos (-a+π) = - cosa

Вариант 2

а) sin(π/2-a) = cos a

б) cos(3π/2+a) =sina

в) ctg(π/2-a) = -tg a

г) tg(3π/2+a) = - ctg a

д) cos(-a+ π /2) =sin a

- Формулы

- Формулы сложения позволили привести, например, синус угла π/2±α к косинусу угла α

- Они позволяют привести значение тригонометрических функций к более удобным для данной задачи углам) Выражения типа π + α,  3π/2 – α ,  π/2 + α и т.п. можно упростить настолько, что они будут состоять лишь из одного аргумента α.

- Формулы приведения

- Формулы приведения

IV. Поиск закономерностей

(10 минут)

(включаем доску: эл. ресурс 33_90)

– Итак, работа выполнена. Заметили ли вы закономерности в первом и во втором столбике при помощи которых можно выразить синус, косинус, тангенс указанных углов в таблице через угол α?

- Еще в некоторых случаях перед полученным результатом появляется знак минус. Как вы думаете, почему?

-Да, верно, похоже на то, что в правой части формулы ставится тот знак, который имеет левая часть формулы.)

- Формул приведения очень много. Запомнить их трудно – но самое главное, в этом нет необходимости. Достаточно запомнить одно-единственное правило – и вы легко сможете самостоятельно выводить формулы и упрощать выражения. Ребята, давайте теперь обобщим полученные вами выводы и сформулируем, наконец, это интересное правило приведения.

В шутку это правило называется «лошадиным». И  звучит оно так:

Если мы откладываем угол от вертикальной оси, лошадь говорит «да» (киваем головой вдоль оси OY)  и приводимая функция меняет свое название: синус на косинус, косинус на синус, тангенс на котангенс, котангенс на тангенс.

Если мы откладываем угол от горизонтальной оси, лошадь говорит «нет» (киваем головой вдоль оси OХ)  и приводимая функция  не меняет свое название.

Знак правой части равенства совпадает со знаком приводимой функции, стоящей в левой части равенства.

- Видно, что если в левой части формулы угол имеет вид π/2±α или 3π/2±α, то синус меняется на косинус, тангенс на котангенс и наоборот. Если же угол в левой части формулы имеет вид π±α,2π±α, то замены не происходит.

- Мне кажется, что это (появляющийся знак минус в правой части формулы) зависит от того, в какой четверти лежит угол в левой части формулы. 

Формулировка учащимся правила:

1. В правой части формулы ставится тот знак, который имеет левая часть при условии 0<α<π/2.

2. Если в левой части формулы угол равен π/2±α,3π/2±α, то синус заменяется на косинус, косинус – на синус, тангенс – на котангенс и котангенс – на тангенс. Если угол равен π±α, то замены не происходит.

функция, четверть, знак

V. Проверка понимания учащимися нового материала (7 мин)

- Выразим синус, косинус, тангенс и котангенс углов, указанных в задании, через угол α, применяя теперь не формулы сложения, а ранее выведенное вами правило приведения. Вам необходимо заполнить таблицу на доске и в ваших тетрадях.

Задание.

ПРАКТИКА. Приведите к тригонометрической функции угла (9 примеров).

Учащимся предлагается заполнить таблицы.

Работа организована следующим образом:

 Учащиеся по очереди заполняют таблицу на интерактивной доске. При этом каждый из школьников проговаривает мнемоническое правило вслух.

VI. Применение знаний, формирование умений и навыков

(7 минут)

- Ребята, мы только что применяли правило приведения в простейших ситуациях. Вы увидели, что не надо запоминать таблицу наизусть, достаточно знать мнемоническое правило, которое можно применять и в других ситуациях.

Например, как вы думаете, можно вычислить sin 930°?

- Практика. Найдите значение выражения (2 примера: sin 330 и cos 7π/6)

- Представим угол 930° в виде: 930° = 3∙360°-150°.

 Тогда,

 sin 930°=sin((3∙360°) - 150°) =

= sin(-150°) = -sin (150°) =

= - sin (180°-30°) = - sin 30° = - 1/2 .

Обязательное проговаривание вслух нового правила.

VII. Контроль (обучающая самостоятельная работа)

(7 мин)

- А теперь, предлагаю вам применить новые знания в новой ситуации. Вам необходимо решить простейшие тригонометрические уравнения, предварительно упростив левую часть, применив формулы приведения  (№535(1))

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в двух вариантах:

Контроль. Самостоятельная работа.

(на экране)

- Ребята, проверим ваши решения (на экран высвечиваются решения заданий).

Ребята осуществляют самопроверку своих результатов, выставляют самооценку.

VIII. Итог урока (3 мин)

- Ребята, наш урок подходит к концу. Что нового и интересного вы узнали сегодня в процессе решения поставленных перед вами проблем?

- Ребята, домашнее задание не должно вызвать у вас затруднений, оно по новой теме. Запишите, пожалуйста, его в свои дневники:

§31 (правило); стр.156, №529, 530 (1), 531(1), заполнить таблицу формул приведения.

- Сегодня мы самостоятельно вывели формулы приведения, позволяющие без формул сложения выразить синус, косинус, тангенс и котангенс углов вида:

 π/2±α,π±α,3π/2±α,2π±α, где 0<α<π/2, через угол α.

- А самостоятельная работа позволила увидеть, что эти формулы позволяют быстро решить тригонометрические уравнения, на первый взгляд кажущиеся очень трудными.

 - Мне было интересно заполнять таблицу для вывода новых формул.

 - А я был удивлён тем, что так просто запомнить мнемоническое правило.

 - А мне захотелось чаще смотреть на результат своей работы со стороны, оценить свои знания.

Оценка работы класса. Выставление учащимся отметок за урок.

  1. И напоследок притча:

«Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному дверному замку. Кто откроет тот и будет первым помощником. Никто не притронулся даже к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ.

Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.»

Вариант 1

А1.  Вычислите с помощью формул сложения:

       

Вариант 2

А1.  Вычислите с помощью формул сложения:

       

Вариант 1

А1.  Вычислите с помощью формул сложения:

       

А2. Найдите числовое значение выражения:    .

В1. Упростите выражение:  

Вариант 2

А1.  Вычислите с помощью формул сложения:

       

А2. Найдите числовое значение выражения:    .

В1. Докажите, что        .

Формулы приведения

x

π+α

π-α

2π+α

2π-α

sin x

cos x

tg x

ctg x

x

sin x

cos x

tg x

ctg x


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по теме: "Формулы приведения". Тригонометрия.

Коспект  и технологическая карта учебного занятия по теме:  "Формулы приведения" 10 класс. Тригонометрия....

Презентация учебного занятия по теме "Формулы приведения". Тригонометрия.

Презентация на открытое учебное занятие по теме: "Формулы приведения" 10 класс. Тригонометрия....

Конспект урока:"Формулы приведения"

ОТКРЫТЫЙ УРОК по дисциплине «Математика»  Преподаватель: ЛАКУНОВА Елена Александровна Дата проведения:  05.02.2013 г.Группа: 1 курс, гр. 112, спец. 080114 «Экономика и бухгалтерски...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНА: МАТЕМАТИКА ТЕМА «Формулы приведения»

Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по дисциплине «Математика» на тему «Формулы приведения », проводимого со  студентами 1 курса,ориентирова...

Формулы приведения

Материалы по математике...

Формулы приведения

Материалы по математике...

Формулы приведения

Материалы по математике...