Сценарий урока "Экологические проблемы Курской области"
план-конспект урока

Завьялова Татьяна Николаевна

Раскрывает экологические проблемы региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_ekol_problemyzavyalova_t._n.docx55.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Областное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Курский институт развития образования»

Кафедра естественно-математического образования

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА

«Экологические проблемы Курской области»

(10 класс)

Выполнил:

Завьялова Татьяна Николаевна, учитель

биологии МБОУ «СОШ № 59» г. Курск

(КПК  с 27.01.2020 по 14.02.2020.)

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений построения и применения новых знаний (понятий, правил, способов действий).

Предметно-дидактическая: углубить знания по загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам Курской области.

Планируемые  результаты:

предметные:  уметь объяснять взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы,

 устанавливать следственно-логические связи "загрязнение - окружающая среда"  

метапредметные:

  • познавательные: развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение главного, обобщение, классификация), умение извлекать информацию, формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы);
  • коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение выражать свои мысли, аргументировать свое мнение;
  • регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на известных  знаниях); планирование (выявление последовательности отдельных этапов в  деятельности, продумывание алгоритма, последовательности действий); прогнозирование, коррекция, оценка усвоенного материала;

личностные: осмысление и понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, ориентирование в нравственных нормах, правилах, оценках.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы:  словесные (рассказ, объяснение, беседа);

наглядные (работа с раздаточным материалом, демонстрация презентации);

практические (коллективная работа по составлению фишбоуна, работа в группах – проведение опытов).

Учащиеся должны знать: последствия влияния человека на природу, находить пути решения экологических проблем.

Учащиеся должны уметь:  различать виды загрязнителей, самостоятельно работать с источниками информации , проводить опыты и эксперименты, применять полученные знания в повседневной жизни.

Средства обучения: компьютер, цифровые таблицы, материал по фишбоуну, лабораторное оборудование..

Основные понятия, изучаемые на уроке: экология, загрязнение, биотестирование, экоболезни.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой.

Вход в урок. В моих руках сосуд…Кто-то скажет , что он наполовину пуст. А кто-то скажет, что он наполовину   полон… А каков ваш «сосуд знаний»?                                                                                                                   

Слушают  учителя, осмысливают информацию.  

П-использование аналогии.                     К-аргументация позиции в коммуникации.

Р-самоопределение, адекватная оценка первичных знаний.

Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности.

 Обеспечивает мотивацию изучения нового материала.

Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что после этого урока многие из вас по- иному посмотрят на окружающий нас мир.

Слушают учителя,

осмысливают информацию.

П-подведение под понятие, извлечение необходимой информации.

К-выражение своих мыслей.

 Р- планирование деятельности, саморегуляция.

Создание проблемной ситуации

Человек изменял, изменяет и будет изменять Землю. Человек нуждается в питании, одежде, стремиться повысить жизненный уровень нуждается в свете и тепле. Отрицательные моменты жизнедеятельности человечества - загрязнение окружающей среды, много вредных веществ опасных для здоровья человека и всего живого.

Формулирует проблемный вопрос: что должен сделать человек, чтобы сохранить жизнь на планете? Варианты ответов:

  • сохранить все живое на планете;
  • бороться с уничтожением лесов;
  • остановить наступление пустынь;
  • защитить планету от всех видов загрязнений.

 Подводит учащихся к формулировке проблемы:

человеку приходится решать экологические проблемы,  причины их возникновения, пути их решения.

Для формулировки темы урока предлагает послушать небольшую информация к размышлению "Тревожные факты" (на слайде):

  • В Курской области наблюдается ухудшение, а в районе КМА и разрушение, почвенного покрова в результате развития эрозии, нарушения технологии обработки почв, добычи полезных ископаемых.
  • В атмосферу выбрасываются вредные вещества 150 наименований, из которых  4 - первого класса опасности, 32 - второго , 30 - третьего , 20 веществ - четвертого и только 6 веществ (ориентировочно) имеют  безопасный уровень воздействия
  • В результате аварии на Чернобыльской АЭС территория области была загрязнена радионуклеидом цезием - 137 .

О чеми дет речь? (об экологических проблемах Курской области). Тема урока - " Экологические проблемы  Курской области"

Слушают  информацию, работают с электронным источником информации, проводят сравнение,

прогнозируют,

 отвечают на вопросы.

Высказывают предположения,

формулируют проблему.

Выдвигают предположения о теме   урока, формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

П-подведение под понятие, анализ, сравнение, извлечение необходимой информации, построение речевого высказывания.

К-выражение своих мыслей, учет разных мнений, планирование учебного сотрудничества с учителем.

 Р- планирование деятельности, саморегуляция.

Целеполагание.

Планирование.

 Подводит учащихся к формулировке понятия.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

"Экология – это важно или нет?”

 Экология – модное слово,

Раньше Земля не знала такого.

Что означает это понятие? Вспомним из курса биологии 6 класса (проводит параллель с ранее изученным материалом), организует  беседу по уточнению первичных знаний.

Расширим знания - обратимся к электронной энциклопедии:

Экология - от греч. óikos -дом, жилище, местопребывание и логия-наука).                                                                                                                                                

Термин «экология»   означает «наука о местообитании » .

Он был введен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношении живых организмов (включая человека) между собой и средой обитания. Однако постепенно смысл этого термина расширился, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимодействия общества с окружающей средой.

Предлагает  сформулировать цели урока.

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Возможные варианты ответов:

  • определить уровень загрязнения (воздуха, воды, почвы);
  • установить источники загрязнения;
  • оценить экологическую ситуацию в области;
  • рассмотреть влияние загрязняющих веществ на здоровье человека.

Слушают текст,

отвечают на вопросы,

 работают с электронным источником информации, анализируют,

выявляют закономерность изменения понятия.

Формулируют цели, комментируют  информацию.

П-подведение под понятие, анализ, сравнение, извлечение необходимой информации.

К-выражение своих мыслей, аргументация  своего мнения, учет разных мнений.

 Р- планирование деятельности, саморегуляция,  выполнение пробного учебного действия.

«Открытие» нового знания.

Организует исследовательскую работу учащихся.

Начнем наше исследование с исследования загрязнения атмосферы - чем дышим.

Наш кабинет-это НИЛ (научно - исследовательская лаборатория), исследующая снег (талую воду) как индикатор загрязнения окружающей среды (в данном случае - загрязнение атмосферы).

Формулирует задания. Организует поисковую работу. Курирует выполнение работы.

Исследования: НИЛ: 1.Изучение физического загрязнения атмосферы. Работа в группах.

1.  Цвет. Это один из показателей состояния воды. Определите цвет талой воды в емкости (голубоватый, отсутствие цвета, серый, коричневый и т. д.). Наличие цвета показывает, что вода загрязнена какими-либо примесями.

2.  Прозрачность.  Через емкость со снеговой водой попытайтесь прочитать печатный шрифт на листе бумаги.  Исследуемая вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц в воде.

3.Осадок. Определите осадок на дне емкости. Он может быть хлопьевидным, плотным, кристаллическим и т. д.  Осадок свидетельствует о наличии взвешенных частиц в воде. Через фильтр перелейте  талую воду в пустую емкость. Рассмотрите осадок.

4.Запах. Для определения запаха талая вода наливается в круглую колбу , колба закрывается пробкой, встряхивается, затем колба открывается и быстро определяется характер запаха. Интенсивность запаха оценивается:  нет запаха; очень слабый; слабый; заметный; отчётливый; очень сильный.

Проба №__

место сбора

цвет

прозрачность

осадок

запах

1 группа

№1  пр. Хрущева

2  группа №2  завод "Авиаавтоматика"

3   группа

№3 двор школы  59

2.Исследовательская работа "Биотестирование" (презентация). Биотестирование - метод, позволяющий выявить наличие загрязняющих веществ с помощью живых организмов. Экспериментальный организм - растение - кресс-салат. Метод основан на использовании талой снеговой воды трех проб (№1 пр.Хрущева, №2 завод "Авиаавтоматика",№3 двор школы  59) для прорастания семян. Вывод: при использовании талой воды для прорастания семян наблюдается их деформация, значит,  талая вода содержит загрязняющие вещества.

Следующее исследование - исследование качества питьевой воды - что пьем.  Формулирует проблемный вопрос: какая вода нам нужна? Ведь именно от качества питьевой воды зависит наше здоровье. Организует беседу по уточнению и конкретизации  знаний, по обсуждению способов решения проблемы,  помогает выявить причинно-следственные связи, побуждает к высказыванию своего мнения.  Исследование качества питьевой воды проводится с помощью приема фишбоун: 

проблема:  вода не соответствуют ГОСТу ;

факты    причины:  плохое качество          неудовлетворительное санитарно-техническое состояние  водопроводных сетей, вторичное микробное загрязнение        неудовлетворительный транспорт воды, вызывает серьезные заболевания       наличие в воде химических соединений, наличие диоксинов        хлорирование;

вывод: питьевая вода в области находится в критическом состоянии.

Плохое

 Качество                                     вызывает

                           вторичное       заболевания     наличие

                           микробное                                диоксинов

                            загрязнение                              

    неуд сан-тех   неуд транспорт содержит       хлорирование

 состояние                  воды          хим соединения

водопр сети

Следующее исследование -исследование загрязнения почв.

Формулирует задание: из предлагаемого видеоматериала (фильм "Поговорим о почве") выбрать причины загрязнения почв и нарушения почвенного покрова, применимые для Курской области.

Общий вывод о загрязнении окружающей среды в Курской области.

Следующее исследование -что делать с мусором? Организует поисковую работу. Курирует выполнение работы.

1. Сжигание (ликвидация термическая)

2.Утилизация биологическая, которую можно использовать в качестве удобрения.

3. Организация свалок.

Организация свалок - самый дешёвый недальновидный способ утилизации мусора, т. к. часть мусора будет очень долго разлагаться, а часть вообще никогда не разложится

Виды мусора

Сроки разложения

Пищевые отходы

около месяца

Бумага

2 года

Доски со стройки

10 лет

Обломки кирпича и бетона

до 100 лет

Фольга

более 100 лет

Пластиковые бутылки

180-200 лет

Алюминиевые банки

500 лет

Стекло

более 1000 лет

4. Переработка отходов для их вторичного использования.

Переработка – это самый экологический вариант.

Для переработки отходов строят  мусороперерабатывающие заводы.

 Но здесь существует  проблема:  мусор необходимо рассортировать.

А легко ли на самом деле сортировать мусор?

Формулирует задание:  в виртуальные контейнеры разного цвета – каждый для определенного вида отходов, отправить виртуальный мусор (на картинках) в зависимости от типа материала.

1 контейнер (синий), в этот контейнер учащиеся должны выбрать и отправить изделия из картона и бумаги;

2 контейнер (желтый), сюда учащиеся отправят предметы из пластика и полиэтилена;

3 контейнер (красный) – для металлических предметов;

4 контейнер (зеленый) – для отходов из стекла.

Вывод; сортировать бытовые отходы – совсем несложно, а польза для окружающей среды – огромная! Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. Отходы можно и нужно перерабатывать в полезные материалы. Поэтому мусор называют вторичным сырьем. Вторичное сырье позволяет производить требуемые материалы, например пластмассы.

Металлолом – на переплавку! Макулатуру – на картон! Пищевые отходы – на удобрение! Стеклянные сосуды – на повторное использование!

Выполняют исследование, работают с информацией , полученной в ходе эксперимента.

 Заполняют таблицу, сравнивают результаты, делают выводы.

Комментируют и

обсуждают полученные результаты, дают обоснование при выполнении задания.

Выявляют закономерности , делают выводы.

Выполняют исследование. Составляют фишбоун (работают с текстовой информацией), сравнивают результаты, делают вывод.

Просмотр видеоинформации, обосновывают выбор решения, делают выводы.

Выполняют исследование, обосновывают выбор решения, делают выводы.

П- анализ, сравнение, обобщение,

классификация, приведение доказательств, извлечение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений,

 построение модели, подведение под понятие.

Р- выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, коррекция, самоопределение.

К- выражение своих мыслей , аргументация своего мнения,

 использование критериев для обоснования своего суждения.

Включение нового знания в систему знаний

 Побуждает к высказыванию своего мнения. Формулирует задание. Решение ситуационных задач.

Ситуация №1.  Дать оценку изменениям биосферных процессов, возникающих в ответ на антропогенное загрязнение биосферы оксидами азота и углерода и способствующих  возникновению кислотных дождей.                                   

 Ситуация №2.  В 1986 году в сельских населённых пунктах Поныровского и Фатежского  районов области, подвергшихся радиоактивному загрязнению  цезием-137 вследствие аварии на ЧАЭС, была изучена загрязнённость объектов окружающей среды радиоактивными веществами. В пищевых продуктах местного производства , а так же в воде, обнаружено содержание цезия -137.                                                                                                          Оцените уровень загрязнения цезием данной территории                 

 Ситуация №3. Химические яды, применяемые против вредителей сельского хозяйства, часто вызывают тяжелые отравления у человека. Предложите эффективные способы защиты людей от ядов.                                                                                    

Работают с текстовой информацией, обсуждают ситуации, проводят анализ решения задач.

П- анализ, сравнение, обобщение, приведение доказательств,  установление причинно-следственных связей.

К-выражение своих мыслей, учет разных мнений.

Р- выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, коррекция.

Рефлексия и оценивание

Мотивирует  выполнение задания. Использование  Кубика Блума для рефлексии. Вопросы формулируют  учащиеся:

могу назвать…

могу ответить -  почему…

умею объяснять….

смогу предложить….

могу придумать...

могу поделиться….

Организует оценочную работу.

Поставь себе оценку-

Самооценка деятельности- «дерево роста»

Оценка учителя-

Формулируют свою позицию.. Оценивают свою работу.

П- рефлексия;

К- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Р-коррекция, оценка усвоенного материала.

Домашнее задание

Разъясняет д/з.

1 уровень - обязательный: конспект урока;

2 уровень - творческо-аналитический (по желанию): на основе анализа своего рабочего дня предложить решение какой-либо экологической проблемы.

Осмысливают выполнение д/з

П-понимание и осознание информации.                                     Р-волевая саморегуляция.                              

Литература;

1. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2010.

2.Кузнецов А.П. А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2008.

3. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2010.

4. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.

5. "Учебные материалы по географии Курской области";-М.;ИПФ "Полимед",1995."Природа Курской области и ее охрана";-Воронеж; Ц-Ч книжное издательство, 1991

6. Н.В.Яковлева Н.В.. География. Уроки с использованием информационных технологий. 10-11 классы. - Волгоград, «Учитель», 2009.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.bibliofond.ru
  2. http://ekovolga.com/index.php/otkhody-musor
  3. http://greenfuture.ru/profile/7
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki
  5. http://cat.convdocs.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школьного семейного клуба "Диалог" МОУ "СОШ №4" г. Железногорска Курской области ( руководитель Е.Н. Чернухина) : От монолога к диалогу

Данный опыт является актуальным в современных условиях и имеет большое практическое значение для совершенствования образовательного процесса в образовательном учреждении, поскольку роль семьи в воспит...

Проблемы развития малого бизнеса в туристическом кластере Иркутской области

Проанализированы проблемы развития малого бизнеса в туристическом кластере Иркутской области...

ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ...

О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сельский туризм (агротуризм) перспективное направление в туриндустрии....

"Социально-экологические проблемы здоровья населения юга Тюменской области"

Воздействие факторов окружающей среды на здоровье зависит от степени и продолжительности  его воздействия. Для таких факторов окружающей среды как аллергены, ионизирующая радиация и канцерогенные...

Социальное партнерство – как форма сотрудничества и взаимодействия учебного заведения с работодателями предприятий и фирм Курской области

Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций...

ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА и перспективы их решения.

Какие проблемы,  по вашему мнению,  существуют в области преподавания иностранного языка в современной школе?...