Самостоятельные работы по теме " Эволюция" для студентов СПО.
учебно-методический материал

Мурлычева Ирина Никифоровна

Самостоятельные работы по теме "Эволюция"  для работы  в  условиях дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnye_raboty_po_teme_evolyutsionnoe_uchenie.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гипотезы происхождения жизни на Земле».

Задание на анализ и оценку различных гипотез.

Ресурсы:

Лекция «Гипотезы происхождения жизни на Земле»

 Биология. 2-е изд. Учебник и практикум для СПО. Ярыгин В. Н., Волков И. Н. 2020/Гриф УМО СПО. Научная школа: Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (г. Москва). (Из каталога электронной  библиотеки образовательной платформы ЮРАЙТ).  Стр.15-18

Российская электронная школа. Видеоуроки. 11класс.Урок №8 Развитие представлений о возникновении жизни. Автор Пынеев Александр Владимирович.

Используя ресурсы заполнить таблицу, указав плюсы и минусы в каждой гипотезе.

Гипотеза

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Тема: «Эволюционные идеи».

Задание на применение знаний в нестандартной ситуации. На основании выполненного конспекта по учебнику ответить на вопрос (по вариантам).

Ресурсы:

Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования /В. М. Константинов, А. Г.  Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В. М. Константинова.- 7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336с.

Стр.151-164

Российская электронная школа. Видеоуроки. 11класс.Урок №1 Возникновение и развитие эволюционных идей. Автор Кириллова Наталия Валерьевна.

  1. Используя ресурсы составить конспект, указав вклад ученых в развитие эволюционных идей.

Карл Линней (1707-1778)

  1. Описал более 8 000 видов растений.
  2. Создал искусственную классификацию организмов.
  3. Ввел бинарную номенклатуру для обозначения вида.
  4. Существование видов признавал.
  5. Считал, что все виды созданы Творцом.

Жан Батист Ламарк (1707-1778)

  1. Создал первую эволюционную теорию.
  2. Ввел термин «биология».
  3. Заложил основы естественной классификации организмов.
  4. Движущими силами эволюции считал: стремление к самосовершенствованию и прямое влияние условий среды (ненаследственная изменчивость).
  5. Считал, что приобретенные признаки наследуются.

Чарльз Дарвин (1809-1882)

  1. Назвал движущие силы эволюции: естественный отбор, борьба за существование и наследственная изменчивость.
  2. Назвал результаты эволюции: приспособленности и многообразие видов.

  1. Объяснить появление данного признака у животных. Варианты задания:
  • Белая шерсть у белого медведя
  • Перепонки между пальцами у утки
  • Длинная шея у жирафа
  • Яркая окраска самцов у кур

Тема «Борьба за существование».

Задание для самостоятельной работы. Данную работу можно рассматривать как проверочную (для закрепления) и как самостоятельную (контроль знаний).

Ресурсы:

Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования /В. М. Константинов, А. Г.  Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В. М. Константинова.- 7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336с.

Стр. 167-172

Российская электронная школа. Видеоуроки. 11класс.Урок №5.Формы естественного отбора в популяции. Автор Пынеев Александр Владимирович.

Используя ресурсы заполнить таблицу. Определите по описанию вид борьбы за существование.  В столбцы запишите первое слово из описания.

Борьба за существование.

Внутривидовая

Межвидовая

Борьба с неблагоприятными условиями

  1. Совы. В гнезде у сов- два птенца разного возраста. Если не хватает корма, то старший, более сильный, заклевывает младшего, слабого.
  2. Крысы. Черная крыса, более миролюбивая, постепенно была вытеснена из поселений человека серой, жестокой и хитрой.
  3. Тайга. В одновозрастном сосновом лесу самые высокие деревья улавливают свет больше, их корни поглощают воду и минеральные вещества в ущерб более слабым соседям.
  4. Медведи. В самое суровое время, зимой, бурые медведи впадают в спячку.
  5. Огород. Сорные растения угнетают культурные растения.
  6. Пустыня. Верблюжья колючка, растение пустынь и полупустынь,  растет  в условиях с недостатком влаги. В процессе исторического развития у того растения выработались приспособления для добывания и сохранения влаги: длинные корни, проникающие на глубину 15-20 м и достигающие подземных вод.
  7. Павлины. Те самцы, у кого оперение будет лучше, и тот, кто будет сильнее, тот и одержит победу, в результате чего спарится с самкой.
  8. Рыба. Зимой при нехватке растворенного в воде кислорода погибает рыба.
  9. Лисица. Основу питания лисицы составляют мелкие грызуны- полевки. Особенно то относится к зимнему периоду. Зверь, учуяв добычу под снежным покровом грызуна, прислушивается к его писку, а потом быстрыми прыжками ныряет под снег, пытаясь поймать добычу. Тот способ получил название «мышкование».
  10. Пчелы. В Австралии европейская пчела вытеснила местную, туземную, мелкую и без жала.
  11. Полярная ива. В тундре деревья представлены карликовыми формами, хотя и не испытывают конкуренции со стороны других растений.
  12. Пчелиная семья. С наступлением холодов пчелы собираются в шарообразную массу. В середине такого клубка температура не опускается ниже 14 градусов. Близко соприкасаясь друг с другом, пчелы согреваются.
  13. Волки. Основу питания волков составляют копытные животные: в тундре- северные олени; в лесной зоне- кабаны, косули, лоси; в степях и пустынях- антилопы. Ловят волки и мелкую добычу: зайцев, сусликов, горностаев.
  14. Пингвины. Гнездятся в основном на изолированных территориях, взрослые на суше практически не имеют естественных врагов. Однако, завезенные человеком собаки и кошки представляют серьезную опасность.
  15. Львы. Первое, что делаем самец, захватив прайд, убивает всех львят. У львицы, потерявшей львят, через 2-3 недели начинается эструс (течка. Она вскоре родит от нового вожака. Такой инфантицид (убийство детенышей)- необходимость. В противном случае, ждать собственного потомства новому вожаку пришлось бы не менее двух лет, И при том, что вожак, как правило, сменяется каждые 2-4 года, он не успел бы вырастить собственных детенышей.

Тема: «Естественный отбор».

Работа с текстом учебника.

Ресурсы:

Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования /В. М. Константинов, А. Г.  Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В. М. Константинова.- 7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336с.

П.3.4.Естественный отбор в природных популяциях. Стр. 173-177.

Российская электронная школа. Видеоуроки. 11класс.Урок №5.Формы естественного отбора в популяции. Автор Пынеев Александр Владимирович.

Заполните таблицу.

Естественный отбор.

Признаки

Движущий

Стабилизирующий

Дизруптивный

В каких условиях действует

Результат

Пример

Тема: «Вид. Критерии вида».

Задание на сравнение биологических объектов, сопоставление фактов, выделение существенных признаков, умения делать выводы на основе сравнения.

Ресурсы:

Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования /В. М. Константинов, А. Г.  Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В. М. Константинова.- 7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336с.

Стр.165-167.

Российская электронная школа. Видеоуроки. 11класс.Урок №3 Вид. Критерии вида. Популяции. Автор Кириллова Наталия Валерьевна.

Используя ресурсы заполнить таблицу.

Критерии вида.

Название критерия

Признаки особей по критерию

Исключения

Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения

Виды-двойники, половой диморфизм, полиморфизм

Физиологический

Экологический

Географический

Биохимический

Этологический

Генетический

Исторический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по физике для студентов по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Даны методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по физике для студентов по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по математике для студентов I курса

Цель данных методических указаний – ознакомить  с общими положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по обществознанию для студентов 1 курса СПО.

Учебное пособие по дисциплине «Обществознание» содержит рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине, с учетом...

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по теме: "Личная гигиена пациента. Пролежни."

Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме: «Личная гигиена пациента. Пролежни».Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию...

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по теме: "Медикаментозное лечение в сестринской практике"

   Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике».     Внеауди...

Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 3-х курсов

Самостоятельные работы содержат задания направленные на изучение дат, понятий и терминов, характеристик исторических деятелей, на работу с картами и составление конспекта. Они помогут студентам наверс...

Задания к самостоятельной работе по теме: «Вегетативная нервная система» для студентов специальности "34.02.01 Сестринское дело».

Задания к самостоятельной работе по теме: «Вегетативная нервная система» дисциплины «Анатомия и физиология человека» предназначены  для студентов  специальности "...