Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по теме: "Медикаментозное лечение в сестринской практике"
методическая разработка на тему

Боброва Ирина Николаевна

     Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике».

     Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением работы, студентам необходимо получить консультацию у преподавателя для определения характера работы, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к работе.

     После выполнения самостоятельной работы студенты смогут лучше подготовиться к занятию по данной теме, письменно и устно ответить на вопросы преподавателя, выполнить на занятии практическую работу, закрыть неаттестацию по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneaud_medikament_antibiotiki.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

Методические рекомендации для студентов

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

ПМ. 04 Выполнение работы по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.02 «Оказание медицинских услуг по уходу»

по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Тема: «Медикаментозное лечение в сестринской практике»

Санкт-Петербург

2017 год

     

        РАССМОТРЕНО

на заседании  ЦМК  «Младшая медицинская

сестра и общепрофессиональных дисциплин»

Протокол  № 10  от 01.06.2017г.

Председатель ЦМК  Круглова Е.В.

Составитель: преподаватель дисциплины: «Боброва И.Н.»

Пояснительная записка

        Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике».

        Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением работы, студентам необходимо получить консультацию у преподавателя для определения характера работы, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к работе.

        После выполнения самостоятельной работы студенты смогут лучше подготовиться к занятию по данной теме, письменно и устно ответить на вопросы преподавателя, выполнить на занятии практическую работу, закрыть неаттестацию по данной теме.

Содержательная часть

Задание №1

  1. Изучить тему: «Медикаментозное лечение в сестринской практике» по учебнику Кулешовой Л.И. «Основы сестринского дела» стр. 301 - 309.
  2. Подготовить сообщение или презентацию (по выбору студента) на одну из предложенных тем:
  • «Изобретение шприца»
  • «Создание антибиотиков»

Инструкция к выполнению по подготовке сообщения:

  • Внимательно изучите выбранную вами тему.
  • При подготовке сообщения вам понадобится дополнительная информация, которую вы сможете найти, воспользовавшись интернет ресурсами.
  • Сообщение может быть в рукописном или напечатанном варианте.
  • Объем сообщения – 5-7 листов А4.  
  • Текст сообщения печатается 14 шрифтом через 1,5 интервала.  
  • В конце сообщения должен присутствовать ваш вывод.

Инструкция к выполнению по подготовке презентации:

  • Внимательно изучите выбранную вами тему.
  • При подготовке сообщения вам понадобится дополнительная информация, которую вы сможете найти, воспользовавшись интернет ресурсами.
  • С помощью программы Power Point подготовьте презентацию, состоящую из 10-20 слайдов.
  • В презентации обязательно должны присутствовать слайды: титульный лист, содержание презентации, источники информации.
  • Текст должен быть выполнен полужирным шрифтом, в одном стиле, размер заголовка не менее 30, текста не менее 24.

Задание №2

  1. Изучите самостоятельно текст по теме «Разведение антибиотиков».
  2. Составьте по 5 ситуационных задач с представленными эталонами ответов.  

Инструкция к выполнению:

  • Внимательно изучите и проанализируйте текст, представленный в приложении 1.
  • Составьте на отдельном листе в рукописном или напечатанном виде по 5 ситуационных задач на разведение антибиотиков с представленными эталонами ответов. Пример, как должна выглядеть составленная задача, вы найдете в приложении 2. 

Список рекомендуемой литературы по данной теме.

  1. Аббясов И.Х. и др. Основы сестринского дела: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела. Феникс, 2015.
  3. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.
  4. Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»  Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2016.
  5. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2009. – (Медицина для вас).

        Дополнительно рекомендуется использовать базы данных, информационно-справочные и поисковые системы – Интернет-ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля.

Критерии оценки подготовки сообщений

5 - «отлично»

обучающийся освещает тему в полном объеме, высказывает собственную точку зрения по данному вопросу

4- «хорошо»

обучающийся освещает тему в недостаточном объеме, высказывает собственную точку зрения по данному вопросу

3- «удовлетворительно»

обучающийся демонстрирует недостаточные знания по заданной теме, не имеет собственной точки зрения по данному вопросу

2- «неудовлетворительно»

задание не выполнено

Критерии оценки создания презентации

1 балл

Наличие обязательных слайдов:

-слайд №1 - титульный лист,

-слайд №2 - содержание презентации,

-слайд последний - источники информации

1 балл

Правильный подбор шрифта:

- размер: заголовок не менее 30, текст не менее 24

- весь текст вводится полужирным шрифтом

1 балл

Правильность составления слайдов:

- каждый слайд состоит из 3-х объектов: заголовок, текст, иллюстрация.

1 балл

Результат научно-исследовательской работы представлен в достаточном объеме (10-20 слайдов)

1 балл

Тема презентации полностью раскрыта

Критерии оценки составления ситуационной задачи  

5 – «отлично

задачи составлены по заданной теме своевременно, без ошибок  

4 – «хорошо»

задачи составлены по заданной теме своевременно, допущены неточности  

3 – «удовлетворительно»

задачи составлены по заданной теме с опозданием, либо допущены ошибки в формулировке задачи или эталоне ответа  

2 – «неудовлетворительно»

задачи не соответствуют теме, задание выполнено с опозданием, допущены ошибки в формулировке задачи и эталоне ответа  

Приложение 1

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ

НА РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ

        Большинство антибиотиков для парентерального (внутримышечного или внутривенного) введения выпускаются во флаконах в твердой лекарственной форме – кристаллический порошок. Следовательно, для их введения необходимо использовать растворители:

  • 0,9% изотонический раствор натрия хлорида
  • вода для инъекций
  • 0,25% раствор новокаина
  • 0,5% раствор новокаина

Обратите внимание: при разведении антибиотика растворитель не несет лечебной функции; таким образом, доза препарата не зависит от количества растворителя!

        Антибиотики дозируются в единицах действия (ЕД) и граммах (г):

                                                                                       , следовательно

0,5 г = 500 000 ЕД

0,25 г = 250 000 ЕД

Запомните! Существует закон!

В 1 мл растворителя должно быть 100 000 ЕД антибиотика.

Это закон для классического способа разведения, и соотношение ингредиентов при разведении в нем составляет 1:1.

        

        Часто, в практике работы со взрослыми пациентами, назначаются высокие дозы антибиотиков, например, 2 000 000 ЕД. Если мы разведем в соотношении 1:1, то получим 20 мл антибиотика. В таком большом объеме мы не можем ввести внутримышечно.

        Для таких случаев существует удобный способ, когда необходимо уменьшить объем растворителя, в нем соотношение ингредиентов равно 1:2. То есть, в 1 мл растворителя должно быть уже 200 000 ЕД антибиотика.

Итак, существует 2 способа разведения антибиотиков:

  • 1:1 (классический способ)
  • 1:2 (удобный способ)

Рассмотрим примеры в таблице:

1:1

1 мл – 100 000 ЕД

2,5 мл – 250 000 ЕД

5 мл – 500 000 ЕД

10 мл – 1 000 000 ЕД

1:2

1 мл – 200 000 ЕД

2,5 мл – 500 000 ЕД

5 мл – 1 000 000 ЕД

10 мл – 2 000 000 ЕД

Алгоритм  решения  задач.

  1. Внимательно посмотри на дозировку антибиотика назначенного врачом и на дозировку имеющихся в наличии флаконов.
  2. Выясни,  сколько  потребуется  флаконов  с  антибиотиком.
  3. Выбери наиболее приемлемый способ разведения антибиотика (1:1 или 1:2).
  4. Рассчитай количество растворителя на один флакон, затем на все флаконы, если их несколько.
  5. Определи количество  готового  лекарственного раствора на  1 инъекцию в соответствии с назначением врача.

Приложение 2

Классификация  задач  на разведение антибиотиков

Рассмотрим решение разных вариантов задач одновременно двумя способами.

        Задача №1 «Из равного равное». 

        Пациенту  назначен  пенициллин,  500 000 ЕД, имеются  флаконы по 500 000 ЕД. Определи дозу лекарственного раствора на 1 инъекцию.

Решение

1:1

1:2

  1. Набираем в шприц 5 мл растворителя и вводим во флакон с антибиотиком
  2. Концентрация антибиотика в 1 мл лекарственного раствора составит 100 000 ЕД
  3. Для инъекции набираем в шприц все содержимое флакона, т.е. 5 мл.
  1. Набираем в шприц 2,5 мл растворителя и вводим во флакон с антибиотиком
  2. Концентрация антибиотика в 1 мл лекарственного раствора составит 200 000 ЕД  
  3. Для инъекции набираем в шприц все содержимое флакона, т.е. 2,5 мл.

Ответ: 5 мл.

Ответ: 2,5 мл

        Задача №2 « Из  большего  меньшее»

        Пациенту  назначен  пенициллин,  300 000 ЕД, имеются  флаконы по 500 000 ЕД. Определи дозу лекарственного раствора на 1 инъекцию

Решение

1:1

1:2

  1. Набираем в шприц 5 мл растворителя и вводим во флакон с антибиотиком
  2. Концентрация антибиотика в 1 мл лекарственного раствора составит 100 000 ЕД
  3. Для инъекции набираем в шприц 3 мл лекарственного раствора.
  1. Набираем в шприц 2,5 мл растворителя и вводим во флакон с антибиотиком
  2. Концентрация антибиотика в 1 мл лекарственного раствора составит 200 000 ЕД  
  3. Для инъекции набираем в шприц 1,5 мл лекарственного раствора.

Ответ: 3 мл.

Ответ: 1,5 мл

        Задача №3 « Из  меньшего в большее»

        Пациенту  назначен  пенициллин, 1 000 000 ЕД, имеются  флаконы по 500 000 ЕД. Определи дозу лекарственного раствора на 1 инъекцию.

Решение

1:1

1:2

  1. Набираем в шприц 10 мл растворителя и вводим в 2 флакона  с антибиотиком по 5 мл в каждый
  2. Концентрация антибиотика в 1 мл лекарственного раствора в каждом флаконе составит 100 000 ЕД
  3. Для инъекции набираем в шприц все содержимое 2 флаконов, т.е. 10 мл.
  1. Набираем в шприц 5 мл растворителя и вводим в 2 флакона с антибиотиком по 2,5 мл в каждый
  2. Концентрация антибиотика в 1 мл лекарственного раствора в каждом флаконе составит 200 000 ЕД  
  3. Для инъекции набираем в шприц все содержимое 2 флаконов, т.е. 5 мл.

Ответ: 10 мл.

Ответ: 5 мл

        Задача №4 « Дробная  доза »

        Пациенту  назначен  пенициллин,  800 000  ЕД, имеются  флаконы по 500 000 ЕД. Определи дозу лекарственного раствора на 1 инъекцию.

Решение

1:1

1:2

  1. Набираем в шприц 10 мл растворителя и вводим в 2  флакона с антибиотиком по 5 мл в каждый
  2. Концентрация антибиотика в 1 мл лекарственного раствора в каждом флаконе составит 100 000 ЕД
  3. Для инъекции набираем в шприц все содержимое одного флакона, т.е. 5 мл и 3 мл из второго флакона. Таким образом, необходимо 8 мл лекарственного раствора.
  1. Набираем в шприц 5 мл растворителя и вводим в 2 флакона с антибиотиком по 2,5 мл в каждый
  2. Концентрация антибиотика в 1 мл лекарственного раствора в каждом флаконе составит 200 000 ЕД  
  3. Для инъекции набираем в шприц все содержимое одного флакона, т.е. 2,5 мл и 1,5 мл из второго флакона. Таким образом, необходимо 4 мл лекарственного раствора.

Ответ: 8 мл.

Ответ: 4 мл

        Задача №5 « Дозировка  в  граммах»

        Пациенту  назначен  пенициллин, 0,25 г, имеются  флаконы по 0,5 г. Определи дозу лекарственного раствора на 1 инъекцию.

Решение

1:1

1:2

  1. Набираем в шприц 5 мл растворителя и вводим во флакон с антибиотиком
  2. Концентрация антибиотика в 1 мл лекарственного раствора составит 100 000 ЕД
  3. Для инъекции набираем в шприц. 2,5 мл.
  1. Набираем в шприц 2,5 мл растворителя и вводим во флакон с антибиотиком
  2. Концентрация антибиотика в 1 мл лекарственного раствора составит 200 000 ЕД  
  3. Для инъекции набираем в шприц 1,25 мл.

Ответ: 2,5 мл.

Ответ: 1,25 мл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по теме: "Личная гигиена пациента. Пролежни."

Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме: «Личная гигиена пациента. Пролежни».Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию...

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы: алгоритмы составления памятки и плана беседы с пациентом.

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы:  алгоритмы составления памятки для пациента и плана беседы с пациентом....

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ЕН 02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические рекомендациипо организации и выполнению внеаудиторной   самостоятельной работы   студентов по дисциплине  ЕН 02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛ...

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП. 03 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Методическое  пособие содержит:пояснительную записку;методические рекомендации по выполнению и оформлению работ;набор заданий для организации самостоятельной работы;перечень литературы, которой м...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы ОУД.05 История основной профессиональной образовательной программы по специальности 35.02.15 «Кинология»

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «История» на 175 часов,  где  48 часов занимает внеаудиторная самостоятельная  работа,...

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Иностранный язык» по специальности 36.02.01. Ветеринария

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с  рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык» разработана на основе Фед...