решение задач на правило экологической пирамиды
методическая разработка

Завьялова Нина Владимировна

решение задач на правило экологической пирамиды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr_rab_ekologicheskaya_piramida.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа

Тема Решение задач по правилам экологических пирамид.

Цель закрепить понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема, цепь питания; рассмотреть типы взаимосвязей организмов в биогеоценозах и преобразования в них; развивать умение решать задачи по правилам экологических пирамид.

Ход работы

1.1  Редуценты:

а) запасают энергию, образуя органические вещества

б) разрушают мертвые остатки растений и животных

в) питаются только живыми растениями

г) используют в пищу только животных

1.2. Продуценты:

а) синтезируют органические вещества из неорганических

б) разлагают мертвые остатки растений и животных

в) питаются только живыми растениями

г) используют в пищу только животных

1.3. Первичные консументы:

а) производят органические вещества из неорганических

б) разлагают мертвые остатки растений и животных

в) питаются живыми или сухими растениями

г) используют в пищу живых и мертвых животных

1.4. Плесневые грибы:

а) редуценты

б) продуценты

в) первичные консументы

г) вторичные консументы

1.5. Комаров относят к:

а) продуцентам

б) редуцентам

в) консументам 1го порядка

г) консументам 2го порядка

2.  Пользуясь примерами, решить предложенные задачи

2.1. Определите, какую массу растений сохранит от поедания гусеницами пара синиц при выкармливании 4 птенцов. Вес одного птенца 5 грамма.

2.2. Какая масса растений необходима для существования лисы массой 12кг, из которых 60% – вода?

2.3. Какая площадь необходима для существования дельфина массой 120кг, из которых 70% – вода, если продуктивность биоценоза 1кв.м моря 400г сухой биомассы в год?

2.4. Определите, сколько волков может прокормиться на протяжении года на площади 200000 м2 (производительность 1 м2 составляет 300 г), если масса 1 волка 60 кг. Сколько зайцев при этом будет съедено, если масса зайца 4 кг.

3. Защита работы

2. Примеры решения задач

1. Определите, какую массу растений сохранит от поедания гусеницами пара синиц при выкармливании 5 птенцов. Вес одного птенца 3 грамма.

Решение: определяем вес 5 птенцов: 1 пт – 3гр; 5 птенцов – 15гр

 Составим цепь питания:

растения – гусеницы – синицы

Согласно правилу экологической пирамиды – на каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы и энергии, которые запасаются организмами за единицу времени, больше чем на последующем ~ в 10 раз. Отсюда:

растения – гусеницы – синицы

1500г          150г           15г

Ответ: пара синиц, выкармливая своих птенцов, сохраняет 1500 г растений.

2. Какая масса растений необходима для существования лисы, массой 8 кг, из которых 70% вода?

Решение

Определяем сухую массу лисы:  8 кг — 100%      

х кг — 30%           х=8*30:100=2,4 кг

х = 2,4 кг

Составим цепь питания:

растения – зайцы – лиса

Согласно правилу экологической пирамиды:

растения – зайцы – лиса

240кг         24кг         2,4кг

Ответ: масса растений, необходимая для существования лисы равна 240 кг

3. Какая площадь  биоценоза может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания: планктон – рыба – тюлень. Сухая биомасса планктона с 1 м2 составляет 600 г в год. Масса тюленя – 300 кг, из которых 60% составляет вода.

Решение

Определяем сухую массу тюленя:  300 кг — 100%

х кг — 40%

х = 120 кг

Составим цепь питания:

планктон – рыба – тюлень

Согласно правилу экологической пирамиды:

планктон – рыба – тюлень

12000кг    1200кг      120кг

Определяем площадь данного биоценоза, если известно, что сухая биомасса планктона с 1 кв.м составляет 600г  = 0,6кг.

1 м2 — 0,6 кг

х м2 — 12000 кг  планктона

х = 20000 м2 = 2 га

Ответ: площадь биоценоза 2 га.

4. Определите, сколько лис  может прокормиться на протяжении года на площади 100000 м2 (производительность 1 м2 составляет 300 г), если масса 1 лисы 12 кг. Сколько зайцев при этом будет съедено, если масса зайца 3 кг.

Решение:

  1. Составим цепь питания:

растения – зайцы – лиса

Согласно правилу экологической пирамиды:

растения – зайцы – лиса

1200кг         120кг       12кг

  1.  Определяем площадь данного биоценоза, если известно, что производительность с 1 м2 составляет 300г  = 0,3кг.

1 м2 — 0,3 кг

х м2 — 1200 кг  планктона  х=1*1200:0,3=4000м2

х = 4000 м2 

  1.  Определяем количество лис на площади 100000м2

1 лиса – 4000м2

Х лис -   100000м2         х= 1*10000:4000=25 лис

  1.  Определяем количество съеденных зайцев

На 1 лису массой 12кг приходится 120 кг массы зайцев (масса каждого 3 кг).

120:3=40 зайцев.

А на 25 лис приходится 25*40=1000 зайцев.

Ответ: На площади 100000 м2 на протяжении года может прокормиться 25 лис. При этом будет съедено 1000 зайцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.

ВведениеСущественной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.Это понятие имеет широкое распространение в раз...

урок КВН"Производная и её применение при решении задач."

Урок проводитс я в 10 классе или на 1 курсе СПО, рассчитан на 2 часа. Цель урока привлечь интерес к математике. Проводится в нетрадиционной форме; в форме КВН....

Методические указания по решению задач "Свойства строительных материалов"

Методические указания по данной теме содержат основные сведения о свойствах материалов, применяемых в строительстве, приведены примеры решения задач, подробный перечень навыков, которые должны приобре...

урок для 5 класса "Решение задач на умножение и деление натуральных чисел"

Урок в 5 классе по теме: "Решение задач на умножение и деление натуральных чисел" по учебнику Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф...

решение задач по правилам экологических пирамид

решение задач по правилам экологических пирамид...

Методическая разработка урока по теме "Использование графиков функций для решения уравнений и систем уравнений. Использование графиков функций для исследования процессов и зависимостей, которые возникают при решении задач из других учебных предметов.

Урок разработан для студентов 1 курса СПО. Урок построен на повторении ранее изученного материала и его расширении, применении знаний в незнакомой ситуации. Изучение данного материала является важным,...