Инновационная деятельность ОУ:Особенности естественнонаучной компетентности учителя начальных классов
статья

Костылева Елена Николаевна

.    Главная задача учителя начальных классов в современных условиях – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, не быть перед ним чем-либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с детьми, и самому с ними учиться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности естественнонаучной компетентности

учителя начальных классов

         Компетентность учителя в области естествознания нужно рассматривать в единстве общей компетентности, необходимой любому взрослому человеку для его профессии, психолого – педагогической компетентности и предметной компетентности, которая наиболее сложна в познании окружающего природного мира.  

 Компетентность в области естествознания имеет свои специфические особенности, которые складываются в силу того, что обучение в педагогических учебных заведениях  строится на приоритете  педагогики и психологии (в общем- то верно), а предметная подготовка дается по остаточному принципу.  

Компетентность в области естествознания – это интегративное свойство личности, т.к. она выражается:

  • наличием глубоких знаний по землеведению, ботанике, зоологии, экологии, генетике, которые включены в преподаваемый предмет «Окружающий мир»;
  • умением интегрировать естественнонаучные знания в содержание других дисциплин, создания проблемных ситуаций и решения их вместе с учениками;
  • способностью формировать природоведческие понятия, с использованием наглядности, современных технических средств обучения;
  • умением разработки и проведения экскурсий в природу на краеведческом материале;
  • применением имеющихся знаний в новой ситуации, способностью в своей педагогической деятельности достигать значимых результатов;
  •  обладанием биосферной этикой и экологосообразным поведением.

Профессиональная компетентность педагога – это владение педагогом необходимой системой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. (Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов- на –Дону: Феникс,2003. – 288с.)

Педагогическая компетентность учителя – это педагогический труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя; в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. При этом компетентность определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний, умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, личностных качеств – с другой, и самореализацией педагогической деятельности – с третьей.    Главная задача учителя начальных классов в современных условиях – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, не быть перед ним чем-либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с детьми, и самому с ними учиться. Для решения этой задачи современный учитель:

  • должен помочь ребенку поставить перед собой цель овладеть способами  ее достижения, не забывая при этом о его нравственности;
  • помочь ребенку стать творцом;
  • дать навыки саморегуляции, где ученику недостаточно быть исполнителем, ему нужно принимать роль субъекта своей деятельности;

      - дать ребенку средства защиты, средства восстановления личностной гармонии, физического, психологического стимулирования. (Трубайчук Л.В. Портрет учителя начальных классов в аспекте компетентностного подхода. Сб. Проблемы подготовки учителя для современной Российской школы. – М.: Баласс, 2007-с.17 - 18)

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в  различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. (ВахрушевА.А. с.11)

Литература

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: Педагогика,1990. –296 с.

 2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. –     Ростов- на –Дону: Феникс,2003. – 288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционнно-развивающего образования

Календарно-тематический планпрофессионального модуля        ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных кл...

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...

ПЕРЕЧЕНЬ заданий для проведения экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Для студентов по специальности 050715 Корр

ПЕРЕЧЕНЬзаданий для проведения экзаменапо ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обр...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации кружка "Народный календарь"

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к организации и проведению внеурочной работы с целью ока...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...

Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов.

Система образования России претерпевает трансформации, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство; как следствие, происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-восп...

Учебное пособие «Организация продуктивной деятельности на уроках технологии в начальных классах»

Учебное пособие «Организация продуктивной деятельности на уроках технологии в начальных классах» разработано в соответствии с требованиями ФГОС и адресовано студентам, обучающимся по специ...