Организация и содержание внеурочной деятельности по дисциплине "Физика"
статья

Лысенкова Татьяна Валерьевна

Организация внеурочной деятельности способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студентов, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у студентов интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_i_soderzhanie_vneurochnoy_deyatelnosti_.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и содержание внеурочной деятельности по
дисциплине «Физика»

Автор:

Лысенкова Т.В. – преподаватель физики и астрономии ГАПОУ БТПИТ.

         Система внеурочной деятельности по дисциплине «Физика» применяется мной как средство для самореализации и творческого развития каждого студента. Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует от преподавателей новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие студентов, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на развитие ключевых компетенций,  на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

       Физика как учебная дисциплина часто не пользуется популярностью у студентов, но именно она несет мощную мировоззренческую, нравственную нагрузку. Поэтому одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности и развитие интересов на уроках физики и во внеурочной деятельности. 

        Внеурочная работа по дисциплине «Физика» в моей профессиональной деятельности организована в следующих формах: индивидуальная,  групповая, массовая. Так как эти виды внеурочной работы тесно связаны друг с другом, это разделение всего лишь условное.

1.Индивидуальная внеурочная работа связана с углубленным изучением теоретических   вопросов,   решением   задач   повышенной   сложности.

2. Групповая внеурочная работа осуществляется на факультативных занятиях, в физическом кружке и на занятиях элективного курса.

3.Массовые формы внеурочной работы - это физические олимпиады, викторины, практикумы, тренинги, конференции, круглые столы, физические вечера. 

       Одна из форм внеурочной деятельности - Элективный курс «Основы технического творчества», который ориентирован на удовлетворение любознательности студентов.  Задачи курса: ознакомить студентов с основными приёмами  и методами, используемыми при решении исследовательских и творческих задач в реальных условиях. Объём курса  80 часов.  Он основан на межпредметных связях, расширяет знания, прививает интерес к поиску и нестандартному мышлению. В рамках курса рассматриваются следующие методы технического творчества:

  1. Эвристические ( метод «проб и ошибок», мозговой штурм, синектика)
  2.  Развитие творческого воображения ( составление синквейна, опорных конспектов, кластеров, кроссвордов, компьютерных презентаций)
  3. Теория решения исследовательских (изобретательских) задач методом решения противоречий ( технических и физических).

Наибольшее количество времени в курсе уделяется  моделированию как методу исследования, экспериментирования, проектирования и конструирования. Физически подобные модели создаются с целью воспроизвести  динамику изучаемых процессов и явлений. Создание физически подобной модели является результатом изучения элективного курса.

       Ещё одна из  форм внеурочной деятельности - подготовка студентов к участию в очных и заочных олимпиадах по физике,  научно – практических конференциях.

       В моём арсенале имеются следующие внеклассные мероприятия по физике: « Своя игра»,  «Самый умный», « Час занимательной науки», Аукцион знаний «Физики и лирики», которые проводятся в техникуме в рамках Дней науки. Например, Аукцион знаний «Физики и лирики». - интегрированное мероприятие по двум дисциплинам «Физика» и «Литература», разработано оно для студентов 1 курса, с целью развития познавательного интереса к изучаемым дисциплинам. В аукционе разыгрываются 6 лотов: Отгадай ребус: необходимо разгадать ребус и выяснить о каком природном физическом явлении идёт речь. Знакомые всё лица: отрывки из стихотворений известных русских поэтов, должны определить природном явлении идёт речь.  Физические величины: по изображению надо назвать физический измерительный прибор и пояснить какие физические величины можно определять. Цепочка слов: составить наибольшее количество слов из слова динамометр за 5 минут. Чёрный ящик: отрывок из романа «Таинственный  остров» Ж. Верн и определяют, что находиться в черном ящике ,  Физические задачи по литературным произведениям: отрывок из произведения, к которому задавался вопрос, ответ должен содержать физическое объяснение явления. Все внеклассные интеллектуальные игры вызывают живой интерес у студентов, что способствует формированию коммуникативной и общекультурной компетенций.

       При изучении такой дисциплины как физика, как нигде важна самостоятельная проектная и исследовательская работа. В соответствии с ФГОС в  учебном плане обязательно предусмотрено выполнение студентами индивидуального проекта, который определяется как учебно-исследовательский или учебный проект в рамках одного или нескольких предметов.  Под моим руководством студентами выполняются проекты разного вида, представлю некоторые из них:

1.Учебно – экспериментальные проекты: «Агрегатное состояние желе», «Почему айсберги плавают и не тонут», «Зависимость плавления и отвердевания шоколада от его состава», «Выращивание кристаллов». Результатом таких проектов  является  отчѐт о проведѐнных исследованиях.  Например, цель проекта  «Дыхание теста» состояла в  изучении физико-механические процессов, которые происходят при замесе теста и подтверждение наличия углекислого газа, выделяющегося  в процессе брожения. Экспериментальная часть включала в себя проведение экспертизы двух способов замеса дрожжевого теста: опарного и безопарного, далее газ, образующийся в процессе брожения собирался в накопители, и проводились измерения следующих термодинамических параметров: температура, давление, вычислялся объём. Затем с помощью уравнения Менделеева – Клайперона была рассчитана молекулярная масса газа в накопителях, значение которой соответствовало молекулярной массе углекислого газа. В данной работе наблюдается интеграция знаний профессионального модуля и физики.

2. Социальные проекты: « Война красоты и здоровья»,  «Энергосбережение начнём с энергосберегающих ламп». Социальные проекты выполняются группой студентов. Структура социального проекта «Энергосбережение начнём с энергосберегающих ламп» включала в себя следующие этапы: 

1.Подготовка студентов, обучающихся по специальности «Коммерция» к работе над проектом: проведение круглого стола, создание инициативной группы.

2.Следующий этап предполагал выбор  и формулировку проблемы, по результатам  анкетирования  студентов техникума  и интервьюирования преподавателей.

3.Для сбора и анализа информации инициативной группой было выбрано три

 направления: физики проводили экспериментальные работы и решали прикладную задачу, чтобы осуществить сравнительный анализ основных светотехнических характеристик ламп : световой  поток, сила света, цветовая

отдача, световая отдача, цветовая температура, экологи проводили анализ  материалов СМИ, связанные с экологичностью использования

 энергосберегающих ламп и ламп накаливания, экономисты изучали

 Брянский  рынок световой продукции.

4.Следующий этап предполагал разработку собственного варианта решения

 проблемы – график замены ламп накаливания в техникуме на энергосберегающие лампы, с учётом затрат и окупаемости.

Результат проекта стал   –  информационный буклет «Выбор за вами».

3.Информационные проекты:  

3.1.«Измерительные приборы в профессии «Повар»». Результат проекта – методические рекомендации «Устройство и принцип работы физических измерительных приборов: гигрометр, ареометр, весы, термометр». В работе рассмотрены виды физических измерений, приведена классификация измерительных приборов, определены физические измерительные приборы, необходимые в профессии «Повар».

3.2.«Оптические иллюзии в жизни», рассматриваются классические оптические иллюзии, иллюзии в архитектуре, рекламе, цирковых фокусах, одежде. Результат проекта – брошюра  «Загадки и головоломки на оптические иллюзии», которые можно использовать при проведении внеклассных мероприятий.

3.3. «Женщины – физики». Результат проекта – компьютерная презентация, в которой рассказывается о жизненном пути и открытиях, сделанных такими учёными как Мария Складовская -Кюри и Лиза Мейтнер.

       Студенты имеют возможность представить результат своей творческой деятельности на ежегодной техникумовской  «Научно – практической конференции» учебно  – исследовательского общества « Эврика», а также на конференциях регионального, межрегионального и международного уровня. Защита  исследовательских работ проходит успешно, так как  поощрение даже за маленькое «открытие» вдохновляет студентов  на продолжение поиска, на выдумку.

       С введением дисциплины «Астрономия» к внеурочной деятельности добавилась ещё одна форма тематические экскурсии в брянский планетарий, в ходе экскурсии студенты получают только  позитивные впечатления.

       В заключении хочется сказать, что организация внеурочной деятельности способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студентов, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у студентов интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внеурочная деятельность в школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

«Внеурочная деятельность в школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»...

Организация внеурочной деятельности учащихся Старооскольского городского округа посредством туристско-краеведческой деятельности

Статья об организации внеурочной  туристско-краеведческой  деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского туризма иэкскурсий...

Организация и управление внеурочной деятельностью студентов

В настоящее время в педагогической теории и практике актуальным является формирование познавательной мотивации личности, развитие творческой активности....

«Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности в начальной школе» сообщение

Выступление на педсовете по воспитательной работе и работе с родителями...