ДОП -37 «Подготовка педагога к организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» по теме «Взаимосвязь содержания, формы результативной и внеурочной деятельности»
статья на тему

Карвацкая Екатерина Георгиевна

Тема «Взаимосвязь содержания, формы результативной и внеурочной деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_karvatskoy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

РЕФЕРАТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ДОП -37 «Подготовка педагога к организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

КАРВАЦКОЙ ЕКАТЕРИНЫ ГЕОРГИЕВНЫ        

по теме:

«ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

МОСКВА – 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

Задачи _        

   Основное содержание        

Теоретическая часть        

Практическая часть        8

    Список использованной литературы        13


Введение

Задачи:

Создание у обучающихся положительной мотивации. Необходимо каждого ребенка заинтересовать занятиями музыкой, пением, Раскрыть всю красоту игры на музыкальном инструменте, показать, что этим навыкам можно и нужно учиться.

Основное содержание

Теоретическая часть

Современная система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности детям разных возрастов для занятий различными видами внеурочной деятельности. Одной из задач дополнительного образования является создание положительной мотивации у детей. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации согласно Федеральному государственному образовательному стандарту следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

В процессе работы с ребенком достигаются метопредметные результаты. Обучающийся должен узнать не только предмет, который он изучает, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно- личных результатов: ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека – внеурочная деятельность гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов и пожеланий.

Задачи внеурочной деятельности:

а) Обеспечить благоприятную атмосферу  ребенка в школе.

б)Педагог дополнительного образования должен учесть возрастные и индивидуальные особенности ученика.

в) Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.

Организация внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность, являясь обязательной для образовательных учреждений должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

Необходимость учитывать возрастные особенности;

Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

Связь теории и практики;

Доступность и наглядность;

Включение в активную жизненную позицию.

Основные модели внеурочной деятельности:

  • Модель внеурочной деятельности
  • Модель дополнительного образования
  • Модель «Школы полного дня»
  • Оптимизационная модель

Инновационно- образовательная модель.

Формы организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и многое другое.

Локальные акты образовательного учреждения (ОУ), обеспечивающие организацию внеурочной деятельности в ФГОС ООО :

  1. Устав образовательного учреждения.
  2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
  3. Договор образовательного учреждения с родителями  обучающихся.
  4. Положение о формах самоуправления образовательного учреждения.
  5. Положение о группе продленного дня.
  6. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
  7. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
  8. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.
  9. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
  10. Положение об учебном кабинете.

Условия организации внеурочной деятельности, которые необходимо учитывать в образовательном учреждении:

  • Научно- методическое обеспечение ( Методический совет, ШМО).
  • Материально- техническое обеспечение.
  • Информационное обеспечение : наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет.
  • Внешние  связи и партнерство: сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта.

закреплены

В ФГОС ООО закреплены несколько направлений  внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • Спортивно- оздоровительное направление;
  • Духовно- нравственное направление;
  • Социальное направление;
  • Общеинтеллектуальное направление;
  • Общекультурное направление.

Существует также несколько видов внеурочной деятельности:

  • Познавательная
  • Трудовая
  • Досугово-развлекательная
  • Туристско- краеведческая
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество.

Итог:  все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты.

ФГОС ООО – Федеральный государственный стандарт основного общего образования- это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы Основного общего образования  образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

        Стандарт ориентирован на становление личности:

  • Любящей свой край и свое Отечество, знающей русский и родной язык, уважающей свой народ, его культуру и традиции.
  • Активно и заинтересованно познающей мир, осознающей ценность труда, науки и творчества.
  • Умеющей учиться, осознающей важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике.
  • Социально активной. Уважающей закон и правопорядок, соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями, осознающей свои обязанности перед семьей, обществом. Отечеством.
  • Уважающей других людей, умеющей вести конструктивный диалог.

Стандарт должен быть положен в основу деятельности работников образования. Которые разрабатывают основные образовательные программы.

Стандарт устанавливает подход к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию; гражданская позиция в действии, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы.
  • Метапредметным, включающим освоенные обучающимся межпредметные понятия, универсальные учебные действия,(познавательные), способность использовать эти знания в учебной, познавательной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.
  • Предметными, включающими освоенные обучающимся в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению новых знаний в рамках учебного предмета.

  • Формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры, потребности в общении с музыкой, для дальнейшего духовно-нравственного развития, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни человека и общества, в развитии мировой культуры.
  • Формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (восприятие музыки, пение, инструментальное музицирование, импровизации, музыкально-пластические движения).
  • Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыки, связанной с кино, театром, литературой, живописью.
  • Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.
  • Овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку, как живое ,образное искусство во взаимосвязи с жизнью, знакомство  со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Практическая часть

Я работаю в двух Центрах творчества с детьми и подростками, и в двух Домах Культуры- со взрослыми вокалистами- любителями вокальной музыки.

Организовываю досуг любителей пения и скрипачей- учащихся школьного возраста. Являюсь концертмейстером (или аккомпаниатором) в этих Центрах досуга.

Аккомпанирую детские песни, хиты, классические вокальные сочинения (не сложные) русских, современных и зарубежных композиторов. Также аккомпанирую скрипачам, учащимся скрипичного класса объединения « Волшебные звуки скрипки» Центра внешкольной работы (ЦВР).Работаю с ноября 2008 года.

Вместе с педагогом Зайчук Л.П. создала ансамбль скрипачей из детей , которые у нее обучались 1-ый, 2-ой и 3-ий год. Назвали этот ансамбль «Росинка». Первой пьесой, которую ансамбль исполнил перед Новым годом (2009г.), была американская новогодняя пьеса «Бубенцы».Исполнялась ансамблем под аккомпанимент синтезатора « Ямаха-640» с ритмом польки. Пьеса была исполнена (разложена) на два голоса. У детей сразу появились интерес и желание играть на скрипке, заниматься, совершенствоваться. К 2014 году многие скрипачи, игравшие в ансамбле «Росинка» уже закончили  класс обучения, который рассчитан на семь лет, но некоторые по- прежнему приходят на занятия ансамбля. В этом году было очень много плановых выступлений, почти на всех тематических концертах в Центре, а также и гастроли в другие школы, Центры творчества. Выступили в Мэрии (в выставочном зале), в киноконцертном зале « Пушкинский». Неоднократно принимали участие в конкурсах « Чернобыльская звезда», «Твой мир», «Зюзинский калейдоскоп» и «Маленький виртуоз», конкурсах «Семейные музыкальные ансамбли». Дети аккомпанировали на скрипках   своим мамам, которые исполняли вокальные сочинения.(Семья Шиловых).Учащиеся ансамбля, а также вокалисты имеют много грамот, дипломов, кубков, памятных подарков за свои выступления. Дети, обучающиеся в нашем ансамбле, часто выступают в школах, в которых они учатся, демонстрируя свое мастерство своим сверстникам, несут искусство в массы.

Сейчас в их общей программе  (скрипачей и вокалистов) примерно 70% произведений , где я аккомпанирую на новом синтезаторе « Ямаха-900» ( моем личном), с ритмом, еще 10% - на синтезаторе без режима, то есть без автоаккомпанимента, на различных звуках, симфостринг, пиццеккато, клавесин, аккордеон, баян, арфа, банджо, гитара, мандолина, орган, хорус, использую мультипаты.

20% произведений аккомпанирую на фортепиано (так как есть много люфт-пауз, оттяжек темпов).

Так как в этом же Центре я веду вокальный класс в качестве концертмейстера, я часто объединяю эти два коллектива- подготавливаю ансамбль скрипачей как аккомпаниаторов, а вокалистов- как солистов. Для скрипок я пишу специальные подголоски к мелодиям, а главная тема звучит при этом у вокалистов. Так были спеты на концертах, конкурсах и фестивалях «Колыбельная» Дунаевского из кинофильма «Цирк», «Колыбельная песня Умки» Крылатова, «Аве Мария» Каччини, « Санта Лючия» песня «Белая лебедь» и другие.

        Клавишный синтезатор – это такой музыкальный инструмент, который  часто сравнивают с оркестром. А исполнителя на этом, богатом по звучанию, инструменте называют «человек- оркестр».Это все благодаря тому, что синтезатор имеет много оркестровых тембров. Духовых, струнных, ударных, перкуссионных и других, и все это в одном инструменте.

        В концертном репертуаре исполнителя на синтезаторе могут присутствовать переложения самых разнообразных по жанру и исполнительскому составу произведений- лишь бы эта музыка была яркой. Синтезатор- это источник звука в системе музыкально- аппаратных средств, предназначенных для звукозаписи или озвучивания концертных выступлений. Синтезатор имеет значительное преимущество перед клавишными инструментами- такими, как рояль и пианино. Благодаря тому, что в синтезаторе есть еще и спецэффекты появляется возможность озвучивать спектакли. Музыкальные шоу- программы, которые мы проводим с нашими учениками в Центре Творчества (и даже на уличных площадках!), а также использовать различные ритмы. Инструменты и спецэффекты У современных синтезаторов есть еще одно значительное преимущемтво- это возможность  способом «наложения « нескольких голосов создать расширенный аккомпанемент для песни или солиста – исполнителя на любом музыкальном инструменте: скрипка, виолончель, саксофон. Флейта, баян, аккордеон –вокалисту можно сделать минусовую фонограмму (минусовку), то есть аккомпанимент для солиста- вокалиста или инструменталиста, что дает возможность выступать автономно, без аккомпаниатора. Можно выступать на любых площадках (школы. Центры творчества, на уличных сценах).Это диктует время. Часто бывают площадки, где нет музыкального инструмента или инструмент очень плохой, расстроенный.Также уличные временные концертные площадки, где нужен очень сильный, громкий звук аккомпанимента. Синтезатор в таком случае подключается специальными звуковыми кабелями к усилительной аппаратуре или микшерному пульту, где звукорежиссер может регулировать громкость звучания синтезатора.  Минусовая фонограмма, сделанная заранее концертмейстером на синтезаторе, должна быть хорошо отрепетирована солистом для концерта, и желательно эта фонограмма должна быть с ритмом! Пианино и рояли для этих уличных концертов, конечно же не подходят! Синтезаторы и созданные с их помощью «минусовые» фонограммы постепенно вытесняют «механические» музыкальные инструменты. Синтезатор по сложности уже можно сравнить с компьютерами и ноутбуками. Фактически, синтезатор и является узкоспециализированным музыкальным компьютером.

        Я имею множество фонограмм на специальных дисках, предназначенных для синтезатора (12 штук, время звучания каждого диска- около 40 минут). Это- моя фонотека примерно за 10 лет концертмейстерской деятельности, исполнения классических песен, арий, музыки из оперетт(с ритмом). Как концертмейстер я исполняю эти произведения на концертах с учениками.

Свои фонограммы, над которыми я работаю в отдельное урочное время (в тишине), по заданию своих педагогов с которыми работаю.

В 2013 году я принимала участие в фестивале- конкурсе «Балтийское созвездие», который проходил летом в городе Бяла (Болгария). Там я исполняла свою заранее записанную фонограмму (с ритмом),увертюру к опере Верди «Тривиатта»,а также играла (с ритмом) песни о Москве –« Московские окна»,»Подмосковные вечера» и другие.

        Существует еще такой вид досуга для учащихся Центра, как походы. Вместе с педагогами и родителями, с приглашенными младшими и старшими сестрами ибратьями: в театры, концертные залы, в кино, на мюзиклы. Затем- на уроках- с учащимися проводится беседа о просмотренном спектакле, концерте, мюзикле и т.д. Делимся впечатлениями. Так посещали концерты в Зале им. Чайковского, в Малом зале Консерватории, Молодежном культурном центре. Посетили с учащимися американский мюзикл «Звуки музыки».

Список использованной литературы:

  1. «Дополнительное образование детей: теория и практика» - Сборник научных трудов, сост. О.Богомолова, г. Новосибирск, издательство ЦФНС, 2014г.
  2.  Красильников И.М. «Методика обучения игре на клавишном синтезаторе» - методическое пособи для преподавателей в авторской редакции. Москва, 2011г.