Организация педагогической работы (современного учебного занятия по дисциплинам) в соответствии с требованиями ФГОС.
статья на тему

Малькова Людмила Алексеевна

Организация педагогической работы (современного учебного занятия по дисциплинам) в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_pedagogich._raboty.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Организация педагогической работы (современного учебного занятия по дисциплинам) в соответствии с требованиями ФГОС.

Учебный процесс (образовательный процесс или педагогический процесс) – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности обучающегося.

Учебное занятие – это форма организации учебной работы в образовательных организациях, при которой преподаватель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом обучающихся, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения целей и решения дидактических задач, поставленных требованиями учебной программы и документов, регламентирующих развитие образования (в т.ч. профессионального) в области подготовки выпускников.

  1. Обеспечение профильной (профессиональной) направленности изучения темы. Использование знаний по изучаемой теме в профессиональной деятельности, в быту и в жизни.
  2. Обеспечение межпредметных связей «по горизонтали» и  «по вертикали».
  3. Обеспечение «научности» (соответствие содержания учебного материала уровню современной науки и техники, в том числе в рамках будущей профессиональной деятельности).
  4. Обеспечение сочетания теоретического обучения, практической и самостоятельной  работы  обучающихся.
  5. Обеспечение методической направленности в ходе проведения учебного занятия: подбор методов, средств обучения, методических разработок (технологической карты для обучающихся) и т.п.                      
  6. Обеспечение четкой структуры занятия со строгим переходом от одного этапа к другому.
  7.  Соблюдение дозировки времени, отведенного на каждый этап учебного занятия.
  8. Обеспечение систематического и планомерного контроля за качеством знаний и умений обучающихся.
  9. Преследовать, как основную цель,  использование интерактивных средств обучения – расширение и углубление знаний обучающихся, обеспечение эффективности учебного процесса (например: показ химической реакции (визуально показывает преподаватель, действо ионного уровня показывает с помощью компьютера).
  10.  Обеспечение культуры преподавания для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

      В свете современных требований к организации образовательного процесса преподаватель выполняет следующие функции:

преподаватель – консультант

преподаватель – руководитель

преподаватель – технолог

преподаватель – исследователь

преподаватель – эксперт

преподаватель – учитель.

 Основа учебного занятия – его тема и цели (в рамках цели ставятся дидактические задачи).

Цели:

  1. Образовательные (знания по теме).
  2. Развивающие (в рамках этой цели формулируем задачи, например, формирование коммуникативной  и информационной компетенций,  самоорганизация и самообучение).
  3. Воспитательные.

Обучающиеся и студенты в процессе обучения должны быть не объектом, а субъектом учебной деятельности.

Традиционная дидактика подразумевает: деятельность преподавателя на занятии должна занимать приблизительно 70% учебного времени, а деятельность обучающихся – 30%. Новая дидактика подразумевает совместную деятельность преподавателя и обучающихся.

Современное занятие характеризуется следующими признаками:

  • Соответствие требованиям к проведению учебного занятия, которые направлены на работодателя (формирование компетенций ФГОС); 
  • Реализуется личностно-ориентированный подход к обучению;
  • Реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования;
  • Реализуется деятельностный подход к обучению (самостоятельная деятельность обучающихся в получении знаний);
  • Организация занятия динамична и вариативна; 
  • Используются современные педагогические технологии.

Условия соблюдения деятельностного подхода:

  • Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
  • Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
  • Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (понимание обучающимися что и для чего делать).
  • Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
  • Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (где применимы знания на практике).

Основные виды учебных занятий

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования устанавливаются следующие основные виды учебных занятий:

  • урок (занятие);
  • лекция (целесообразно комбинированное занятие);
  • практическое занятие;
  • лабораторные занятия;
  • контрольная работа;
  • консультация;
  • самостоятельная работа.

Типология занятий.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям занятий:

  • по основной дидактической цели;
  • по основному способу их проведения;
  • по основным этапам учебного процесса.

 По основной дидактической цели выделяют следующие типы занятий:

  • ознакомление с новым материалом;
  • закрепления изученного;
  • применения знаний и умений;
  • обобщения и систематизации знаний;
  • проверки и коррекции знаний и умений;

По основному способу проведения выделяют следующие типы занятий:

  • в форме беседы;
  • лекция с элементами беседы;
  • экскурсии;
  • видеоуроки;
  • самостоятельная работа обучающихся;
  • лабораторные и практические работы;
  • сочетание различных форм занятий.

По основным этапам учебного процесса выделяют следующие типы занятий:

  • вводные;
  • первичного ознакомления с материалом, установления законов и правил;
  • применения полученных знаний на практике, повторения и обобщения;
  • контрольные, смешанные или комбинированные.

Основные этапы учебного занятия

Организационный момент

  • взаимные приветствия преподавателя и обучающихся;
  • проверка подготовленности обучающихся к занятию;
  • организация внимания.

Проверка домашнего задания

  • выявление степени усвоения заданного на дом материала;
  • определение типичных недостатков в знаниях и их причин;
  • ликвидация обнаруженных недостатков.

Всесторонняя проверка знаний

  •  проверка различными методами объема и качества усвоенного материала;
  • проверка степени сформированности компетенций;
  • оценка знаний, умений и навыков.

Подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала

  • сообщение темы, цели и задач изучения нового материала (ориентация на профессиональную направленность);
  • определение практической значимости нового материала;
  • постановка перед обучающимися учебной проблемы.

Усвоение новых знаний

  • организация внимания;
  • представление преподавателем нового материала;
  • обеспечение восприятия, осознания, осмысления, обобщения и систематизации нового материала;
  • формирование умения самостоятельно применять знания в различных ситуациях;
  • (в рамках компетентностного подхода организовать самостоятельную деятельность обучающегося).

Проверка усвоения обучающимися нового материала

  • проверка глубины понимания учебного материала.

        Закрепление нового материала

  • применение разнообразных приемов и средств закрепления, полученных знаний и умений.

Подведение итогов. Домашнее задание

  • подведение итогов работы (как работала группа, обучающиеся, что нового узнали);
  • информация о домашнем задании (объяснить форму работы и цель);
  • инструктаж по выполнению домашнего задания (внеаудиторной самостоятельной работы).

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЮ.

  1. Плановость ведения занятия. Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному рабочему плану в соответствии с рабочей программой по дисциплине и требованиями календарно-тематического плана.
  2. Обязательное достижение поставленных целей проведения учебного занятия (обучающие, развивающие (компетенции), воспитательные). В конце учебного занятия обязательное возвращение к поставленным целям.
  3. Изучение нового материала должно быть организовано не как получение готовой информации в форме объяснения с помощью иллюстраций, а путем постановки преподавателем проблемы и раскрытия ее обоснованным доказательством. Оно должно быть последовательным, находиться во взаимосвязи с другими предметами.
  • На учебных занятиях обучающиеся должны знакомиться с основными проблемами, стоящими перед обществом, наукой и выполнять требования к знаниям предусмотренные программой дисциплины.
  • Научность занятия должна предусматривать соответствие его содержания уровню современной науки и техники.
  • Занятие должно быть частью раздела, темы и иметь свою строгую логику.
  • Знания содержательной части программы осваиваются обучающимися не только при теоретическом обучении, но и в процессе самостоятельного поиска путем выполнения практических и лабораторных работ.
  • Преподаватель вносит в занятие методическую направленность, педагогическое мастерство в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
  • Структура занятий должна быть четкой со строгим переходом от одного этапа или элемента к другому.
  • На занятии должен осуществляться систематический и планомерный контроль за качеством знаний и умений обучающихся  (на всех этапах учебного занятия).
  • На занятии обязательно должно иметь место закрепление вновь полученных знаний обучающихся как на теоретических, так и практических занятиях.
  • Технические средства и программированные устройства, имеющиеся в образовательной организации, должны быть использованы на занятии так, чтобы они расширяли и углубляли знания студентов, обеспечивали эффективность учебного процесса.
  • Подготовленность и культура преподавания, его уровень должны стать основой, обеспечивающей эффективность занятия.
  • На занятии должна решаться задача обобщения и внедрения передового педагогического опыта в учебный процесс.
  • Необходимо соблюдать дозировку времени в организации каждого этапа занятия.
  • Руководство обучающимися преподавателем должно проводиться на всех занятиях, независимо от его типа и вида.  

Требования к целям учебного занятия:

  1. Цель формулируется как образ конечного результата деятельности обучающегося.
  2. Полнота цели (все учебные элементы, подлежащие усвоению, отражаются в цели).
  3. Диагностичность цели  (ее конкретизация в задачах).
  4. Реалистичность (цель должна быть выполнимой, определяется уровень усвоения каждого учебного элемента).

 Для организации и проведения учебных  занятий преподаватель должен уметь проводить анализ и самоанализ учебных занятий с целью выявления положительных и отрицательных аспектов проведения занятия, формирования умений выявления инновационных методик преподавания с последующим использованием в практике преподавания.

Виды анализа:

1. Краткий (изучение достижения основных целей и задач).

2. Аспектный (изучение отдельных аспектов занятия).

3. Полный (изучение и разбор всех аспектов занятия).

4. Комплексный (изучение единства и взаимосвязь целей, содержания форм и методов организации занятия).

Анализ учебного занятия включает в себя следующие положения:

  • Тема занятия, постановка целей и дидактических задач занятия.
  • Организационное начало занятия.
  • Организационная структура занятия.
  • Анализ содержания учебного материала занятия.
  • Общепедагогические и дидактические требования к занятию.
  • Деятельность преподавателя.
  • Деятельность обучающихся.

Самоанализ учебного занятия включает в себя:

  • Умение анализировать свои успехи и ошибки;
  • Вдумчивый разбор своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели или могут привести.

Проведение анализа и самоанализа учебного занятия позволяет:

  • Оценить свое профессиональное мастерство и профессионализм других преподавателей;
  • Выявить затруднения при организации и проведении учебных занятий;
  • Оказать своевременную помощь  другому преподавателю, обратиться самому за методической помощью в случае необходимости;
  • Видеть профессиональный рост преподавателей-коллег и свои достижения в повышении профессиональной компетенции;
  • Способствует успешной аттестации преподавателя.

Схема  полного анализа урока.

  1. Анализ цели урока.
  2. Анализ структуры и организации урока.
  3. Анализ содержания урока.
  4. Анализ методики проведения урока (деятельность преподавателя).
  5. Анализ работы обучающихся на уроке.
  6. Анализ домашнего задания.
  7. Оценка санитарно-гигиенических  условий урока.
  8. Психологический анализ урока.

Общие выводы по уроку.

1. Целевая направленность урока (постановка триединой задачи).

2. Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке обучающимися.

3. Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результатов усвоения.

4. Как организована самостоятельная мыслительная деятельность обучающихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.

5. Как работа с учебником способствовала усвоению и закреплению знаний обучающихся.

6. Выявить, каков уровень обратной связи со всеми обучающимися.

7. Какова система заданий работы преподавателя с обучающимися и как она способствует достижению необходимого уровня знаний на данном уроке.

8. Рациональность проведения уроков - лекций, семинара, конференции, диспута, конкурса и т.д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов на данном уроке.

9. Какие методы и приемы обучения были использованы и их активность на уроке.

10.Осуществляется ли опора на межпредметные связи.

11.Как творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого обучающегося, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.

12.Каков результат усвоения знаний обучающихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях. 

Структурный анализ.

Является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким.

Определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

1. Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с обучающимися.

2. Определить их последовательность и целесообразность.

3. Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.

4. Как развивается учебная деятельность обучающихся от первого до последнего структурного элемента урока.

5. Какова взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.

6. Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний обучающимися.

Краткий  анализ урока. 

1. Постановка на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).

2. Какими методами она решалась.

3. Примеры, подтверждающие работу учителя по реализации .

4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.

8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.

9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.

 

Дидактический анализ урока. 

1. Общие сведения о преподавателе и группе.

2. Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.

3. Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.

4. Оптимальный отбор содержания обучения под поставленные цели.

5. Адекватность т.е. соответствие методов и средств целям и содержанию урока. Их оптимальность и интенсивность.

6. Тип урока, рациональность избранной структуры урока, т.е. соответствие ее целям, содержанию и методам обучения.

7. Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.

8. Посильность объема и сложности домашнего задания.

9.   Степень реализации триединой задачи урока.

 

Психологический анализ урока.

 Психологическая цель урока:

1) проектирование развития обучающихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие обучающихся.

Выводы.

Педагог и обучающийся являются участниками педагогического процесса

Особенности педагогической профессии проявляются в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и обучающихся).
1. Цель педагогической деятельности – формирование личности человека.
2. Результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе.
 

Творчески работающий учитель способен выбрать оптимальное сочетание способов передачи обучающимся знаний и опыта, т.е. адаптировать (приспособить) передаваемые обучающимся знания и опыт к своим индивидуальным особенностям и особенностям своих студентов, не уклоняясь от поставленных целей. При этом результат педагогической деятельности может быть лучше, чем прежде, или такой же результат достигается с меньшими затратами.

Результаты педагогической деятельности – это сформированные им у обучающихся знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения через учебные занятия и внеурочную деятельность. Таким образом, труд педагога оценивается по достижениям его студентов. 

Литература.

  1. ФГОС по специальностям среднего профессионального образования.
  2. О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. Письмо Минобразования РФ от 29.12.2000 № 16-52-138 ИН/16-13
  3. Планирование и организация самостоятельной работы студентов ГОУ СПО. Методические рекомендации. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. – М.: 2008
  4. Методические рекомендации по организации инновационной деятельности. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. М.: 2009
  5. Повышение методической грамотности инженерно-педагогических работников. Методические рекомендации. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. – М.: 2008
  6. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа на занятиях по иностранным языкам. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. – М.: 2008
  7. А.Ю.Горчев. Контроль в обучении учащихся и студентов системы профобразования: этапы педагогического поиска. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. – М.: 2008
  8. М.А.Пинская. Оценивание для обучения. Практическое руководство.
  9. Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ». Серия «Управление школой». Выпуск 28. – М.: 2009
  10. Илюхина В. Как провести анализ урока
  11. Калинин С.И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. – 371с.
  12. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. Спб.: СпецЛит. 2001. – 75с.
  13. Маскин В.В., Меркулова т.К., Петренко А.А. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004. – 72с.
  14. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса/Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. Гл. редактор – Лизинский В.М., в 3-х частях – М.: Центр «Педагогический поиск", 2002. 144с.
  15. Справочник заместителя директора по научно-методической работе/ сост. Голубева Л.В.- Волгоград: Учитель, 2006.-124с.
  16. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб.: КАРО, 2003. – 208с.
  17. Лизинский В.М., Новый учитель для хорошей школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. – с.
  18. Интернет-ресурсы