Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
проект на тему

Мезенцева Светлана Алексеевна

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие. развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

     При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы. Этим новым направлением может быть  применение  проектного метода, который предполагает совместную деятельность детей и взрослых. Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС? Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?  Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное? Как использовать проектную деятельность на логопедических занятиях?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

     Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны одноклассников и учителя, преодолеть страхи и неуверенность  в себе. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие. развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

     При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы. Этим новым направлением может быть  применение  проектного метода, который предполагает совместную деятельность детей и взрослых. Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС? Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?  Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное? Как использовать проектную деятельность на логопедических занятиях? В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные  умения, как: умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;  умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). [2]

     Что же делать, если у детей, с которыми работаем мы, отсутствует  или недостаточно сформирована поисковая деятельность, которая является основой в организации проектной деятельности младших школьников. Поэтому перед детьми, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Ведь  данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в школу .[1] К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на там же уровне, что и их сверстники. Учителю же на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку. Поэтому логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность. Предшествует этому  организация побуждающего диалога и создание проблемных ситуаций.

1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон) .[2]

Виды работ:

 «Посмотри на мир чужими глазами»

Учитель читает детям неоконченный рассказ:«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»  Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять.

       Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Осень», «Город», «Лес»… Можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях; школьников, идущих в школу и т. д.) .[2]

2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное») .[1]

 3. Развитие умений задавать вопросы 

Тема: Слово. Слова-названия. Схемы слов.1 класс
Проблемная ситуация с затруднением.: дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Что здесь изображено?
-Попугай, земляника, шишки, васильки, дятел, воробей, гусеница, бабочка, гриб, лиса, козёл, медведь, ель, ёжик.
- Запишите слова-названия предметов.
(Возникает затруднение)
- Вы смогли выполнить задание?
- Нет. Мы не умеем писать.
Что вызвало затруднение?
- Какой возникает вопрос?
- Как записать слова-названия, если мы ещё не умеем писать?
Но мы можем написать по-другому, с помощью схемы.

    Логопедическое занятие в 1 классе по теме: «Ударение».
На доске слово "кружки".
Логопед: Нарисуйте предметы на это слово.(практическое задание)
Рисунки оказались разными.
Отличия в рисунках вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).

    Логопедическое занятие во 2 классе по теме: "Безударные гласные в корне слова".
Даны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Логопед дает задание вставить пропущенные буквы в слова. У некоторых детей вставленные буквы разные. Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации).

    Логопедическое занятие во 2 классе по теме: « Предлоги».
Дано словосочетание в котором, раскрыв скобки, необходимо выбрать нужный предлог. Например: бежит (в, под) дороге (практическое задание, не выполнимое вообще). Учащиеся испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).
   
Логопедическое занятие в 3 классе по теме: «Неизменяемые существительные».
Логопед дает задание: слова радио, кофе, бензин поставить во множественное число и, наоборот, слова ножницы, шахматы, именины в единственное (практическое задание, не выполнимое вообще). Учащиеся испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации) .[1]

Тема  урока: «Средний род существительных».
Логопед дает задание слова соль, берег, ручка, день записать в два столбика, где в первом слова мужского рода, а во втором слова женского рода. Ребята справляются с заданием, т.к. потренировались в употреблении слов мужского и женского рода. Далее логопед открывает еще два слова: озеро, окно и также просит записать их в два столбика. Поскольку у детей встречаются ошибки при употреблении слов в нужном роде, они в затруднении (возникновение проблемной ситуации). Все эти приёмы подводят нас к выполнению детьми самостоятельных действий непосредственно к работе в паре и в группе.[2]
   

Здесь используется побуждающий диалог. Так вот возникает вопрос: «Стоит   ли начинать такую сложную работу, как проект, с детьми, у которых существуют проблемы в обучении?» Однозначно – да! Разница только в том, что педагог заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе, изучить возможности детей, распределить обязанности в работе над проектом. Также необходимо тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность учащимся самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля .[1] Как мы работали над проектом «Осень - унылая пора или золотая?». Участвовали  дети 1,2,3 классов.  Каждая группа работала отдельно. Тип проекта: творческий, кратковременный. Цель работы над проектом: побуждение детей к самостоятельной деятельности Конечный результат: книжка-малышка для детей в группе продлённого дня

Этапы работы над проектом

Деятельность детей

Деятельность учителя

1. Погружение в проект

- проблема

 1. Составление рассказа по опорным картинкам (проблемная ситуация)

2. Сбор речевого материала

1.Графический диктант «Листок»2.Беседа о признаках  осени, рассматривание картин и иллюстраций.3.Организация работы в группах

2 . Планирование (проектирование)

1.Распределение заданий, составление плана работы

Оценка   деятельности  детей

3. Поиск информации

1. Обмен информацией между детьми 2. Поиск стихотворений,иллюстраций

Учитель проводит подготовку к сочинению

4. Продукт.

1. Рисунки  об осени  Сочинение  «О чём нам расскажут осенние листья?»

Оценка продуктивной работы детей. Рефлексия

5. Презентация

Отбор материалов для книжки - малышки

Помощь в изготовлении книжки-малышки

Главное, мы учились сами добывать информацию, учились прислушиваться к мнению других, обмениваться информацией и пытались самостоятельно придти к решению проблемы, доказали, что «осень во всяком одеянии хороша». Результат: расширение словарного запаса детей, формирование лексико-грамматической стороны речи, навыки коммуникативного  взаимодействия. В этом учебном несколько детей пришли с фонетическим дефектом [ Р] и с отсутствием верхних резцов. Решили составить памятку по артикуляции звука [Р].Она пригодилась  в работе по формированию звукопроизношения детей, сплотила детей в группе. По результатам проекта «Однокоренные слова» и «Синонимы» придумали сделать лото, которым пользуемся во 2-3 классах. Проект  «Математика вокруг нас» в 1 классе-первые попытки совместного творчества детей и взрослых. Однако, могут возникнуть трудности объективного характера – недооценка педагогом возрастных, умственных и практических  возможностей, психологических  особенностей  детей,  имеющих речевые отклонения, которые сопровождаются, как правило низкой самооценкой и недостаточным развитием  психических процессов (речь, мышление, память, внимание).   Любой проект – творческий, так как он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению и презентации

Список литературы

1 .Акименко В.М..Новые логопедические технологии.- Ростов н / Д: Феникс, 2008– 105 с.3 .

2 .Зубарева  Л.В. Коррекция письма на уроках.1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2008. – 134 с.