Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ
методическая разработка

     Музыкальная школа на современном этапе призвана, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу психологического воздействия на ребенка путем погружения его в мир образов и музыкальных звуков, способствовать эмоциональной свободе и психологической раскрепощенности учащихся.

     Вовлекая в процесс обучения значительное количество детей, музыкальная школа в последнее время ставит задачи не только по усвоению знаний, умений, навыков, но и по внедрениюв образовательный процесс активных методов, изменению содержания обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУДО «Детская музыкальная школа» пгт. Благоево

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ

пгт. Благоево 2023

Введение

   

     За последние годы существенно изменились требования к подготовке младших школьников. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий: личностных,  регулятивных, познавательных и коммуникативных. Этим обусловлена     актуальность  проблемы воспитания и формирования коммуникативной культуры  у  детей младшего школьного возраста.

     Музыкальная школа на современном этапе призвана, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу психологического воздействия на ребенка путем погружения его в мир образов и музыкальных звуков, способствовать эмоциональной свободе и психологической раскрепощенности учащихся.

     Вовлекая в процесс обучения значительное количество детей, музыкальная школа в последнее время ставит задачи не только по усвоению знаний, умений, навыков, но и по внедрениюв образовательный процесс активных методов, изменению содержания обучения.

     Школа, в том числе и музыкальная, должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.   Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

     Все перечисленные задачи довольно успешно решаются на уроках фортепиано в детской музыкальной школе (ДМШ). Этому способствует организация индивидуальных уроков. Она происходит в соответствии с индивидуальными  особенностями и возможностями  детей, уровнем их развития. Изучение личности ребенка через его деятельность, подбор индивидуальных способов взаимодействия на уроке - важный аспект, который позволяет достаточно эффективно формировать коммуникативные компетенции учеников.

     Таким образом, вышесказанное определило, что тема нашего изучения «Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ» на современном этапе является довольно актуальной.

Объект изучения: процесс обучения младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.

Предмет   изучения: формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.

Цель изучения: определить, при каких условиях происходит формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.

Задачи изучения: раскрыть понятие  «коммуникативные компетенции »;

охарактеризовать  психофизиологические  предпосылки формирования коммуникативных компетенций у младших школьников в классе фортепиано в ДМШ;

выявить педагогические условия, при которых происходит формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.

Компетентностный подход в современном образовании.

     Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». В настоящее время однозначное понимание этих понятий отсутствует и часто используется   в одном контексте.

     А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения:

  • компетенция  включает совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
  • компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

     Типичной проблемой для российской школы является ситуация, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или ситуаций. Решать эту проблему помогает  смещение конечной цели образования со знаний на компетентность. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

    В «Программе модернизации общего образования» в качестве ориентира в изменении содержания образования определена его нацеленность на развитие ключевых компетентностей учащихся. Данный подход соответствует традиционным ценностям российского образования, ориентации на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность.

     Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции отражают предметно - деятельную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

      В международной практике образования выделены ключевые компетентности, которыми должны обладать учащиеся, чтобы подготовиться к самостоятельности, к продолжению образования на протяжении всей жизни.

      Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:

  • изучать
  • искать
  • думать
  • сотрудничать
  • приниматься за дело
  • адаптироваться.

     В отечественной школе  в последние годы наблюдается тенденция усиления роли компетенций в образовании. Ключевые компетенции основываются на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

  1. Коммуникативные компетенции.

     Коммуникация  - это  умение сотрудничать с другими людьми, самоорганизация и самообразование.

     К коммуникативным учебным универсальным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов: выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка его действий;  

Коммуникативная компетенция на уроках формируется в трех направлениях:

  • взаимодействие «ученик - ученик». В результате этого взаимодействия обучающиеся учатся рассуждать, слушать и слышать друг друга.
  • взаимодействие «ученик - учитель». Обучающиеся учатся преобразовывать полученную информацию в доступном  её содержании для лучшего восприятия, понимания и усвоения.
  • взаимодействие «ученик - учитель - ученик». Использование  полученной информации для общения с партнером и умения анализировать совместные действия.

К коммуникативным компетенциям относятся способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Коммуникативные способности - это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее знания и умения, обеспечивающие регуляцию деятельности общения. Способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способности приходить к взаимопониманию в разных условиях и на разных уровнях обмена информацией.

Коммуникативные способности - это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, так как по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному -  отношение к партнеру по общению.

Говоря о развитии коммуникативных способностей, невозможно не упомянуть о таком свойстве личности, как способность к общению.

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами. Результат общения - складывающиеся отношения с другими людьми.

Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как их взаимодействие. Не просто действие, не просто воздействие одного человека на другого, а именно взаимодействие.

Способность к общению в наибольшей степени социально обусловлена. Онапредполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активное приспособлениечеловека к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.

Для ребенка поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего его образа жизни и деятельности. Данный период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7лет. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, этот переломный момент социализации ребёнка несёт для него серьёзные испытания.

В этот период,   осложнённый   проблемами    освоенияновой социальной и школьной среды, у младших школьников, как указывают психологи, наиболее остро протекают эмоционально-личностные процессы.

Современные социологические исследования свидетельствуют, что для многих младших школьников смена социальной ситуации развития, коллектива сверстников и учителей, изменение ведущей деятельности являются психотравмирующими факторами.

В 6-7 лет у детей возникает центральное личностное новообразование, называемое Л.И.Божович «внутренней позицией школьника» (синтез мотивов, связанных с потребностью в общении, и мотивов, связанных с потребностью в интеллектуальной активности).

Основные сферы жизнедеятельности ребенка в школе - овладение навыками учебной деятельности; приобретение дружеских контактов с одноклассниками; установление доверительных отношений с учителем; формирование адекватного поведения. Именно поэтому очень важно начинать формирование коммуникативных компетенций у учащихся младших классов с самых первых уроков.

Социальная  ситуация  развития - сложившаяся  система  взаимоотношений  ребёнка  с  взрослыми. Это  исходный  момент  для  всех  динамических  изменений,  происходящих  при  развитии  ребёнка  в  младшем школьном возрасте.  Она  полностью  определяет  форму  и  пути  развития  ребёнка,  виды  его  деятельности,  образ  жизни.  Именно  в  рамках  социальной  ситуации  развитияу младших школьников  возникают  и  формируются  коммуникативные компетенции.

  1. Коммуникативные компетенции на уроке фортепиано в ДМШ.

Используя возможности информационного пространства, дети хотят познать мир, продолжить образование, быть востребованными в жизни. И так как школа является основным и единственным центром развития детей, именно  учитель становится консультантом, партнером, проводником их в наш сложный, многоликий мир.

В музыкальной школе при обучении игре на фортепиано  педагог имеет возможность индивидуального наблюдения и общения с учеником. Многие дети, не нашедшие достаточной  поддержки в общеобразовательной школе, так сказать, затерявшиеся в классе, очень ценят внимание, оказанное им педагогом на уроке инструмента, начинают чувствовать и понимать свою индивидуальность и личность. Индивидуальное  обучение как никакое другое дает возможность ребенку проявить  самостоятельность работы, умение добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий, формировать коммуникативные компетенции.

Психологами установлено, что в наибольшей степени личностные характеристики связаны с показателями в творческой деятельности. Дети с выраженным творческим потенциалом отличаются среди сверстников развитым чувством индивидуальности, стремлением опираться на собственные силы, желанием работать самостоятельно, уверенностью в себе и напористостью. Не менее важен развитый самоконтроль, а так же организованность, умение дисциплинировать себя.

Для развития коммуникативных компетенций в классе фортепиано необходимовключить в структуру урока моменты, связанные с работой детей в паре, в группе. Умение общаться, взаимодействовать, понимать друг друга, оценивать результат работы других, сравнивать и анализировать - вот то немногое,над чем можно работать на каждом уроке в начальных классах.

Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре - играть на инструменте.

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства  - коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки.Такая работа помогает формировать личностно-коммуникативные качества каждого участника ансамбля в отдельности.

Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, ребенок начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя - солиста. Это положение особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них еще недостаточно развиты музыкально - технические навыки, необходимые для сольного музицирования.

Чем больше ребенок будет общаться с педагогом и сверстниками на почве музыкального творчества, тем легче будут преодолеваться возрастные кризисы. Музыкальная школа предоставляет такую возможность. Коллективное музицирование формирует и  развивает коммуникативные способности, дает платформу для конструктивного, созидательного, культурного, успешного общения. Этот опыт необходим  каждому на всю дальнейшую жизнь.

Одной из главных задач работы педагога в  начальной    школе   является   обучение ребёнка  через  повышение   заинтересованности  к изучаемому предмету. При этом участие в концертах является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к учебе.

Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет индивидуальное занятие по фортепиано, где учитель моделирует ситуацию предстоящего публичного выступления, создавая ситуацию будущего, в которой ученик будет чувствовать себя уверенно и свободно.

В работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, страх, неуверенность особенно важно создание ситуации успеха. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, например выступлением, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога в этом случае направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

 «Ситуацию успеха» создает и положительный эмоциональный фон в процессе репетиции или создания похожей обстановки перед выступлением. Все это благотворно сказывается на формировании у детей инициативы, самостоятельности, проявлении интереса к музыкальной деятельности и направлено на формирование коммуникативных компетенци.

Заключение

Нельзя оставить без внимания мысль, что современный  ребенок, в основном, приходит в музыкальную школу за получением положительных эмоций. И чтобы процесс обучения не вызывал отторжения у маленьких музыкантов, нужно ставить перед ними соответствующие их возможностям задачи. Поэтому очень важно не форсировать обучение, а дать возможность ребенку комфортно себя почувствовать за инструментом и полюбить уроки музыки.

Успешное выполнение учебных задач будет давать дополнительный импульс для занятий на фортепиано, а значит, они будут радостными и плодотворными. Индивидуальный урок по инструменту и его результат - концертное выступление -  должны  позволять создавать «ситуацию успеха» каждому ученику. Под ситуацией успеха понимаетсясостояние удовлетворенности итогом физического и психического напряжения исполнителя.

Необходимо обратить внимание на изменившиеся условия деятельности педагога-пианиста  в системе дополнительного музыкального образования. Он должен владеть методами работы с учениками различных уровней одаренности. В настоящее время педагог-пианист должен обладать разносторонними знаниями в области современных педагогических технологий. Необходимо помнить, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, нужно очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к детям, окружающим нас.

Список использованных источников

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 1984
  2. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.М.Александровская, Н.И.Кокурина, Н.В.Куренкова. - М.: Академия, 2002
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., Генезис, 2001
  4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1979
  5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл: Эксмо, 2003
  6. Подуровский В.М., Суслова Н.В. «Психологическая коррекция музыкально – педагогической деятельности» Москва «Владос» 2001
  7. Смирнов В.Д. «Общеразвивающие и психологические возможности ансамблевой игры в ДМШ» Газета «Играем с начала» № 5-6 2008

Электронные ресурсы:

  1. Дроздова А.К. Формирование коммуникативной компетенции на уроках музыки в начальной школе

http://sozvezdieoriona.ru

  1. Малётина С. Н. Значение коллективного музицирования в развитии коммуникативных способностей учащихся в ДМШ и ДШИ http://festival.1september.ru/articles/593873/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения.

Дипломная работа по теме "Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения"....

Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в це...

«Формирование личностных результатов у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Теоретические подходы к проблеме формирования личностных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства.Возможности уроков изобразительного искусства в формировании личностных рез...

«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников посредством игровых технологий»

Проблема формирования коммуникативных компетенций младших школьников актуальна тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие личности. Насколько легко ребенок будет уметь общат...

Формирование лексического навыка у младших школьников на уроках английского языка посредством использования упражнений

Рассматривается проблема формирования лексического навыка обучающихся на начальном этапе изучения английского языка, что является одним из важнейших аспектов языковой компетенции, а также необходимым ...