Формирование лексического навыка у младших школьников на уроках английского языка посредством использования упражнений
статья

Учарова Наталья Мелентьевна

Рассматривается проблема формирования лексического навыка обучающихся на начальном этапе изучения английского языка, что является одним из важнейших аспектов языковой компетенции, а также необходимым условием для решения коммуникативной задачи в рамках речевой ситуации. Представлены этапы работы по формированию лексического навыка. Приведены конкретные примеры использования упражнений на идентификацию и дифференциацию, подстановку и трансформацию, конструктивные упражнения, а также подготовительные условно-речевые и речевые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Документ статьи18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Н.М. Учарова, М.А. Галичева

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

(г. Челябинск, Челябинская область, Россия)

Формирование лексического навыка у младших школьников на уроках английского языка посредством использования упражнений

Рассматривается проблема формирования лексического навыка обучающихся на начальном этапе изучения английского языка, что является одним из важнейших аспектов языковой компетенции, а также необходимым условием для решения коммуникативной задачи в рамках речевой ситуации. Представлены этапы работы по формированию лексического навыка. Приведены конкретные примеры использования упражнений на идентификацию и дифференциацию, подстановку и трансформацию, конструктивные упражнения, а также подготовительные условно-речевые и речевые упражнения.

Ключевые слова: слово, лексический навык, упражнение.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Лексика — это некий «строительный материал», необходимый для осуществления речевого общения.

Согласно ФГОС начального общего образования второго поколения выпускник начальной школы должен:

1) узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в соответствии с коммуникативной задачей;

2) распознавать и дифференцировать по определенным признакам слова в английском языке (имена собственные и нарицательные, слова, обозначающие предметы и действия) в рамках учебной тематики;

3) использовать слова адекватно ситуации общения;

4) опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные слова, слова, образованные путем словосложения);

5) оперировать активной лексикой в процессе общения [1].

Сначала рассмотрим, что такое «слово». Слово — это структурная единица языка, которая служит для наименования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий. По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя — это его оболочка, а внутренняя — его смысл и значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано или увидено, а без внутренней — не может стать понятным.

На вопрос «Что значит знать слово?» известный методист Е.Н. Соловова отвечает кратко: «Это значит, знать его формы, значение и употребление».

Под формой слова подразумевается его звуковая форма, без которой нельзя понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано.

Что касается значения, то в английском языке слова могут иметь несколько значений. Но, помимо значения слова, необходимо показать и его коннотацию, то есть те ассоциации, которые это слово вызывает, его социальный подтекст, а это уже тесно связано с употреблением слова.

Слова существуют в нашей памяти не изолированно, а включены в сложную систему лексико-семантических отношений, которая интегрирует два типа структурных отношений на уровне лексической единицы — парадигматические и синтагматические.

Парадигматические связи — непосредственно связаны с различными уровнями грамматических, фонетических и других парадигм (например, парадигма образования множественного числа существительных, чтения гласных в различных типах слогов и т.д.). Они представляют собой некий вертикальный срез.

Синтагматические связи — это уровень линейного развертывания, уровень синтагмы, соединения слова в словосочетании и предложении. Синтагматические ассоциации характерны для младших школьников, которые связывают слово «стакан» со словом «молоко», а прилагательное «хороший» со словом «мальчик».  9-10 лет преобладающим становится категориальное мышление, а, следовательно, и парадигматические связи, когда «хороший» начинает ассоциироваться с «плохим», а «стакан» с «кружкой» и т.д.

Для формирования лексического навыка установление прочих парадигматических связей слов абсолютно необходимо, поскольку именно эти связи обеспечивают прочность запоминания, а значит, и мгновенный вызов слова из долговременной памяти.

А.А. Миролюбов определяет лексический навык как способность осуществлять автоматически самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотношением его с другой лексической единицей [7]. По мнению Е.И. Пассова, лексический навык — синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы и служащие одним из условий выполнения речевой деятельности [8].

Для того, чтобы сформировать лексический навык, необходимо четко представлять этапы работы над лексическим материалом.

По мнению известного педагога-методиста А.А. Миролюбова, процесс формирования лексического навыка делится на 3 этапа:

1. Введение языковой единицы: предъявление лексической единицы и объяснение.

2. Закрепление лексического материала.

3. Практика в общении.

На этапе введения при предъявлении лексической единицы учитель презентует новое слово в каком-либо предложении, акцентируя внимание учащихся на употребление слова, его сочетаемость и форму. Над новой лексической единицей производится звукобуквенный анализ, затем слово рассматривается отдельно от предложения, особое внимание уделяется произношению и правописанию.

На этапе объяснения учитель раскрывает значение слова с помощью семантизации. Семантизация — система действий, связанная с раскрытием значения слова. Существует беспереводной и переводной способы семантизации, которые реализуются разными приемами. Выбор способа семантизации зависит от этапа обучения, возрастных особенностей учащихся, от специфики лексической единицы, профессиональной компетенции учителя, арсенала средств обучения в школе.

А.А. Миролюбов выделяет такие приемы семантизации лексики, как опора на предметную наглядность, на языковую и речевую наглядность, толкование на родном или иностранном языке, перевод [7].

При опоре на предметную наглядность можно раскрыть значение слова путем демонстрации предметов или картинок, действий, жесткой, мимики. При использовании этих способов семантизации возможна непрерывная ассоциация иностранного слова с предметом, но при отборе картинок нужно быть осторожным. Так, при введении слова «гриб» учитель может показать картинку, где изображен мухомор, и у учащегося может возникнуть неправильная ассоциация, что mushroom – мухомор, а не гриб.

При опоре на языковую и речевую наглядность значение слова раскрывается путем синонимов и антонимов, языковой догадки, интернациональных слов, толкования (краткого разъяснения на иностранном или родном языку понятий: реалий, идиом, либо фразеологизмов), дефиниции (описание с помощью известных лексических единиц), с помощью словообразовательного анализа слова, а также с помощью речевой ситуации или контекста.

Перевод (передача семантики средствами другого языка) чаще всего предлагается при введении абстрактных существительных, сложных слов. Данный способ является наиболее простым и не требующим больших затрат времени, но не совсем удобен при раскрытии значения многозначных словах.

Объяснение включает в себя семантизацию, разъяснение звукового и графического образа лексической единицы, его лексической и грамматической сочетаемости.

Этап закрепления лексического материала происходит через серию подготовительных языковых упражнений. Данный этап очень важен, т.к. от него зависит прочность запоминания лексических единиц и умение ими оперировать.

В методической литературе существуют разные подходы к определению целей, задач, роли упражнений в обучении лексической стороне иностранного языка и, соответственно, разные критерии и их классификации.

Прежде чем перейти к рассмотрению классификации упражнений, следует дать определение термину «упражнение».

Выдающийся отечественный педагог И. А. Бредихина дает такое определение упражнению: «Упражнение — это структурная единица методической организации материала, функционирующая непосредственно в учебном процессе, обеспечивающая предметные действия с этим материалом и формирование на их основе умственных действий, умственной активности» [5].

Е.И. Пассов дает другое определение упражнению: «Упражнение — это психофизиологическая деятельность коммуникативного характера, выполняемая обучаемым и направленная на формирование в его организме коммуникатора, т.е. способности участвовать в обмене информацией при помощи данного языка» [8].

В отечественной методике есть различная классификации упражнений для формирования лексического навыка, но мы представим классификацию А.А. Миролюбова, это упражнения на имитацию, индентификацию и дифференциацию, подстановку, трансформацию, конструктивные упражнения, условно-речевые, речевые, контролирующие.

В качестве примеров применения данных упражнений в образовательном процессе мы использовали лексику из 41 урока учебника по английскому языку 4 класса С. Г. Тер-Минасовой: sausage, pear, grapes, pineapple, bread, bacon, toast, jam, mushrooms, bun [11].

Упражнение на этапе введения лексических единиц.

На этапе введения лексики мы используем беспереводной способ, опираемся на предметную наглядность и используем метод связок, который заключается в объединении новых слов в единый рассказ.

Tom has got a big family. He has got a father, a mother, a brother and a sister. The family eats the same food. His father likes eating mushrooms, bacon and fat sausages, but his mother doesn't like eating them. The mother likes eating toasts with jam. His brother usually eats pears and grapes, but his sister likes eating bread. And Tom eats buns every day. The family doesn't eat pineapples.

Упражнения на этапе первичного закрепления важны, так как с их помощью улучшается прочность запоминания лексических единиц и умение ими оперировать. Рассмотрим их подробнее:

Упражнение на имитацию.

Listen to the speaker and repeat the words in chorus, then in pairs and individually.

Mushroom, bacon, sausage, toast, jam, pear, grapes, bread, bun, pineapple.

Упражнения на идентификацию и дифференциацию.

Circle the new words.

Apple, cabbage, sausage, pear, tree, carrot, grapes, pineapple, egg, bread, bacon, toast, monkey, jam, boil, mushroom, car, bun, book.

Упражнения на подстановку.

Read the text, fill in the words from the list:

Sausages, pears, grapes, pineapples, bread, bacon, toasts, jam, mushrooms, buns

Tom has got a big family. He has got a father, a mother, a brother and a sister. The family eats the same food. His father likes eating _______, _______ and fat _______, but his mother doesn't like eating them. The mother likes eating _______ with _______. His brother usually eats _______ and _______, but his sister likes eating _______. And Tom eats _______, every day. The family doesn't eat _______.

Упражнения на трансформацию.

Make the plural of nouns where it is possible.

Sausage, pear, grapes, pineapple, bread, bacon, toast, jam, mushrooms, bun.

Конструктивные упражнения.

Make words from the letters. Write the translation.

Consonants

Vowels

Words

Translation

bcn

ao

brd

ea

grps

ae

mshrms

uoo

pr

ea

pnppl

ieae

tst

oa

jm

a

ssg

auae

Make sentences from the words.

  • bacon/ eating/ likes/ Tom - ____________________________________________________.
  • The sister/ eat/ and/ buns/ bread/ doesn’t - ____________________________________________________.
  • buys/ my mother/ sausages/ mushrooms/ in the supermarket/ grapes - ___________________________________________________.
  • Do/ like/ pears/ you/ pineapples/ and/ eating - ____________________________________________________?
  • you/ Don’t/ eat/ jam/ toasts/ with - ____________________________________________________?

На этапе практики в общении используются подготовительные условно-речевые упражнения и речевые упражнения, которые носят коммуникативный характер.

Подготовительные условно-речевые упражнения.

In pairs, read out and learn the dialoge.

- Hi, Bob!

- Hi, Barbara!

- Let's have lunch today?

- OK!

- What do you like eating for lunch?

- I like eating buns with jam, and you?

- I like eating fruits.

- What fruits do you like eating pineapples, pears and grapes.

- I like them too.

Речевые упражнения

Ask your friend what food he/she likes eating for breakfast, for lunch of for dinner.

Example: - What food do you like eating for dinner?

- I like eating bacon with mushrooms for dinner.

Итак, практика показывает, что применение упражнений по классификации А.А. Миролюбова способствует прочному запоминанию обучающимися лексики и успешному использованию ее в процессе общения [7].


Список использованных источников:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2011. - 31 с.

2) Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - Москва: Просвещение, 2011. - 231 с. - (Стандарты второго поколения).

3) Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

4) Бабинская, Н. П. Практический курс методики преподавания иностранных языков: кн. Для студентов средних педагогических учебных заведений / Н. П. Бабинская. - Москва: Просвещение, 2005. - 288 с.

5) Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. Пособие / И. А. Бредихина. - Екаетринбург: Издательство Уральского университета, 2018. - 104 с.

6) Миньяр-Белоручев, К. В. Английский язык: учебник устного перевода / А. П. Миньяр-Булоручева, К. В. Миньяр-Булоручев. - Москва: Издательство «Экзамен», 2003. - 352 с.

7) Миролюбов, А. А. Методика обучения иностранному языку: Традиции и современность / А. А. Миролюбов. - Москва: Просвещение, 2010. - 464 с.

8) Пассов, Е. И. Формирование лексических навыков: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - Москва: Издательский центр «Эксмо», 2002. - 40 с.

9) Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. - Москва: Просвещение, 2004. - 129 с.

10) Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - Москва: Просвещение, 2002. - 239 с.

11) Тер-Минасова, С. Г. Английский язык: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / С. Г. Тер-Минасова, Л. М. Узунова,  Е.И. Сухина, Ю.О. Собещанская. - Москва: Академкнига/учебник, 2019. - Ч.2. - 104 с.

Об авторах: Наталья Мелентьевна Учарова, преподаватель кафедры иностранного языка и туризма ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», г. Челябинск, Россия, e-mail: natalya.ucharova@yandex.ru

Марина Алексеевна Галичева, выпускница ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

г. Челябинск, Россия, e-mail: marichcagalisheva@gmail.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...

Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения.

Дипломная работа по теме "Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения"....

Развитие знаково-символических учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Развитие знаково-символических учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...

«Формирование личностных результатов у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Теоретические подходы к проблеме формирования личностных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства.Возможности уроков изобразительного искусства в формировании личностных рез...

Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"

Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В связи с введением термина "функциональная грамотность" в обновленных ФГОС у педагогов возникла необходимость в понимании данного термина и, самое важное, в коррекции форм и методов работы ...