Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
статья на тему

Гордеева Нина Фёдоровна

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в целом и учебного заведения в частности обусловили изменение требований к ученику.

«Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «выпускника, умеющего творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации.

Находясь внутри образовательного процесса, учителя часто не ощущают кризисности образовательной среды. Педагог занят каждодневным трудом, который он подчас очень добросовестно выполняет. Для системного видения внутренних процессов нужен взгляд со стороны, который часто приводит учителей в состояние шока.

  Мы долгое время гордились качеством Российского образования. И вдруг прорываются тревожные сигналы SOS. Так, в 2000 году Россия впервые приняла участие в обследовании 15-летних учащихся по чтению, математики, основам наук. Всего приняло участие 32 страны. Россия заняла 27 место.

2009г. – приняло участие 65 стран. Россия заняла 37 место. В исследовании принимали участие пятнадцатилетние учащиеся – представители основного, общего среднего и начального и среднего профессионального образования

Целью исследования Международной программы оценивания учащихся (PISA) являлось определение того, как хорошо учащиеся могут использовать полученные знания и приобретенные умения в своей повседневной жизни. Результаты учащихся России оказались ниже среднего международного уровня учащихся развитых стран. Все это свидетельствует о снижении образовательного уровня в стране в целом.

             Вместе с международными экспертами был проведен  специальный анализ, и можно точно сказать, что самые высокие результаты показывают учащиеся образовательных учреждений общего среднего образования – 10-11 классов (499 баллов по читательской грамотности). Результаты представителей СПО почти на уровне средних результатов по России (453 балла). А средние результаты по НПО – 407 баллов, что практически на 100 баллов меньше среднего международного результата. То есть те дети, которые после девятого класса идут в учреждения НПО, как правило, имеют очень низкий уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Минимальный, пороговый, уровень читательской грамотности не смогли продемонстрировать 50 процентов учащихся этой группы. Это означает, что половина будущих рабочих кадров практически не имеет навыков работы с текстами, а 55 процентов имели затруднения при работе с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, которые будут являться основой их профессиональной деятельности.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов: в V классе – 210 ч., в VI классе – 210 ч., в VII классе – 140 ч., в VIII классе – 105 ч., в IX – 70 ч.

На обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования отведено 70 часов: в X классе – 35 часов, в XI классе – 35 часов. Изучение русского языка на профильном уровне на ступени среднего (полного) общего образования должно осуществляться в объеме 210 часов.

А в НПО  1 курс (10 класс) – 41 час, а 2 курс (11 класс) – 38 часов.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?

  Язык - главная объединительная форма всех видов деятельности, первооснова всего, что делает человека личностью.

 Конечно, орфография несомненно важна, очень важно научить ученика  грамотно писать, но важнее – звуковое, звучащее, стилистика, то есть собственно язык. Ведь очень многие не умеют составить простейшее заявление, написать заметку в газету, объясниться в любви. Дико, но так и есть. За девять – одиннадцать школьных лет ученика не могут научить красиво, разумно и искренне изложить свои мысли и чувства на родном языке!

А происходит это потому, что вместо монологического высказывания, как это было в 60-х  годах прошлого века, учителя применяют чаще всего фронтальный опрос или письменное тестирование. Это исключило устную монологическую речь и привело к тому, что ученики не умеют слушать друг друга, высказываться четко и ясно.

Человек говорит, если его речь востребована. Сегодня  ученик  не находится в условиях речевой востребованности. Мы жалуемся, что дети не могут самостоятельно написать сочинение на 3-4 листа, составить доклад, сообщение. Но как он напишет, если в жизни за один раз столько не говорил, так много не размышлял, если рассказывать он может максимум 2 минуты.

Следовательно, надо осознать самим и привести учащихся к пониманию того, что устная речь первична, и, развивая ее, мы развиваем мышление, мировоззрение, собственную жизнеспособность. А как  итог, формируется грамотность. Ученики  должны понимать, что язык - главная объединительная форма всех видов деятельности, первооснова всего, что делает человека личностью.

Поэтому на уроках русского языка, я считаю, большое внимание нужно уделять комплексному анализу текста. Хорошо, если большая часть текстов будет объединена общим тематическим содержанием, проблема которых очевидна: все они о роли языка в жизни общества, о языке как о самой большой ценности русского народа, о языке как  о показателе человеческой культуры, о загрязненности языка.

             Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.   

В своей работе использую классические  методические традиции и современные  новации: методику поэтапного формирования умственных действий.

       Мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании,  необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание  и умение включается в систему ранее познанного.

Для  реализации поставленной цели - формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом -  я поставила перед собой следующие задачи:

 1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков

анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых

единиц;

3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их

творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом

отношении  детей;

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры. 

Методические приемы и формы решения проблемы

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

·                   комплексная работа с текстом;

·                    лингвостилистический анализ текста;

·                    «самодиктанты»;

·                    сочинение-рассуждение;      

·                    редактирование текста;

·                    различные виды диктантов;

·                    интеллектуально-лингвистические упражнения;

·                    работа с текстами-миниатюрами;

·                    составление синквейнов, кластеров к тексту;

·                    коммуникативные и игровые ситуации.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходи­мости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о вос­приятии художественного произведе­ния как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного ученика приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие лич­ности: о культуре памяти, об отноше­нии к прошлому, настоящему и буду­щему, о национальных традициях, о проблемах отцов и детей, экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текс­та, то настроение, которое передает автор.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1. Выразительное чтение текста.

2. Словарная работа.

3. Тема текста.

4. Идея текста.

5. Тип текста.

6. Стиль текста.

7. Выразительные средства речи и их роль.

 На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты..

Ребята должны непроизвольно запоминать  такие  тексты, уметь легко  их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.

Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений.

 Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов.

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии ( например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: « Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.

Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.

Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?

1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.

2. Красную речь хорошо и слушать.

3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.

4. Красное дерево редко, красное слово метко.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обуче­ния выступает текст.  Это  такие нестандартные виды уроков, как  уроки-исследо­вания, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включаю­щие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выпол­нения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления инди­видуальных  читательских, исследова­тельских и творческих способностей, удовлетворения образовательных по­требностей и интересов школьников.

Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практи­ке работы такой урок (урок-ис­следование, урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:

·         целеполагание, когда ученики обсуж­дают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;

·          планирование (учащиеся  вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; опре­деляют потребность в справочной литера­туре и словарях; вырабатывают план действий);

·          исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);

·         дискуссия (учащиеся об­суждают ход урока, анализируют, добавляют, кор­ректируют свои наблюдения);

·          итоговая творческая работа.

Здесь происходит обобщение материалов в уст­ной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения соб­ственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы.

Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка создаёт оптимальные условия для подготовки к ЕГЭ и для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представлений о языковой системе; реализации внутрипредметных (межуровневых) связей, а также межпредметных связей курсов русского языка, литературы, истории и др.; для личностно ориентированного преподавания русского языка; для формирования языковой личности. Методика комплексной работы с текстом представляет собой многоаспектную деятельность, включающую элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого (филологического) анализа, задания речеведческого характера, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации, подготовку к выразительному чтению, в ряде случаев – к пересказу, к изложению.

Сфера использования комплексного анализа текста – уроки повторения и обобщения пройденного материала, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, диагностики и контроля знаний, умений и навыков. Задания к тексту выполняются на уроке, за исключением тех, которые требуют времени и дополнительных источников информации.

 

Варианты заданий к комплексному анализу текста:

 
- Изменил ли текст ваше настроение?
- Какой интонацией следует читать текст и почему?
- С какой музыкой ассоциируется у вас содержание текста?
- Попробуйте заменить заглавие текста. Обоснуйте свой выбор.
- Укажите ключевые слова.
- Составьте план текста.
- Используя словари, объясните значение слова/слов.
- Исследуйте в тексте роль звукописи (эпитетов, метафор, сравнений, приёма параллелизма и т.д.). 
- Объясните роль многоточия (других знаков препинания) в тексте.
- Какие языковые средства (лексические, грамматические) помогают автору передать своё отношение к высказываемому, дать ему оценку.
- С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
- Какое значение вносят в слово/слова приставка или суффикс?
- Используя словари, объясните значение фразеологизма/фразеологизмов.
- Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
- Составьте схему предложения.
- Выпишите предложение, в котором сказуемое выражено наречием. В чём причина возникновения трудностей при выполнении этого задания?
- Выберите из текста материал для словарного диктанта.

- Выписать слова, интересные с точки зрения:

а) словообразования,

б) лексики,

в) орфоэпии.

 

Формирование ключевых компетенций на уроках  русского языка.

Компетенции

Содержание

Сформированность

Ценностно-смысловые

Способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Сознательное отношение к языку как к духовной ценности.

·         оценивать полученные результаты

·         оценивать степень понимания содержания прочитанного текста

·         использовать  приобретенные знания для достижения поставленных целей

Общекультурные

Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения

·         понимать, что язык – явление развивающееся

·         понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа

·         понимать статус русского языка как государственного, осознавать его функции интеграции народов России, причины потребности общения на русском языке

Учебно-познавательные

Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения. Умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения.

 

·         владеть прочными орфографическими и пунктуационными навыками

·         владеть нормами русского литературного языка

·         обогатить словарный запас и грамматический строй речи

Информационные

 Умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

·         владеть техникой чтения

·         выделять в тексте главную и второстепенную информацию

·         прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника

·         извлекать информацию из лингвистических словарей разного вида

·         дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста

·         разбивать текст на составные части

·         дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста

·         выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию

·         прогнозировать содержание текста по данному началу

·         слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения

·         используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, газеты, журнала – по оглавлению и заголовкам статьи

·         прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста

·         понимать коммуникативную тему, цель и в соответствии с этим организовывать процесс поиска информации и чтения текста

Коммуникативные

Свободное владение русским (родным) языком в разных сферах и ситуациях его использования.

 Готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

·         создавать письменное высказывание разных типов речи

·         строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему

·         создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи

·         принимать участие в диалогах различных видов

·         адекватно реагировать на обращенную  устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать и заканчивать разговор

·         создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы

·         строить научное рассуждение по сложным вопросам

Социально-трудовые

Соблюдение прав и обязанностей в роли ученика

·         уметь выполнять требования учителя по соблюдению дисциплины, норм поведения во время учебных занятий

·         уметь действовать в соответствии с личной выгодой, не ущемляя прав других учеников

·         владеть этикой взаимоотношений с учителями и другими учащимися во время классных и внеклассных занятий (сотрудничество)

·         владеть эффективными способами организации собственного времени вне школы (выполнение домашнего задания, организация досуга и т.д.)

Компетенции личностного самосовершенствования

Потребность речевого самосовершенствования.

·         исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении

·         замечать в собственной речи (и чужой)  отступления от норм литературного языка

·         совершенствовать  устную и письменную речь, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1) Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. – М., 1934.
2) Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – Л., 1941.       

3) Выготский Л.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь.  –  М., 1956.
4) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
5) Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.
6) Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.  Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М., 2006.
7) Жинкин Н.И.  Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.
8) Ипполитова Н.А.  Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
9) Колшанский Г.В.  Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984.
10) Ладыженская Т.А.  Методика преподавания русского языка. – М., 1990.
11) Леонтьев А.А.  Признаки связности и цельности текста// В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. – Киев, 1979.
12) Леонтьев А.А.  Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981.
13) Львов М.Р. Языковая норма и культура речи// РЯШ. – 2006, №8. – С.3-8.
14) Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.

 1993, №3. – С.31-38.

15) Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.
16) Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16.
17)  Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17

18) Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. –  2004. – №4. – С. 138-143

19) Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе .— Пермь: Меркурий,
20) Солганик  Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. – М., 1997.

21) Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.

22) Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения  русскому языку. –  Курск, 1994.

23) Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973.
24)Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.

25)Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta.docx46.32 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный  анализ текста  на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

«Мы слишком часто даём детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить».

Роджер Левин

           Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в целом и учебного заведения в частности обусловили изменение требований к ученику.

«Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «выпускника, умеющего творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации.

Находясь внутри образовательного процесса, учителя часто не ощущают кризисности образовательной среды. Педагог занят каждодневным трудом, который он подчас очень добросовестно выполняет. Для системного видения внутренних процессов нужен взгляд со стороны, который часто приводит учителей в состояние шока.

  Мы долгое время гордились качеством Российского образования. И вдруг прорываются тревожные сигналы SOS. Так, в 2000 году Россия впервые приняла участие в обследовании 15-летних учащихся по чтению, математики, основам наук. Всего приняло участие 32 страны. Россия заняла 27 место.

2009г. – приняло участие 65 стран. Россия заняла 37 место. В исследовании принимали участие пятнадцатилетние учащиеся – представители основного, общего среднего и начального и среднего профессионального образования

Целью исследования Международной программы оценивания учащихся (PISA) являлось определение того, как хорошо учащиеся могут использовать полученные знания и приобретенные умения в своей повседневной жизни. Результаты учащихся России оказались ниже среднего международного уровня учащихся развитых стран. Все это свидетельствует о снижении образовательного уровня в стране в целом.

          Вместе с международными экспертами был проведен  специальный анализ, и можно точно сказать, что самые высокие результаты показывают учащиеся образовательных учреждений общего среднего образования – 10-11 классов (499 баллов по читательской грамотности). Результаты представителей СПО почти на уровне средних результатов по России (453 балла). А средние результаты по НПО – 407 баллов, что практически на 100 баллов меньше среднего международного результата. То есть те дети, которые после девятого класса идут в учреждения НПО, как правило, имеют очень низкий уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Минимальный, пороговый, уровень читательской грамотности не смогли продемонстрировать 50 процентов учащихся этой группы. Это означает, что половина будущих рабочих кадров практически не имеет навыков работы с текстами, а 55 процентов имели затруднения при работе с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, которые будут являться основой их профессиональной деятельности.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов: в V классе – 210 ч., в VI классе – 210 ч., в VII классе – 140 ч., в VIII классе – 105 ч., в IX – 70 ч.

На обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования отведено 70 часов: в X классе – 35 часов, в XI классе – 35 часов. Изучение русского языка на профильном уровне на ступени среднего (полного) общего образования должно осуществляться в объеме 210 часов. 

А в НПО  1 курс (10 класс) – 41 час, а 2 курс (11 класс) – 38 часов.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?

  Язык - главная объединительная форма всех видов деятельности, первооснова всего, что делает человека личностью.

 Конечно, орфография несомненно важна, очень важно научить ученика  грамотно писать, но важнее – звуковое, звучащее, стилистика, то есть собственно язык. Ведь очень многие не умеют составить простейшее заявление, написать заметку в газету, объясниться в любви. Дико, но так и есть. За девять – одиннадцать школьных лет ученика не могут научить красиво, разумно и искренне изложить свои мысли и чувства на родном языке!

А происходит это потому, что вместо монологического высказывания, как это было в 60-х  годах прошлого века, учителя применяют чаще всего фронтальный опрос или письменное тестирование. Это исключило устную монологическую речь и привело к тому, что ученики не умеют слушать друг друга, высказываться четко и ясно.

Человек говорит, если его речь востребована. Сегодня  ученик  не находится в условиях речевой востребованности. Мы жалуемся, что дети не могут самостоятельно написать сочинение на 3-4 листа, составить доклад, сообщение. Но как он напишет, если в жизни за один раз столько не говорил, так много не размышлял, если рассказывать он может максимум 2 минуты.

Следовательно, надо осознать самим и привести учащихся к пониманию того, что устная речь первична, и, развивая ее, мы развиваем мышление, мировоззрение, собственную жизнеспособность. А как  итог, формируется грамотность. Ученики  должны понимать, что язык - главная объединительная форма всех видов деятельности, первооснова всего, что делает человека личностью.

Поэтому на уроках русского языка, я считаю, большое внимание нужно уделять комплексному анализу текста. Хорошо, если большая часть текстов будет объединена общим тематическим содержанием, проблема которых очевидна: все они о роли языка в жизни общества, о языке как о самой большой ценности русского народа, о языке как  о показателе человеческой культуры, о загрязненности языка.

                   Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.   

В своей работе использую классические  методические традиции и современные  новации: методику поэтапного формирования умственных действий.

       Мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании,  необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание  и умение включается в систему ранее познанного.

Для  реализации поставленной цели - формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом -  я поставила перед собой следующие задачи:

 1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков

анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых

единиц;

3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их

творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом

отношении  детей;

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.  

Методические приемы и формы решения проблемы

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

  • комплексная работа с текстом;
  •  лингвостилистический анализ текста;
  •  «самодиктанты»;
  •  сочинение-рассуждение;      
  •  редактирование текста;
  •  различные виды диктантов;
  •  интеллектуально-лингвистические упражнения;
  •  работа с текстами-миниатюрами;
  •  составление синквейнов, кластеров к тексту;
  •  коммуникативные и игровые ситуации.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного ученика приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах отцов и детей, экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1. Выразительное чтение текста.

2. Словарная работа.

3. Тема текста.

4. Идея текста.

5. Тип текста.

6. Стиль текста.

7. Выразительные средства речи и их роль.

 На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты..

Ребята должны непроизвольно запоминать  такие  тексты, уметь легко  их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.

Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений.

 Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов.

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии ( например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: « Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.

Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.

Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?

1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.

2. Красную речь хорошо и слушать.

3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.

4. Красное дерево редко, красное слово метко.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст.  Это  такие нестандартные виды уроков, как  уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных  читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.

Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:

  • целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
  •  планирование (учащиеся  вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);
  •  исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
  • дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
  •  итоговая творческая работа.

Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы.

Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка создаёт оптимальные условия для подготовки к ЕГЭ и для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представлений о языковой системе; реализации внутрипредметных (межуровневых) связей, а также межпредметных связей курсов русского языка, литературы, истории и др.; для личностно ориентированного преподавания русского языка; для формирования языковой личности. Методика комплексной работы с текстом представляет собой многоаспектную деятельность, включающую элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого (филологического) анализа, задания речеведческого характера, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации, подготовку к выразительному чтению, в ряде случаев – к пересказу, к изложению.

Сфера использования комплексного анализа текста – уроки повторения и обобщения пройденного материала, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, диагностики и контроля знаний, умений и навыков. Задания к тексту выполняются на уроке, за исключением тех, которые требуют времени и дополнительных источников информации.

Варианты заданий к комплексному анализу текста:

- Изменил ли текст ваше настроение?

- Какой интонацией следует читать текст и почему?

- С какой музыкой ассоциируется у вас содержание текста?

- Попробуйте заменить заглавие текста. Обоснуйте свой выбор.

- Укажите ключевые слова.

- Составьте план текста.

- Используя словари, объясните значение слова/слов.

- Исследуйте в тексте роль звукописи (эпитетов, метафор, сравнений, приёма параллелизма и т.д.).

- Объясните роль многоточия (других знаков препинания) в тексте.

- Какие языковые средства (лексические, грамматические) помогают автору передать своё отношение к высказываемому, дать ему оценку.

- С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

- Какое значение вносят в слово/слова приставка или суффикс?

- Используя словари, объясните значение фразеологизма/фразеологизмов.

- Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

- Составьте схему предложения.

- Выпишите предложение, в котором сказуемое выражено наречием. В чём причина возникновения трудностей при выполнении этого задания?

- Выберите из текста материал для словарного диктанта.

- Выписать слова, интересные с точки зрения:

а) словообразования,

б) лексики,

в) орфоэпии.

Формирование ключевых компетенций на уроках  русского языка.

Компетенции

Содержание

Сформированность

Ценностно-смысловые

Способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Сознательное отношение к языку как к духовной ценности.

  • оценивать полученные результаты
  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста
  • использовать  приобретенные знания для достижения поставленных целей

Общекультурные

Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения

  • понимать, что язык – явление развивающееся
  • понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа
  • понимать статус русского языка как государственного, осознавать его функции интеграции народов России, причины потребности общения на русском языке

Учебно-познавательные

Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения. Умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения.

  • владеть прочными орфографическими и пунктуационными навыками
  • владеть нормами русского литературного языка
  • обогатить словарный запас и грамматический строй речи

Информационные

 Умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

  • владеть техникой чтения
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разного вида
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста
  • разбивать текст на составные части
  • дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста
  • выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию
  • прогнозировать содержание текста по данному началу
  • слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения
  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, газеты, журнала – по оглавлению и заголовкам статьи
  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста
  • понимать коммуникативную тему, цель и в соответствии с этим организовывать процесс поиска информации и чтения текста

Коммуникативные

Свободное владение русским (родным) языком в разных сферах и ситуациях его использования.

 Готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

  • создавать письменное высказывание разных типов речи
  • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему
  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи
  • принимать участие в диалогах различных видов
  • адекватно реагировать на обращенную  устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать и заканчивать разговор
  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы
  • строить научное рассуждение по сложным вопросам

Социально-трудовые

Соблюдение прав и обязанностей в роли ученика

  • уметь выполнять требования учителя по соблюдению дисциплины, норм поведения во время учебных занятий
  • уметь действовать в соответствии с личной выгодой, не ущемляя прав других учеников
  • владеть этикой взаимоотношений с учителями и другими учащимися во время классных и внеклассных занятий (сотрудничество)
  • владеть эффективными способами организации собственного времени вне школы (выполнение домашнего задания, организация досуга и т.д.)

Компетенции личностного самосовершенствования

Потребность речевого самосовершенствования.

  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении
  • замечать в собственной речи (и чужой)  отступления от норм литературного языка
  • совершенствовать  устную и письменную речь, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки

Список использованной литературы.

1) Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. – М., 1934.
2) Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – Л., 1941.        

3) Выготский Л.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь.  –  М., 1956.
4) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
5) Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.
6) Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.  Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М., 2006.
7) Жинкин Н.И.  Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.
8) Ипполитова Н.А.  Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
9) Колшанский Г.В.  Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984.
10) Ладыженская Т.А.  Методика преподавания русского языка. – М., 1990.
11) Леонтьев А.А.  Признаки связности и цельности текста// В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. – Киев, 1979.
12) Леонтьев А.А.  Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981.
13) Львов М.Р. Языковая норма и культура речи// РЯШ. – 2006, №8. – С.3-8.
14) Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.

 1993, №3. – С.31-38.

15) Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.
16) Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16.
17)  Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17

18) Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. –  2004. – №4. – С. 138-143

19) Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе .— Пермь: Меркурий,
20) Солганик  Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. – М., 1997.

21) Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.

22) Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения  русскому языку. –  Курск, 1994.

23) Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973.
24)Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.

25)Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка

Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по немецкому языку в контексте формирования коммуникативной компетенции.

Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? И перед пр...

Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство формирования коммуникативной компетенции

Статья на тему "Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...