Методическая система работы
статья

Абрамова Галина Михайловна

Абрамова Г.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema_pedagogicheskogo_rabotnika_abra.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение          

«Смоленская областная технологическая академия»

(ОГБПОУ СОТА)

Россия, 214000, г.Смоленск, ул. Ленина, д.37 Тел.: +7 4812 38-32-13 Факс: +7 4812 38-44-72;

 e-mail: smolpoliteh@yandex.ru; ОГРН 1026701445980 ; ИНН/КПП 6731012958/673101001

Методическая система педагогического работника

Абрамовой Галины Михайловны

Рассмотрено и одобрено                                                                  

ЦМК общеобразовательных дисциплин

Председатель ЦМК                                                                                                        

____________ /Гмырикова С.В./

Протокол №______

 «___»___________20__г.

 Ведущая педагогическая идея – научить студента думать и действовать.

В своей педагогической деятельности опираюсь на следующие принципы: гумманизации, дифференциации и индивидуализации, оптимизации учебного процесса, практической направленности.

Цель – создать условия для развития потенциальных возможностей студента, как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

Задачи:

 1. Создание условий для поисково-исследовательской деятельности студентов на занятии и во внеурочное время, повышая мотивацию к обучению.

 2. Создание практико-ориентированных заданий, соответствующих индивидуальным особенностям студентов.

 3. Развитие самостоятельности или в группе сверстников осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний.

 4. Развитие творческого потенциала студентов.

 Система работы состоит из следующих этапов:

 1. Диагностика обучаемости и обученности студентов.

 2. Выявление методических приёмов осуществления проблемного, дифференцированного и проектных подходов в обучении.

 3. Оптимальный отбор учебного материала, форм, методов обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов.

 4. Использование систем дифференцированного контроля для более прочного усвоения знаний базового уровня и создание условий для продвижения студентов на более высокий уровень обучения.

 Методы обучения. Основным способом организации познавательной деятельности на занятиях по математике являются: проблемный метод, метод дифференцированного обучения, метод проектов.

Принципы:

1. Организовать учебный процесс так, чтобы студенты добывали знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

 2. Создать комфортные условия для взаимодействия студентов друг с другом при организации учебного процесса.

 3. Использовать современные педагогические технологии, способствующие обеспечению высокого качества образовательного процесса.

 4. Направлять студентов на приобретение опыта творческой поисково-исследовательской деятельности.

 Применяю:

 1. Метод проблемного обучения:

 — при изучении нового материала и первичного закрепления знаний;

 — на комбинированных занятиях;

 — на блоковых проблемных занятиях – тренингах;

 — при выполнении домашних заданий.

 Разработаны по всем темам рабочей программы предварительные домашние задания, которые позволяют поставить на занятии учебные проблемы, к которым студенты уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания.

 Разработаны задания с элементами исследования, которые способствовали бы овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывающие проблемные ситуации, связанные с более частыми вопросами содержания, но позволяющие отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщающие студентов к методам научного исследования;

 Разработаны задания с привлечением знаний по разным дисциплинам для решения проблемных вопросов на занятии.

 2. Метод дифференцированного обучения.

 На занятиях по дисциплине «Математика» использую внутреннюю дифференциацию. По степени продвижения в обучении и признакам сочетания относительно сходных индивидуально психологических качеств студентов условно выделяю следующие группы, соответствующие одинаковому уровню подготовленности:

 1) ученический – 16%;

 2) алгоритмический – 43%;

 3) эвристический – 36%;

 4) творческий –5%.

 Четыре уровня обучения студентов характеризуются следующими особенностями.

 Первый уровень обучения — ученический. Студенты, имеющие такой уровень способны правильно выполнить аналогичные задания, не требующие значительных умственных усилий. Решают задачу, не обосновывая решение. Не могут дать быстро определение или вспомнить нужную формулировку теоремы или аксиомы.

 Второй уровень обучения – алгоритмический. Студенты второго уровня могут дать пояснения к решению задач, умеют обосновывать решение, способны доказывать теоремы и применять их в необходимых случаях. Они не только выполняют задания, но и понимают то, что они делают. Т.е. их действия осознанны.

 Третий уровень обучения – эвристический. Студенты эвристического уровня не всегда являются отличниками по математике, но замечательно справляются с заданиями логического характера, на сообразительность, легко справляются с нестандартными задачами эвристического и поискового характера.

 Четвертый уровень обучения — творческий. Студенты творческого уровня легко справляются с заданиями по учебной программе, понимают решение и могут его объяснить. Решения задач у них четко обоснованы, имеются все необходимые чертежи и пояснения. Кроме того, данная группа студентов способна работать над задачами повышенной сложности, принимает участие в олимпиадах различного уровня, в конкурсах научных проектов.

 На своих занятиях я стараюсь часто проводить небольшие проверочные самостоятельные работы с той целью, чтобы проанализировать уровень знаний полученных на предыдущих занятиях. Использую для этого математические диктанты, тесты, работу по вариантам с последующей взаимопроверкой.

 Особое внимание уделяю работе по учебнику. Обязательно обращаю внимание на правило в учебнике, читаем вслух, учимся применять их при решении практических задач.

Мною разработаны рабочие тетради по дисциплине «Математика» для студентов 1 курса всех специальностей по темам «Производная и ее применение», «Интеграл и его применение», «Комплексные числа», «Многогранники». Проходит апробацию рабочая тетрадь по теме «Площади и объемы геометрический тел». В рабочих тетрадях уже заложен разноуровневый подход к изучению математики. Задания располагаются по степени сложности. Особым блоком выделены задания повышенной трудности, требующие нестандартных подходов к их решению. Студент вправе выбрать то задание, которое он может выполнить как на учебном занятии, так и при выполнении домашнего задания. При изучении геометрического материала хороших результатов дает применение заданий по готовым чертежам, которые уже даны в рабочей тетради по теме «Многогранники». Особый интерес у студентов вызывают задания, сформулированные так: «закончи рассуждения …», в которых дан фрагмент решения либо вначале решения задачи, либо в ее середине, либо в конце задачи, с указанием ответа.

 На каждом уроке математики не только объясняю материал, но и даю обучающие самостоятельные работы с быстрой проверкой, анализом и работой над ошибками.

 Разработано разноуровневое методическое обеспечение практических занятий и дифференцированных заданий для самостоятельной внеаудиторной работы, которое содержит 4 варианта заданий, соответствующих 4-м уровням обучения студентов.

 3. Метод проектов.

 В своей работе применяю уроки — проекты. Это исследовательские лабораторные работы в группах: « Исследование взаимосвязи показательной и логарифмической функций с помощью графиков», «Графическое исследование свойств тригонометрических функций»; « Правильные многоугольники в природе» и т.д. Студенты ориентированы на сопоставление и сравнение свойств функций, умение анализировать и делать выводы, проводить презентацию и защищать свой проект.

 Вот как, например, проходила защита групповых проектов по теме: « Анализ методов решения иррациональных уравнений». Студентам предлагаю разделиться на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает домашнее задание: решить уравнение одним из доступных методов: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень двумя способами – с помощью словесного описания и равносильных преобразований; метод введения новых переменных; функционально — графический. Оформить решение в виде презентации и подготовить защиту своего метода, указав его преимущества и недостатки.

 Каждая группа выдвигает своего представителя и консультанта, которые делают презентацию своей работы на занятии. Другие группы принимают активное участие в обсуждении и решении, делая записи в тетрадях, задавая дополнительные вопросы. При этом направляю учебную дискуссию в нужном направлении. Техническая группа (2-3 студента) в ходе занятия собирает весь проект полностью и готовит презентацию всего проекта в целом.

 Также предлагаю студентам творческие мини — проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, ребусы, газета и др.

 Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом, стараюсь соблюсти основные этапы проектной деятельности.

 Я использую следующую классификацию проектов.

 По продолжительности подготовки:

 — краткосрочный

 — средней продолжительности

 — долгосрочный

 По количеству участников:

 — индивидуальный

 — работа в парах

 — групповой (4-6 человек)

 По методу:

 — творческий

 — исследовательский

 — информационный (ознакомительно-ориентированный).

 Особое внимание уделяю проектной деятельности студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. Разработаны методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Элементы математической логики», которые включают научно – исследовательские проекты «Применение аппарата алгебры логики к решению содержательных задач»; «Анализ рассуждений средствами алгебры высказываний»; «Задачи на разработку алгоритмов решения задач, основанные на неформальном определении понятия алгоритм». Защита проектов происходит во время прохождения традиционного конкурса, проводимого в техникуме «На лучший студенческий проект», на заседании научного студенческого общества, в рамках недели специальности 230 115 «Программирование в компьютерных системах».

 Сочетание различных приемов и методов дифференцированного, проблемного и проектного обучения в системе увеличивает продуктивность моей работы, а именно:

 — повышается качество знаний;

 — студенты приобретают возможность работать не только в зоне актуального развития, но и в зоне ближайшего развития;

 — повышается качество самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по выполнению практического занятия №4-5 Работа с каталогами в операционных системах. Работа с файлами в операционных системах" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическая система работы учителя математики в условиях личностно-ориентированного образования

ведущая педагогическая идея: воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности студента...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями. Методическое пособие для педагогов школ I-II вида.

Методическое пособие предназначено для педагогов школ I-II. В работе рассматриваются виды диалогов, основные функции диалогов, представлены примерные виды диалогических единств и  многое другое....

Методическая система работы преподавателя

В настоящее время одним из приоритетов развития России является качественное образование. Сегодня время диктует, чтобы выпускники СПО были конкурентоспособными на рынке труда. Для этого необходимо не ...

Методическая разработка "Система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Овчинников Д.В.

В материале представлена система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Овчинников Д.В., направленная на создания условий для формирования эффек...

Методическая разработка "Система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Тихашин М.А.

В материале представлена система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Тихашин М.А., направленная на создания условий для формирования эффектив...