Приемы мотивации студентов
статья

Абрамова Галина Михайловна

Система работы по развитию матевации обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_priemy_mativatsii_abramova.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Абрамова Галина Михайловна

                                          Преподаватель математики ОБГОУ СПО

                                        «Смоленский политехнический техникум»        

Приемы для стимулирования и мотивации

познавательной деятельности обучающихся.

Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому?

Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”

“В наше время студенты относятся к учёбе совершенно безразлично”,

 “Студенты невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”...

Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы студента?

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.

Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства преподавателя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество преподавателя создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет ему вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Думаю,  каждый преподаватель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы студенты хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав обучающихся. Преподавателю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока,  внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Остановимся на педагогических приемах развития познавательной мотивации студентов.

-  Приемы,  основанные на общении,  взаимодействии педагога и студентов:

  • оценочные обращения преподавателя (замечание, отрицание, согласие, одобрение),
  • поощрение (похвала, подбадривание),
  • создание ситуации успеха,
  • оказание помощи,
  • стимулирование педагогом постановки вопросов самими студентами,
  • поддержка их начинаний,
  • прием апперцепции (связь с жизненным опытом обучающихся, их интересами, склонностями) и др.

Знакомство с группой начинаю с рассказа о себе, затем предлагаю рассказать о себе  студентам. Провожу анкетирование,  позволяющее ближе познакомится с обучающимися и выявить их отношение к учению. Это даёт первичное представление о преобладании  тех или иных мотивов учения.  

Стараюсь:

* правильно строить отношение с обучающимися,

* быть заинтересованной в их успехах,

*        видеть индивидуальность каждого студента ,

* мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у обучающегося мотивы;

Данные приемы помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, благоприятный психологический климат,  доброжелательную атмосферу доверия и сотрудничества.

При планировании учебного процесса, я ориентируюсь не на какого–то абстрактного среднего студента, а опираюсь на знания особенностей мотивационной сферы каждого студента, и группы  в целом. Для меня это постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним студентам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.

Лучше всего помогает в этом отношении - создание ситуации успеха. Для этого  надо:

•        обеспечить у студентов ощущение продвижения вперед,

•     переживания успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

•        использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учащихся, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

•        организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение группы к предмету и учебе в целом, через выполнение заданий посильных для всех обучающихся,

•     изучение нового материала с опорой на старые знания;         

- Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала:

  • показ новизны содержания;
  • обновление уже усвоенных знаний, их углубление;
  • раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий;
  •  профессиональная направленность содержания,  межпредметные и внутрипредметные связи;
  • занимательность изучаемого материала;
  • историзм, показ достижений современной науки и пр.

Мне  важно знать, комфортно ли чувствует себя студент. Поэтому на занятиях провожу диагностику интереса учащихся. Предлагается такой вариант рефлексии:

3 балла – я всё очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла – мне всё понятно, но материал был не всегда интересен.

1 балл – я не всё понял, но мне было интересно.

0 баллов – я ничего не понял и на уроке скучал.

Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, думаю о создании мотивационной основы их работы.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

-     Приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения:

  • предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров,
  • подготовка заданий с наглядной информации;
  •  управление самостоятельной работой студентов т. д.
  • обеспечение студентов оперативной обратной связью (например, с помощью внутренней сети, сайта техникума, сайта преподавателя);

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала  служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании студентов.

 На занятиях используется различного вида наглядность:

 1. Натуральные предметы (бытовые предметы, вещи).

 2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).

 3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, фотографии.

 4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые на предприятии, в техникуме, осуществление определенных трудовых процессов студентов, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях), диафильмы.

 5. Практический показ действий педагогом.

-   Приемы, влияющие на развитие учебной мотивации:

  • разъяснение целей деятельности,
  • постановка информационных и проблемных вопросов,
  •  создание проблемных ситуаций,
  •  организация работы с источниками,
  • применение знаний на производственной основе,
  •  использование занимательных и игровых форм занятий и др.

Важно, чтобы все, что преподаватель делает на уроке, было значимо обучающемуся. Студенту важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Неоспоримую помощь оказывает в этом уровневая система обучения.  Эта система дает право студенту самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи. Главнейшей задачей, которая состоит передо мной – это личностно-мотивированное обеспечение деятельности студента. В основу данной системы  положены следующие принципы:

•        принцип воспитующего обучения – я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;

•        принцип ориентации на зону ближайшего развития – заменить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше;

•        принцип ориентации на успех – каждый студент имеет право быть умным на уроке;

•        учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок;

•        принцип диалогичности и сотрудничества – предполагает изменение моих функций. Я рядом с учениками, и мы вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам.

Таким образом, получается, что каждый студент “свободен” принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи, когда студент переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна моя интуитивность.  Студент сделал выбор,  а моя задача - помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить студенту  в свою неповторимость, в свои возможности.

-    Приемы, учитывающие внутриколлективные отношения:

  • организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности;
  •  проведение коллективного обсуждения итогов работы;
  •  задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся;
  • сочетание различных форм совместной работы;
  • общественная оценка действий студентов,
  •  опора на общественное мнение и др .

Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации занятия.

В своей практике  часто использую  работу в парах и малых группах. В условиях групповой работы снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы студент учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ему не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации.

Применение приемов для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся     повышает эффективность занятия,  способствует развитию личности, помогает  научить  студентов  учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Повышение уровня мотивации студентов к профессии"

Повышение уровня мотивации студентов к профессии. ГБОУ СПО МО «Коломенский аграрный колледж»Антипова Е.Н., преподаватель  ветеринарных дисциплин Мотива́ция — побуждение к действию; дина...

«Из опыта работы преподавателей общеобразовательных дисциплин по развитию мотивации студентов и успешному освоению вы-бранной профессии/ специальности»

«Из опыта работы преподавателей общеобразовательных дисциплин по развитию мотивации студентов и  успешному освоению выбранной профессии/ специальности»...

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ К ПОЛУЧАЕМОЙ ПРОФЕССИИ

Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторам...

Повышение учебной мотивации студентов с помощью активных методов обучения

В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения активных методов обучения на различных этапах занятия. Материал...

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ К ПОЛУЧАЕМОЙ ПРОФЕССИИ

Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторам...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...

Приемы мотивации на внеурочных занятиях

Новейшие стандарты ВорлдСкиллс требуют прослеживания мотивации на всех этапах как и урока, так и на внеурочных занятиях. Мотивация крепко взаимосвязана с рефлексией, поэтому данные приемы вы можете с ...