Сценарий урока по теме Галогены
методическая разработка

Цыбасова Татьяна Викторовна

Сценарий урока по теме "Галогены" для 9 класса. Стротся на основе презентации "Галогены". Работа может быть организована в группах, в парах постоянного состава, а также индивидуально

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_galogeny._9_klass.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока «Галогены»

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Цыбасова Татьяна Викторовна

Район

Советский район г.Нижнего Новгорода

Место работы

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №151 с углубленным изучением отдельных предметов

Должность

Учитель химии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Химия

Класс

9

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Авторская программа по химии (базовый уровень) 9 класс. Автор Габриелян О.С.

Тема учебного занятия

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Тема урока: «Галогены. Общая характеристика»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема «Неметаллы» (23 часа)

Урок 1. Общая характеристика неметаллов

Урок 2. Неметаллы: атомы и простые вещества, аллотропия

Урок 3. Химические элементы в клетках живых организмов

Урок 4. Водород

Урок 5. Галогены. Общая характеристика

Урок 6. Соединения галогенов

Урок 7. Получение галогенов и их значение

Урок 8. Кислород

Учебная задача

Познакомить учащихся с химическими элементами – галогенами, их строением атома, характеристиками и свойствами; с простыми веществами-галогенами, их характеристиками и свойствами

Вовлечь учащихся в проблемную ситуацию: найти закономерность физических и химических свойств простых веществ от положения химического элемента в Периодической системе химических элементов

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся составлять схемы строения атомов химических элементов-галогенов, узнают о физических и химических свойствах простых веществ-галогенов, нау-чатся писать уравнения реакций взаимодействия галогенов с металлами, неметаллами, с солями

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями: работать с информацией презентации и учебника, приме-нять полученную информацию при составлении уравнений;  находить закономерности свойств простых веществ, коллективно выбирать оптимальный способ деятельности, при-менять эту информацию на практическом опыте, организовывать собственную познава-тельную и практическую деятельность, работать  в парах, анализировать и оценивать по-лученный результат своей деятельности; применять знания о закономерностях свойств в новой ситуации

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся узнают о роли химических элементов-галогенов для своего здоровья, о необходимости соблюдать правила техники безопасности при работе с ядовитыми простыми веществами-галогенами.

-имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в обсуждении;

- знают правила техники безопасности;

-знают, о строении атомов химических элементов, могут составлять схемы строения атома, зная положение химического элемента в Периодической системе;

-могут записывать уравнения реакций между металлами и неметаллами;

-способны выбирать нужную информацию из различных источников и в кратком виде представлять ее в виде сообщения;

-могут сопоставлять информацию, аргументировать, выбирать оптимальный вариант для осуществления практической деятельности;

-могут планировать свою умственную и практическую деятельность;

-могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности;

Исходное состояние обучающихся:

-имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в обсуждении;

- знают правила техники безопасности;

-знают, о строении атомов химических элементов, могут составлять схемы строения атома, зная положение химического элемента в Периодической системе;

-могут записывать уравнения реакций между металлами и неметаллами;

-способны выбирать нужную информацию из различных источников и в кратком виде представлять ее в виде сообщения;

-могут сопоставлять информацию, аргументировать, выбирать оптимальный вариант для осуществления практической деятельности;

-могут планировать свою умственную и практическую деятельность;

-могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности;

-имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в обсуждении;

- знают правила техники безопасности;

-знают, о строении атомов химических элементов, могут составлять схемы строения атома, зная положение химического элемента в Периодической системе;

-могут записывать уравнения реакций между металлами и неметаллами;

-способны выбирать нужную информацию из различных источников и в кратком виде представлять ее в виде сообщения;

-могут сопоставлять информацию, аргументировать, выбирать оптимальный вариант для осуществления практической деятельности;

-могут планировать свою умственную и практическую деятельность;

-могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

;

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Составление конспекта в тетради

Фронтальная работа в эври-стической беседе.

Выполнение теста по изу-ченной теме

Участие в обсуждении, нахожде-ние оптимального способа прак-тической деятельности.

Работа в парах, ответы на по-ставленные учителем вопросы

Понимание связи между здоровьем человека и на-личием химических эле-ментов в клетке. Понима-ние необходимости знаний о свойствах веществ

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

На предыдущем уроке учащиеся учились писать уравнения взаимодействия водорода с ме-таллами и галогенами

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная лите-ратура

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

ЭОРы

Габриелян О.С.Химия. 9 класс- М.: Дрофа, 2014

Габриелян О.С., Остроумов И.Г.Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. М.:Дрофа, 2002

Презентация на сайте https://nsportal.ru/tybasova-tatyana

https://nabi-ildar.ru/hlor/

https://www.liveinternet.ru/users/4845230/post240839471/

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия
Психолого – педагогическое обоснование

1.Мотивационно- ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Подготовка учащихся к учебной деятельности. Фасилитационный подход.
  •  По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Создание комфортной психологической атмосферы урока, настраивание на рабочий ритм

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся и проверка домашнего задания

  • По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)
  • По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа.
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания и умения обучающихся, полученные на предыдущем уроке, их проверка

2. Операционно – исполнительский 

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока):

1. Организационный этап – 2 мин.

2. Актуализация знаний и проверка дом.задания – 1 мин.

3. Целеполагание – 1 мин.

4. Введение новых знаний – 26 мин

5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся – 2 мин

6. Закрепление нового материала -10 мин.

7. Подведение итогов, рефлексия -2 мин.

8. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 1 мин.

Реализация субъект-субъектных отношений, участие обучающихся в постановке дидактической цели урока

2.2. Введение новых знаний

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа, рассказ).

По степени самостоятельности мышления обучающихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстративные – работа с презентацией, бесе да) и продуктивные (частично-поисковый –проблемная задача, беседа)

        

Происходит активная познавательная деятельность.

2.3. . Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа), практические (упражнения)

По степени самостоятельности мышления обучающихся: репродуктивные

Учащиеся анализируют полученные знания, оценивают их качество, уточняют спорные моменты, применяют свои знания на простейших примерах.

2.4 Закрепление нового материала

Проблемный метод.

По степени самостоятельности мышления обучающихся:  репродуктивные

Развиваются исследовательские компетенции учащихся: работа с  различными источниками  информации и ИКТ, подборка методов для решения конкретной задачи, составление  плана работы, умение взаимодействовать,  дискутировать, эффективно работать в парах.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Подведение итогов, рефлексия

Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Учащиеся еще раз анализируют свою работу на уроке, оценивают ее (самооценка результатов деятельности)

3.2. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

Объяснение домашнего задания и требований к его выполнению

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1.Мотивационно-ориентиовочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся настраиваются на работу

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся и проверка домашнего задания

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Что значит «неметаллические свойства химических элементов»? Какие особенности в строении атомов неметаллов вам известны?

Вспоминают изученный материал. Отвечают на вопросы учителя

Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Демонстрирует простые вещества - галогены (хлор в колбе, бром в ампуле, кристаллики йода в колбе). Эти вещества образованы химическими элементами, называемыми «галогены», то есть рождающие соли. Почему их так назвали? Сегодня мы приступаем к изучению  этих элементов

Совместно с учителем формулируют тему, планируя этапы ее изучения: строение атомов, химическая связь в простых веществах, физические и химические свойства простых веществ

2.2. Введение новых знаний

Найдите в Периодической системе химические элементы, расположенные в VII-А группе. Выпишите их химические символы и названия в тетрадь. Что общего в строении атомов этих химических элементов? В чем различия? Как изменяются неметаллические свойства, электроотрицательность, радиус атомов галогенов 

Организует работу учащихся с презентацией при изучении свойств простых веществ - галогенов

Составляют в тетради конспект, на доске работают несколько человек, в парах отвечают на вопрос учителя, обсуждение

Пользуясь материалом слайдов презентации, выполняют задания в тетради.

2.3. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся

Беседа с учащимися с целью выявления трудностей, выяснение сложных моментов и их разбор.

Уравнения реакций, отражающие химические свойства галогенов, записываются на доске

2.4. Закрепление нового материала

Объясняет задание по выполнению цепочки превращений.

Знакомит с биологической ролью галогенов, с интересными фактами использования галогенов и нахождения галогенов в природе

Выполняют задание в тетради и на доске, знакомятся с интересными сведениями  о галогенах, задают вопросы

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Подведение итогов, рефлексия

Итак, подумайте, что нового вы узнали сегодня и чему научились. Почему галогены так называются? Нравятся ли вам ваши результаты?

Осознают полученные образовательные результаты, дают отзыв по итогам урока, рефлексируют.

3.2. . Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: выучить материал конспекта, выполнить цепочку превращений

Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы)

Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы), подготовлен и проведён преподавателем ГОУСПО "Балашовское музыкальное учили...

Технологическая карта и сценарий урока по теме:"Уравнения"

Урок построен на технологии обучения математики на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин). Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных уравнений, учит распознавать и решать их. Учащие...

Сценарий урока по литературе на тему А.С. Пушкин:жизнь и творчество

Представленный материал может быть использован для проведения открытого урока по литературе, а также как сценарий для проведения внеклассного мероприятия....

Сценарий урока по теме Кислоты

Сценарий урока по теме "Кислоты" для 8 класса.  Урок изучения новой темы, организуется в форме групповой работы, предполагает проведение лабораторной работы учащимися...

Сценарий открытого урока по теме "Моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черед" (М.Цветаева)

Сценарий для проведения открытого урока, посвященного жизни и творческому пути поэтессы Марины Цветаевой.  Марина Цветаева – поэт яркий, самобытный и неповторимый. Она заняла достойно...

Методическая разработка и сценарий урока с использованием инновационных педагогических технологий. Тема урока: «Классификация сварных конструкций и основные требования к ним»

Методическая цель урока - активизация позновательной деятельности  обучаемых профессии "Сварщик" на разных этапах урока теоретического обучения через использование развивающихся и...

Сценарий открытого урока по теме: "Технология приготовления хлебобулочных изделий"

laquo;Заболев, мы вкус к нему теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь - это служит признаком выздоровления»....