Сценарий открытого урока по теме "Моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черед" (М.Цветаева)
методическая разработка

Андреева Елена Владимировна

 Сценарий для проведения открытого урока, посвященного жизни и творческому пути поэтессы Марины Цветаевой.  Марина Цветаева – поэт яркий, самобытный и неповторимый. Она заняла достойное место в поэзии «серебряного века», писала о любви и верности, о земной жизни и страстях, о романтическом прошлом и непонятном будущем... Писала много и вдохновенно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черед».

Цели урока:

Личностные: осмысление обсуждаемых проблем произведений М.Цветаевой, нахождение в них личностного смысла, формирование гражданской позиции, усвоение общечеловеческих ценностей.

Метапредметные: развитие способности к исследовательской деятельности, обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе нравственного развития.

Предметные: развитие познавательного интереса к русской литературе, овладение навыками анализа художественного текста, развитие устной речи учащихся.

Оборудование:

1) Тексты стихотворений М.Цветаевой

2) Презентация

3) Видео

4) Выставка книг М.Цветаевой

Ход урока:

СЛАЙД 1

- Ещё раз всем добрый день!

- Ребята, сегодня мы начинаем разговор о Марине Ивановне Цветаевой, женщине – поэте, чьё творчество всегда вызывало неослабевающий интерес.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Моим стихам как драгоценным винам настанет свой черед».

ВИДЕО (стих «Моим стихам как драгоценным винам настанет свой черед») ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=KLB7mw554kI

- У вас на столах есть рабочий лист урока (Приложение 1), который вам необходимо будет заполнять в течение урока.

- Как вы думаете, какие аспекты жизни поэтессы мы затронем?

- Вслушайтесь в это имя. Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно. Похоже на псевдоним, но судьба и родители одарили ее необыкновенным сочетанием имени и фамилии. Но за цветочным именем – душа скитальца в бесконечности страстей.

- Мне самой очень близко творчество Марины Ивановны. Бесконечный  интерес вызывает её судьба.

Марина Цветаева вступила в жизнь на рубеже XIX и XX вв., в тревожное и смутное время. Как многим поэтам её поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для неё оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой.

СЛАЙД 2

- Каждая осень напоминает нам о дне рождении Марины Ивановны жаркими, горьковатыми  гроздьями рябины, вызывая в памяти прекрасные строки.

Стихотворение 

Красною кистью...

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

СЛАЙД 3

- Итак, 26 сентября 1892 года в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева  родилась дочь Марина.

СЛАЙД 4

Иван Владимирович  известный искусствовед и филолог- он основатель и создатель Музея изобразительных искусств им. Пушкина.

СЛАЙД 5

- Мать Цветаевой, Мария Александровна, одарённая пианистка - человек, глубоко и тонко чувствующий искусство, натура артистичная и чуткая, умерла рано, но влияние её на дочь несомненно.

СЛАЙД 6 - СЛАЙД 7

 - Детство, юность, молодость Цветаевой прошли в Москве в Трехпрудном переулке, в доме № 8 и в тихой, провинциальной Тарусе в Калужской области.

Любимым поэтом Цветаевой был Александр Сергеевич Пушкин.

 Из воспоминаний Марины Цветаевой:

  «В комнате матери была картина Наумова «Дуэль». Первое, что я узнала  о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, мой первый поэт, моего первого поэта убили».

Имя Пушкина для Цветаевой — как и для всякого русского человека — священно. «В центре существования Цветаевой была поэзия и в ней непреходящая величина — Пушкин. На протяжении всей жизни она постоянно обращалась к нему    

СЛАЙД  8-9                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Первые стихи она начинает публиковать с 16 лет,  в 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи выпустила Марина первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики таких мастеров и требовательных знатоков стиха, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, который восторженно писал:

Кто Вам дал такую яркость красок?
Кто вам дал такую точность слов?
Смелость всё сказать – от детских ласок
До весенних, полнолунных снов?

Очень рано Цветаева обрела свой собственный поэтический почерк, среди её ранних стихов немало таких, что поражают ясностью мысли, даром пророчества, настраивают читателя на самый серьёзный лад. Свойственное юности восторженное отношение к жизни нередко соседствует здесь с тревогой, неуспокоенностью, может быть, не до конца понятными ещё и ей самой. У неё, которую в ту пору жизнь щедро одаривала счастьем, так много стихов о прощании с жизнью, о смерти: рамки уютного домашнего мирка очень скоро оказываются для неё слишком тесными.

СЛАЙД 10

- До революции Марина Цветаева выпустила ещё две книги: "Волшебный фонарь" (1912) и поэму "Чародей" (1914). Основным направлением в литературе Марина Цветаева выбрала «символизм» - для него характерно формирование глубокого и вдумчивого взгляда на привычные слова и предметы, а также приемы недосказанности и загадочности.

- Темы, которых касалось перо поэтессы: любовь, родина, одиночество, природа, война, дружба, счастье и многие другие.

ЗАДАНИЕ  (Работа с художественным текстом по группам. Приложение 2)

ВИДЕО (Стих. «Реквием») стихотворение написано в 21 год (во время выполнения задания)

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=LR_PpUWS2MQ

- Я предлагаю вам поделиться на группы и проиллюстрировать стихотворения М.Цветаевой. Определить тему и основную мысль предложенного вам стихотворения и составить коллаж на тему данного стихотворения, прочитав его выразительно (фотографии для иллюстрации стихотворений).

- Марине Цветаевой  удалось не только сохранить свой голос среди пёстрого многоголосья литературных школ и течений, но и развить талант, создав оригинальные, точные по форме и мысли произведения.

СЛАЙД 11

Макс Волошин знакомит Марину с Сергеем Эфроном. Они встретились 5 мая 1911 года на морском берегу, семнадцатилетний Сергей и восемнадцатилетняя Марина. Она собирала камешки, он стал ей помогать – красивый юноша с поразительными в пол-лица глазами.

Заглянув в них,  Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик он нашел тотчас же, и вложил ей его в ладонь, который она хранила всю жизнь.

ВИДЕО (Стих. «Я с вызовом ношу его кольцо»)

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=mhOlWd0h0Fg

С. Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности -  жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы -  и идут на плаху.

— это стихотворение  Цветаева написала об Эфроне, принимая любовь как клятву.  Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья: "Настоящее, первое счастье / Не из книг!".

СЛАЙД 12

 В январе 1912 г. произошло венчание Цветаевой и Сергея Эфрона. Первая дочь Цветаевой Аля – Ариадна Эфрон родилась 5 сентября 1912 года в половине шестого под звон колоколов.

1914 год. Первая мировая война. Сергей Эфрон отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия.

СЛАЙД 13

- Единственным поэтом, которому, как божеству, поклонялась Цветаева, был Александр Блок. Блок виделся Цветаевой не только поэтом, но и существом высшего порядка: «Божий праведник мой прекрасный». Одна из отличительных черт цикла стихов, посвящённых Блоку, - музыкальность. И это весьма символично, ведь и сам Блок придавал огромное значение музыке, которая воспринималась им, мировая стихия.

Стихи М.Цветаевой необыкновенно музыкальны, благодаря чему они живут не только на страницах книг, но и в песнях, романсах. Часто романсы на стихи Марины Цветаевой используются кинематографистами для того, чтобы ярче передать внутренний мир героя. Я предлагаю вам насладиться музыкой на стихи Цветаевой.

ВИДЕО (Романсы на стихи М. Цветаевой)

СЛАЙД 14

13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь Ирина.

В годы первой мировой войны   Цветаева голодала, к этому времени у нее было двое детей: Ариадна и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где 2 марта 1920 года умирает от голода ее дочь Ирина.

СЛАЙД 15

-  Октябрьскую революцию  Марина Цветаева не приняла, и в 1922 году судьба забросила её за рубеж. Она уехала к мужу – Сергею Эфрону, белому офицеру, оказавшемуся в эмиграции в Праге. Если сказать, что Марина Цветаева любила Эфрона, - это значит - почти ничего не сказать. Она его боготворила, и все три года отсутствия известий о нём были для неё пыткой, страшнее которой она не могла себе вообразить.

  - Лирика Марины Цветаевой в период революции и гражданской войны, когда она вся была поглощена ожиданием вестей от мужа, проникнута печалью. «Я вся закутана в печаль, - писала она. – Я живу печалью». В этот период жизни она много пишет, но печатается мало, и знали ее только любители поэзии.

- И огромная радость, когда пришло известие, что Сергей Эфрон жив.

 СЛАЙД 16

- Сначала Цветаева жила в Берлине, потом три года в Праге, в ноябре 1925 года после рождения сына Георгия перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая.

 - Неприкаянность, одиночество и тоска по Родине сопровождали ее в эмиграции на протяжении 17 лет. Она чувствовала себя ненужной, чужой всюду – несмотря на то, что у неё были знакомые и даже друзья. В этот сложный период её жизни она пишет огромное количество поэм, эссе, прозу.

 - И сам характер её менялся, всё сильнее одолевали заботы, не оставалось времени на чувства, как она говорила. Сердце остывало, душа уставала.

СЛАЙД 17

- И всё-таки в 1939 г. поэтесса восстанавливает своё советское гражданство и возвращается с 14-летним сыном Георгием (или Муром) на родину, вслед за дочерью и мужем, которые вернулись ещё в 1937 году. Возвращение состоялось в годы жестоких репрессий. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной оказались арестованными. Цветаева так и не дождалась вестей о муже.

- Перед самым возвращением на Родину поэтессе снится ужасный сон о смерти.

СЛАЙД 18

- К 1941 году огонь её души погас окончательно. Никто не сумел и не захотел поддержать его. Погас огонь любви – перестали писаться стихи. Исчезли стихи – ослабла воля к жизни.

- Грянула война. 8 августа Марина Ивановна уезжала из Москвы пароходом, и провожал её Борис Пастернак. Там, в Елабуге. Там она решила, что сну пора сбываться – и ушла во Вселенную.

Однажды Цветаева в разговоре с сыном скажет: Одному человеку не хватает одной жизни, другому ее слишком много. 31 августа 1941в возрасте 49 лет Марина Цветаева ушла из жизни.

- Незадолго до смерти Марина все хотела написать свое завещание. И она написала завещание детям.

«Милые дети! Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы как мы. Но говорят, что вы особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому:

- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.

- Никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба.

- Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются.

- Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.

- Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос.

- Не стесняйтесь уступить место старшему в транспорте. Стыдитесь – не уступить!

- Не торжествуйте победы над врагом, Достаточно сознания, После победы – протяните руку.

- Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном), другие уйдут – свой останется.

- Книгу листайте с верхнего угла страницы. Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.

- Когда вы спросите: «Что такое романтизм?» - и увидите, что никто не знает, отвечайте бессмертным словом Жуковского: «Романтизм – это душа!»

СЛАЙД 19

27 августа 19141 г.была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Эфрон был расстрелян; Ариадна после семнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. Георгий Эфрон (сын) ушел добровольцем на фронт и погиб в 1944 году.

- Ребята подошло время проверить вашу работу на уроке, обменяйтесь пожалуйста рабочими листами урока и оцените друг друга, согласно эталону ответов.

СЛАЙД 20

Итак, мы сегодня прикоснулись к трагической судьбе Марины Цветаевой. В этом году Марине Цветаевой исполнилось бы 130 лет. Прошло много лет со дня смерти поэтессы, но память о ней и ее стихах сохранилась до наших времен.

- Марина Цветаева – поэт яркий, самобытный и неповторимый. Она заняла достойное место в поэзии «серебряного века».

Наследие Марины Цветаевой – сборники лирических стихотворений, несколько стихотворных драм, семнадцать поэм, лирические эссе и философские этюды, мемуарная и историко – литературная проза, воспоминания и размышления.

Она писала о любви и верности, о земной жизни и страстях, о романтическом прошлом и непонятном будущем,.. Писала много и вдохновенно.

Цветаева обладала даром улавливать, казалось бы, совсем незаметные движения человеческой души и давать им точные характеристики.

Мы охватили только тысячную часть творчества Марины Цветаевой. Но как хочется надеяться, что стихотворения этой поэтессы не оставят вас равнодушными и вы ещё не раз возьмёте в руки томик с полюбившимися стихами.

- Спасибо за работу на уроке.  

СЛАЙД 22  (рефлексия)

СЛАЙД 23

Приложение 1

______________________________________(Ф.И)

Рабочий лист урока

 по теме: ____________________________________________________________

______________________________________________________________________

                   

           

     

               

Марина Ивановна

Цветаева

Вопрос

Ответ

Баллов за правильный ответ

Количество баллов

  1. В каком году родилась Марина Цветаева?

_________________________________________

1

  1. Цветаева – это псевдоним или настоящая фамилия?

_________________________________________

1

  1. В какое время года родилась Цветаева?

__________________________________________

1

  1. Как называется первый опубликованный сборник стихов Марины Цветаевой?

______________________________________________________________

1

  1. С какого возраста М. Цветаева стала публиковать свои стихи?

_________________________________________

1

  1. Как звали мужа Цветаевой?

_________________________________________

1

  1. Основное направление в литературе?

_________________________________________

1

Общее количество баллов

7

Оценка

7 баллов – 5            5-6 баллов – 4                   4 балла - 3

Приложение2

Работа с художественным текстом

Вот опять окно…

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи…

Нет и нет уму
Моему — покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

1916 г.

Приложение2

Работа с художественным текстом

Осень в Тарусе

Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.

Несколько слов поневоле
Всe повторяешь подряд.
Где-то бубенчики в поле
Слабо звенят.

В поле звенят? На лугу ли?
Едут ли на молотьбу?
Глазки на миг заглянули
В чью-то судьбу.

Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне…
И улыбается осень
Нашей весне.

Жизнь распахнулась, но всe же.
Ах, золотые деньки!
Как далеки они. Боже!
Господи, как далеки!

1909г.

Приложение2

Работа с художественным текстом

Простите меня, мои горы…

«Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!»

Мать — крест надевала солдату,
Мать с сыном прощались навеки…
И снова из сгорбленной хаты:
«Простите меня, мои реки!»

1918 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».

Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года»   Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...

Сценарий открытого урока истории

Открытый урок "Отечественная война 1812 года" дан в игровой форме. На экране демонстрируются слайды презентации, которые развивают ассоциативное мышление, фрагменты КВН, где студентам предлагается уви...

Сценарий открытого урока по творчеству М.И.Цветаевой

План-конспект открытого урока по творчеству М.И. Цветаевой....

Сценарий открытого урока по Менеджменту на тему: Функции управления организацией

Методическая разработка открытого урока по теме «Функции управления организацией» имеет целью ознакомление преподавателей с опытом работы по совмещению различных форм деятельности обучающихся в услови...

Сценарий Открытого урока-зачета по дисциплине "Страховое дело"

Приведено описание порядка проведения зачета в игровой командной форме по дисциплине "Страховое дело" студентов специальности "Земельно-имущественные отношения"....

Сценарий открытого урока "Самый умный логист!"

Открытый урок - конкурс для студентов, обучающихмя по направлениям подготовки "Операционная деятельность в логистике"; "Товароведение и экспертиза качества  потребительских товаров...

"...Моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черёд" Марина Ивановна Цветаева (Урок-заочная экскурсия).

  В современных условиях образования на литературу, как на учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно – нравственной личности, обладающей высокой степенью ...