Сценарий открытого урока по творчеству М.И.Цветаевой
методическая разработка на тему

План-конспект открытого урока по творчеству М.И. Цветаевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №42

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МОИМ СТИХАМ…НАСТАНЕТ СВОЙ ЧЕРЁД».

(ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ПО ТВОРЧЕСТВУ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ)

                                                                          СОСТАВИЛ: МАРТЫНОВА Л.Л.

СОГЛАСОВАНО         МЕТОДИСТ                             РАССМОТРЕНО  ПЦК

                                                                                            ГУМАНИТАРНЫХ  

                                                                                             ДИСЦИПЛИН

                                                                                             ПРОТОКОЛ №

МОСКВА 2012 г.


«Моим стихам …настанет свой черёд».

Звучит Первый концерт П.А.Чайковского.

Если душа родилась крылатой –

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей -  и что – Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца – неразрывно-слитых:

Голод голодных – и сытость сытых!

Звучат колокола.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1992 года в преддверии зимы, на изломе осени, когда в Москве ярко пылали рябины.

Рябина навсегда вошла в геральдику поэзии М.И. Цветаевой.

Пылающая и горькая, на изломе осени, в преддверии зимы, она стала символом её судьбы, такой же переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в забвение.

Слайд №1 (дом Цветаевых).

Атмосфера искусства и высокой культуры царила в доме на Трёхпрудном.

Слайд№2 (портрет отца).

Отец – Иван Владимирович Цветаев – профессор-искусствовед, основатель и директор Музея изобразительных искусств, был выходец из бедного сельского священства Владимирской губернии.

От него Марине передались двужильность и необыкновенное трудолюбие.

Слайд №3.

 

Мать – Мария Александровна Мейн – сочетала в себе кровь польскую, чешскую и немецкую, талантливая пианистка, ученица композитора Рубинштейна.

От неё Марина унаследовала взрывчатый темперамент и необыкновенную музыкальность.

Музыкальность её была особой.

Это не просто способность к талантливому исполнительству, а особый дар воспринимать мир через звуки.

Эта музыкальность сказалась в её стихе, но не в смысле его напевности и мелодичности, а в самих приёмах стихового исполнительства.

    Она резка, порывиста, дисгармонична, она безжалостно рвёт строку на  слова и  слоги, переносит слоги из одного строчечного ряда в другой, отбрасывает их.

Исследователь творчества Цветаевой И.Бродский говорил о фортепианном характере Цветаевских произведений.

Музыке её стиха соответствовали Скрябин, Стравинский, Шостакович.

   От слушателя и читателя её стихи требуют физического напряжения, огромной работы души, а от читателя- исполнителя – виртуозности.

Звучит Лунная соната Бетховена.

Счастливая невозвратимая пора детства…

Она была связана с рождественскими ёлками, с первыми книгами, музыкой, картинами, золотыми летними деньками в Тарусе.

Первые рифмованные строки появились очень рано, в шесть лет.

О счастливых минутах из детства Марина написала в  одном из своих первых стихов: «Книги в красном переплёте» (1809 г.)

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте

Неизменившие друзья

В потёртом красном переплёте.

Чуть лёгкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам бывало.

Уж поздно! Мама, десять строк!

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки.

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет. В воздухе светло…

Том в счастье с Бекки полон веры.

Вот с факелом индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище. Вещий крик совы…

(Мне страшно). Вот летит чрез кочки

Приёмыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком корона.

Вдруг нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушёл во тьму, кто в ней возник,

Британии печальны судьбы…

-О, почему средь красных книг

Опять за лампой не заснуть бы?

О, золотые времен,

Где взор светлей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

В тот год, когда  Марине исполнилось десять лет, благополучие покинуло семью Цветаевых.

Заболела чахоткой Мария Александровна. Семья три года провела за границей, в Италии, Швейцарии, Германии.

Марина и её сестра Ася учились в тамошних закрытых пансионах.

В июле 1906 г. Мария Александровна умерла. Марина по собственной воле уходит в интернат при частной  Московской гимназии, так как не могла жить в стенах осиротевшего родного дома.

Много и беспорядочно читает, и здесь она понимает, что детство кончилось.

   

О своём прощании с детством Марина рассказывает в стихотворении

В пятнадцать лет.

Шопен. Прелюдия №7.

Звенят, поют забвению мешая

В моей душе слова:     «пятнадцать лет».

О, для чего я выросла большая?

Спасенья нет!

Ещё вчера в зелёные берёзки

Я убегала, вольная, с утра.

Ещё вчера шалила без причёски,

Ещё вчера!

Весенний звон с далёких колоколен

Мне говорил: «Побегай и приляг!»

И каждый крик шалунье был позволен,

И каждый шаг!

Что впереди? Какая неудача?

Во всём обман и, ах, на всём запрет.

Так с милым детством я прощалась, плача,

В пятнадцать лет.

В один из осенних московских дней 1910 года из Трёхпрудного переулка близ Патриарших прудов вышла невысокая круглолицая гимназистка и направилась в Леонтьевский переулок, где находилась типография Мамонтова.

В руках у неё была внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и решительность.

     В этот знаменательный день Марина Цветаева постучалась в двери русской литературы.

Она вступила на путь, откуда сделать шаг назад было невозможно.

   Первая книга называлась «Вечерний альбом».

По сути, это был дневник очень одарённого и наблюдательного ребёнка.

    Первым, кто прочитал «Вечерний альбом» и на него откликнулся, был Максимилиан Волошин.

По его мнению, до Цветаевой никому не удалось написать о детстве из детства. О детстве обычно рассказывали взрослые люди сверху вниз.

Россыпь детских впечатлений делилась на три части: «Детство», «Любовь», «Только тени» и поражала глубиной мысли: « Не правда ль, ведь счастья нет вне печали», «Отдать всю душу, но кому бы», «Мы счастье строим на песке».

Райское детство, сновидения, любовь и дорогие сердцу тени – всё это слилось в единую романтику.

Автор приглашает нас в безоблачную страну детства прекрасного и не всегда безоблачного.

    Одним из лучших стихотворений «Вечернего альбома» является «Молитва».

Звучит Элегия С.В.Рахманинова.

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

«Терпи, ещё не кончен срок».

Ты сам мне подал -  слишком много!

Я жажду сразу – всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звёздам в чёрной башне,

Вести детей вперёд, сквозь тень…

Чтоб был легендой -  день вчерашний,

Чтоб был безумьем -  каждый день!

Люблю и крест, и шёлк, и каски,

Моя душа мгновений след…

Ты дал мне детство – лучше сказки

И дай мне смерть – в семнадцать лет!

Это стихотворение звучит пророчески. В нём есть тема обречённости, боли души, «родившейся крылатой»  и предчувствующей свою будущую ненужность в «мире мер…».

Вместе с тем лирическая героиня переполнена любовью к жизни и ждёт от жизни абсолюта: «Чтоб был легендой – день вчерашний,

                                 Чтоб был безумьем – каждый день!».

Звучит «Вальс» Шопена.

В 1911 году Марина познакомилась с Сергеем Эфроном, студентом Политехнического института, юношей с романтической внешностью.

В январе 1912 года они поженились.

Марина и Сергей родились в один день 26 го сентября, только Сергей годом позже.

Три года их совместной жизни были годами полного счастья, самыми счастливыми за все предшествующие и последующие годы жизни Марины.

   Своему мужу Сергею Эфрону Марина, посвятила стихотворение

          «Генералам двенадцатого года», ставшее песней. (Кинофильм «За бедного гусара замолвите слово»).

В сентябре 1912 года родилась дочь Ариадна.

Звучат колокола С.Рахманинова.

Девочка! – царица бала!

Или схимница- бог весть.

Сколько времени? Светало.

Кто-то мне ответил – шесть.

Чтобы тихая в печали,

Чтобы нежная росла –

Девочку мою встречали

Ранние колокола.

Как поэт и как личность Марина Цветаева в эти годы развивается очень стремительно. Вторая книга «Волшебный фонарь» и третья –

 «Юношеские стихи» так и не были изданы.

Но, несмотря на это, она начинает осознавать себе цену, она предвидит, что её звёздный час пробьёт.

Звучит Концерт №2 С.В.Рахманинова.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я -  поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

-Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

   Марина  Цветаева сказала однажды: «Вся моя жизнь в моих стихах».

По стихам Цветаевой можно узнать её чувства и настроения в тот или иной период жизни, её интересы, её увлечения.

    Друзья и знакомые Цветаевой отмечали, что у неё был трудный и упрямый характер. Зная свой характер, она не сомневалась, что получила его от предков.

Вспоминает своих бабок, гордую польскую панну – по матери – и сельскую попадью – по отцу: «Обеим бабкам я вышла внучка: чернорабочий и белоручка!...».

  Бабушке по матери она посвятила замечательное стихотворение

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?..

Поэзия Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя. Её поэтический голос уникален. Она независима ото всех, она, непонимаемая, идёт «невежливо» мимо времени.

Важное место в творчестве Цветаевой этого счастливого периода занимает любовная тема.

Замечательное стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» в наши дни стало песней-монологом и воспринимается как романс о традиционном разочаровании героини в любимом.

Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной».

Марина ощущает себя русским, московским поэтом.

У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят,-

В них царицы спят и цари.

И не знаешь ты, что, зарёй в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Я молюсь тебе -  до зари.

В 1914 году Сергей Эфрон уезжает на фронт братом милосердия. Переполненная тревогой и любовью, Марина Цветаева пишет стихотворение

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою - как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца -
Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя - замолчи! -
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты -
О проклятие! - у тебя остаешься - ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, -
Оттого что мир - твоя колыбель, и могила - мир!

А между тем надвигается гроза 1917 года.

Цветаева хочет жить исключительно личной жизнью, но время вторгается в её жизнь и творчество, диктует свои сюжеты. Она приходит к выводу, что «Из колеи истории не выскочишь».

Цветаева пишет стихи, в которых гудит и свистит ветер России.

Над чёрною пучиной водною

Последний звон.

Лавиною простонародною

Низринут трон.

Влачится кровавым волоком

Пурпур царей.

Греми, греми, последний колокол

Русских церквей!

В апреле 1917 года у Цветаевых родилась вторая дочь Ирина.

В 1918 году прапорщик Сергей Эфрон отправляется в белую армию Корнилова.

С этого времени Марина надолго разлучилась со своим мужем.

Её муж, белый офицер, теперь стал для Марины прекрасной мечтой, «белым лебедем», героическим и обречённым.

Цикл стихов, посвящённых белому движению, Цветаева называет «Лебединый стан».

Жена белогвардейского офицера, Марина неуютно чувствует себя в «красной» Москве. Она испытывает нищету и лишения.

Чтобы спасти дочек от голодной смерти, отдаёт их в Кунцевский приют.

Тяжело заболевшую Ариадну забирает, а младшая Ирина умирает от истощения.

Звучит Прелюдия №11 Шопена.

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

 Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Две руки – ласкать-разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной ещё совсем не понято,

Что дитя моё в земле.

Цветаева была в отчаянии, она не видела никакого выхода, но писать стихи не переставала, как будто отчаяние придавало ей ещё больше вдохновения.

С1917 по 1920 год Марина Цветаева написала более трёхсот стихотворений.

Её талант буквально расцвёл,  вопреки трагическим обстоятельствам.

  Резкая, непредсказуемая, своевольная и озорная, ни на кого не похожая, крылатая и очень ранимая Марина.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полёте

Своём непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!

Зеленоглазая, светловолосая, статная, Марина была замечательно хороша собою.

Лирика гражданской войны поглощена ожиданием вестей от мужа, проникнута печалью и почти отчаявшейся надеждой.

Вчера ещё в глаза глядел,

А нынче – всё косится в сторону!

Вчера ещё до птиц сидел,-

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умён,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времён»

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слёзы ей – вода, и кровь –

Вода,- в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера ещё – в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал –

Жизнь выпала копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою – немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал – колесовть:

Другую целовать», - ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил – в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе -  я сделала?

Всё ведаю – не прекословь!

Вновь зрячая – уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть – садовница.

Само – что дерево трясти! –

В срок яблоко спадает спелое…

-За всё, за всё меня прости,

Мой милый, -что тебе я сделала!

Как никогда, в эти годы Цветаева слушает народную речь, жадно пьёт воду из этого источника, поит своё слово, словно предчувствуя, что надо напиться в запас перед безводьем эмиграции.

  В её стихах зазвучали фольклорные мотивы


Чтобы помнил не часочек, не годок -
Подарю тебе, дружочек, гребешок.

Чтобы помнили подружек мил - дружки -
Есть на свете золотые гребешки.

Чтоб дружочку не пилось без меня -
Гребень, гребень мой, расческа моя!

Нет на свете той расчески чудней:
Струны - зубья у расчески моей!

Чуть притронешься - пойдет трескотня
Про меня одну, да все про меня.

Чтоб дружочку не спалось без меня -
Гребень, гребень мой, расческа моя!

Чтобы чудился в жару и в поту
От меня ему вершочек - с версту,

Чтоб ко мне ему все версты - с вершок,
Есть на свете золотой гребешок.

Чтоб дружочку не жилось без меня -
Семиструнная расческа моя!

Стихи, написанные в эти годы, вошли в  знаменитый сборник «Вёрсты».

    В июле 1921 года И.Эренбург, вернувшийся из Чехии, привёз письмо от Сергея Эфрона.

Уже на следующий год Марина оказалась с дочерью в Берлине, который в то время считался центром русской эмиграции. Здесь она наконец встретилась с мужем, успела написать более двадцати стихотворений. Её лирический талант расцвёл с новой силой.

Теперь главной темой её творчества становится философия и психология любви, причём не только той любви, которая соединяет мужчину и женщину, но и любви ко всему на свете.

Цветаева постепенно переходит от малых жанров к большим, завершает роман в стихах «Молодец», работает над «Поэмой Горы», «Поэмой Конца», «Крысолов».

В 1924 году родился сын Георгий. Цветаева и Эфрон переезжают в Париж, где влачат нищенское существование в отдалённых от центра деревушках.

Цветаева много пишет, её печатают, но скромных гонораров едва хватает на необходимые расходы.

Находясь в эмиграции, Цветаева постоянно думала о родине:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё едино.

Но если по дороге -  куст

Встаёт, особенно – рябина.

Незабвенная рябина, яркая и горькая, символ родины и судьбы.

   Марина не могла решить мучительную для себя проблему: стоит ли ей возвращаться домой, и будет ли она нужна здесь?

Этот вопрос решил за неё Сергей Эфрон. Он очень тосковал по родине и всё больше склонялся к мысли вернуться в Советский Союз.

   Первой  в СССР уехала дочь Ариадна, а скоро и Сергей Эфрон.

12 июня 1939 года Марина Цветаева вернулась в СССР.  Семья, наконец, снова воссоединилась. Но эта последняя в её жизни радость длилась недолго.

    В августе арестовали дочь, а в октябре мужа Цветаевой.

    Снова ей пришлось скитаться по чужим углам. Цветаева больше никогда не увидела своего мужа. Сергей Эфрон был расстрелян в1941 году. Восемь лет провела в лагерях дочь Ариадна.

   Потеряв  близких, Марина безумно боялась за сына.

   В августе 1941 года Марина с сыном уезжает в Елабугу. Там найти работу оказалось ещё труднее, чем в Москве.

Новые испытания оказались ей не по силам, её воля к жизни с каждым днём становилась всё слабее.

Захлёбываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

26 августа Марина написала заявление с просьбой принять её на работу посудомойкой в столовую Литфонда в Чистополе, а  утром31 августа Марина повесилась.

Звучит Прелюдия №20 Шопена.

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.

Двадцатилетней романтической девушкой Марина писала:

   Моим стихам, как драгоценным винам,

   Настанет свой черёд.

Сбылось пророчество. Сегодня Марина Цветаева один и самых читаемых поэтов не только в нашей стране, но и за рубежом. Многие её стихи положены на музыку.

Звучит песня на стихи

«Уж сколько их упало в эту бездну».