Открытый урок по творчеству С.А.Есенина
план-конспект урока на тему

Бочкова Ирина Валерьевна

Материал для работы учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esenin.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

Обучающие: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, Изучить особенности его творчества. Выявить народные истоки в его произведениях.

Развивающие:  Развивать внимание обучающихся, их устную речь. Умение анализировать прочитанное произведение.

Воспитательные: Воспитывать интерес к литературе и культуре. К личности и творчеству поэта.

Оборудование: портреты и фотографии Есенина, презентация по теме «Жизнь и творчество С.А. Есенина», сборники стихов.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Сергея Александровича Есенина представлять не надо — это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание.

Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины — основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

2. Доклад-сообщение ученика о жизни и творчестве Есенина.

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,

Как будто он не в силах их понять.

Уходят лучшие, не спев последних песен,

Осиротив родную Землю-мать.

В рязанском селе Константиново,  которое раскинулось на высоком берегу Оки

3 октября 1895 г. увидел свет Сергей Есенин . На речном откосе, напротив дома Есениных, стоит церковь  иконы Казанской Божьей матери. В ее стенах венчались родители поэта   Александр Никитич и Татьяна Федоровна, в ней он был крещен именем Сергей.  

Путь к славе у Есенина был стремителен. С 1904 по 1912 годы   учился в Константиновском земском училище   и в Спас-Клепиковской школе. Писал стихи.  В 1912 году едет в Москву, работает в мясной лавке вместе с отцом, в книгоиздательстве, в типографии. В 1913 г.  вступает в гражданский брак с Анной Изрядновой и у них рождается сын Юрий.  В марте 1915 г. Есенин приезжает в Петроград   Невысокого роста, светловолосый, удивительно подвижный, с голубыми, постоянно меняющими свой оттенок ясными глазами, этот уроженец глубинной России, привлек к себе всеобщее внимание.

С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников.  Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Октоих», «Пришествие», «Преображение».

В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.

Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»

В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.

Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925).

В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).

Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.

3. Слово учителя. Просмотр записи стихотворений.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,

- В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

4. Беседа по лирике С.А.Есенина:

Какие стихотворения Есенина привлекли ваше внимание?  И чем именно.

Какие стихотворения Есенина вы знаете наизусть?

Каковы, по- вашему, основные темы его лирики?

Каков лирический героя Есенина?

Какие образы характерны для лирики природы в поэзии Есенина?

Чем произведения Есенина отличаются от лирики других поэтов?

5. 3аключительное слово учителя.

Об этом поэте Н.Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

 Две даты: 3 октября 1895 года, 28 декабря 1925 года. Первая – рождения, вторая – смерти поэта.

 В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: тридцать лет человек должен учиться, тридцать – путешествовать и тридцать – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Девяносто лет… Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: жизнь ценится не за длину.

Сергей Есенин ушел из жизни, но его поэзия волнует и тревожит сердца читателей и сегодня.

Сергей Есенин- больше чем поэт!

И в этом никаких сомнений нет!

Прожив так мало- многое успел сказать

Мне сложно всё понять, принять

Но лишь услышу строки мной любимого стиха

Куда- то в высь летит душа!

И хочется любить, творить, мечтать!

Россию просто Русью называть!

И загрустив о маме, послать письмо скорей

С его поэзией становишься мудрей.

И чтобы там не говорили – пусть,

Сергей Есенин – больше чем поэт,

И в этом никаких сомнений нет!!!

Звучит роман на слова Есенина.

6. Тестирование по темам:

«Биография», «Обзор творчества»

Домашнее задание.

Чтение стихотворений Есенина о родине, о природе, анализ стихотворений («В хате», «Выткался на озере…», «Сыплет черёмуха снегом…» и др., выбор)

 Выучить стихотворение по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная, просвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина

Сегодня, когда катастрофически снижается уровень духовности, культуры, возникла настоятельная потребность подробно рассмотреть есенинскую концепцию мира и человека. Именно поэзия С.А. Есенина, ни на г...

методический материал для подготовки уроков по творчеству С.А.Есенина

методический материал при подготовке уроков по творчеству С.А.Есенина...

Сценарий открытого урока по творчеству М.И.Цветаевой

План-конспект открытого урока по творчеству М.И. Цветаевой....

Открытый урок к 120-летию С.А. Есенина

Урок посвящен 2015 году литературы...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»    ТЕМА:   ЛИРИКА А...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

Познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой, процессом формирования ее мировоззрения, тематикой и идейным содержанием произведений; воспитывать в будущих педагогах патриотизм, гуманизм, благородс...