КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
план-конспект урока на тему

Баранова Татьяна Николаевна

Познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой, процессом формирования ее мировоззрения, тематикой и идейным содержанием произведений; воспитывать в будущих педагогах патриотизм, гуманизм, благородство, активную жизненную позицию; развивать эстетические чувства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetaeva.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА,

ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

ТЕМА:   М.И. ЦВЕТАЕВА.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БАРАНОВА Т.Н.

СИМФЕРОПОЛЬ, 2012

Тема: «М.И. Цветаева. Жизненный и творческий путь».

Тип занятия: информационная лекция.

Цель: познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой, процессом формирования ее мировоззрения, тематикой и идейным содержанием произведений; воспитывать в будущих педагогах патриотизм, гуманизм, благородство, активную жизненную позицию; развивать эстетические чувства.

Вопросы.

І. Вступление.

ІІ. Основная часть. Жизненный и творческий путь М.И. Цветаевой.

1/ Детские и юношеские годы поэтессы.

2/ Начало литературной деятельности.

3/ Предреволюционный период жизни и творчества.

4/ Революция. Гражданская война. «Белый стан».

5/ Эмиграция.

ІІІ. Заключение. Значение творчества М.И. Цветаевой для последующих поколений.

Литература.

  1. Каган Ю.М. Марина Цветаева в Москве. – Москва, 1997.

  1. Литература Русского Зарубежья // сост. Михайлов О.Н. – Москва, 2000.

  1. Максидонова А.Г. Серебряный век. – СПБ, 2002.

  1. Серафимова В.Д. Русская литература первой половины 20-го века. – Москва, 2005.

  1. Цветаева А. Воспоминания. – Москва, 1992.

Оборудование.

  1. Выставка книг.
  2. План и опорные конспекты по теме занятия.

Межпредметные связи: мировая литература, история, философия.

І. ВСТУПЛЕНИЕ.

ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК СЛОВА.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти –

Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед!

      Так написала о будущем своей поэзии еще совсем юная, еще никому не известная Марина Цветаева. Написала пророчески… Многие годы, десятилетия ее имя замалчивалось, поэзия подвергалась гонениям, резкой критике. Стихи запрещались. Ее имя стремились предать забвению, вычеркнуть из памяти читателей. Почему? Ответ был один: безидейна, аполитична, ни к чему не призывает, ничему не научит; излишне сентиментальна, малодраматична ее лирика.

      Но ее стихам «настал черед», как приходит он всему истинному, по-настоящему прекрасному. Ее стихи рассудило Время, и оно же вернуло нам ее прекрасную поэзию, а значит Справедливость восторжествовала.

     

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ.

  1. ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ ПОЭТЕССЫ

      Марина Ивановна Цветаева родилась в г.Москве 26 сентября 1892 года в полночь, на праздник Иоанна Богослова.

Красной кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний,

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

                                                                                            (из стихотворения «Красной кистью»)

      Отец – профессор-искусствовед  Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Читал лекции в Московском университете, в Консерватории, на Высших Женских Курсах.» 25 лет был директором Румянцевского музея, затем - собирателем и создателем Музея Изящных искусств, ныне – Музея Изобразительных искусств.

      «Замысел музея – его замысел, и весь труд по созданию музея: изысканию средств, собиранию оригинальных коллекций, безвозмездный и любовный труд четырнадцати последних лет его жизни. Одно из ранних моих воспоминаний: отец с матерью едут на Урал выбирать мрамор для музея. Помню привезенные ими мраморные образцы. От казенной квартиры, полагавшейся после открытия музея, отец отказался и сделал из нее четыре квартиры для мелких служащих. Хоронила его вся Москва…» (из письма Цветаевой М. Берни Л. От 23 декабря 1939 г.).

      Отец – выходец из Владимирской губернии, семьи бедного сельского священника (Талицкий уезд). Ученый европейской известности.

      Мать сочетала в себе кровь немецкую, польскую и чешскую. Марина Александровна Мейн, по мужу Цветаева, выдающаяся пианистка, которой восхищался сам Рубинштейн. Прививала дочери любовь к Шуману, Шопену, Моцарту. Музыкальность, передавшаяся от матери, самым прямым образом сказалась на ее поэзии.

      Марина Цветаева с детства верила в «знаки судьбы». Рябина навсегда вошла в ее поэзию, как и полночь, и суббота, и листопад. Рисуя свой образ, поэтесса пишет:

Кто создан из камня,

Кто создан из глины,

А я серебрюсь и сверкаю!

Да здравствует пена! – веселая пена! –

Высокая пена морская!

      Такою она себя видела, такою и была – непохожей. Ее главная черта – быть самой собой, искать свои пути в творчестве, опираться на богатейший опыт русской и зарубежной культуры.

      «Безмерность моих слов – только слабая тень безмерности моих чувств».

  1. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Марина Цветаева обучалась в Московской гимназии, потом – в пансионате за границей. В 1910 году выходит ее сборник «Вечерний альбом», в 1913 году – следующий сборник «Волшебный фонарь». Название сборника «Волшебный альбом» неслучайно. Традиция русских барышень 19 века – писать стихи в альбом вечером при свете лампы, - отсюда и название первого сборника, написанного Цветаевой в 18 лет. Она предельно искренна, ничего не выдумывает, очень талантлива. Стихи еще детские, простодушные, светлые, но:

Ты дал мне детство – лучшие сказки

И дай мне смерть в 17 лет…

                                                                                               (из стихотворения «Молитва»)

      «Это очень юная и неопытная книга. Многие стихи, если их раскрыть случайно, посреди книги, могут вызвать улыбку. Ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна» (М. Волошин, 1910 год).

      Она выпустила сборник, еще будучи гимназисткой, тайно.

      « Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своеобразна… Эта книга – не только милая книга девичьих признаний, но и книга прекрасных стихов» (Н. Гумилев, 1911 год).

      Творчество Цветаевой поддержал и мэтр – В. Брюсов. Затем пишутся юные стихи Цветаевой, но они не были напечатаны. В это время Цветаеву поддерживают лишь М. Волошин и С. Эфрон. С Сергеем Эфроном Марина Цветаева знакомится в 1911 году в Крыму, в Коктебеле. Ей – 17, ему – 18. Он болен туберкулезом и переживает сложный период своей жизни, буквально «убитый» трагической гибелью матери и брата.

      «Серьезен не по летам. Я тут же решаю: никогда, что бы ни было, с ним не расставаться, и в январе 1912 года выхожу за него замуж». В январе 1912 года они действительно обвенчались, а в октябре этого же года у них родилась дочь – Ариадна.

  1. ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА.

      Несколько слов необходимо сказать о супруге Марины Цветаевой. Сергей Яковлевич Эфрон – сын известных народовольцев Елизаветы Петровны Дурново и Якова Константиновича Эфрона. Детство Сергея проходит в революционном доме, среди непрерывных обысков и арестов. В 1905 году, Сергею, 12-летнему мальчику, уже даются революционные поручения. В 1908 году Е.П. Дурново, которой грозит пожизненное заключение, эмигрирует. В 1909 году в Париже трагически погиб ее 13-летний сын (он покончил с собой, потому что его задразнили товарищи). Вслед за сыном ушла из жизни мать. О ее смерти было написано в тогдашней газете «Юманите».

      Любовь Цветаевой к мужу велика. Сказать, что она любит, - не сказать ничего.

      В Крыму в 1914 году она пишет:

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в вечности жена, не на бумаге!

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно – великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей,

Его глаза – прекрасно бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страха!

Такие в роковые времена

Слагают стансы и идут на плаху!

      В 1913 году С. Эфрон поступает в Московский университет на философский факультет. Но начинается война, и он едет братом милосердия на фронт. В октябре 1917 года он, только что окончив школу прапорщиков, сражается в Москве в рядах белых и едет в Новочеркасск, куда прибывает одним из первых двухсот человек. За все Добровольчество (1917-1920 гг.) С. Эфрон находится непрерывно в строю, никогда в штабе. Был дважды серьезно ранен. «Он не только не расстрелял ни одного пленного, а спасал от расстрела всех, кого мог – забирал в свою пулеметную команду». Поворотным пунктом в его убеждениях была казнь комиссара у него на глазах. С. Эфрона глубоко поразило выражение лица, с которым этот человек встретил смерть. «В эту минуту я понял, что наше дело – ненародное дело». Сергей Эфрон считал тот факт, что он оказался в рядах белых, а не красных, роковой ошибкой. Необходимо также отметить, что так ошибся не только он, совсем молодой тогда человек, а многие и многие совершенно сложившиеся люди. Цветаева писала: «В Добровольчестве он видел спасение России и правду; когда он в этом разуверился, - он из него ушел – весь целиком, и никогда уже не оглянулся в ту сторону».

  1. РЕВОЛЮЦИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. «БЕЛЫЙ СТАН»

      В канун революции Марина Цветаева пишет о России, о «новом звучании воздуха». Стихи ее 1916-1917 гг. – о тревожных закатах и бурях. В отличие от Александра Блока и Маяковского, она не поняла смысла революционной грозы, но возникают тревожные образы. Выходит книга «Версты» (1921год). Цветаева также пишет книгу «Лебединый стан», прославляя в ней белую гвардию лишь за то, что там ее любимый. Эта книга выходит за границей лишь через много лет. Ее лирика времен революции и гражданской войны – это печаль и надежда, почти отчаяние. «Я вся закутана в печаль. Я живу печалью». Поэтесса уходит в тетрадь, как в келью. От ужа три года нет вестей, а она одна в Москве с ребенком. Однако в новую жизнь Цветаева смотрит без враждебности, ведь она всегда ненавидела мир сытых. В студии Е. Вахтангова Цветаева встречается с молодежью, даже пишет пьесы (они так и не были поставлены).

Два на миру у меня врага.

Два близнеца – неразрывно слитых.

Голод голодных – и сытость сытых!

Превыше крестов и труб,

Крещенный в огне и дыме,

Архангел – тяжелоступ –

Здорово, в веках, Владимир!

                                                                                                 (из стихотворения «Маяковскому»)

  1. ЭМИГРАЦИЯ

      1922 год. Цветаева не публикуется, пишет отдельные стихи, участвует в выступлениях. Нашелся Сергей – в Праге, в нищете. Цветаева рванулась к нему неоглядно. Еще не зная, где он, она пишет: «Если Бог сделает это чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за вами, как собака». Эмиграция – это поступок любящей женщины. С 1922 по 1925 гг. – годы эмиграции в Праге. 1 февраля 1925 года у Цветаевой и Эйфона родился сын Георгий. В это время выходят книги Цветаевой: «Разлука», «Стихи к Блоку». Это пик творчества Марии Цветаевой. Затем – резкий спад.

      В 1928 году выходит последний прижизненный сборник стихов Марины Цветаевой «После России». В сборник вошли стихи 1922-1925 гг. После она пишет еще 15 лет стихи, поэмы, драмы, но не печатается.

      Цветаева предчувствовала беду, но то, что произойдет в Москве с дочерью и мужем, даже не могла предвидеть: в августе 1939 года была арестована дочь, а в ноябре 1939 года – муж.

      После этой трагедии Цветаева еще пытается писать, разбирает архивы. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и Цветаева эвакуируется в Елабугу. Силы ее на исходе 31 августа 1941 года Цветаева совершает самоубийство (повесилась). Оставила письмо мужу, чувствуя, что он еще жив. Сергей прожил еще страшные полтора месяца. Был расстрелян 16 октября 1941 года по приговору военного трибунала в день, когда немцы вплотную подошли к Москве. В списке на расстрел – 136 человек, Эфрон – первый. Похоронен в окрестностях Москвы, но могилы нет. Реабилитирован посмертно в 1956 году. Дочь Ариадна умерла в Тарусе от инфаркта. Сын Георгий погиб на фронте в 1943 году.

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти, - слепоты куриной

И маков набрав букет, -

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя.

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была прохожей!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду – ему вслед,

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

ІII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М.И. ЦВЕТАЕВОЙ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

      Судьба поэтессы трагична. Но… поэт уходит, а стихи остаются. Сегодня мы прикоснулись лишь к сотой части творчества Марины Цветаевой, прикоснулись к Сердцу Настоящего Поэта.

      Чему учит нас Цветаева? Она учит мудрости, терпению, милосердию, доброте, любви – Любви к человеку.

      Учит любви к слову.

      Учит всматриваться и вслушиваться в жизнь.

      Учит понимать свое высокое предназначение, понять его и совершить…

Золото моих волос

Тихо переходит в седость.

Не жалейте: все сбылось,

Все в груди слилось – и спелось!

Спелось – как вся даль слилась

В стонущей трубе окрайны.

Господи! Душа сбылась –

Умысел твой самый тайный.

Знаю, умру на заре!

На которой из двух –

Не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтобы

Дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре

И на утренней сразу!

Нежной рукой отведя

Нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь

За последним приветом.

Прорезь зари –и

Ответной улыбки прорез,

Я и в предсмертной икоте

Останусь поэтом.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

к урокам, посвященным кислотам

если пригодится - буду очень рада, так как люблю делиться с миром своими знаниями, умениями  и вообще люблю нас, учителей....

Открытый урок, посвященный 213-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Алекса́ндрСерге́евичПу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», велик...

Сценарий открытого урока по творчеству М.И.Цветаевой

План-конспект открытого урока по творчеству М.И. Цветаевой....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»    ТЕМА:   ЛИРИКА А...

Урок по теме "Основные темы творчества М.И. Цветаевой"

Урок по творчеству Цветаевой  проводила  для обучающихся 1 курса. Ребята читали стихи поэта наизусть, анализировали содержание произведений....

Литературно музыкальная гостиная по творчеству М. И. Цветаевой

Сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству М. И. Цветаевой...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

Данное методическое пособие  по дисциплине «Литература» посвящено творчеству М.И. Цветаевой. В пособии используются биографические и документальные данные о М.И.Цветаевой, в...