КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА
план-конспект урока на тему

Баранова Татьяна Николаевна

КОНСПЕКТ

 

ОТКРЫТОГО УРОКА,

 

ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

 

 

 

 

ТЕМА:   ЛИРИКА А.С. ПУШИНА

             В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БАРАНОВА Т.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА,

ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

ТЕМА:   ЛИРИКА А.С. ПУШИНА

             В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БАРАНОВА Т.Н.

СИМФЕРОПОЛЬ, 2012

Тема: «Лирика А.С. Пушкина в детском чтении».

Тип занятия: информационная лекция.

Цель: познакомиться со взглядами поэта на проблемы обучения и воспитания детей; особенностями его мастерства как поэта-лирика; выяснить воспитательное воздействие лирических произведений А.С. Пушкина на младших школьников.

Вопросы.

І. Вступление. А.С. Пушкин о детской литературе и воспитании детей.

ІІ. Основная часть. Лирика А.С. Пушкина в детском чтении.

1/ Понятие о лирике. Лирические стихи, вошедшие в круг чтения младших школьников.

2/ Мастерство А.С. Пушкина – автора пейзажной лирики.

3/ Крымская тема в творчестве поэта.

4/ Использование межпредметных связей при изучении лирики А.С. Пушкина в начальной школе.

ІІІ. Заключение. Значение лирики А.С. Пушкина в воспитании младших школьников.

Литература.

  1. Детская литература. Учебное пособие для педучилищ // под ред. Зубаревой Е.Е. – Москва, 1989.

  1. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. – Москва, 2010.

  1. Пушкин о литературе. – Москва, 1990.

  1. Выгон М.И. Пушкин в Крыму. – Симферополь, 2007.

  1. Журнал «Начальная школа» , №6, 2011г.

Оборудование.

  1. Выставка книг.
  2. План и опорные конспекты по теме занятия.

Межпредметные связи: мировая литература, история, философия.

І. ВСТУПЛЕНИЕ.

А.С. ПУШКИН О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

      «Никто, решительно никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже… старых читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин» (В.Г. Белинский).

      Так исключительно верно и точно отметил великий критик право великого поэта быть воспитателем детей – воспитателем посредством слова. Действительно, произведения Пушкина (стихи, сказки) занимают одно из главных, если не главное, место в детском чтении. Невозможно представить себе наше детство, детство наших детей, родителей без его книг. Как потускнели бы его краски, сколько тепла, доброты, красоты ушло бы из страны под названием «Детство»; из страны этой все мы, присутствующие, ушли навсегда, но будем помнить ее свет и тепло – и потому, что в этой стране был с нами Пушкин. Мы читаем его сказки, стихи, потом, став старше, - «Дубровского», «Капитанскую дочку», «Евгения Онегина», стихи о «вольности святой» и, конечно же, любовную лирику. Он с нами всегда, он – «ровесник всех поколений». Но вернемся к Пушкину из страны Детства.

      Он никогда не считал себя детским поэтом, не писал специально для детей, даже его «Сказки», написанные в последние  годы жизни, не были адресованы детям. Но дети их полюбили, читают с громадным удовольствием.

      А.С. Пушкин внимательно следил за развитием детской литературы. Переписывался со многими детскими писателями, читал детские журналы. И детские  книги, и проблемы воспитания его, гения, великого поэта и просто отца четверых детей, затрагивали глубоко. В детской литературе того времени он критиковал напыщенность, слащавость речи, скучную назидательность, мотивы служения деспотизму, тирании. В статье «О прозе» (1822 год) он пишет: «Что сказать о наших писателях, которые почитая за низость изъяснить простые вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую душу дополнениями и вялыми метафорами? Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень и пр. Должно бы сказать: рано поутру, а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба…».

      Поэт считал, что в творчестве для детей должны звучать социальные мотивы, что детей следует знакомить и с теневыми сторонами жизни. Создает пародии на произведения детских писателей: Надеждина, Бориса Полевого.

      Он живо интересовался вопросами воспитания, воспитательные проблемы поставлены во многих его произведениях, например воспитание Петруши («Капитанская дочка»). «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок…не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем», - с болью писал он. И как тут не вспомнить детство самого поэта, до шести лет не знавшего ни одного русского слова; если бы ни бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, и ни няня, Арина Родионовна, красоты русского слова, народной речи он, возможно, и не узнал бы, не постиг в совершенстве.

      27 января 1837 года, отправляясь на Черную речку, оставляет он на столе недописанное письмо детской писательнице А.О. Ишимовой.

ІI. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ.

  1. ПОНЯТИЕ О ЛИРИКЕ.

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХИ, ВОШЕДШИЕ В КРУГ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

      Лирика (от греческого слова «lyricos» - поющийся под звуки лиры) – такой род художественной литературы, который выражает духовную жизнь человека, мир его идей и чувств. Лирика многообразна: пейзажная, любовная, философская, гражданственная и т.д. Лира (от греческого слова «lyra») – древнегреческий струнный музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творчества, вдохновения; лира – также символ музыки.

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХИ, ВОШЕДШИЕ В КРУГ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

      Максим Горький, также внесший большой вклад в развитие детской литературы, писал, что в лирике Пушкина он находит «больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звезд или в ритмическом прибое океана, в шепоте леса или в молчании пустыни». Как же нужно владеть словом, чтобы литературные образы становились живее самой жизни?!

      Основное содержание лирики поэта – красота: красота мысли, красота чувства, красота жизни. Известно высказывание Л.Н. Толстого: «У Пушкина чувство красоты развито до высшей степени, как ни у кого». Его лирика бесконечно многообразна: она и философская, и любовная, и гражданственная, и пейзажная.

      В круг чтения младших школьников входит в основном пейзажная лирика, то есть стихи о природе. В них отражены все четыре времени года.

      Зима:

  • «Зимнее утро»,
  • «Зимний вечер»,
  • отрывки из поэмы «Евгений Онегин» - «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…».

         Весна:

  • «Еще дуют холодные ветры…»,
  • отрывок из поэмы «Евгений Онегин» - «Гонимы вешними лучами…».

Лето:

  • «Тиха украинская ночь»,
  • «Туча»,

Осень:

  • «Осень»,
  • «Уж небо осенью дышало…»,
  • отрывок из поэмы «Евгений Онегин» - «В тот год осенняя погода».

Это десятки шедевров, навсегда вошедших в круг детского чтения.

  1. МАСТЕРСТВО А.С. ПУШКИНА – АВТОРА ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ

      Никто лучше не охарактеризовал мастерство Пушкина, чем Н.В. Гоголь: «Здесь нет этого каскада красноречия… Здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

      Вдумаемся в эти слова: «Все исполнено внутреннего блеска…», «В каждом слове бездна пространства…». Задача учителя начальных классов – показать этот «внутренний блеск» поэтических произведений, широту мысли при экономии слов. Это трудная задача.

      Работа с текстом, тем более лирического стихотворения, означает глубокую работу мысли, воображения, то есть постоянное развитие интеллекта. Эта работа требует напряжения и умственных усилий младшего школьника. К тому же при работе с поэтическим текстом дети должны ощущать себя исследователями, тогда их познавательный интерес будет шире.

      Нельзя и препарировать лирическое стихотворение, «разбирать по косточкам». Стихи, как и музыка, воспринимаются индивидуально, учитель лишь руководит, уело и осторожно, этим восприятием. Восприятие лирического произведения должно быть целостным. Учитель показывает мастерство автора, работая со словом и обращаясь также к личным впечатлениям младших школьников. Но прежде – учитель сам должен постигнуть искусство автора. Итак, мастерство гения… В чем оно заключается?

РАБОТА НАД СЛОВОМ

      Во-первых, большую смысловую нагрузку несет само слово; Л.Н. Толстой заметил, что, читая пейзажную лирику Пушкина, «иначе нельзя сказать». Техника стиха неощутима – в этом, собственно, секрет его гениального мастерства. Стихи его требуют особого, вдумчивого чтения, не раз и не два.

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

      Речка здесь – символ чистоты, зимней красоты.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

      Пушкинское слово – скупое, но в то же время удивительно многогранное. Простота, но не примитивизм, а глубина…

      Слово не делится на «поэтическое» и «не поэтическое». Он смешивает слова книжного стиля речи и народно-разговорного. Часто использует простые, «домашние» интонации:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

      Интонации теплые. Стихи – не только о няне, а и о наших близких, родных людях. Вырастет ребенок, и строки скажут ему об этом, напомнят…

      Стихи – часто разговор, дружеская беседа. Это – «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро».

ОБРАЗНОСТЬ ЯЗЫКА

      Образность языка достигается за счет использования тропов (это специальные художественные средства языка).

      Метафоры:

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед,

то есть, ребятишки катаются по звонкому твердому льду, и он скрипит под коньками. Одно слово «режет» вызывает целую зрительную картину.

Луна, как бледное пятно…

(из стихотворения «Зимний вечер»)

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

 (из стихотворения «Зимнее утро»)

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток…

(из стихотворения «Воспоминание»)

      Эпитеты – центр тяжести как бы переносится на эпитет; это могущественное поэтическое средство, его волшебная палочка; это способ образного воздействия. Эпитеты Пушкина метафоричны, например, «Янтарным блеском» и другие.

      Олицетворения:

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…

Буря мглою небо кроет…

Уж небо осенью дышало…

РИФМА

О чем, прозаик, ты хлопочешь?

Давай мне мысль, какую хочешь:

Ее с конца я завострю,

Летучей рифмой оперю,

Взложу на тетиву тугую,

Послушный лук согну в дугу,

А там пошлю наудалую,

И горе нашему врагу!

(из стихотворения «Прозаик и поэт»)

Рифма – звучная подруга

Вдохновенного досуга,

Вдохновенного труда.

Ты умолкла, онемела;

Ах, ужель ты улетела,

Изменила навсегда?

      Рифма для Пушкина – средство организации стиха, она придает завершенность строке. Наиболее частая рифма – перекрестная, как мужская, так и женская (женская рифма – это совпадение с окончаниями женского рода; мужская рифма – это совпадение с окончаниями мужского рода). Но встречается и смежная рифма:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном – соломы кучи –

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых…

(из поэмы «Евгений Онегин»)

      Есть у Пушкина и белый стих:

Еще дуют холодные ветры…

      Поэт очень любит глаголы-рифмы:

Прозрачный лес один чернеет…

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит

(из стихотворения «Зимняя дорога»)

      Даже различные признаки предметов часто передаются через глагольность. Глаголы придают речи динамичность. Художественный образ дается в развитии.

ОБРАЩЕНИЯ

      Пушкин в своих стихах часто использует обращения – к явлениям природы, временам года, тем самым одушевляя художественный образ.

Унылая пора! Очей очарованье!

Как хорошо ты, о море ночное…

Прекрасны вы, брега Тавриды…

      Художественный образ – это субъективное представление художника о мире по формуле: «Я так вижу, я так понимаю». Свое видение мира раскрывает нам поэт. И это видение исполнено «внутреннего блеска».

      Пушкинская поэтическая речь богата рифмой – формой для богатого содержания.

      Вывод: все используемые поэтом языковые средства позволяют говорить о создании художественного образа.

  1. КРЫМСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА

      О любви Пушкина к Крыму говорят его стихотворения «Крым», «К морю» и другие. Есть замечательная книга Выгон М.И. «Пушкин в Крыму», свидетельствующая о любви и привязанности поэта к крымской земле.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ

А.С. ПУШКИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

      Лирические произведения Пушкина предоставляют огромные возможности.

      Русский язык. Темы:

  • «Обращение» (3 класс)
  • «Глагол» (2-3 класс)
  • «Прилагательное» (2-3 класс).

      Музыка. Использование цикла произведений «Времена года» П. Чайковского и А. Вивальди, сопоставляя музыку и поэтическое слово Пушкина.

      Рисование. Полезно делать пейзажные зарисовки под чтение пейзажной лирики Пушкина.

      Природоведение. В стихотворениях Пушкина хорошо описана природа средней полосы России.

ІII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЗНАЧЕНИЕ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

      Перечитаем слова Белинского о правде А.С. Пушкина «быть воспитателем и юных, и возмужалых, и далее – старых читателей…». Лирика Пушкина воспитывает у детей нравственные качества: бережное отношение к природе и человеку, гуманизм, благородство чувств и переживаний, искренность, высокую духовность. Поэзия развивает эстетические чувства: восприятие красоты и хрупкости окружающего мира, стремление познать мир природы, мир чувств, а, познав, полюбить. Поэзия Пушкина учит понимать красоту, богатство, выразительность русского поэтического слова, умение вслушиваться в слово, понять его тайну и использовать в речи точно; понять огромные возможности слова, его роль в жизни человека. Лирика А.С. Пушкина развивает познавательную активность детей, их умение видеть мир в его взаимосвязях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

к урокам, посвященным кислотам

если пригодится - буду очень рада, так как люблю делиться с миром своими знаниями, умениями  и вообще люблю нас, учителей....

Открытый урок, посвященный 213-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Алекса́ндрСерге́евичПу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», велик...

Методическая разработка урока, посвященного дню России. Государственные символы России

Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

Познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой, процессом формирования ее мировоззрения, тематикой и идейным содержанием произведений; воспитывать в будущих педагогах патриотизм, гуманизм, благородс...

Тест по творчеству А. С. Пушкина с ответами

Тест по творчеству А. С. Пушкина с ответами. Есть пояснительная записка, поставлена цель и определены задачи. Тест представляет собой сформулированные вопросы для написания развёрнутого ответа, которы...

Тест по жизни и творчеству А. С. Пушкина

В последнее время для промежуточной проверки усвоения учебного материала по литературе широко применяют тестовые задания, которые позволяют выявить уровень подготовки студентов по пройденной теме. Тес...

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, 6 класс Учитель Азнабаева Б.С.

Контрольная работа составлена в соответствии  примерной Программе основного общего образования по литературе, авторской программы по  литературе  под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.:...