Статья" Методика развития ассоциативного мышления на уроках естественно-научного цикла - прогрессивный путь экологического образовании".
статья

Сверчкова Марина Владимировна

Экологическое образование в современном обществе – это один из способов сохранения жизни на планете Земля. В настоящее время  человеческое сообщество подошло к точке невозврата, поэтому воспитание экологического мышления в повседневной жизни является актуальной темой современного образования. Ученые, деятели культуры, политики, мировое сообщество в целом бьют тревогу об ухудшении экологической обстановки на планете. Самым существенным недостатком в понимании проблем окружающей среды является несформированное экологическое мышление, определяющее значение поступков отдельных личностей, социальных групп, общества в целом.Чтобы запустить механизмы формирования экологического мировоззрения и духовно-нравственного воспитания человека воздействия только на сознание недостаточно, необходимо подключение подсознательного пространства. Одним из методов подключения подсознательного пространства на уроках химии, биологии, экологических основ природопользования является метод ассоциативного мышления.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика развития  ассоциативного мышления на уроках естественно-научного цикла - прогрессивный путь экологического образовании.

Экологическое образование в современном обществе – это один из способов сохранения жизни на планете Земля. В настоящее время  человеческое сообщество подошло к точке невозврата, поэтому воспитание экологического мышления в повседневной жизни является актуальной темой современного образования. Ученые, деятели культуры, политики, мировое сообщество в целом бьют тревогу об ухудшении экологической обстановки на планете. Существует огромное количество экологических программ, начиная с муниципального  уровня и заканчивая общемировым. Они   направленны на сохранение и восстановление природы.  Однако экологические программы любого уровня  реализуется людьми и качество воплощения этих программ в жизнь зависит от уровня понимания  и ответственности каждого человека. В 2018 году правительством Российской Федерации утвержден нацпроект « Экология». Эффективность реализации этого проекта напрямую зависит от уровня экологической культуры граждан нашей страны.

Изменение общественных отношений в конце 20 начале 21 века в России, повлекло   за собой изменение многих устоявшихся жизненных идеалов и ценностей. В обществе стали преобладать принципы потребления, которые только усугубили экологические проблемы.

Самым существенным недостатком в понимании проблем окружающей среды является несформированное экологическое мышление, определяющее значение поступков отдельных личностей, социальных групп, общества в целом. «Все экологические, социальные и экономические проблемы современной цивилизации лежат в самом человеке – прежде всего в его сознании, которое определяет его действия во всех областях» [2, с.316].

Чтобы запустить механизмы формирования экологического мировоззрения и духовно-нравственного воспитания человека воздействия только на сознание недостаточно, необходимо подключение подсознательного пространства. Одним из методов подключения подсознательного пространства на уроках химии, биологии, экологических основ природопользования является метод ассоциативного мышления.

Очень важно создать условия для развития самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением, а также для формирования у обучающихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.

Современным учащимся нужна помощь в восприятии огромного потока информации. Необходимо развивать способность принимать и использовать только ту информацию, которая актуальна на данный момент времени и созвучна с требованиями и природой самого человека. Развивать осознание глубинных процессов, которые существуют параллельно во всех сферах, как науки, так и жизни в целом. Познавать основу и применять ее как базу, для формирования знаний в разных сферах обучения. Поэтому вопрос развития у обучающихся ассоциативного мышления в равной степени актуален, как и вопрос, скажем, проблемного обучения или дифференцированного подхода в обучении.

Не секрет, что труднее всего воспринимаются и понимаются те явления и понятия, которые нельзя «потрогать», поэтому целесообразно работать с образами, ориентированными на мироощущение учеников, на их собственный опыт.

Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти. Таким образом, ассоциативный метод основан на связи между объектами, например, когда мы видим одно, а вспоминаем о другом.

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения этой проблемы.
На своих уроках я учу студентов проникать в суть вещей,  рассматривать процессы под разными углами, формировать свою точку зрения, усваивать материал через анализ и осознание,  применять различные техники для запоминания сложной и объемной  информации.

Способы осознания сложных для  восприятия слов и определений.

Например, на уроках по дисциплинам: «Экологические основы природопользования», «Экология» встречается понятие  «Ксенобиотики».

Слово сложно воспринимается и часто вводит учащихся в недоумение, они переспрашивают правильность его звучания и написания. Хочу отметить, что это происходит довольно часто с незнакомыми словами. Для того чтобы  запомнить, необходимо,  вникнуть в суть понятия и осознать.  

Приём №1. Разъяснение лексического значения слова, этимология слова.

Многие учащиеся узко воспринимают  значение выражения «Экология  рационального природопользования», соотнося его  только с загрязнением окружающей среды. Чтобы исключить эту ошибку, достаточно объяснить этимологию слова «рациональность». В основе  слова «рациональность» лежит латинское слово ratio — разум. Таким образом, данное выражение отражает разумное пользование природой. Далее обучающемся предлагается составить схему, включающую сферы разумного использования природных ресурсов.

Или другой пример. Берется основа слова, которая используется в лексике различных наук и сферах деятельности человека.

Биотики – это вещества, имеющие внешнее происхождение, которые относятся практически ко всем биохимическим структурам и системам организма, которые не только участвуют в обменных процессах в организме, но и способствуют их нормализации.

Рассматриваем этимологию слов, включающего основу  «биотики».

Так в зависимости от состава слова, его этимологии меняется и значение, суть самого слова.

Ксено- биотики (от греч. ξενος – чужой,  βίος - жизнь) — чужеродные для живых организмов химические вещества, естественно не входящие в биотический круговорот, и, как правило, прямо или косвенно порождённые хозяйственной деятельностью человека.

Про- биотики: (в переводе с греческого означает «созданный для жизни») – класс микроорганизмов, которые нормализуют микрофлору кишечника, укрепляют иммунитет человека.

Анти- биотики - (греческий anti- против +bios жизнь) - вещества микробного, животного или растительного происхождения, избирательно подавляющие жизнеспособность микроорганизмов.

Пре- биотики: (в переводе с греческого означает «поддерживающий жизнь») –  соединения немикробного происхождения, стимулирующие рост и размножение полезной микрофлоры в организме.

 

Мета- биотики:  менее известны, это новое направление в медицине. Они представляют собой продукты, образующиеся в результате жизнедеятельности полезных бактерий, это продукты их ферментации.

Другой важный прием  в развитии ассоциативного мышления задействовать это слово, как опорную точку для повторения уже изученного материала, отработки метапредметных связей.

Прием № 2 Сравнение значения слов  на основе анализа информации о них из разных источников. Расширение кругозора. Осознание взаимосвязи процессов.

Науки – биология; химия; экологические основы природопользования

Сфера деятельности - сельское хозяйство

  1. Гербициды: фунгициды, бактерициды, пестициды, инсектициды и т.д. Используются для борьбы с вредителями, накапливаются в почве, растениях, животных. Нарушают процессы жизнедеятельности не только вредителей, но и всех живых организмов экосистемы.
  2. Антибиотики, гормоны роста, синтетические лекарственные препараты  используются для повышения производительности сельскохозяйственной продукции.  Нарушают естественные биохимические процессы, накапливаются в тканях живых организмов, почве, воде.
  3. Синтетические материалы, полимеры используются для производства инструментов, систем полива, укрывного материала для теплиц и т.д., не включаются в круговорот веществ, накапливаются и наносят вред окружающей среде.

Вопрос учащимся:  Какое свойство объединяет все перечисленные вещества и материалы?

Науки – биология; химия; экологические основы природопользования.

Сфера деятельности – медицина.

Ксенобиотики — чужеродные вещества (от греч xenos — чужой, bios — жизнь) для здоровья человека. К ним относятся химические вещества и биологические агенты, поступающие в организм человека с пищей или другими путями, к обработке которых организм эволюционно не приспособлен.

Вопрос учащимся: Можно ли отнести антибиотики к ксенобиотикам и почему?

Приём №3. Метод визуальных ассоциаций. Встроенность их в культурно- просветительские проекты.

Учащимся для обсуждения предоставляются картины известных художников разных эпох. Например;  Клода Моне  вторая половина 19 – начало 20 века  и Бэнкси вторая половина 20 – начало 21 века. Предлагается написать эссе на тему: Человек и природа глазами художников.

Клод Моне - Японский мостик. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3700776/pub_5f0b01fedab80172755fc6ff_5f0b02507bcdb04f184984dc/scale_1200C:\Users\veron_000\Desktop\КОНКУРСЫ\экологический конкурс\Клод Моне Японский мостик.jpg

Картина известного британского уличного художника Бэнкси Show Me The Monet ("Покажи мне Моне") https://pbs.twimg.com/media/Eaet4leXgAAvVqV.jpgпокажи мне Моне

Приемов для развития многомерного, образного мышления существует множество. В современном мире очень важно применять данный метод обучения для того, чтобы научить проникать в суть вещей выстраивать базис и применять его при изучении различных дисциплин.

Литература:

  1. Григорьева, Г. Е. Экологическая культура, важный элемент в развитии современного общества / Г. Е. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 1. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/27/3004/ (дата обращения: 10.01.2021).
  2. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: «Прогресс-традиция», 2000. – 415 с.
  3. Законодательство в сфере системы образования. Закон РФ от 10.07.1992г. №3266-1 "Об образовании" (в ред. от 27.10.08 г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tatzpp.ru/?pg=4&bl=8&md=1&doc=112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).

Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...

«Использование технологии критического мышления на уроках естественно-научного цикла»

Данный материал был подготовлен к педагогическому совету по различным педагогическим технологиям. Презентация была составлена по итогам опыта использования технологии критического мышления на уроках е...

«Проектная деятельность на занятиях естественно-научного цикла»

Данная статья отражает современный подход в обучении студентов на занятиях естественно-научного цикла с помощью внедрения проектной деятельности. В ней рассматривается не только теория данной технолог...

План работы ШМО Естественно-научного цикла

План работы ШМО Естественно-научного цикла...

Использование компьютерных средств обучения на уроках. естественно научного цикла

Использование компьютерных средств обучения в дисциплинах естественнонаучного цикла.В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, все чаще ведется речь...

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Математика «Математического и общего естественно-научного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство базовый уровень (заочная форма обуче

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Ле...

Использование интерактивных технологий на уроках естественно-научного цикла

Статья посвящена проблемам современного образования, повышения интереса обучающихся к изучаемым предметам. В статье рассматривается вопрос применения на уроках интерактивных технологий и приводится пр...