Использование интерактивных технологий на уроках естественно-научного цикла
методическая разработка

Солнышкова Инна Викторовна

Статья посвящена проблемам современного образования, повышения интереса обучающихся к изучаемым предметам. В статье рассматривается вопрос применения на уроках интерактивных технологий и приводится пример разработки такого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_dlya_elektr._portala.docx48.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных технологий на уроках естественно-научного цикла

Динамичное развитие современного общества требует от человека способности быстро ориентироваться в окружающей действительности и осознанно адаптироваться в ней. Все большее значение приобретает способность воспринимать и оценивать расширяющийся поток социальной и иной информации, как о событиях сегодняшнего дня, так и о прошлом. Все это предъявляет соответствующие требования к подготовке подрастающего поколения.

В настоящее время происходит изменение роли преподавателя  в образовательном процессе. Постепенно основная функция преподавателя как источника знаний снижается. Сегодня для качественной подготовки студентов требуется использование новых педагогических технологий, в том числе интерактивных технологий. Задача преподавателя во многом сводится к направлению студентов, умению дать рекомендации по изучению литературы, проследить за пониманием материала, помочь студенту в его освоении.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной, логику формирования образовательного процесса: не от теории к практике, а от нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения.  Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.    

В концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования – это «ориентация образования не только на усвоение студентами  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности. Среди важнейших компетенций:

-  действовать в рамках согласованных целей и задач;

-  уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого); научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;

 -  уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.

Формирование компетенций, а  следовательно, и профессиональных навыков, возможно только через соответствующие опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

     1. Схема пассивного метода

     2. Схема активного метода

 3. Схема интерактивного метода

Принципы интерактивного обучения:

- диалоговое взаимодействие;

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевая (игровая) деятельность;

- тренинговая организация обучения.

Формами и методами интерактивного обучения могут быть:

  1. презентация
  2. дискуссия
  3. конференция
  4. метод «круглого стола»
  5. ролевые и деловые игры
  6. конкурсы практических работ с их обсуждением
  7. «мозговая атака»
  8. коллективное решение творческих задач.

Использование интерактивных методов и технологий эффективно для обучения студентов гуманитарных специальностей, так как,  происходит:

- интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственно использования знаний на самом уроке;

- повышается  мотивация и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

- обеспечивается не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное накопление опыта, осознание и принятия ценностей;

- изменяется не только опыт и установки участников, но и восприятие окружающей действительности, так как интерактивные методы являются имитацией интерактивных видов деятельности.

При преподавании дисциплин «Химия» «Биология» «Экология», «Экологические основы природопользования» я использую следующие виды интерактивных уроков:

  1. уроки -  дискуссии;
  2. уроки - конференции
  3. деловые игры
  4. КВН
  5. технология развития критического мышления

Использование данных видов уроков предполагает работу студентов в малых группах. Развивающий и образовательный эффект работы студентов в малых группах основан на преимуществах этого метода:

- высокая активность всех участников образовательного процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией;

- принятием на себя ответственности за общий результат;

- комфортности. Работая в маленькой группе, участники держатся более свободно, уверенно, при этом снимаются психологические барьеры в обучении, мнения каждого принимаются и ценятся группой, устанавливается тесный психологический контакт;

- происходит развитие личностных качеств, повышение самооценки. Все студенты имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника в ситуации группового решения, развить способность к открытому взаимодействию с другими, при сохранении собственной индивидуальности, научиться подчинять личные интересы интересам общего дела, строить конструктивную коммуникацию;

 - формируются коммуникативные навыки всех участников образовательного процесса (вырабатывается умение выступать перед аудиторией, содержательно и последовательно излагать свои мысли);

- происходит более глубокая проработка материала участниками за счет повторения и применения полученных знаний, рассмотрения вопроса с разных точек зрения.

Пример урока с использованием интерактивных технологий:

Урок-лекция с элементами деловой игры (урок по дисциплине «Биология», «Экология)

Тема: Физиологические основы питания

Цель работы:

1) актуализация знаний по теме: «Здоровье человека»

2) развитие у студентов навыков работы в команде, умений публичных выступлений

3)  формирование умений анализировать информацию и делать выводы

Моделирование урока:

  1. Стадия вызова.

Преподаватель:  здоровье человека – это комплексный феномен, существенно зависящий от социальных факторов и духовного мира человека, которые  могут способствовать развитию резервных возможностей организма человека или же подавлять их. Биохимические реакции, характерные для человеческого организма происходят при определенных условиях. Человек вынужден жить в постоянно изменяющихся условиях, поэтому у человеческого организма выработались приспособления, которые позволяют адаптироваться к изменяющимся условиям.

Постоянство внутренней среды организма называют гомеостазом. Гомеостаз – понятие динамическое. Значения различных параметров гомеостаза могут варьироваться. Например, гомеостаз покоя и гомеостаз деятельности существенно различаются. Многие физиологические функции должны изменяться, и эти изменения происходят не во вред, а в интересах организма для приспособления к новым условиям среды.  Для поддержания нормального гомеостаза необходимо придерживаться биохимических основ рационального питания.

Питание преследует ряд основных задач:

  1. обеспечить организм источниками энергии, постоянно расходуемой в процессе жизнедеятельности;
  2. обеспечить организм пластически («строительным») материалом, необходимым для построения и постоянного обновления клеточных структур;
  3. обеспечить организм витаминами, водой и минеральными солями, которые не только принимают активное участие в обмене веществ, но поддерживают нормальное осмотическое давление в крови и тканях.

Энергетическая функция в первую очередь принадлежит углеводам и липидам, а пластическая – белкам. В то же время часть аминокислот используется в качестве источника энергии. Энергетическая функция углеводов, липидов и белков осуществляется единым биохимическим путем окисления образовавшихся из них веществ.

Наука, изучающая проблемы питания человека, - гигиена питания.

Выделяют: рациональное питание, диетическое питание, лечебно-профилактическое питание.

Рациональное питание – это питание здорового человека, направленное на профилактику сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, аллергических и других заболеваний.

Диетическое питание – это питание больного человека, направленное на лечение острых заболеваний и профилактику рецидивов (обострений) болезни или перехода их в хронические формы.

Лечебно-профилактическое питание – направлено на профилактику профессиональных заболеваний, уменьшение действия вредного производства, а также факторов окружающей среды, воздействующих на население, проживающее в экологически неблагополучных районах.

  1. Ознакомление с новым материалом.

Данный этап урока проходит в виде деловой игры

Организация пространства: группа делится на три команды.

Группе студентов предлагается поучаствовать в  деловой игре под названием: «Здоровая пища».  Группе студентов предлагается выбрать команду медиков (гигиенистов), команду сотрудников пищевого комбината и  команду потребителей.

На пищевой комбинат поставлена партия свежих продуктов: мясо, рыба, овощи, фрукты и т.д.

1. Технологам пищевого комбината поставлена задача – предложить способы консервации продуктов.

2. Группа медиков должна предупредить о возможных последствиях несоблюдения технологического процесса консервации.

3. Группа потребителей должна оценить возможность использования пищевых добавок для консервирования продуктов питания и улучшения их вкусовых качеств.

Команда технологов пищевого комбината предлагает способы консервации пищевых продуктов. Студенты  рассказывают о способах консервирования:

Команда «медиков» вступает в диалог с «пищевиками» и рассказывает о пищевых отравлениях и  профилактике отравлений. «Медики» рассказывают об этиологии (происхождении) отравлений:

«Медики» обращают внимание, что пищевые отравления связаны с употреблением просроченных некачественных мясных изделий из фарша, студня, паштета, скоропортящихся сортов вареной колбасы, рыбы и т.д. Приводят примеры острых отравлений в результате нарушения технологического процесса консервирования продуктов (ботулизм и его последствия).

Студенты, выступающие за команду потребителей, выступают с предложением использовать для консервации ряд пищевых добавок, т.к. они могут улучшить вкусовые качества продуктов питания и увеличивают стойкость к различным видам порчи. Студенты рассказывают о существующей классификации пищевых добавок.

«Медики» рассказывают о том, что существует большое количество запрещенных добавок и о том, что в ряде стран мира пищевые добавки вообще запрещены к использованию.

  1. Рефлексия.

Каждая из команд предлагает наиболее эффективные способы консервирования продуктов питания и возможности использования (или нет) пищевых добавок.

  1. Домашнее задание.

Найти информацию о том, какие вещества, являлись первыми пищевыми добавками, и как давно человек их использует в пищу.

Информационные материалы

Способы консервирования  

  1. Физические (охлаждение, замораживание, высушивание, стерилизация, пастеризация).

Охлаждение – хранение пищевых продуктов в ледниках или холодильниках при температуре 0 – 40С, которая задерживает развитие микроорганизмов и подавляет действие ферментов.

Замораживание – проводят в холодильниках при температуре до -200С. Замораживание не вызывает полной гибели микроорганизмов, однако способствует прекращению их развития и обеспечивает хорошую сохранность витаминов.

Высушивание – уменьшение содержания воды в пищевом продукте ниже 15%, создаются неблагоприятные условия для развития большинства микроорганизмов, что предотвращает порчу продукта.

Стерилизация- уничтожение всех форм микроорганизмов (в том числе и их спор).

Пастеризация – производят нагрев до 63-650С или до 80-900С. При пастеризации погибают лишь споры.

  1. Биологические (квашение)

Квашение – применяется для консервирования овощей и фруктов. Главным консервирующим фактором служит молочная кислота, образующаяся в результате молочнокислого брожения.

  1. Химические (соление, маринование)

Соление – основано на консервирующем действии 15 – 20% раствора поваренной соли. Происходит обезвоживание продукта и микробных клеток, что приводит к приостановлению развития микроорганизмов.

Маринование – производят путем заливки их 2%-ым раствором уксусной кислоты с добавлением соли, сахара, пряностей. Кислая среда задерживает развитие микроорганизмов.

  1. Комбинированные (соление с последующим копчением)

    Этиология отравлений

  1. Микробного происхождения (токсикоинфекции, токсикозы бактириальные и микотоксикозы)
  2. Немикробного происхождения (этиологии): отравления продуктами растительного и животного происхождения, ядовитыми грибами, растениями и т.д.
  3. Неуставной этиологии.

Чаще всего возбудителями токсикоинфекции являются бактерии родов Salmonella, klebsiella, Yersinia. Источниками сальмонеллезной инфекции являются животные и люди. Сальмонеллезом болеют крупный рогатый скот, свиньи, грызуны, птицы. Сальмонеллы хорошо переносят низкие температуры, большие концентрации поваренной соли (до 10-19%), кислот, копчение. В пищевых продуктах бактерии остаются жизнеспособными в течение дней и даже месяцев. При кипячении погибают в течение нескольких секунд.

Ботулизм вызывается сильнодействующим токсином, который образуется в пищевом продукте, инифицированном бактериями Clostridiumbotulinum. Заболевание может быть обусловлено инифицированием пищевого продукта вегетативной или споровой формой бактерий, наличием условий для прорастания спор. Образование токсина не происходит в пищевых продуктах, содержащий свыше 11% поваренной соли, 55% сахара или рН ниже 4,5. При кипячении ботулизм полностью разрушается.

На долю пищевых отравлений микробной этиологии приходится 90 – 95% всех случаев пищевых отравлений. Основным источником обсеменения пищевых отравлений продуктов энтеропатогенными кишечными палочками служат люди: от 1 до 5% здоровых людей (особенно детей) являются носителями этих возбудителей.

Классификация пищевых добавок

     Е100 - Е182 - красители;

     Е200 и далее - консерванты;

     Е300 и далее - антиокислители;

     Е400 и далее - стабилизаторы консистенции;

     Е500 и далее, Е1000 - эмульгаторы;

     Е600 и далее - усилители вкуса и аромата;

     Е700 - Е800 - запасные индексы;

     Е900 и далее - глазирующие агенты, улучшители хлеба.

Перечень запрещенных пищевых добавок

    E121 — Цитрусовый красный 2 (краситель)

    E123 — Красный амарант (краситель)

    E128 —  Красный 2G (краситель)

    E216 — Пара-гидроксибензойной кислоты пропиловый эфир, группа парабенов (консервант)

    E217 — Пара-гидроксибензойной кислоты пропилового эфира натриевая соль (консервант)

    E240 — Формальдегид (консервант).

Список использованной литературы

1.Беляев Д. К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л. Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2017.

2. Беляев Д. К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л. Н. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. — М., 2018.

3. Чернова Н. М. Экология. 10–11 классы: учебник / Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов; под ред. Черновой – 4 изд., стериотип. — М.: ДРОФА, 2016. — 302 с.,  c.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).

Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...

«Использование технологии критического мышления на уроках естественно-научного цикла»

Данный материал был подготовлен к педагогическому совету по различным педагогическим технологиям. Презентация была составлена по итогам опыта использования технологии критического мышления на уроках е...

" Использование интерактивных технологий на уроках "

В наши дни использование  технологий  интерактивного обучения на уроках английского языка  делает продуктивным сам процесс обучения. Используемые интерактивные технологии со...

Использование компьютерных средств обучения на уроках. естественно научного цикла

Использование компьютерных средств обучения в дисциплинах естественнонаучного цикла.В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, все чаще ведется речь...

Статья" Методика развития ассоциативного мышления на уроках естественно-научного цикла - прогрессивный путь экологического образовании".

Экологическое образование в современном обществе – это один из способов сохранения жизни на планете Земля. В настоящее время  человеческое сообщество подошло к точке невозврата, поэтому вос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интерактивный» взаимодействующий) – современный способ обучения, который заключается во взаимодействии всех участников учебного процес...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...