Разработка урока 10 класс. География. "Национальный и религиозный состав населения мира"
методическая разработка

Цели урока:

сформировать у учащихся представление о разнообразии расового и этнического состава населения, о распространении мировых и национальных религий в современном мире.                                                                                                                              Задачи:

1)  сформировать понятия: раса, этнос, языковая группа, религия;

2)  раскрыть основные показатели, характеризующие население мира, отдельных регионов и стран: крупнейшие по численности народы, языковые семьи и группы;

3)  сформировать представление о группировке стран по национальному составу;

4)  сформировать умение находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения расового и этнического состава населения.

Основные представления и понятия. Раса, этнос, языковая семья, религия

Основное содержание урока. Расовый состав населения. Этнический  состав населения. Формирование народностей. Понятия «нация», «народ», «народность». Крупные народы и языковые группы. Группировка стран по национальному составу. Равноценность национальных культур. Мировые и национальные религии

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОРОЖНАЯ КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМЫ                                                                                                            «Национальный и религиозный состав населения мира».

 

ШАГ 1. ФОРМИРУЕМ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

Инструменты исследования: личный опыт, знания, полученные в прошлых классах.

Задание: На основе работы со слайдом, сформулируйте определения для следующих понятий: РАСА, ЭТНОС, ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ, РЕЛИГИЯ

Результат исследования: понятийный аппарат в интеллект-карте, формулирование темы урока, целей и задач.

ШАГ 2. ИССЛЕДУЕМ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДОВ МИРА

Инструменты исследования: дополнительная информация (текст)

Задание: На основе работы с дополнительной информацией определите основание для указанной классификации и примеры групп народов.

Результат исследования: классификационная таблица в интеллект-карте

Исследователи

Подход к классификации

Основание для классификации

Примеры групп народов

Подход 1

Антропологическая классификация

Подход 2

Языковая

классификация

ШАГ 3. ИССЛЕДУЕМ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

Инструменты исследования: карта «Языковые семьи и народы мира» в атласе, карточки с названиями народов и лист-шаблон.

Задание: провести анализ информации в атласе, собрать пазл-схему «Языковые семьи и группы» на листе-шаблоне. Заполнить названия языковых семей, языковых групп, примеры стран в интеллект-карте.

Результатисследования:схема «Языковые семьи и группы» (с примерами стран) в интеллект-карте

ШАГ 4. ИССЛЕДУЕМ РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ

Инструменты исследования: текст стр. 75-76, карта в атласе «Религии мира», фрагмент видео-лекции

Задание: нанести в контурную карту буквенные обозначения религий на территории регионов их распространения.

Результат исследования: картосхема в интеллект-карте.

ШАГ 5. ИССЛЕДУЕМ ГЕОГРАФИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ.

Инструменты исследования: текст стр. 74-76, атлас

Задание: провести анализ основного и дополнительного текста в учебнике, заполнить примеры «горячих точек» по регионам мира.

Результат исследования представить в виде развернутого конспекта в интеллект-карте. Нанести условными знаками (звездочкой) на контурную карту примеры «горячих точек».

«Горячие точки»:

        - в зарубежной Азии:

        - в Африке:

        - в развитых странах:

        - на территории бывшего СССР:



Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА ПО ТЕМЕ

 «__________________________________________________________________________________________»

Буквенный диктант:        Составьте слово из букв

1. _______________________________________ Буквы ______________        ______________________

2. _______________________________________ Буквы ______________

3. _______________________________________ Буквы ______________

4. _______________________________________ Буквы ______________

1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕМЫ

________________________ - крупные группы людей, связанные общностью происхождения и внешних физических признаков.

________________________ - исторически устойчивая общность людей, объединенных общим языком, культурой, традициями, самосознанием, общей территорией.

________________________ - совокупность языков, произошедших от одного корня.

________________________ - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов.

2. ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДОВ МИРА

Подход к классификации

Основание для классификации

Примеры групп народов

______________________________
классификация

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________
классификация

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

3. ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СОСТАВ

4. РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1220848/50a6c52d-4efd-4a3c-92cc-498431fadf78/s1200

   Условные знаки:

Мировые религии:

К – католицизм         П – протестантизм         ПС – православие        ИС- ислам        Б – буддизм

Национальные религии:

ИН – индуизм                КФ – конфуцианство               С – синтоизм        ИУ – иудаизм

* - «горячие точки» на политической карте

5. ГЕОГРАФИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ

«Горячие точки»:

        - в зарубежной Азии: ______________________________________________________________________

        - в Африке: ______________________________________________________________________________

        - в развитых странах: ______________________________________________________________________

        - на территории бывшего СССР: _____________________________________________________________

Выбери эпиграф к уроку или составь авторский.

  • Вселенная — это разнообразие в единстве. (Оноре де Бальзак)
  • Многообразие – основной принцип мироздания. Не бывает ни двух одинаковых снежинок, ни травинок, ни людей.
  • Из разнообразия возникает совершенная гармония. (Гераклит)
  • Так и религии. Они должны быть разными на земле, удобные для своих народов и обряженные в разные одежды, как цветы на поле. Согласитесь, скучно подумать, что целое поле может состоять из одних цветов, пускай это даже будут розы. Смотреться такое поле будет вызывающе скучно. (Михаил Задорнов)
  • Потому и земля вертится, что мы все такие разные. (Чарлз Тодд)
  • Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия. (Козьма Петрович Прутков)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                            10 класс.  География.

Урок по теме: «Национальный и религиозный состав населения мира»

Цели урока:

сформировать у учащихся представление о разнообразии расового и этнического состава населения, о распространении мировых и национальных религий в современном мире.                                                                                                                              Задачи:

1)  сформировать понятия: раса, этнос, языковая группа, религия;

2)  раскрыть основные показатели, характеризующие население мира, отдельных регионов и стран: крупнейшие по численности народы, языковые семьи и группы;

3)  сформировать представление о группировке стран по национальному составу;

4)  сформировать умение находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения расового и этнического состава населения.

Основные представления и понятия. Раса, этнос, языковая семья, религия

Основное содержание урока. Расовый состав населения. Этнический  состав населения. Формирование народностей. Понятия «нация», «народ», «народность». Крупные народы и языковые группы. Группировка стран по национальному составу. Равноценность национальных культур. Мировые и национальные религии

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

На столах рабочие материалы: дорожная карта исследования темы, интеллект-карта по теме, контурная карта мира, атласы, учебник, дополнительный материал.

Учитель: В начале урока предлагаю вам вспомнить основные определения темы Населения в форме буквенного диктанта. Я зачитываю определение, вы записываете под соответствующими номерами в интеллект-карте понятия, а затем рядом выписываете из этого слова нужные буквы.

1. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление  и смену людских поколений - это… (воспроизводство) Буквы: третья  и двенадцатая

2. Уменьшение количество жителей в связи с отрицательным естественным приростом – это … (депопуляция) Буква четвертая

3. Феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства в середине XX века – это  демографический (взрыв) Буква первая

4. Система административных, экономических  и пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения это демографическая … (политика) Буква пятая и восьмая.

Учитель: составьте слово из полученных букв (Состав)

О каком составе населения мы говорили с вами на прошлом уроке?  (половом и возрастном).

Сегодня мы продолжим с вами работу над темой «Состав населения».

2. Формулирование темы, целей и задач.

Учитель: Прочитайте первый шаг в дорожной карте. (один ученик зачитывает).

ШАГ 1

На слайде спрятаны термины, которые знакомы классу по материалу прошлых лет (7 и 9 класс). Давайте определим, какие термины спрятаны за знаками вопросов. Слова-подсказки даны вам в дорожной карте. Найдите их: раса, этнос, языковая семья, религия  (Ученик зачитывает то понятие, которое он может назвать (порядок не важен). Учитель нажимает на красном квадрате напротив прочитанного определения, появляется ответ.)

Понятия: раса, этнос, языковая группа, религия.

Учитель: Зафиксируйте данные термины в интеллект-карте (рабочий лист ученика). Опираясь на главные термины сформулируйте тему сегодняшнего урока, о каком составе населения пойдет сегодня наш разговор?

Класс формулирует тему «Национальный и религиозный состав населения мира», записывает тему в интеллект-карту.

Учитель: какие цели и задачи сегодня мы должны достичь, решить?

Класс высказывает свои мысли. Например, узнать, какие народы существуют, какие языковые семьи самые многочисленные, как распределены народы по миру, какие народы проживают на территории разных регионов мира, какие религии самые распространенные и т.д.)

Учитель: Верно, ребята. Обобщая ваши высказывания, можно предложить следующий вариант целей и задач (появляются на слайде)

3. Этап изучения нового материала (исследование темы)

Учитель: Ребята, кто знает, сколько народов населяет планету Земля?

Как их можно классифицировать? (предположения класса)

Учитель: Прочитайте второй шаг в дорожной карте исследования темы. Предлагаю вам провести анализ дополнительной информации и составить классификационную таблицу. Вы готовите устный ответ, затем мы обменяемся информацией и зафиксируем ее в интеллект-карте.

Ученики анализируют текст, формулируют основание для классификации  и приводят примеры групп народов.

Учитель: В чем заключается суть  антропологической классификации? На чем она основана? На расовых признаках. Вспомните, какие расы выделяю? (Параллельно учитель на слайде открывает (по щелчку мыши) подписи к фотографиям людей разных рас.. Ученики заносят новую информацию в интеллект-карту. (взаимопроверка результата)

Учитель: Обратите внимание на карту «Расовый состав населения мира».  Какие расы характеризуют регион Африка? С чем связано распространение на севере Африки европеоидной расы?

Какие расы заселяют Северную Америку? Почему на восточном побережье материка распространена негроидная раса? На каком материке наблюдается аналогичная картина и почему?

Какой ареал распространения монголоидной расы?

Подумайте, может ли измениться география распространения рас в будущем, какие изменения могут произойти и почему?

Учитель: Давайте обсудим еще один подход к классификации народов мира  – языковой.

Учитель: откройте в атласе карту «Языковые семьи».  Какая языковая семья является самой распространенной? С чем это связано?

Обратите внимание на слайд – диаграмма «Самые распространенные языки». Какое противоречие возникло? Почему китайский язык на первом месте? Какие еще языки входят в пятерку лидеров?

(Параллельно учитель на слайде открывает (по щелчку мыши) новую информацию в таблице. Ученики заносят новую информацию в интеллект-карту. (взаимопроверка результата)

Учитель: выполним Шаг 3 из дорожной карты. Прочитайте задание. Чем надо воспользоваться, как представить результат?

Ученики на парте из карточке выстраивают схему «Языковые семьи».  На лист а4 (заготовку) помещают названия языковых семей и групп. Полученный результат взаимопроверяется.

По желанию: Полученная схема их карточек фотографируется, а затем в качестве дз переносится в интеллект-карту.

Учитель: используя полученные знания и личный опыт предлагаю вам принять участие в интеллектуальной викторине. Вопросы спрятаны под КАРТИНКАМИ. Выбираете любую картинку, появляется вопрос. (проверка ответов при нажатии на кнопку ОТВЕТ, для возврата к вопросам нажимать на кнопку со стрелкой)

1.       Европеоиды составляют подавляющее большинство населения:

1)   США и Австралии;

2)    Нигерии и Индонезии;

3)    Японии и Египта;

4)     Мадагаскара и Турции.

2.       Монголоиды составляют подавляющее большинство населения:

1)    Норвегии и Италии;

2)    Конго и Эфиопии;

3)     Монголии и Южной Кореи;

4)    Афганистана и Индии.

3.       Негроиды составляют подавляющее большинство населения:

1)    Канады и Новой Зеландии;

2)     ЮАР и Кении;

3)    Китая и Малайзии;

4)    Аргентины и Перу.

4.       Наибольшее число людей в мире говорит на языках этой языковой семьи:

1)    индоевропейской;

2)    нигеро-кордофанской;

3)    сино-тибетской;

4)    афразийской.

5.       Больше всего народов относится к этой языковой семье:

1)    афразийской;

2)    индоевропейской;

3)    сино-тибетской;

4)    нигеро-кордофанской.

      6.       Из перечисленных народов мира наибольшей численностью обладают:

1)   мексиканцы и французы;

2)   хиндустанцы и бразильцы;

3)    русские и иранцы (персы);

4)    немцы и вьетнамцы.

Учитель: Вернитесь к ключевым словам нашего урока? Какие понятия мы уже рассмотрели, а какие нет?

(не рассмотрели религии мира)

Учитель: Какие религии вы знаете? Как их можно классифицировать (мировые и национальные).

Учитель: Давайте вспомним, какие символы, особенности вероисповедания, отличительные черты архитектуры храмов существуют для каждой из мировых религий. Опишите картинки на слайде и скажите о какой религии идет речь. (работа с картинками на слайдах, названия религий появляется при нажатии кнопкой мыши).

Учитель: Выполним Шаг 4. Прочитайте здания. Предлагаю вам посмотреть фрагмент видео-лекции, в ходе которой в интеллект-карте вам надо нанести на контурную карту буквенные обозначения религий. Буквенные обозначения даны в условных знаках.

Обсуждение выполнения задания.

Учитель: Обратите внимание на слайд. Перед вами картам мира. Но она не подписана. Какое название вы могли бы для нее придумать?

(география конфликтов)

Прочитайте Шаг 5. Данную работу вы выполните дома (или на уроке, если останется время).

4. Рефлексия и подведение итогов

Учитель: проанализируйте дорожную карту исследования темы и интеллект-карту.

Какие шаги исследования вы бы добавили в ходе изучения темы урока? Какие шаги были для вас наиболее сложными, наиболее простыми? Какие инструменты исследования вы сегодня использовали в своей работе? Какие основные понятие прозвучали? Какие результаты работы вы видите в интеллект-карте? (понятия, таблицы, схемы, карты)

В конце интеллект-карты предлагаю вам выбрать цитату, которая могла бы стать эпиграфом нашего урока или придумать свое высказывание.

ДЗ: информация в учебнике, выучить интеллект-карту, подготовить информацию о межэтнических конфликтах (на выбор)

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Языковые семьи индоевропейская семья р усские афразийская семья немцы хиндустанцы аргентинцы арабы туареги алтайская семья казахи эвенки турки японцы уральско-юкагирская семья коми ненцы ханты фины сино-тибетская семья тибетцы китанцы нигеро-кордофанская семья конго мексиканцы шведы курды манси корейцы туркмены якуты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика Экзотика и мистика. Образ романтического героя ". Разработка урока по мировой художественной культуре в рамках ФГОС.

"Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика.Экзотика и мистика. Образ романтического героя"Тип урока:  Урок-исследование через педагогическую задачу постижение.Учеб...

План-конспект урока географии по теме: Численность населения мира и ее динамика.

План-конспект урока географии Тема: Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы  и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Поло...

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...

Разработка урока географии "Место и роль Зарубежной Европы в мире"

Материалы урока "Место и роль Зарубежной Европы в мире"...

Разработка урока по учебной практике по теме «Состав почвы и её свойства» (урок-исследование)

Разработка занятия учебной практики по теме "Состав почвы с учебнор - опытного участка филиала колледжа и её свойства". (урок-исследование)СПО, профессия 35.01.13. «Тракторист &nd...

конспект урока географии 10 класс по теме :«Размещение и миграции населения»

Сформировать представление  знаний об особенностях размещения населения по планете , ознакомиться с основными миграционными явлениями в мире....