Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности
календарно-тематическое планирование

Муртазина Светлана Аликовна

Особенностью предложенного материала программ является то, что все объекты природы представлены в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - принцип поведения каждого воспитанного человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

Программа «Мир леса»

2019-2020 учебный год

Педагог Муртазина С.А..

Тема занятия

Количество часов

 

Срок выполнения

Всего

Теория

Практика

По плану

Фактически

1. Вводное занятие.         

1

1

-

02.09-04.09

2. Что такое природа?

1

1

-

05.09-07.09

3. Живая и неживая природа.

1

-

1

09.09-11.09

4. Многообразие живых существ на Земле.

1

-

1

12.09-14.09

5. Обобщающее занятие по теме «Мир вокруг нас».

1

-

1

16.09-18.09

6. Что такое лес?

1

1

-

19.09-21.09

7. Лес как среда обитания животных.

1

-

1

23.09-25.09

8. Лесные сокровища.

1

1

-

26.09-28.09

9. Краснолесье (хвойный лес).

1

1

-

30.09-02.10

10. Чернолесье (лиственный лес).

1

-

1

03.10-05.10

11. Лес вылечит и накормит.

1

-

1

07.10-09.10

12. Враги и друзья леса.

1

1

-

10.10-12.10

13. Обобщающее занятие по теме «Азбука леса».

1

-

1

14.10-16.10

14. В сибирской тайге.

1

1

-

17.10-19.10

15. Хвойные деревья.

1

-

1

21.10-23.10

16. Лиственные деревья.

1

-

1

24.10-26.10

17. Травы, травы…

1

1

-

28.10-30.10

18. Царство грибов.

1

-

1

31.10-02.11

19. Мхи.

1

-

1

04.11-06.11

20. Тайны растений.

1

-

1

07.11-09.11

21. Обобщающее занятие по теме «Царство растений».

1

-

1

11.11-13.11

22. Зимующие птицы.

1

1

14.11-16.11

23. Виды кормушек.

1

1

18.11-20.11

24. Помогите птицам (конкурс рисунков).

1

1

21.11-23.11

25. Подкормите птиц зимой (конкурс листовок).

1

1

25.11-27.11

26. Игра «Зимующие птицы».

1

1

28.11-30.11

27. Животные нашего края.

1

-

1

02.12-04.12

28.  Кто такие насекомые?

1

1

-

05.12-07.12

29. Бабочки.

1

1

-

09.12-11.12

30. Санитары леса.

1

-

1

12.12-14.12

31.Игра с кем дружит ель»

1

1

18.12-20.12

32. «Красавица ель!» (конкурс рисунков).

1

1

21.12-23.12

33. Традиции Нового  Года.

1

1

25.12-27.12

34. Мастерская Деда Мороза.

1

1

28.12-30.12

35. Жуки.

1

-

1

30.12-31.12

36. Игра «Мир насекомых».

1

-

1

09.01-11.01

37. Земноводные.

1

-

1

13.01-15.01

38. Паукообразные.

1

-

1

16.01-18.01

39. Птицы нашего края.

1

-

1

20.01-22.01

40. Водоплавающие.

1

-

1

23.01-25.01

41. Околоводные птицы.

1

1

-

27.01-29.01

42. Хищные птицы.

1

-

1

30.01-01.02

43. Лесные птицы.

1

-

1

03.02-05.02

44. Зимующие птицы.

1

-

1

06.02-08.02

45. Городские птицы.

1

1

-

10.02-12.02

46. Викторина «Что за птица?»

1

-

1

13.02-15.02

47. Млекопитающие нашего края.

1

1

-

17.02-19.02

48. Хищники.

1

-

1

20.02-22.02

49. Пушной зверь.

1

1

-

24.02-26.02

50. Семейство куньих.

1

-

1

27.02-29.02

51. Собакообразные.

1

-

1

02.03-04.03

52. Косолапый друг.

1

-

1

05.03-07.03

53. Зайцеобразные.

1

-

1

        09.03-11.03

54. Хозяин тундры - северный Олень.

1

-

1

12.03-14.03

55. Игра «В мире животных».

1

-

1

16.03-18.03

56. Экскурсия в живой уголок.

1

-

1

19.03-21.03

57. Экскурсия в живой уголок.

1

-

1

30.03-01.04

58. Обобщающее занятие по теме «Жители леса».

1

-

1

02.04-04.04

59. Перелётные птицы.

1

1

06.04-08.04

60. Птица года.

1

1

09.04-11.04

61. Пернатые друзья (конкурс рисунков).

1

1

13.04-15.04

62. Игра «Перелётные птицы».

1

1

16.04-18.04

63. «День птиц» (праздник).

1

1

20.04-22.04

64. Значения леса в жизни человека.

1

1

-

23.04-25.04

65.Экологические проблемы леса.

1

-

1

27.09-29.04

66.Правила поведения в лесу.

1

-

1

30.04-06.05

67. Что делать, если заблудился в лесу?

1

-

1

07.0-09.05

68. Обобщающее занятие по теме «Человек и лес».

1

-

1

11.05-13.05

69. Виды лесных пожаров.

1

1

14.05-16.05

70. «Берегите лес и его жителей от пожаров» (конкурс рисунков и листовок).

1

1

18.05-20.05

71.  Игра «Берегите лес от огня!»

1

1

21.05-23.05

72. Итоговое занятие.

1

-

1

25.05

Итого:

72

19

53



Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ №1 «Комплекс основных характеристик программы»

 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука выживания в лесу» естественнонаучной направленности разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 12); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04 июля 2014 года №41; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки  РФ), письмо от 18.11.2015г. №09-3242; Новых Правил ПФДО, утвержденных приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 20.08.2018г. № 1142,  (п.75); «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» утвержденной Министерством  образования и науки от 13.05.2013г. №ИР-352/09;  Концепции развития дополнительного образования детей   на 2014-2020гг., утвержденной решением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; муниципальных правовых актов.

Программа «Азбука выживания в лесу» для детей среднего школьного возраста, направлена на формирование основ экологически грамотного поведения в природе. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах.     Особенностью предложенного материала программы является то, что все объекты природы представлены в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - принцип поведения каждого воспитанного человека.

Программа «Азбука выживания в лесу» ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие.  Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении различных ситуаций в природе и предусматривает широкий подход к изучению природы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и России, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.

Новизна программы заключается в том, что она позволит научить школьника автономному существованию в лесу и использованию даров природы для выживания, чего не  дает курс ОБЖ в общеобразовательной школе программа.

Актуальность программы определена проблемой недостаточности у современных детей и подростков знаний, умений, необходимых в условиях чрезвычайной ситуации в лесу, необходимостью формирования у них установок на бережное отношение к природе, соблюдение правил безопасного поведения в лесу и т.д.

          Особой формой организации образовательного процесса является практическая деятельность.  В рамках программы возможно проведение таких занятий, которые в условиях общеобразовательных школ сегодня становятся практически невозможными, т.к. связаны с рядом объективных ограничений (количеством часов, отпущенных на биологию и экологию, сильную занятость учителей-предметников, нехватку специального оборудования и т.д.), и, как правило, невыполнимы.

Отличительной чертой данной программы является и то, что она предусматривает изучение природы нашего края, основ безопасной жизнедеятельности в лесу в сочетании с практической реализацией полученных знаний и умений (организация однодневных походов на участок леса школьного лесничества «Бурундучок», экскурсия по экологической тропе – эти формы не указаны в форме проведения занятий).

Практическая часть программы нацелена на формирование у обучающихся умений применения полученных теоретических знаний в практической деятельности: планировать и осуществлять мероприятия, направленные на безопасное поведение в природе.

Реализация программы возможна в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации задач внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта общего образования. Дополнение учебного материала, изучаемого в общеобразовательной школе по предметам «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», теоретическими и практическими занятиями в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Азбука выживания в лесу», позволит сформировать у обучающихся универсальные учебные действия в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и достичь оптимальных результатов освоения основной образовательной программы школы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука выживания в лесу» предполагает продолжение образования детей, которое осуществлялось на уроках по школьным предметам «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности» и на занятиях в школьном лесничестве. Программа разработана на основе учебного пособия И.Ф. Коростелева г. Екатеринбург, учебно-методического пособия «Экология леса» Н.А. Ивановой, г. Нижневартовск.

Уровень освоения программы – ознакомительный.

Форма обучения – очная, занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 9-15 лет. Условия набора обучающихся в группы – добровольное. Наполняемость учебных групп составляет 10-15 человек, состав группы – постоянный.

Срок реализации программы - 2 месяца, всего часов по программе 34, периодичность проведения занятий 2 раза в неделю по 2 часа.

       Цель программы: становление и развитие социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся систему знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;  
  2. Обучить навыкам автономного существования в природе и в чрезвычайных условиях;
  3. Развивать интеллектуальные способности, направленные на соблюдение правил безопасного поведения в лесу. Организаторские способности работы в коллективе.
  4. Воспитывать нормы (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.

Учебный план

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Тео

рии

Практики

1.

1. Вводное занятие

2

2

-

Беседа.

2.

О лесных травах, ягодах и грибах.

14

6

8

Опрос, тестирование, самостоятельная работа

2. Съедобные травянистые растения.

2

2

-

3. Приготовление различных блюд из трав.

2

2

-

4. Лечебные травы и ядовитые растения.

2

-

2

5. Состав и ценность грибов.

2

-

2

6. Съедобные и ядовитые грибы.

2

-

2

7. Питьевая вода.

2

-

2

8. Кедр - жемчужина наших лесов.

2

2

-

3.

Правила поведения в природе.

6

-

6

Опрос, тестирование, самостоятельная работа

9. Сигнал «Беда».

2

-

2

10. Правила поведения на водоемах.

2

-

2

11. Правила поведения при лесном пожаре.

2

-

2

4.

Оказание первой доврачебной помощи.

10

7

3

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа.

12. Переломы (классификация). Оказание помощи при переломах.

2

1

1

13. Травмы (классификация). Оказание помощи при травмах.

2

1

1

14. Ожоги (классификация). Оказание помощи при ожогах.

2

1

1

15. Отравление ядовитыми растениями и грибами. Укусы ядовитых змей и насекомых.

2

2

-

16. Виды кровотечения. Общие правила при кровотечениях

2

2

-

5.

17. Итоговое занятие.

2

-

2

Опрос, тестирование, самостоятельная работа.

Итого

34

15

19

Краткое содержание программы

О лесных травах, ягодах и грибах.  Путник в лесу должен знать основные виды травянистых растений, их полезные, а иногда и вредные для здоровья человека свойства. Съедобные травянистые растения, которые употребляются в качестве заменителей овощей, первых блюд, вторых блюд и приправ к ним. Съедобные травянистые растения, которые используются для приготовления кофе, чая, соков, напитков. Растения, наиболее часто употребляемые в пищу. Время их сбора. Травы, их свойства и способы употребления в пищу: иван-чай, крапива, лебеда, лопух, одуванчик, орляк, подорожник, сныть, борщевик сибирский, зверобой, девясил высокий, мать-и-мачеха, рогоз, тростник, стрелолист, кубышка желтая, кувшинка. Приготовление блюд из трав. Рецепты салатов, щей, супов, каш, пюре. Плоды и лисья ягодников – брусника, голубика, земляника, костяника, клюква, черника, малина и др. Чаи, напитки и взвары из трав, листьев, цветков, плодов, ягод и корней. Лечебные травы – болеутоляющие, витаминные и укрепляющие, дезинфицирующие и обеззараживающие, жаропонижающие и потогонные, кровоостанавливающие, регулирующие, сердечно-успокаивающие. Сроки сбора и сушки трав. Ядовитые растения – волчье лыко, ландыш, вороний глаз, воронец, белокрыльник болотный, паслен, вех ядовитый, болиголов пятнистый, белена черная, купена лекарственная, багульник болотный, крушина ломкая, жимолость. Состав и ценность грибов. Съедобные и условно-съедобные грибы – белый гриб, рыжик, груздь настоящий, подосиновик, подберезовик, маслята, шампиньон, сыроежки, маховики, волнушка, лисички, строчки и сморчки, опенок луговой. Ядовитые грибы и несъедобные грибы – сатанинский гриб, перечный гриб, желчный гриб, паутинник фиолетовый, бледная поганка, мухоморы. Переработка грибов. Кедр сибирский – дерево первой величины. Лечебные свойства кедра сибирского.

Практическая работа. Определения растений по гербарию, иллюстрациям. Подбор лекарственных растений к болезни (по заданию). Определение грибов по муляжам и иллюстрациям. Распределение грибов на группы (карточки с изображением). Составление рецептов блюд, напитков.

Правила поведения в природе.  Правила поведения в лесу, на водоемах, болотах, при лесных пожарах.

Практическая работа. Изготовление памяток. Знаков поведения в природе.

Оказание первой доврачебной помощи. Что такое перелом. Переломы костей таза, ключицы, ребер, черепа, конечностей. Открытые – закрытые переломы, их отличие. Что нельзя делать при переломах. Симптомы.  Действия при переломах. Что такое травма. Травмы: ушиб, растяжение, разрыв, сдавливание, вывих, ранение, отморожение. Симптомы.  Действия при травмах.  Что такое ожог. Степени ожогов. Что нельзя делать при ожогах. Термические и химические ожоги. Симптомы.  Действия при ожогах. Укусы насекомых – пчел, ос, шмелей, слепней, паутов, комаров, шершней, оводов.  Извлечение насекомых из уха. Укусы ядовитых змей – симптомы и действия. Что нельзя делать. Укус энцефалитного клеща. Симптомы, действия и профилактика. Отравления грибами, лесными ягодами. Симптомы, действия.

Кровотечения - артериальное, венозное, капиллярное. Кровотечение наружное и внутреннее.  Симптомы и помощь.

Практическая работа. Определение травм по иллюстрациям. Наложение шин. Перевязки пострадавшего. Наложение жгута. Определение травмы по симптомам. Оказание помощи пострадавшему с различными травмами (по заданию).

Итоговое занятие.     Подведение итогов работы за год. Итоговая аттестация.

Планируемые результаты

В результате прохождения программного материала обучающиеся будут знать:

-  определять типичные виды растений и животных нашего края по   внешнему виду;

- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской   помощи при отдыхе в лесу;

- уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

Личностные результаты:

- объективное осознание значимости безопасности нахождения в лесу;

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению задач в области ОБЖ.

Метапредметные результаты:

- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности, для изучения безопасного поведения в лесу;

- применение основных методов (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться.

Предметные результаты:

- формирование   представлений об экологической культуре;

- формирование экологического мышления и способности учитывать и оценивать последствия своих действий в природе;

- владение умением применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

-  формирование моральной ответственности за последствия своих действий.

РАЗДЕЛ №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график

№ п/п

Дата проведения занятия

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятия

Место проведения

Форма контроля

теория

практика

Месяц

Неделя

1.

Январь.

2

Вводное занятие.

2

-

Лекционное

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

Беседа

Январь

2

Стартовая диагностика

2.

Январь

Февраль

2-4

1

О лесных травах, ягодах

6

8

Лекционное, практическое, игровое.

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, тестирование, самостоятельная работа.

3.

Февраль

2-3

Правила поведения в природе.

-

6

Лекционное, практическое, игровое.

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, тестирование, самостоятельная работа.

4.

Февраль

Март

3-4

1

Оказание первой доврачебной помощи.

7

3

Лекционное, практическое, экскурсии

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа.

Март

1

Итоговая аттестация

5.

Март

2

Итоговое занятие

-

2

Лекционное, практическое, игровое

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, тестирование, самостоятельная работа.

Итого

15

19

Условия реализации программы

Материально- техническое оснащение:

  • учебный кабинет;
  • компьютер;
  • мультимедиа проектор;
  • перевязочный материал,
  • медицинская аптечка.

Кадровое обеспечение.

Педагог дополнительного образования организует учебные занятия в детском объединении и проводит воспитательные мероприятия.

Формы аттестации

Способы проверки результатов усвоения программы:

В начале обучения по программе и в конце проводится аттестация обучающихся.

Виды мониторинга

Время проведения

Цель проведения

мониторинга

Формы мониторинга

Стартовая диагностика

Январь

Определение уровня знаний обучающихся.

Беседа

Итоговый мониторинг

Март

Определение степени усвоения обучающимися программного материала.

Опрос, тестирование, самостоятельная работа

     

      Для определения знаний, умений и навыков обучающихся используются следующие показатели:

     Высокий уровень: обучающиеся владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, работают со специальной литературой, гербарием, коллекциями. Владеют навыками ориентирования, выживания в лесу.  Могут разработать маршруты движения по лесу, разработать меню, организовать выход группы в лес. Знают основные виды съедобных, ядовитых растений, грибов, животных леса. Имеют навыки оказания первой доврачебной помощи.

     Средний уровень: обучающиеся владеют учебным материалом не в полном объеме, выполняют практическую работу, работают со специальной литературой, гербарием, могут разработать маршруты движения по лесу, разработать меню, организовать выход группы в лес под наблюдением педагога или с другими обучающимися. Знают виды съедобных, ядовитых растений, грибов, животных леса. Имеют навыки оказания первой доврачебной помощи.

    Низкий уровень: обучающиеся слабо владеют учебным материалом и не в полном объеме, практическую работу выполняют только под наблюдением педагога.

Методические материалы

Методы и формы работы.  Изучение накопленного материала о местности (беседы, лекции). Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий), интеллектуальные игры, викторины, конкурсы и т.д. Методы обучения – словесные (устное изложение, беседа, объяснение); наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций); практические (практические работы).

Для организации занятий по программе «Азбука выживания в лесу» активно применяются современные образовательные технологии и методики развития творческой активности обучающихся. Эффективно используются компьютерные технологии в процессе обучения. Основой работы являются личностно-ориентированные методики и здоровьесберегающие технологии, методы работы подгруппами, коллективно, в паре; поисковые и проблемные методы.  Технологии, применяемые в работе по данной программе, позволят обучающимся познакомиться с основами жизнедеятельности в лесу.

Образовательные технологии

        В образовательном процессе используются дифференцированные и групповые технологии:

  • индивидуальный подход в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями ребёнка;
  • групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;
  • компьютерные технологии предполагают разработку викторин, мультимедиа уроков по темам, презентаций.

Основные методы и приёмы

     Объяснительно – иллюстративный метод способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и приобретения навыков.

     Эвристические и исследовательские методы предполагают более активную познавательную деятельность детей. Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить ее самостоятельно.

     Игровой метод применяется как средство педагогического и психологического воздействия на личность ребенка. Игра может выполнять сразу несколько функций: обучающую, коммуникативную, развлекательную, релаксационную, развивающую и воспитательную.

     Формы проведения занятий: аудиторные теоретические занятия; практические занятия в аудитории и в природе; самостоятельная работа с учебным пособием; самостоятельная работа с различным дидактическим материалом; работа в минигруппах.

     Приемы и методы: дискуссии в беседах; проблемное обучение (проблемное изложение, эвристическая беседа, взаимообучение); методы самостоятельной работы с учебным пособием; методы самостоятельной работы с различным дидактическим материалом; метод работы в парах; методы самостоятельного решения расчетных, логических и познавательных задач; демонстрационный и частично-поисковый лабораторный метод; программированный контроль (метод тестов).

Дидактическое обеспечение программы:

  • коллекции плодов и семян древесных растений, насекомых, древесных пород, грибов;
  • гербарий древесных и травянистых растений
  • видеофильмы;
  • серии предметных картинок по изучаемым темам, карточек – заданий, иллюстраций по изучаемым темам;
  • презентации по темам.

Источники

1. Коростелев И.Ф., Идущему в лес: учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Екатеринбург: Урал. Гос. Лесотехн. Ун-т, 2012.-148с.

2. Строчак Н.А., Экология леса. ГП «Полиграфист», г. Ханты - Мансийск., 2006.- 274 с.

3. Луганский Н.А. Лесоведение. Екатеринбург, 1995

4. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология. Большая книга леса. М., 1996. – 240 с.

5. Мы изучаем лес. Сост. Самкова В.А. М., «Экология и образование», 1993. – 112 с.

6. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. /Под ред. Плотникова В.В. Тюмень, 1997. – 288 с.

  1.  Юдин А.В. Большой определитель грибов – М: АСТ; Астрель, 2006.-254с.; ил.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010.- 96с.
  3.  Овечкина Е.С., Иванова Н.А. Экологические экскурсии в природу: учеб.-метод. пособие, - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2004.-192с.
  4.  Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 320с.: ил.

Контрольно-измерительные материалы

по программе «Азбука выживания в природе»

Педагог дополнительного образования:

 Холодаева Нэлли Ивановна

Стартовая диагностика

Беседа

Любому человеку, городскому особенно, необходимо для восстановления своих сил бывать на природе, среди зелени трав и деревьев. Все чаще люди спешат в лес не только за ягодами или грибами, а просто побродить, подышать упоительным лесным воздухом с его неповторимыми запахами цветов и трав, послушать пение птиц, журчание ручья, увидеть лесную живность, получить заряд душевной бодрости и покоя.

-Как вы думаете «Что такое лес?

- Какие деревья растут в наших лесах?

- Какие ягоды вы знаете?

- Какие грибы вы знаете?

Но лес это не только растения. В лесу живут различные ….. ? (животные).

Какие?

Поход в лес – это и отдых, и спорт, и познание природы.

При этом всякие передвижения в лесу, где нет в отличие от городских условий площадей, улиц и домов с номерами, даже работнику лесного хозяйства на первых порах бывают затруднительны. Еще сложнее не специалистам, простым любителям лесных путешествий быстро и надежно ориентироваться в лесу, уметь преодолевать возможные препятствия, в любых погодных условиях из подручных материалов соорудить теплый ночлег, быстро приготовить пищу, в случае отсутствия продуктов отыскать их заменяющие съедобные питательные растения.

- как ориентироваться

- из чего соорудить ночлег?

- приготовить пищу

- развести костер

С первых посещений леса надо изучать его, накапливать сведения о местной флоре, чтобы узнавать «в лицо» основные травянистые и кустарничковые растения. Следует научиться отличать несъедобные, вредные для здоровья человека ягоды, травы, грибы.

- назовите несъедобные и ядовитые растения?

За многие столетия общения человека с лесом выработаны определенные правила, несоблюдение которых, всякие отступления, кажущиеся на первый взгляд незначительными, несущественными, могут привести к серьезным последствиям. Незнание, неумение или легкомыслие иногда наказывают человека очень строго. Нередки случаи травматизма и увечий, иногда даже со смертельным исходом. По данным всероссийской статистики при пеших переходах организованных туристов на 10 тысяч погибает 4 человека, а «диких2 – в 3-5 раз больше.

Несчастные случаи и тяжелые травмы обязывают каждого человека, идущего в лес, знать меры безопасности при переходах, устройстве ночлега, пожарной профилактике, по защите от насекомых, оказанию доврачебной помощи и др.  Если заблудились, нужно суметь выжить, сохранить свое здоровье, самостоятельно выйти.

Любители леса всегда находятся в первых рядах защитников природы. Сорвать брусничный кустик, например, можно в одно мгновение. Полезно   при этом помнить, что рос он до вас, возможно сто или даже двести лет.

Идя в лес, в гости к природе, не следует забывать о чувстве меры. "Не делай ничего, чтобы ты счел неприличным сделать в гостях" – указывал Д. Арманд.

ОТВЕТЫ

Задание №1

Как вы думаете «Что такое лес?

Элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных.

Задание № 2

Какие деревья растут в наших лесах?

1.Сосна обыкновенная

2. Сосна сибирская кедровая

3. Пихта сибирская

4.Ель сибирская

5.Береза

6.Рябина

7. Осина

8. Ива

Задание№ 3

Какие ягоды вы знаете?

1.Брусника

2. Малина

3. Земляника

4.Черника

5. Голубика

6. Морошка

7. Костяника

Задание № 4

Какие грибы вы знаете?

1. Подосиновик

2. Подберезовик

3. Сыроежка

4.Опенок

5. Мухомор

6. Лисичка

7. Белый гриб и т.д.

Задание № 5

В лесу живут различные животные. Какие?

1. Медведь

2. Лиса

3. Волк

4.Росомаха

5. Лось

6. Заяц

7. Белка

8. Бурундук и т.д.

Задание № 6

Как можно ориентироваться в лесу?

Квартальные столбы, просеки, вырубки, шум дороги, поезда, лай собак, стук топора или шум пилы.

Задание № 7

Из чего соорудить ночлег?

Из полиэтиленовой пленки и другого подручного материала – круглый шалаш из кольев, лапника, коры, березовых веток. На дно палатки положить мох.

Задание № 8

Способы приготовления пищи?

На костре, под костром, в золе, при отсутствии посуды в ямке.

Задание № 9

Какие вы знаете виды костров?

1.Таежный

2. Пушка

3. Нодья

4.Звездный

5. Полинезийский

6. Колодец

7. Шалаш

8. Камин

Задание № 10

Назовите ядовитые растения?

1.Волчье лыко

2. Вороний глаз

3. Воронец

4. Белокрыльник

5. Белена

6. Купена

7. Багульник

8. Жимолость и др.

Критерии результативности.

Уровни:

Количество верных

 ответов

Процент

Высокий

8 и более

80% и более

Средний

5 и более

50 % и более

Низкий

Менее 5 правильных ответов

Менее 50%

Итоговая аттестация

Устный опрос

1.Что такое лес?

Элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду, это –?

 2. Какие деревья растут в наших лесах?

1.Сосна обыкновенная

2. Сосна сибирская кедровая

3. Пихта сибирская

4.Ель сибирская

5.Береза

6.Рябина

7. Осина

8. Ива

3. Из чего соорудить ночлег?

Из полиэтиленовой пленки и другого подручного материала – круглый шалаш из кольев, лапника, коры, березовых веток. На дно палатки положить мох.

4. Действия заблудившегося в лесу.

1. Не впадать в панику.

2. Сделать привал, отдохнуть у костра, подсушить одежду, обувь.

3. Спокойно проанализировать свой маршрут.

4. Используя схему, компас и часы попытаться определить свое местонахождения.

5. Перед выходом сделать свой привал хорошо заметным.

6. По пути дальнейшего следования делать отметки в виде затесок на деревьях или заломок веток.

7. Можно воспользоваться сигналом – костром.

5. Как можно очистить воду в лесу?

Профильтровать через мох. Для устранения неприятного запаха в воду можно положить ветку рябины или черемухи на 2-3 часа. Воду обязательно кипятить.

6. Назовите условные сигналы из жердей (по иллюстрациям)

1. Место приема груза и связи с самолетом.

2. Требуется срочная медицинская помощь.

3.Требуются медикаменты и перевязочный материал.

4. Требуются продукты питания.

5. Потерялся человек.

7. Что означает выпущенная с самолета красная ракета или полет «восьмеркой»?

Ожидайте помощи на месте.

8. Отличие сатанинского гриба от белого.

Ножка на срезе сатанинского гриба сначала краснеет, затем синеет (у белого не меняет своего белого цвета), трубчатый слой красный или грязно-розовый, (у белого –белый, желтый или желто-зеленый), на ножке сетчатый узор розового цвета. Мякоть этого ядовитого гриба на вкус сладковатая.

9.  В каких грибах содержаться смертельные яды?

Бледная поганка, весенний, вонючий, зеленый и другие мухоморы, оранжево-красный паутинник, иногда строчки.

10. Первая помощь при поражении молнией?

Проведение искусственного дыхания. При остановке сердца проводится непрямой массаж сердца.

11. Профилактика укуса энцефалитного клеща.

Профилактика заключается в предварительной прививке против энцефалита за 1-1.5 месяцев до начала выхода в лес. Перед выходом в лес следует одевать противоэнцефалитный костюм, капюшон и манжеты, которого следует обработать репеллентами.

12. Съедобные корневища каких растений содержат много крахмала. Их жарят, варят или перерабатывают на муку для лепешек.

Тростник, стрелолист, кувшинка, кубышка желтая.

13. Лесные травы, утоляющие боль

Дурман, душица, золототысячник, коровяк, ромашка аптечная. От зубной боли – лапчатка ползучая.

14. Листья какого растения не уступают по химическому составу ягодам.

Смородина

15. Жаропонижающие и потогонные лесные травы.

Гравилат, дягиль, мать-и-мачеха, череда, калина, лопух.

16. Определите ягоды по иллюстрациям.

1.Брусника

2. Малина

3. Земляника

4.Черника

5. Голубика

6. Морошка

7. Костяника

17. Виды лесных костров.

1.Таежный

2. Пушка

3. Нодья

4.Звездный

5. Полинезийский

6. Колодец

7. Шалаш

8. Камин

18. Первая помощь при укусах насекомых - комаров?

Приложить холод, смазать соком полыни, пижмы, одуванчика, подорожника, раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Можно приложить ломтик сырого картофеля, смазать мылом.

19. Первая помощь при ожогах?

Наложить стерильную повязку или салфетку, пропитанную спиртом, одеколоном или раствором марганцово-кислого калия. Для уменьшения боли место ожога можно присыпать питьевой содой или приложить к нему холод.

 20. Правила сбора рюкзака?

При укладке вещей в рюкзак все тяжелые предметы кладут вниз, мягкие вещи – к спине, объемные и хрупкие наверх. Туалетные принадлежности, аптечку, легкую сменную обувь, кружку и ложку лучше положить в карманы, а полиэтиленовую пленку, плащ, куртку под клапаны.

Критерии результативности.

Уровни:

Количество верных

 ответов

Процент

Высокий

16 и более

80% и более

Средний

10 и более

50 % и более

Низкий

Менее 10 правильных ответов

Менее 50%