Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности
календарно-тематическое планирование
Особенностью предложенного материала программ является то, что все объекты природы представлены в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - принцип поведения каждого воспитанного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мир леса | 26.47 КБ |
"Азбука выживания в лесу" рамках ПФДО | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план
Программа «Мир леса»
2019-2020 учебный год
Педагог Муртазина С.А..
Тема занятия | Количество часов |
Срок выполнения | |||
Всего | Теория | Практика | По плану | Фактически | |
1. Вводное занятие. | 1 | 1 | - | 02.09-04.09 | |
2. Что такое природа? | 1 | 1 | - | 05.09-07.09 | |
3. Живая и неживая природа. | 1 | - | 1 | 09.09-11.09 | |
4. Многообразие живых существ на Земле. | 1 | - | 1 | 12.09-14.09 | |
5. Обобщающее занятие по теме «Мир вокруг нас». | 1 | - | 1 | 16.09-18.09 | |
6. Что такое лес? | 1 | 1 | - | 19.09-21.09 | |
7. Лес как среда обитания животных. | 1 | - | 1 | 23.09-25.09 | |
8. Лесные сокровища. | 1 | 1 | - | 26.09-28.09 | |
9. Краснолесье (хвойный лес). | 1 | 1 | - | 30.09-02.10 | |
10. Чернолесье (лиственный лес). | 1 | - | 1 | 03.10-05.10 | |
11. Лес вылечит и накормит. | 1 | - | 1 | 07.10-09.10 | |
12. Враги и друзья леса. | 1 | 1 | - | 10.10-12.10 | |
13. Обобщающее занятие по теме «Азбука леса». | 1 | - | 1 | 14.10-16.10 | |
14. В сибирской тайге. | 1 | 1 | - | 17.10-19.10 | |
15. Хвойные деревья. | 1 | - | 1 | 21.10-23.10 | |
16. Лиственные деревья. | 1 | - | 1 | 24.10-26.10 | |
17. Травы, травы… | 1 | 1 | - | 28.10-30.10 | |
18. Царство грибов. | 1 | - | 1 | 31.10-02.11 | |
19. Мхи. | 1 | - | 1 | 04.11-06.11 | |
20. Тайны растений. | 1 | - | 1 | 07.11-09.11 | |
21. Обобщающее занятие по теме «Царство растений». | 1 | - | 1 | 11.11-13.11 | |
22. Зимующие птицы. | 1 | 1 | 14.11-16.11 | ||
23. Виды кормушек. | 1 | 1 | 18.11-20.11 | ||
24. Помогите птицам (конкурс рисунков). | 1 | 1 | 21.11-23.11 | ||
25. Подкормите птиц зимой (конкурс листовок). | 1 | 1 | 25.11-27.11 | ||
26. Игра «Зимующие птицы». | 1 | 1 | 28.11-30.11 | ||
27. Животные нашего края. | 1 | - | 1 | 02.12-04.12 | |
28. Кто такие насекомые? | 1 | 1 | - | 05.12-07.12 | |
29. Бабочки. | 1 | 1 | - | 09.12-11.12 | |
30. Санитары леса. | 1 | - | 1 | 12.12-14.12 | |
31.Игра с кем дружит ель» | 1 | 1 | 18.12-20.12 | ||
32. «Красавица ель!» (конкурс рисунков). | 1 | 1 | 21.12-23.12 | ||
33. Традиции Нового Года. | 1 | 1 | 25.12-27.12 | ||
34. Мастерская Деда Мороза. | 1 | 1 | 28.12-30.12 | ||
35. Жуки. | 1 | - | 1 | 30.12-31.12 | |
36. Игра «Мир насекомых». | 1 | - | 1 | 09.01-11.01 | |
37. Земноводные. | 1 | - | 1 | 13.01-15.01 | |
38. Паукообразные. | 1 | - | 1 | 16.01-18.01 | |
39. Птицы нашего края. | 1 | - | 1 | 20.01-22.01 | |
40. Водоплавающие. | 1 | - | 1 | 23.01-25.01 | |
41. Околоводные птицы. | 1 | 1 | - | 27.01-29.01 | |
42. Хищные птицы. | 1 | - | 1 | 30.01-01.02 | |
43. Лесные птицы. | 1 | - | 1 | 03.02-05.02 | |
44. Зимующие птицы. | 1 | - | 1 | 06.02-08.02 | |
45. Городские птицы. | 1 | 1 | - | 10.02-12.02 | |
46. Викторина «Что за птица?» | 1 | - | 1 | 13.02-15.02 | |
47. Млекопитающие нашего края. | 1 | 1 | - | 17.02-19.02 | |
48. Хищники. | 1 | - | 1 | 20.02-22.02 | |
49. Пушной зверь. | 1 | 1 | - | 24.02-26.02 | |
50. Семейство куньих. | 1 | - | 1 | 27.02-29.02 | |
51. Собакообразные. | 1 | - | 1 | 02.03-04.03 | |
52. Косолапый друг. | 1 | - | 1 | 05.03-07.03 | |
53. Зайцеобразные. | 1 | - | 1 | 09.03-11.03 | |
54. Хозяин тундры - северный Олень. | 1 | - | 1 | 12.03-14.03 | |
55. Игра «В мире животных». | 1 | - | 1 | 16.03-18.03 | |
56. Экскурсия в живой уголок. | 1 | - | 1 | 19.03-21.03 | |
57. Экскурсия в живой уголок. | 1 | - | 1 | 30.03-01.04 | |
58. Обобщающее занятие по теме «Жители леса». | 1 | - | 1 | 02.04-04.04 | |
59. Перелётные птицы. | 1 | 1 | 06.04-08.04 | ||
60. Птица года. | 1 | 1 | 09.04-11.04 | ||
61. Пернатые друзья (конкурс рисунков). | 1 | 1 | 13.04-15.04 | ||
62. Игра «Перелётные птицы». | 1 | 1 | 16.04-18.04 | ||
63. «День птиц» (праздник). | 1 | 1 | 20.04-22.04 | ||
64. Значения леса в жизни человека. | 1 | 1 | - | 23.04-25.04 | |
65.Экологические проблемы леса. | 1 | - | 1 | 27.09-29.04 | |
66.Правила поведения в лесу. | 1 | - | 1 | 30.04-06.05 | |
67. Что делать, если заблудился в лесу? | 1 | - | 1 | 07.0-09.05 | |
68. Обобщающее занятие по теме «Человек и лес». | 1 | - | 1 | 11.05-13.05 | |
69. Виды лесных пожаров. | 1 | 1 | 14.05-16.05 | ||
70. «Берегите лес и его жителей от пожаров» (конкурс рисунков и листовок). | 1 | 1 | 18.05-20.05 | ||
71. Игра «Берегите лес от огня!» | 1 | 1 | 21.05-23.05 | ||
72. Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | 25.05 | |
Итого: | 72 | 19 | 53 |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука выживания в лесу» естественнонаучной направленности разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 12); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04 июля 2014 года №41; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ), письмо от 18.11.2015г. №09-3242; Новых Правил ПФДО, утвержденных приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 20.08.2018г. № 1142, (п.75); «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» утвержденной Министерством образования и науки от 13.05.2013г. №ИР-352/09; Концепции развития дополнительного образования детей на 2014-2020гг., утвержденной решением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; муниципальных правовых актов.
Программа «Азбука выживания в лесу» для детей среднего школьного возраста, направлена на формирование основ экологически грамотного поведения в природе. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Особенностью предложенного материала программы является то, что все объекты природы представлены в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - принцип поведения каждого воспитанного человека.
Программа «Азбука выживания в лесу» ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении различных ситуаций в природе и предусматривает широкий подход к изучению природы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и России, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.
Новизна программы заключается в том, что она позволит научить школьника автономному существованию в лесу и использованию даров природы для выживания, чего не дает курс ОБЖ в общеобразовательной школе программа.
Актуальность программы определена проблемой недостаточности у современных детей и подростков знаний, умений, необходимых в условиях чрезвычайной ситуации в лесу, необходимостью формирования у них установок на бережное отношение к природе, соблюдение правил безопасного поведения в лесу и т.д.
Особой формой организации образовательного процесса является практическая деятельность. В рамках программы возможно проведение таких занятий, которые в условиях общеобразовательных школ сегодня становятся практически невозможными, т.к. связаны с рядом объективных ограничений (количеством часов, отпущенных на биологию и экологию, сильную занятость учителей-предметников, нехватку специального оборудования и т.д.), и, как правило, невыполнимы.
Отличительной чертой данной программы является и то, что она предусматривает изучение природы нашего края, основ безопасной жизнедеятельности в лесу в сочетании с практической реализацией полученных знаний и умений (организация однодневных походов на участок леса школьного лесничества «Бурундучок», экскурсия по экологической тропе – эти формы не указаны в форме проведения занятий).
Практическая часть программы нацелена на формирование у обучающихся умений применения полученных теоретических знаний в практической деятельности: планировать и осуществлять мероприятия, направленные на безопасное поведение в природе.
Реализация программы возможна в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации задач внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта общего образования. Дополнение учебного материала, изучаемого в общеобразовательной школе по предметам «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», теоретическими и практическими занятиями в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Азбука выживания в лесу», позволит сформировать у обучающихся универсальные учебные действия в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и достичь оптимальных результатов освоения основной образовательной программы школы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука выживания в лесу» предполагает продолжение образования детей, которое осуществлялось на уроках по школьным предметам «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности» и на занятиях в школьном лесничестве. Программа разработана на основе учебного пособия И.Ф. Коростелева г. Екатеринбург, учебно-методического пособия «Экология леса» Н.А. Ивановой, г. Нижневартовск.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Форма обучения – очная, занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 9-15 лет. Условия набора обучающихся в группы – добровольное. Наполняемость учебных групп составляет 10-15 человек, состав группы – постоянный.
Срок реализации программы - 2 месяца, всего часов по программе 34, периодичность проведения занятий 2 раза в неделю по 2 часа.
Цель программы: становление и развитие социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.
Задачи:
- Формировать у обучающихся систему знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;
- Обучить навыкам автономного существования в природе и в чрезвычайных условиях;
- Развивать интеллектуальные способности, направленные на соблюдение правил безопасного поведения в лесу. Организаторские способности работы в коллективе.
- Воспитывать нормы (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.
Учебный план
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Тео рии | Практики | |||
1. | 1. Вводное занятие | 2 | 2 | - | Беседа. |
2. | О лесных травах, ягодах и грибах. | 14 | 6 | 8 | Опрос, тестирование, самостоятельная работа |
2. Съедобные травянистые растения. | 2 | 2 | - | ||
3. Приготовление различных блюд из трав. | 2 | 2 | - | ||
4. Лечебные травы и ядовитые растения. | 2 | - | 2 | ||
5. Состав и ценность грибов. | 2 | - | 2 | ||
6. Съедобные и ядовитые грибы. | 2 | - | 2 | ||
7. Питьевая вода. | 2 | - | 2 | ||
8. Кедр - жемчужина наших лесов. | 2 | 2 | - | ||
3. | Правила поведения в природе. | 6 | - | 6 | Опрос, тестирование, самостоятельная работа |
9. Сигнал «Беда». | 2 | - | 2 | ||
10. Правила поведения на водоемах. | 2 | - | 2 | ||
11. Правила поведения при лесном пожаре. | 2 | - | 2 | ||
4. | Оказание первой доврачебной помощи. | 10 | 7 | 3 | Опрос, наблюдение, самостоятельная работа. |
12. Переломы (классификация). Оказание помощи при переломах. | 2 | 1 | 1 | ||
13. Травмы (классификация). Оказание помощи при травмах. | 2 | 1 | 1 | ||
14. Ожоги (классификация). Оказание помощи при ожогах. | 2 | 1 | 1 | ||
15. Отравление ядовитыми растениями и грибами. Укусы ядовитых змей и насекомых. | 2 | 2 | - | ||
16. Виды кровотечения. Общие правила при кровотечениях | 2 | 2 | - | ||
5. | 17. Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Опрос, тестирование, самостоятельная работа. |
Итого | 34 | 15 | 19 |
Краткое содержание программы
О лесных травах, ягодах и грибах. Путник в лесу должен знать основные виды травянистых растений, их полезные, а иногда и вредные для здоровья человека свойства. Съедобные травянистые растения, которые употребляются в качестве заменителей овощей, первых блюд, вторых блюд и приправ к ним. Съедобные травянистые растения, которые используются для приготовления кофе, чая, соков, напитков. Растения, наиболее часто употребляемые в пищу. Время их сбора. Травы, их свойства и способы употребления в пищу: иван-чай, крапива, лебеда, лопух, одуванчик, орляк, подорожник, сныть, борщевик сибирский, зверобой, девясил высокий, мать-и-мачеха, рогоз, тростник, стрелолист, кубышка желтая, кувшинка. Приготовление блюд из трав. Рецепты салатов, щей, супов, каш, пюре. Плоды и лисья ягодников – брусника, голубика, земляника, костяника, клюква, черника, малина и др. Чаи, напитки и взвары из трав, листьев, цветков, плодов, ягод и корней. Лечебные травы – болеутоляющие, витаминные и укрепляющие, дезинфицирующие и обеззараживающие, жаропонижающие и потогонные, кровоостанавливающие, регулирующие, сердечно-успокаивающие. Сроки сбора и сушки трав. Ядовитые растения – волчье лыко, ландыш, вороний глаз, воронец, белокрыльник болотный, паслен, вех ядовитый, болиголов пятнистый, белена черная, купена лекарственная, багульник болотный, крушина ломкая, жимолость. Состав и ценность грибов. Съедобные и условно-съедобные грибы – белый гриб, рыжик, груздь настоящий, подосиновик, подберезовик, маслята, шампиньон, сыроежки, маховики, волнушка, лисички, строчки и сморчки, опенок луговой. Ядовитые грибы и несъедобные грибы – сатанинский гриб, перечный гриб, желчный гриб, паутинник фиолетовый, бледная поганка, мухоморы. Переработка грибов. Кедр сибирский – дерево первой величины. Лечебные свойства кедра сибирского.
Практическая работа. Определения растений по гербарию, иллюстрациям. Подбор лекарственных растений к болезни (по заданию). Определение грибов по муляжам и иллюстрациям. Распределение грибов на группы (карточки с изображением). Составление рецептов блюд, напитков.
Правила поведения в природе. Правила поведения в лесу, на водоемах, болотах, при лесных пожарах.
Практическая работа. Изготовление памяток. Знаков поведения в природе.
Оказание первой доврачебной помощи. Что такое перелом. Переломы костей таза, ключицы, ребер, черепа, конечностей. Открытые – закрытые переломы, их отличие. Что нельзя делать при переломах. Симптомы. Действия при переломах. Что такое травма. Травмы: ушиб, растяжение, разрыв, сдавливание, вывих, ранение, отморожение. Симптомы. Действия при травмах. Что такое ожог. Степени ожогов. Что нельзя делать при ожогах. Термические и химические ожоги. Симптомы. Действия при ожогах. Укусы насекомых – пчел, ос, шмелей, слепней, паутов, комаров, шершней, оводов. Извлечение насекомых из уха. Укусы ядовитых змей – симптомы и действия. Что нельзя делать. Укус энцефалитного клеща. Симптомы, действия и профилактика. Отравления грибами, лесными ягодами. Симптомы, действия.
Кровотечения - артериальное, венозное, капиллярное. Кровотечение наружное и внутреннее. Симптомы и помощь.
Практическая работа. Определение травм по иллюстрациям. Наложение шин. Перевязки пострадавшего. Наложение жгута. Определение травмы по симптомам. Оказание помощи пострадавшему с различными травмами (по заданию).
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Итоговая аттестация.
Планируемые результаты
В результате прохождения программного материала обучающиеся будут знать:
- определять типичные виды растений и животных нашего края по внешнему виду;
- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при отдыхе в лесу;
- уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.
Личностные результаты:
- объективное осознание значимости безопасности нахождения в лесу;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению задач в области ОБЖ.
Метапредметные результаты:
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности, для изучения безопасного поведения в лесу;
- применение основных методов (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться.
Предметные результаты:
- формирование представлений об экологической культуре;
- формирование экологического мышления и способности учитывать и оценивать последствия своих действий в природе;
- владение умением применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
- формирование моральной ответственности за последствия своих действий.
РАЗДЕЛ №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения занятия | Место проведения | Форма контроля | ||
теория | практика | |||||||
Месяц | Неделя | |||||||
1. | Январь. | 2 | Вводное занятие. | 2 | - | Лекционное | Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | Беседа |
Январь | 2 | Стартовая диагностика | ||||||
2. | Январь Февраль | 2-4 1 | О лесных травах, ягодах | 6 | 8 | Лекционное, практическое, игровое. | Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | Опрос, тестирование, самостоятельная работа. |
3. | Февраль | 2-3 | Правила поведения в природе. | - | 6 | Лекционное, практическое, игровое. | Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | Опрос, тестирование, самостоятельная работа. |
4. | Февраль Март | 3-4 1 | Оказание первой доврачебной помощи. | 7 | 3 | Лекционное, практическое, экскурсии | Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | Опрос, наблюдение, самостоятельная работа. |
Март | 1 | Итоговая аттестация | ||||||
5. | Март | 2 | Итоговое занятие | - | 2 | Лекционное, практическое, игровое | Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | Опрос, тестирование, самостоятельная работа. |
Итого | 15 | 19 |
Условия реализации программы
Материально- техническое оснащение:
- учебный кабинет;
- компьютер;
- мультимедиа проектор;
- перевязочный материал,
- медицинская аптечка.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования организует учебные занятия в детском объединении и проводит воспитательные мероприятия.
Формы аттестации
Способы проверки результатов усвоения программы:
В начале обучения по программе и в конце проводится аттестация обучающихся.
Виды мониторинга
Время проведения | Цель проведения мониторинга | Формы мониторинга |
Стартовая диагностика | ||
Январь | Определение уровня знаний обучающихся. | Беседа |
Итоговый мониторинг | ||
Март | Определение степени усвоения обучающимися программного материала. | Опрос, тестирование, самостоятельная работа |
Для определения знаний, умений и навыков обучающихся используются следующие показатели:
Высокий уровень: обучающиеся владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, работают со специальной литературой, гербарием, коллекциями. Владеют навыками ориентирования, выживания в лесу. Могут разработать маршруты движения по лесу, разработать меню, организовать выход группы в лес. Знают основные виды съедобных, ядовитых растений, грибов, животных леса. Имеют навыки оказания первой доврачебной помощи.
Средний уровень: обучающиеся владеют учебным материалом не в полном объеме, выполняют практическую работу, работают со специальной литературой, гербарием, могут разработать маршруты движения по лесу, разработать меню, организовать выход группы в лес под наблюдением педагога или с другими обучающимися. Знают виды съедобных, ядовитых растений, грибов, животных леса. Имеют навыки оказания первой доврачебной помощи.
Низкий уровень: обучающиеся слабо владеют учебным материалом и не в полном объеме, практическую работу выполняют только под наблюдением педагога.
Методические материалы
Методы и формы работы. Изучение накопленного материала о местности (беседы, лекции). Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий), интеллектуальные игры, викторины, конкурсы и т.д. Методы обучения – словесные (устное изложение, беседа, объяснение); наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций); практические (практические работы).
Для организации занятий по программе «Азбука выживания в лесу» активно применяются современные образовательные технологии и методики развития творческой активности обучающихся. Эффективно используются компьютерные технологии в процессе обучения. Основой работы являются личностно-ориентированные методики и здоровьесберегающие технологии, методы работы подгруппами, коллективно, в паре; поисковые и проблемные методы. Технологии, применяемые в работе по данной программе, позволят обучающимся познакомиться с основами жизнедеятельности в лесу.
Образовательные технологии
В образовательном процессе используются дифференцированные и групповые технологии:
- индивидуальный подход в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями ребёнка;
- групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;
- компьютерные технологии предполагают разработку викторин, мультимедиа уроков по темам, презентаций.
Основные методы и приёмы
Объяснительно – иллюстративный метод способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и приобретения навыков.
Эвристические и исследовательские методы предполагают более активную познавательную деятельность детей. Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить ее самостоятельно.
Игровой метод применяется как средство педагогического и психологического воздействия на личность ребенка. Игра может выполнять сразу несколько функций: обучающую, коммуникативную, развлекательную, релаксационную, развивающую и воспитательную.
Формы проведения занятий: аудиторные теоретические занятия; практические занятия в аудитории и в природе; самостоятельная работа с учебным пособием; самостоятельная работа с различным дидактическим материалом; работа в минигруппах.
Приемы и методы: дискуссии в беседах; проблемное обучение (проблемное изложение, эвристическая беседа, взаимообучение); методы самостоятельной работы с учебным пособием; методы самостоятельной работы с различным дидактическим материалом; метод работы в парах; методы самостоятельного решения расчетных, логических и познавательных задач; демонстрационный и частично-поисковый лабораторный метод; программированный контроль (метод тестов).
Дидактическое обеспечение программы:
- коллекции плодов и семян древесных растений, насекомых, древесных пород, грибов;
- гербарий древесных и травянистых растений
- видеофильмы;
- серии предметных картинок по изучаемым темам, карточек – заданий, иллюстраций по изучаемым темам;
- презентации по темам.
Источники
1. Коростелев И.Ф., Идущему в лес: учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Екатеринбург: Урал. Гос. Лесотехн. Ун-т, 2012.-148с.
2. Строчак Н.А., Экология леса. ГП «Полиграфист», г. Ханты - Мансийск., 2006.- 274 с.
3. Луганский Н.А. Лесоведение. Екатеринбург, 1995
4. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология. Большая книга леса. М., 1996. – 240 с.
5. Мы изучаем лес. Сост. Самкова В.А. М., «Экология и образование», 1993. – 112 с.
6. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. /Под ред. Плотникова В.В. Тюмень, 1997. – 288 с.
- Юдин А.В. Большой определитель грибов – М: АСТ; Астрель, 2006.-254с.; ил.
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010.- 96с.
- Овечкина Е.С., Иванова Н.А. Экологические экскурсии в природу: учеб.-метод. пособие, - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2004.-192с.
- Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 320с.: ил.
Контрольно-измерительные материалы
по программе «Азбука выживания в природе»
Педагог дополнительного образования:
Холодаева Нэлли Ивановна
Стартовая диагностика
Беседа
Любому человеку, городскому особенно, необходимо для восстановления своих сил бывать на природе, среди зелени трав и деревьев. Все чаще люди спешат в лес не только за ягодами или грибами, а просто побродить, подышать упоительным лесным воздухом с его неповторимыми запахами цветов и трав, послушать пение птиц, журчание ручья, увидеть лесную живность, получить заряд душевной бодрости и покоя.
-Как вы думаете «Что такое лес?
- Какие деревья растут в наших лесах?
- Какие ягоды вы знаете?
- Какие грибы вы знаете?
Но лес это не только растения. В лесу живут различные ….. ? (животные).
Какие?
Поход в лес – это и отдых, и спорт, и познание природы.
При этом всякие передвижения в лесу, где нет в отличие от городских условий площадей, улиц и домов с номерами, даже работнику лесного хозяйства на первых порах бывают затруднительны. Еще сложнее не специалистам, простым любителям лесных путешествий быстро и надежно ориентироваться в лесу, уметь преодолевать возможные препятствия, в любых погодных условиях из подручных материалов соорудить теплый ночлег, быстро приготовить пищу, в случае отсутствия продуктов отыскать их заменяющие съедобные питательные растения.
- как ориентироваться
- из чего соорудить ночлег?
- приготовить пищу
- развести костер
С первых посещений леса надо изучать его, накапливать сведения о местной флоре, чтобы узнавать «в лицо» основные травянистые и кустарничковые растения. Следует научиться отличать несъедобные, вредные для здоровья человека ягоды, травы, грибы.
- назовите несъедобные и ядовитые растения?
За многие столетия общения человека с лесом выработаны определенные правила, несоблюдение которых, всякие отступления, кажущиеся на первый взгляд незначительными, несущественными, могут привести к серьезным последствиям. Незнание, неумение или легкомыслие иногда наказывают человека очень строго. Нередки случаи травматизма и увечий, иногда даже со смертельным исходом. По данным всероссийской статистики при пеших переходах организованных туристов на 10 тысяч погибает 4 человека, а «диких2 – в 3-5 раз больше.
Несчастные случаи и тяжелые травмы обязывают каждого человека, идущего в лес, знать меры безопасности при переходах, устройстве ночлега, пожарной профилактике, по защите от насекомых, оказанию доврачебной помощи и др. Если заблудились, нужно суметь выжить, сохранить свое здоровье, самостоятельно выйти.
Любители леса всегда находятся в первых рядах защитников природы. Сорвать брусничный кустик, например, можно в одно мгновение. Полезно при этом помнить, что рос он до вас, возможно сто или даже двести лет.
Идя в лес, в гости к природе, не следует забывать о чувстве меры. "Не делай ничего, чтобы ты счел неприличным сделать в гостях" – указывал Д. Арманд.
ОТВЕТЫ
Задание №1 Как вы думаете «Что такое лес? | Элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных. |
Задание № 2 Какие деревья растут в наших лесах? | 1.Сосна обыкновенная 2. Сосна сибирская кедровая 3. Пихта сибирская 4.Ель сибирская 5.Береза 6.Рябина 7. Осина 8. Ива |
Задание№ 3 Какие ягоды вы знаете? | 1.Брусника 2. Малина 3. Земляника 4.Черника 5. Голубика 6. Морошка 7. Костяника |
Задание № 4 Какие грибы вы знаете? | 1. Подосиновик 2. Подберезовик 3. Сыроежка 4.Опенок 5. Мухомор 6. Лисичка 7. Белый гриб и т.д. |
Задание № 5 В лесу живут различные животные. Какие? | 1. Медведь 2. Лиса 3. Волк 4.Росомаха 5. Лось 6. Заяц 7. Белка 8. Бурундук и т.д. |
Задание № 6 Как можно ориентироваться в лесу? | Квартальные столбы, просеки, вырубки, шум дороги, поезда, лай собак, стук топора или шум пилы. |
Задание № 7 Из чего соорудить ночлег? | Из полиэтиленовой пленки и другого подручного материала – круглый шалаш из кольев, лапника, коры, березовых веток. На дно палатки положить мох. |
Задание № 8 Способы приготовления пищи? | На костре, под костром, в золе, при отсутствии посуды в ямке. |
Задание № 9 Какие вы знаете виды костров? | 1.Таежный 2. Пушка 3. Нодья 4.Звездный 5. Полинезийский 6. Колодец 7. Шалаш 8. Камин |
Задание № 10 Назовите ядовитые растения? | 1.Волчье лыко 2. Вороний глаз 3. Воронец 4. Белокрыльник 5. Белена 6. Купена 7. Багульник 8. Жимолость и др. |
Критерии результативности.
Уровни: | Количество верных ответов | Процент |
Высокий | 8 и более | 80% и более |
Средний | 5 и более | 50 % и более |
Низкий | Менее 5 правильных ответов | Менее 50% |
Итоговая аттестация
Устный опрос
1.Что такое лес? | Элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду, это –? |
2. Какие деревья растут в наших лесах? | 1.Сосна обыкновенная 2. Сосна сибирская кедровая 3. Пихта сибирская 4.Ель сибирская 5.Береза 6.Рябина 7. Осина 8. Ива |
3. Из чего соорудить ночлег? | Из полиэтиленовой пленки и другого подручного материала – круглый шалаш из кольев, лапника, коры, березовых веток. На дно палатки положить мох. |
4. Действия заблудившегося в лесу. | 1. Не впадать в панику. 2. Сделать привал, отдохнуть у костра, подсушить одежду, обувь. 3. Спокойно проанализировать свой маршрут. 4. Используя схему, компас и часы попытаться определить свое местонахождения. 5. Перед выходом сделать свой привал хорошо заметным. 6. По пути дальнейшего следования делать отметки в виде затесок на деревьях или заломок веток. 7. Можно воспользоваться сигналом – костром. |
5. Как можно очистить воду в лесу? | Профильтровать через мох. Для устранения неприятного запаха в воду можно положить ветку рябины или черемухи на 2-3 часа. Воду обязательно кипятить. |
6. Назовите условные сигналы из жердей (по иллюстрациям) | 1. Место приема груза и связи с самолетом. 2. Требуется срочная медицинская помощь. 3.Требуются медикаменты и перевязочный материал. 4. Требуются продукты питания. 5. Потерялся человек. |
7. Что означает выпущенная с самолета красная ракета или полет «восьмеркой»? | Ожидайте помощи на месте. |
8. Отличие сатанинского гриба от белого. | Ножка на срезе сатанинского гриба сначала краснеет, затем синеет (у белого не меняет своего белого цвета), трубчатый слой красный или грязно-розовый, (у белого –белый, желтый или желто-зеленый), на ножке сетчатый узор розового цвета. Мякоть этого ядовитого гриба на вкус сладковатая. |
9. В каких грибах содержаться смертельные яды? | Бледная поганка, весенний, вонючий, зеленый и другие мухоморы, оранжево-красный паутинник, иногда строчки. |
10. Первая помощь при поражении молнией? | Проведение искусственного дыхания. При остановке сердца проводится непрямой массаж сердца. |
11. Профилактика укуса энцефалитного клеща. | Профилактика заключается в предварительной прививке против энцефалита за 1-1.5 месяцев до начала выхода в лес. Перед выходом в лес следует одевать противоэнцефалитный костюм, капюшон и манжеты, которого следует обработать репеллентами. |
12. Съедобные корневища каких растений содержат много крахмала. Их жарят, варят или перерабатывают на муку для лепешек. | Тростник, стрелолист, кувшинка, кубышка желтая. |
13. Лесные травы, утоляющие боль | Дурман, душица, золототысячник, коровяк, ромашка аптечная. От зубной боли – лапчатка ползучая. |
14. Листья какого растения не уступают по химическому составу ягодам. | Смородина |
15. Жаропонижающие и потогонные лесные травы. | Гравилат, дягиль, мать-и-мачеха, череда, калина, лопух. |
16. Определите ягоды по иллюстрациям. | 1.Брусника 2. Малина 3. Земляника 4.Черника 5. Голубика 6. Морошка 7. Костяника |
17. Виды лесных костров. | 1.Таежный 2. Пушка 3. Нодья 4.Звездный 5. Полинезийский 6. Колодец 7. Шалаш 8. Камин |
18. Первая помощь при укусах насекомых - комаров? | Приложить холод, смазать соком полыни, пижмы, одуванчика, подорожника, раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Можно приложить ломтик сырого картофеля, смазать мылом. |
19. Первая помощь при ожогах? | Наложить стерильную повязку или салфетку, пропитанную спиртом, одеколоном или раствором марганцово-кислого калия. Для уменьшения боли место ожога можно присыпать питьевой содой или приложить к нему холод. |
20. Правила сбора рюкзака? | При укладке вещей в рюкзак все тяжелые предметы кладут вниз, мягкие вещи – к спине, объемные и хрупкие наверх. Туалетные принадлежности, аптечку, легкую сменную обувь, кружку и ложку лучше положить в карманы, а полиэтиленовую пленку, плащ, куртку под клапаны. |
Критерии результативности.
Уровни: | Количество верных ответов | Процент |
Высокий | 16 и более | 80% и более |
Средний | 10 и более | 50 % и более |
Низкий | Менее 10 правильных ответов | Менее 50% |