Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Практическое вождение транспортных средств» (первый год обучения)

    Долматов Олег Александрович

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

    технической направленности

    «Практическое вождение транспортных средств»

    (первый год обучения)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

    технической направленности

    «Практическое вождение транспортных средств»

    (первый год обучения)

    Возраст обучающихся: 12 лет

    Срок реализации: 1 год

                                                    Автор-составитель: Долматов О.А.,

                                                                                        педагог дополнительного образования

    п. Ханымей, 2017 год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Введение

    Общеизвестно стремление молодежи к технике вообще и к автотехнике в частности. Автодвижение популярно и многочисленно по всей стране. В  современных  условиях  жизнь  человека  уже  не  мыслима  без автомобиля. Автомобили  вторгаются  в  нашу  жизнь как  средства, облегчающие  деятельность человека. Все больше людей  приобретают автомобили.  Знания о принципиальном устройстве  легкового  автомобиля  и  его техническом  обслуживании, возможность устранения неисправностей  своими  силами,  повышает  качество  эксплуатации автомобиля.  Хорошие знания автомобиля и правил дорожного движения водителем являются  лучшей  гарантией    безопасности.  Настоящая программа является первой ступенью знакомства с  миром  автодвижения, вводящей молодых людей в мир автотехники.

    Программа разработана  в  соответствии  с требованиями Федерального Закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения»  и стандарта Российской Федерации по профессии «Водитель транспортного средства категории "В"», примерной программы подготовки водителей транспортного средства категории «В», разработанной Министерством транспорта РФ и утвержденной Министерством образования РФ.

    Новизна программы

    Занятия направлены на постоянное расширение знаний по техническому устройству и эксплуатации автомобиля, совершенствование  навыков управления автомобилем.  Программа поможет подросткам сориентироваться в выборе будущей профессии, способствует самореализации и формировании законопослушного и культурного участника дорожного движения.

    Актуальность

    программы обусловлена необходимостью отвлечения подростков с улицы и помощи в раскрытии их творческого потенциала.  Программа «Практическое вождение транспортных средств» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части. Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно их отсутствие становится причиной дорожных происшествий

    Большую актуальность приобретает приобщение детей к новому социальному опыту с использованием профессиональных навыков вождения автомобиля, формирование готовности к профессиональной деятельности и положительный настрой к дальнейшему изучению профессии.

    Педагогическая целесообразность

    Программа включает в себя практическое вождение легковых автомобилей на закрытой площадке (автодроме).

    Обучение вождению проводится педагогом дополнительного образования индивидуально с каждым обучаемым  в соответствии с графиком очередности обучения вождению на учебном транспортном средстве, оборудованном в установленном порядке и имеющим опознавательные знаки «Учебное транспортное средство», на учебном автодроме (площадке для учебной езды).

    При отработке упражнений по вождению предусматривается выполнение работ по контрольному осмотру учебного транспортного средства.

    Как образовательный предмет «Практическое вождение транспортных средств»                 помогает развитию школьника, его профессиональной ориентации. Он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом и в соответствии с этим служит формированию качеств личности, её направленности, что обеспечит использование профессиональных возможностей.

    В ходе практических занятий реализуются следующие цели:

    - развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать профессиональную деятельность по вождению автомобиля, повышать ее продуктивность;

    - развитие способности к функционально-адекватному использованию теоретических знаний;

    - воспитание у учащихся чувства индивидуальной ответственности, способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации;

    - воспитание убежденного образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД;

    - повышение общего уровня культуры поведения учащихся на дороге.

    Практические задачи:

    • обучать учащихся приемам езды;
    • систематизировать знания дорожных знаков и их назначения;
    • систематизировать знания учащихся по устройству и техническому обслуживанию автомобиля.

    Обучающие:

    • знать правила дорожного движения;
    • научить первоначальным практическим навыкам вождения автомобиля;
    • научить   свободно  пользоваться материалами   и   инструментами,   а   также     технологическим приемам обработки конструкционных материалов;
    • знать устройство   легкового автомобиля   и   принципы   его   работы.  

    Развивающие:

    • способствовать формированию  способов  преобразовательной  деятельности (репродуктивной и творческой) в процессе знакомства с устройством автомобиля  и работы с соответствующей технической документацией;
    • способствовать формированию опыта конструкторской и технологической творческой деятельности;
    • развивать эмоционально-ценностные отношения к преобразовательной деятельности         и ее социальным последствиям;
    • способствовать формированию технических знаний и практических навыков в обслуживании,  ремонте и управлении автомобилем;
    • прививать навыки и умения работы с различными материалами, инструментами, оборудованием.

    Воспитательные:

    • способствовать воспитанию ценных личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения;
    • способствовать воспитанию интереса к профессиям в областях техники в соответствии с осознаваемыми собственными способностями;
    • способствовать воспитанию законопослушного участника дорожного движения,  знающего и строго соблюдающего ПДД;
    • способствовать воспитанию интереса к истории автомобилестроения.

    Планируемые результаты

    Личностные:

    проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.

    Метапредметные:

    - познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; управлять    легковым    автомобилями    в    различных    дорожных    и метеорологических условиях; соблюдать  Правила дорожного  движения   и  не  допускать  дорожно-транспортных происшествий; проверять техническое состояние автомобиля перед выездом; устранять возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности, не требующие разборки механизмов;

    - коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

    - регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    Предметные

     знать назначение, расположение, устройство, принцип действия основных механизмов и приборов легкового автомобилей, Правила дорожного движения, Основы управления транспортным средством;

    признаки неисправностей механ измов и приборов автомобиля, возникающих в пути и способы их устранения с помощью имеющегося инструмента;

    влияние погодных условий (дождь, туман, гололед и др.) на безопасность движения1 и способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

    правила техники безопасности при проверке технического состояния автомобиля и обращения с эксплуатационными материалами (бензином, электролитом, охлаждающими жидкостями, маслами).

    Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12 лет.

    Форма проведения занятий

    Программой предусматривается систематизация знаний по начальному вождению легковых автомобилей на закрытой площадке (автодром).

    Режим занятий

    Программа рассчитана на один год обучении по 4 учебных часов в неделю, 144  учебных часа за учебный год, 14 часов на каждого ученика индивидуально.

    Формы оценки

     Итоги подводятся по результатам участия в соревнованиях, конкурсах ПДД, пробегах.  Улучшение  успеваемости в школе и поведения дома (по отзывам родителей).

     Контроль знаний и навыков проводится в форме творческих заданий, зачетов, практических занятий по обслуживанию и ремонту автомобилей, участие в соревнованиях и тренировках.

    Формы подведения итогов реализации программы

    соревнования, конкурсы ПДД, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения.

    Учебно-тематический план

    Раздел. Тема занятий задания

    Кол-во

    часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    Тема 1. Начальное обучение

    1.

    Введение. Инструктаж по технике безопасности.

    10

    10

    2.

    Технический осмотр транспортного средства.

    10

    10

    3.

    Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации

    10

    10

    4.

    Подготовка и пуск двигателя, наблюдения за показаниями контрольно-измерительных приборов.

    10

    5.

    Освоение техники руления, обеспечивающей сохранение обратной связи о положении управляемых колес.

    10

    10

    6.

    Трогание с места, движение по прямой, плавное торможение и остановка.

    20

    20

    7.

    Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках

    10

    10

    8.

    Движение с поворотами, регулирование скорости движения.

    20

    20

    9.

    Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном  месте с применением различных способов торможения

    20

    20

    10

    Движение с изменением направления

    20

    20

    11.

    Итоговый урок. Тест. Движение с изменением направления.

    4

     Итого

    144

    Содержание программы

    Начальное обучение

    Введение. Инструктаж по технике безопасности.

    Технический осмотр транспортного средства. Общее ознакомление с автомобилем, органами управления и приборами сигнализации. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом на маршрут.

    Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации. Тренировка в регулировании положения сиденья, пристегивании ремнем безопасности, пуске двигателя, подаче сигнала, включении стеклоочистителей, системы освещения.

    Освоение техники руления, обеспечивающей сохранение обратной связи о положении управляемых колес.

    Подготовка и пуск двигателя, наблюдения за показаниями контрольно-измерительных приборов.

    Трогание с места, движение по прямой, плавное торможение и остановка.

    Приемы плавного торможения рабочим тормозом.

    Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках.

    Движение с поворотами, регулирование скорости движения.

    Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном  месте с применением различных способов торможения.

    Движение с изменением направления.

    Методическое обеспечение программы

    Наименование

    тем

    Формы

    занятий

    Приемы, методы, технологии

    организации

    учебно-воспитательного процесса

    Формы

    подведения итогов

    Тема 1. Начальное обучение

    беседа

    практическое  вождение

    Словесный, практические, индивидуальные

    Тест, практическое  вождение

    Итоговое занятие. Тест. Движение с изменением направления.

    Тест, практическое  вождение

    Практические, индивидуальные

    Тест, практическое  вождение

    Условия реализации программы

     Организационно-педагогические условия реализации Рабочей программы  обеспечивают реализацию Рабочей программы в полном объеме.

    Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.

    Наполняемость учебной группы не  превышает 10 человек.

    Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут).

    Количество учебных классов: 2.

    Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени педагогом дополнительного образования с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.

    Первоначальное обучение вождению транспортных средств проводится на закрытой площадке.

    Транспортные средства (автомобиль Ваз-2107), используемый для обучения вождению,  соответствует  материально-техническим условиям.

    Список литературы

    1. Правила дорожного движения Российской Федерации/ Издательство «За рулем».- 2016г 
    2. Примерная программа подготовки водителей транспортного средства категории «В». Министерство транспорта РФ.
    3. Пузанков В. П., Роговцев А. Г. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств/. Пузанков В. П., Роговцев А. Г. – М. «Транспорт»/ 2005.- 287 с.
    4. Федеральный закон  Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации.
    5. Шестопалов С.К.. «Устройство, ТО и ремонт легковых автомобилей»/ Шестапалов С.К.. //Издательский центр «Академия»- 2000 г.

    Список литературы, рекомендованной для детей

    1. Армейский автомобиль № 15, - сайт / wwwpapermodeling/net/
    2. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей «ДОБРАЯ ДОРОГА

           ДЕТСТВА». http://www.dddgazeta.ru/about/

    1. Сборник методических разработок.- Бумажное моделирование. Серия: Гражданская техника.-     Выпуск № 57.- сайт /wwwpapermodeling/net/
    2. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.


    Календарно-тематический план предмета

    «Практическое вождение транспортных средств»

    Распределение учебного времени

    по темам и видам учебных занятий

    Раздел. Тема занятий задания

    Кол-во

    часов

    Дата проведения занятия

    По плану

    фактически

    Тема 1. Начальное обучение

    1-10.

    Введение. Инструктаж по технике безопасности.

    10

    10

    11-20

    Технический осмотр транспортного средства.

    10

    10

    21-30.

    Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации

    10

    10

    31-40.

    Подготовка и пуск двигателя, наблюдения за показаниями контрольно-измерительных приборов.

    10

    41-50.

    Освоение техники руления, обеспечивающей сохранение обратной связи о положении управляемых колес.

    10

    10

    51-70.

    Трогание с места, движение по прямой, плавное торможение и остановка.

    20

    20

    71-80.

    Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках

    10

    10

    81-100.

    Движение с поворотами, регулирование скорости движения.

    20

    20

    101-120.

    Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном  месте с применением различных способов торможения

    20

    20

    121-140

    Движение с изменением направления

    20

    20

    141-144.

    Итоговый урок. Тест. Движение с изменением направления.

    4

    4

     Итого

    144


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»

    Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА»

    Предмет робототехники  это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.Возникнув на основе кибернетики и ...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радость" с 6 до 14 лет художественной направленности Хореография

    Пояснительная записка. Мы окружены множеством различных видов культурного общения людей, одним из таких является хореография. Вся творческая деятельность связана с общением, с передачей энергии м...

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный кулинар"

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)  программа "Юный кулинар" предназначена для обучающихся 15-21 лет. срок реализации программы - 3 года. В прграмме изложен курс подготовки обуч...

    Слайдовая презентация для итогового занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Художественная роспись ткани» Возраст учащихся: 7 - 10 лет.

    Разработка  занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе  по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС  «Художественная роспись ткани» Возраст учащихс...

    Итоговая контрольная проверочная работа по программе «Практическое вождение транспортных средств» (первый год обучения)

    Итоговая контрольная проверочная работа по  программе «Практическое вождение транспортных средств»(первый год обучения) 1.Назначение проверочной работы: Цель работы: о...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»

    Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...