Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Взгляд»
рабочая программа

Стенин Алексей Анатольевич

Образовательная программа «Взгляд» помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык работы фотографирования и видеосъёмки, каждый ребенок получит не только интересное и современное хобби, что немаловажно, но и возможность для самореализации и самоопределения в самостоятельной взрослой жизни.

Данная программа реализуется в технической направленности. Обучение по данной программе технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzglyad_23.docx49.42 КБ

Предварительный просмотр:

             Департамент Смоленской области по образованию и науке

   Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

                  «Центр развития творчества детей и юношества»

Принята на заседании                                                                              Утверждено

педагогического   совета                                                                        приказом по МБУДО «ЦРТДиЮ»

Протокол № 3                                                                                           от 31 август 2023г Приказ № 80

от «31» августа 2023г

 

                                                                           

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

технической направленности

«Взгляд»

Возраст детей – 10 -15 лет.

Срок реализации – 1 год.

                                                                                                   Автор–составитель:

Стенин Алексей Анатольевич,

                              педагог дополнительного образования

г. Рославль, 2023

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Взгляд» составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:

  - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

 - Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения от 09.11.2018 г.  № 196»;

 - Постановление Главного государственного санитарного врача России от   28.09.2020 г. № 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

 - Концепция развития дополнительного образования детей. (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

 - Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18.11.2015 г. N 09- 3242. «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Устав МБУДО «ЦРТДиЮ»;

 - Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогов МБУДО «ЦРТДиЮ» от 21.02.2019 г. №14.

Обучение по ДООП «Взгляд» осуществляется на русском языке.

Образовательная программа «Взгляд» помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык работы фотографирования и видеосъёмки, каждый ребенок получит не только интересное и современное хобби, что немаловажно, но и возможность для самореализации и самоопределения в самостоятельной взрослой жизни.

Данная программа реализуется в технической направленности. Обучение по данной программе технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать.

Новизна программы заключается в том, что она не только прививает навыки и умение работать с компьютерными программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не дает ребенку «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту реального мира посредством искусства фотографии и кинематографа.

Актуальность данной программы является её востребованность среди детей и их родителей (законных представителей) по результатам мониторинговых исследований «Заказ на оказание образовательных услуг МБУДО «ЦРТДиЮ» и обусловлена тем, что в настоящее время важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, повышение престижа научно-технических профессий. Программа «Взгляд» актуальна, так как желающих заняться цифровой фото- и видеосъёмкой много, прослеживается связь теории с практикой, присутствует нравственно-эстетическая доминанта, она позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и дифференцированно подойти к обучению. Актуальность программы еще и в том, что в нашем современном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с новыми информационными компьютерными технологиями и искусством.

Педагогическая целесообразность обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современному кинематографу, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Программа доступна для мотивированных учащихся, социально-незащищенных слоёв населения.

     Отличительные особенности программы.

Основой обучения по программе «Взгляд» является использование современных цифровых технологий; также программа предполагает использование форм обучения, включающих подростков в проектную и изобретательскую деятельность. Предложенный учебный материал включает обязательное изучение различных взаимосвязанных дисциплин, необходимых для успешного овладения основами фото- и видеосъёмки, таких как: история кино и фотографии; естественнонаучные дисциплины; изобразительное искусство; психология общения, основы информатики и вычислительной техники.

Адресат программы

Для обучения по программе «Взгляд» рекомендуются принимать подростков 10-15 лет, любящих фотографию и кинематограф, проявляющих интерес к фото- и видеосъёмке.

Для данного возраста резко возрастает значение коллектива, его общественное мнение, отношения со сверстниками, оценки ими его поступков и действий.  Он стремится завоевать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявление стремления к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте дети склонны к творческим играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на младших подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, может «изнутри» воздействовать на общественное мнение. У этой категории детей складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Проявляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряжённее их жизнь, тем она им более нравится. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших  уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета. В этом возрасте обучающиеся склонны к групповому поведению, сопротивляются критике. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Количество обучающихся -12 человек.

Уровень программы, объём и сроки реализации

Программа реализуется на базовом уровне. Общее количество учебных часов за весь период обучения – 72 часа. Срок освоения программы – 1 год.

Форма обучения по данной программе – очная.

Режим занятий

1 год обучения (72 часа): 1 раз в неделю по 2 часа.

Занятия проводятся с 10-минутным перерывом после каждого занятия. Продолжительность одного занятия - 45 минут. Занятия проводятся на русском языке.

Особенности организации образовательного процесса

Учебные группы формируются из обучающихся разного возраста (мальчиков и девочек). Такая организация взаимодействия способствует формированию у обучающихся коммуникативного опыта, развитию нравственных качеств, освоению культурных ценностей.

Состав группы – постоянный.  Учебные занятия проводятся группами.

Виды занятий: занятие объяснение , беседа , практические занятия ,выставки и творческие отчеты. Их выбор зависит от цели и задач занятия, определённых педагогом.

Цель программы: формирование основ компетенции видеооператора, оператора видеомонтажа и фотографа на базовом уровне.

Задачи программы

Образовательные:

- научить основным правилам фотосъемки;

- познакомить с правилами подбора сюжетов к заданной теме;

- дать представление об основных возможностях редактирования и                                          обработки изображения в Фото Монтаж

 - научить создавать и редактировать растровые документы, используя                                                                      набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;

- научить основным правилам видеосъёмки;                                                                                                                                                      

- дать представление об основных возможностях редактирования и обработки  

  Видео ;

- научить создавать и редактировать видеофайлы, используя набор

  инструментов, имеющихся в изучаемом приложении.

Личностные: 

- воспитание чувства товарищества и личной ответственности;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

Метапредметные:

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

- историю развития мировой и отечественной фотографии и кинематографа;

- физические свойства света;

- устройство и принципы работы фотоаппарата;

- основные технические термины;

- ТБ при работе со средствами ИКТ.

- последовательность действий при включении видеокамеры;

- устройство видеокамеры (оптическая система, видоискатель, стабилизатор, источник питания, входы и выходы камеры, ручные регулировки, трансфокатор);

- основные понятия структуры фильма, их последовательность;

-  правила развития сюжета;

- что такое конфликт и его значение;

- основные правила композиции кадра, линии и точки естественного внимания, освещенность, цветовое решение, планы размещения человека на экране (крупный, средний, половинный, детальный, общий, дальний).

-  способы фото- и видеосъёмки и монтажа сюжетов разных жанров.

Уметь:

- грамотно обращаться с фототехникой;

- создавать несложную фотокомпозицию.

Вести фото- и видеосъёмку, а именно:

-  правильно выбирать точку съёмки;

-  грамотно строить композицию кадра;

-  настраивать и правильно использовать освещение;

-  правильно использовать планы;

-  правильно использовать возможности съёмочной техники;

- создавать и редактировать графические изображения,

- выполнять типовые действия с объектами и документами в среде  

   Фото Монтаж,

- пользоваться основными инструментами программы,

- работать с текстом,

- создавать фотомонтажи и коллажи,

- ретушировать фотографии,  

- применять различные фильтры;

Монтировать видеофильмы, а именно:

-  производить захват видеофайлов;

-  импортировать заготовки видеофильма;

-  редактировать и группировать клипы;

-  монтировать звуковую дорожку видеофильма;

-  создавать титры;

-  экспортировать видеофайлы.

Личностные результаты:

- быть мотивированным к обучению, готовности и способности к саморазвитию на основе изученного материала;

- освоение социальных норм и правил поведения в группе;

- уметь нести  ответственность за результат своего труда;

- получить навыки самоконтроля и самонаблюдения;

- формировать навык самоанализа;

- формирование и укрепление нравственных ориентиров.

Метапредметные результаты:

- знание основных вех истории кинематографа и телевидения;

- умение разбираться в жанрах и направлениях кинематографа и ТВ;

- умение творчески осмысливать действительность;

- развитие навыков зрительной (визуальной) культуры восприятия экранных произведений;

- повышение уровня развития общей культуры и поведенческой этики;

- профессиональное самоопределение обучающегося.

                                           Содержание программы.

Учебный план.

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Тест и беседа «Компьютерная грамотность»

2.

Характеристики оборудования для фото- и видеосъёмки.

6

2

4

Практическая работа

3.

Основы фотографии

6

2

4

Тестирование

4.

Основы ретуши в Фото Монтаж

6

2

4

Практическая работа

5.

Основы видеосъёмки

10

2

8

Практическая работа

6.

Основы видеомонтажа

12

2

10

Практическая работа

7.

Создание видео роликов

28

4

44

Беседа,  практическая работа

8.

Итоговое занятие

2

-

2

Выставка, просмотр роликов, анализ работ, тестирование

Итого:

72

15

57

                             Содержание учебного плана

                        1. Вводное занятие.

Теория: правила поведения в учебном учреждении и группе, инструктаж по ТБ в компьютерном классе. История фотографии и кинематографа в России и за рубежом.  Планируемые результаты обучения по программе «Взгляд».

Практика: Просмотр видео презентации работы творческого объединения.

Беседа и тестирование обучающихся по теме «Компьютерная грамотность».

2.Характеристики оборудования для фото- и видеосъёмки.

Теория: Изучение и сравнительный анализ характеристик
современных устройств, снимающих фото и видео: глубина резкости, фокусное расстояние, светочувствительность, энергопотребление, тип памяти, тип записи, стоимость. Дополнительное оборудование для фото- и видеосъёмки (отражатели, объективы, штативы, вспышки и источники освещения) и их применение.

Практика: применение полученных знаний на практике при настройке своего фото- и видеооборудования. Съемка в различных режимах. Фотокамера. Объективы. Фокусное расстояние. Съёмка со штатива.

Практическая работа «Настройки моей камеры и их значение».

            3. Основы фотографии.

Теория: История фотографии. Естественный и искусственный свет. Понятие «линза». Освещение. Вспышка. Фокус. Композиция. Экспозиция. Натюрморт. Выбор объектов и предметов. Постановка натюрморта. Съемка. Портрет. Выбор модели съемок. Постановка портрета. Съемка. Изучение и анализ работ мастеров живописи и фотографии. Фотографирование людей и животных на улице. Пейзаж. Фотографирование в парке, съемка архитектурных памятников, современной архитектуры. Выполнение проекта «Съемка парка». Составление календаря пейзажной съемки. Съемка движущихся объектов. Фотосъемка спортивных соревнований. Серия. Особенности фотографического изображения на одну тему. Составление списка тем для серийных снимков.

Практика: Самостоятельная работа учащихся по темам «Натюрморт» и «Пейзаж». Съемка по теме «Серия». Составление фоторяда. Составление сопроводительного текста для творческой защиты. Фотоальбом «Моя семья».

Тестирование по теме: «Основы фотографии».

4. Основы ретуши в Фото Монтаж.

Теория: Цифровое изображения. Векторная модель. Растровая графика. Битовая глубина. Оцифровка. Жизненный цикл цифрового изображения: ввод или создание, хранение и обработка, визуализация. Знакомство с программой Фото Монтаж. Яркость, насыщенность, цветовой тон.

Практика: Фильтры и их применение. Многообразие фильтров в Фото Монтаж. Ретушь, восстановление старых фотографий. Цветовая гамма. Контур. Приемы тоновой и цветовой коррекции изображения. Выравнивание уровней. Автоуровни. Сканирование старой фотографии и перевод в цифровой формат. Редактирование черно-белой и цветной фотографии. Анализ полученных снимков, обсуждение дефектов и способов устранения. Ночная съемка. Работа с цветом.

Практическая работа: фотоколлаж «Осень».

5. Основы видеосъёмки .

Теория: история развития кинематографа, драматургия фильма, основные этапы создания видеофильма (задумка, сценарий, план съемки), основы операторского мастерства, видеосъемки, монтажа, озвучивания. Три составляющие видеофильма: техническое совершенство, художественная выразительность, ясность содержания. Выразительные средства видео. Примеры использования выразительных средств видео. Основные понятия: эпизоды, сцены, кадры. Структура фильма: завязка, экспозиция, кульминация, развязка. Правила развития сюжета. Понятие и виды конфликта. Правила съемки интерьера, пейзажа, портрета, натюрморта. Съемка движущейся камерой. Окружение и линии. Цветовое решение композиции. Освещенность. Отображение пространства. Размещение человека на экране.

Практика: Просмотр и анализ конкурсных фильмов-минуток. Упражнения на съемку интерьера, портрета, натюрморта. Выход на природу на съемку пейзажа. Упражнения на применение наезда, отъезда, трэвеллинга, панорамирования.

Практическая работа «Моя семья».

                   6. Основы видеомонтажа .

Теория: Знакомство с программой Видео Монтаж. Захват видео. Проигрыватель и Альбом. Монтаж видео. Переходы. Видеоэффекты. Статические изображения. Наложенная дорожка. Титры. Монтаж звука. Меню. Вывод фильма. Видеоуроки.

Практика: Просмотр видеоуроков и упражнения с программой.

Практическая работа «Слайд-шоу»

7. Создание видео роликов.

Теория: Обсуждение идей. Сценарная заявка. Литературный и режиссерский сценарий. Подготовка съемок.

Практика: Написание сценарной заявки, разработка литературного и режиссерского сценария.  Съемки. Монтаж. Просмотр проектов. Обсуждение.

Беседа «Кто такой режиссёр? Каковы его функции?»

Практическая работа «Социальный ролик».

                               8. Итоговое занятие .

Практика: Подведение итогов года. Диагностика освоения программы, выставка работ, просмотр видеороликов обучающихся, анализ работ.

Тестирование по теме «Основы фото- и видеосъёки».

Календарный учебный график

№ п/п

месяц

Тема занятия

Кол-во часов на каждый уровень

Форма занятия

Форма

контроля

 

                 1.

Сентябрь

Правила внутреннего распорядка. План работы объединения на год. Инструктаж по ТБ.                   Тест     «Компьютерная грамотность»

                    2

Занятие - объяснение

Наблюдение, анкетирование

       2.

Сентябрь

Какие бывают камеры.

                     

2

Беседа

Наблюдение.

                  3.

Сентябрь

Зеркальная камера. Экспозиция.

Диафрагма Выдержка. Светочувствительность. Глубина резкости. Фокусное расстояние

                   

2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

4.

Сентябрь

Режим приоритета выдержки Мануальный режим. Практическая работа

                    2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

           Итого

6

5.

Октябрь

Что такое художественная фотография? Из истории фотографии Мастера фотографии.

2

Занятие - объяснение

Наблюдение, беседа

6.

Октябрь

Композиционный центр. Правило «золотого сечения

2

Занятие - объяснение

Наблюдение

       7.

Октябрь

Кадрирование. Отделение объекта съемки от
элементов фона

                    2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

8.

Октябрь

Подготовка к постановочной фотографии. Тестирование «Композиция в фотографии».

2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

9.

Октябрь

Знакомство с Фото Монтаж.

2

Практическое зан

Наблюдение, беседа

Итого

10

      10.

Ноябрь

Что такое «ретушь»? Панель инструментов Слои Способы выделения

                   2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

      11.

Ноябрь

Маски Фильтры Цветокоррекция Восстанавливающая кисть

                    2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

      12.

Ноябрь

Способы выделения Маски Размытие по Гауссу Практическая работа по ретуши

                   2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

     13.

Ноябрь

Основы видеосъёмки Настройки камеры Баланс белого Стабилизация изображения

                    2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

 

     Итого

                    8

     14.

Декабрь

Баланс белого Стабилизация изображения Горизонт

                     2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

      15.

Декабрь

Планы в видеосъёмке Приёмы фокусировки Реверс Замедленная съёмка

                    2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

       16.

Декабрь

Репортаж

Работа со звуком Постановочная съёмка Работа с освещением

                   2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

                  17.

Декабрь

Удержание объекта съёмки Композиция кадра Особенности видеосъёмки на зеркальный фотоаппарат Подбор объектива

                     2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

                     8

        18.

Январь

Штативы и моноподы Звук Дистанционная съёмка Практическая работа по съёмке

                    2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

     19.

Январь

Знакомство с понятием «Видеомонтаж» Программное обеспечение Знакомство с программой Видео Монтаж Добавление медиафайлов

                     

2

Занятие - объяснение

Наблюдение, беседа

            20.

Январь

Обрезка Переходы Работа со звуком Монтаж под музыку

                    2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

21.

Январь

Смена планов Смысловая нагрузка кадра Слайд-шоу Кадрирование

2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

 

Итого

                     8

         22.

Февраль

Панорамирование Эффекты Цветокоррекция Виньетирование

                     2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

     23.

Февраль

Размытие фона Добавление титров Анимация Композинг

                      2

Практическое занятие

Наблюдение, творческое задание

      24.

Февраль

Практическая работа по видеомонтажу.

                     2

Практическое занятие

Наблюдение, творческое задание

      25.

Февраль

Создание видео роликов

Работа над сценарием

2

Практическое занятие

Наблюдение, беседа

                                    Итого

                    8

     26.

Март

Работа над сценарием

                     2

Занятие –творческая мастерская

Наблюдение,творческое задание

     27.

Март

Работа над сценарием

                  2        

Занятие –творческая мастерская

Наблюдение,творческое задание

     28.

Март

Раскадровка по сценарию, виды раскадровок

                    2

Практическое занятие

Наблюдение,творческое задание

       29.

Март

Виды роликов Рекламный ролик Музыкальный клип Обучающий ролик Социальный ролик

                   

2

Занятие - объяснение

Наблюдение, беседа.

                                     Итого

                     8

       30.

Апрель

Социальный ролик «Нет курению». Сценарий, раскадровка.

2

Занятие –творческая мастерская

Наблюдение,творческое задание

      31.

Апрель

Социальный ролик «Нет курению». Съёмка , монтаж, обсуждение своих работ

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческое задание

     32.

Апрель

Клип. Сценарий, раскадровка.

2

Занятие –творческая мастерская

Наблюдение, творческое задание

33.

Апрель

 

Клип. Съёмка , монтаж, обсуждение своих работ

2

Практическое занятие

Наблюдение,  творческое задание

Итого

8

34.

Май

Ролик на свободную тему. Сценарий, раскадровка.

2

Комбинированное занятие

Наблюдение

35.

Май

Ролик на свободную тему. Съёмка , монтаж, обсуждение своих работ

2

Занятие –творческая мастерская

Наблюдение,  творческое задание

36

Май

Итоговое занятие.

Подведение итогов за

учебный год.

Итоговая диагностика.

2

Занятие - выставка

Наблюдение, беседа

         Итого

72

Материально- техническое обеспечение

Также в образовательном процессе используются фотографии, разработки игр, кроссвордов, тестов по  терминологии предмета изучения; разработки бесед-обсуждений фильмов; конспекты занятий; лекционный материал для занятий; пособие по композиции кадра; памятки для обучающихся  «Режимы фотокамеры», «Мой первый фильм», «Правила видеосъемки»; фильмы с детских видео конкурсов; художественные и документальные фильмы для просмотра и обсуждения; видео уроки по обучению работы с программами: Фото Монтаж и Видео Монтаж.

Диагностика.

С целью определения результативности обучения по программе применяются следующие виды контроля:

- вводный – на первом занятии при поступлении на обучение;

- текущий – после изучения одной или нескольких тем;

- итоговый – по окончании обучения по программе.

Подведение итогов проводится в вариативных формах:

- беседа;

- выставка, анализ;

-  самостоятельная творческая работа;

- практическая работа;

- защита творческой работы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозапись, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, материал тестирования, портфолио, перечень готовых работ, фото.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, конкурс, защита творческих работ, диагностическая карта, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю.

 Оценочные материалы

В качестве оценочных материалов используется перечень необходимых теоретических знаний и практических умений, предусмотренных содержанием программы.

Перечень диагностических методик для оценки эффективности реализации программы:

1. Вопросы к беседе «Компьютерная грамотность».

2. Тест «Компьютерная грамотность».

3. Тест «Основы фотографии».

4. Беседа «Основные принципы создания видео ролика».

5. Тестирование «Основы фотографии и видеосъёмки»

6. Памятка «Защита проекта»

7. Беседа «Кто такой режиссёр? Каковы его функции?»

8. Карточки для практической работы по разделам программы: «Характеристики оборудования для фото- и видеосъёмки», «Основы фотографии», «Основы ретуши в Фото Монтаж, «Основы видеосъёмки», «Основы видеомонтажа».

 Методические материалы

Широкие возможности для самореализации личности ребёнка в сфере его свободного времени имеет учреждение дополнительного образования с его богатым творческим потенциалом. Педагогически грамотный и методически обоснованный процесс обучения может стать удачным началом формирования личности, способной к творческому развитию и саморазвитию. Особенно важно обеспечить на данном этапе организацию образовательного процесса так, чтобы предоставить возможность обучающимся максимально проявлять свою творческую активность. На начальном этапе обучения по программе «Взгляд» с целью активизации образовательного процесса целесообразно использовать:

  • методы, направленные на формирование положительной мотивации к обучению (создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех обучающихся, изучение нового материала с опорой на старые знания; положительный эмоциональный настрой через создание доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества на занятии; рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других ребят; необычное, интересное, неожиданное начало занятия);
  • приём состязательности при организации работы в микроколлективах;
  • сочетание личностно-ориентированного    и    дифференцированного подходов.

Методы обучения, используемые на занятиях, обеспечивают их эффективность и мотивацию к занятиям. В реализации данной программы в зависимости от темы, цели, типа и вида занятия применяются следующие методы:

1. Основные (словесный – рассказ, беседа; практический – упражнение, практическая работа; наглядный – использование фотографиий; демонстрация презентаций, видеоматериалов, алгоритма работы).

2. Проектный метод обучения -  выполнение индивидуального или группового творческого проекта по какой – либо теме.  

В данном методе обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Для развития личностных качеств (силы воли, аккуратности, ответственности), повышения мотивации к саморазвитию, развития навыков исследовательской работы обучающимся целесообразно участвовать в конкурсах проектной направленности.

3. Метод Портфолио – один из тех методов, который растянут во времени, так как результат формируется к окончанию обучения, либо отдельной темы. Каждый ребенок самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них своего рода учебную и творческую копилку.  В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий такая копилка формируется либо на сайте учреждения, либо в группе творческого объединения в социальных сетях.  

4. Технология Творческое задание. Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от ребенка не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.  Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни) придает смысл обучению, мотивирует обучающегося.  Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего сверстника, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

5. Здоровьесберегающая технология особенно важна при долгой работе за компьютером при ретушировании фотографий и видеомонтаже.

Дидактический и лекционный материал (примерный):

  1. Пособия по композиции кадра.
  2.  Памятки для обучающихся «Режимы фотокамеры», «Мой первый фильм», «Правила видеосъемки»
  3. Фильмы и видеоролики с детских видео конкурсов.
  4.  Художественные и документальные фильмы для просмотра и обсуждения.
  5.  Видео уроки по обучению работы с программами: Фото Монтаж и Видео Монтаж .
  6. Дидактический раздаточный материал: схемы, таблицы, иллюстрации по основным темам программы.

7. Теоретические сведения по всем разделам программы (журналы, научно-популярная литература, материалы сети Интернет).

8. Материал для диагностики усвоения программы (тесты, игры, сценарии, перечни вопросов).

Накопленный методический материал позволит результативно использовать учебное время, учитывать интересы обучающихся, воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.

 Список литературы

Для педагога

Основная литература

  1. Дебес Н. Полный курс цифровой фотографии. М.: «НТ Пресс» , 2007. – 364 с.
  2. Надеждина В. Учимся цифровой фотографии. 100 самых важных правил.- Минск: «Харвест», 2008. – 252 с.
  3. Фрумкин Г.М. Сценарное мастерство: кино-телевидение-реклама. Учебное пособие.- М.:Изд.дом «Кнорус», 2008 – 223 с.
  4.  Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. Учебное пособие / В. Л. Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.
  5.  Ширман Р. Алхимия режиссуры. Мастер-класс. – Киев: Телерадиокурьер, 2008 – 448 с.

Дополнительная литература

1. Адель Дроблас, Сет Гринберг. Adobe Premiere Pro CS3. Библия пользователя (+ DVD-ROM). – Изд-во Диалектика, 2009. – 944 с.

  1. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Из-во КРСУ, 2001. – 160 с.

Список литературы для обучающихся

Основная литература

1. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я. -  СПб.: Питер, 2006 – 268 с.

2. Панфилов Н.Д. "Фотография и его выразительные средства" - М.,: «Просвещение», 1995. – 246 с.

3. Щербаков  Ю.В. "Сам себе и оператор, сам себе и режиссер". -  М.: Феникс, 2000 – 448 с.

4. Эндрю Фолкнер, Джуди Волтерс вон Алтен. Adobe Photoshop CS3 с нуля! (+ CD-ROM). – М.: «Триумф», 2009. – 304 с.

Дополнительная литература

  1. Карпин А., Фотография для начинающих. - Самиздат, 2012. – 118 с

Интернет-источники:

1. www.elektivphotoshop.narod.ru.

2.  www.buy-books.ru.

3.  www.rusphoto1.narod.ru.

4.  www.art-gid.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Практическое вождение транспортных средств» (первый год обучения)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Практическое вождение транспортных средств»(первый год обучения)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Солнечные грани"

Данная программа художественной направленности составлена для детей от 6,6 лет до 9 лет, срок реализации - 3 года. Создана на основе: примерная программа по учебному предмету «Основы изобразител...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности “Транспортная логистика”

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности“Транспортная логистика”. Программа реализуется в рамках проекта по Дополнительному образованию учащи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Батик" (разноуровневая)

В период занятий по данной программе проводятся теоретические и практические занятия по композиции, цветоведению, истории возникновения и развития художественной росписи ткани, современному состоянию ...

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности

Особенностью предложенного материала программ является то, что все объекты природы представлены в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - принцип поведения каждого воспитанного человека....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профилактической направленности «Тренинг командообразования»

В современном мире главным ресурсом эффективного взаимодействия является слаженная работа коллектива. Одним из наиболее востребованных личных качеств является способность человека действовать в команд...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа технической направленности «Занимательное программирование и робототехника» 108ч, 2021

Программа «Занимательное программирование и робототехника» (далее – программа) предназначена для использования на занятиях по робототехнике в системе дополнительного образования дете...