Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профилактической направленности «Тренинг командообразования»
план-конспект занятия
В современном мире главным ресурсом эффективного взаимодействия является слаженная работа коллектива. Одним из наиболее востребованных личных качеств является способность человека действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого его члена действовать в команде. Возможность работать в команде дает каждому человеку серьезную поддержку и перспективы роста как личности. Команда — это группа людей, заинтересованных в достижении общего результата. Команда ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного человека. Наоборот, каждый занимает в команде место, соответствующее его способностям и возможностям. В команде каждый ее член ощущает себя значимым и незаменимым, а это, как известно, является важнейшим условием удовлетворенности любой деятельностью.
Формирование учебного коллектива - одна из основных задач образовательного учреждения. От того на сколько быстро и успешно получиться трансформировать группу в сплоченный коллектив будут зависеть успешность обучения и работоспособность обучающихся. Поэтому организацией студенческого коллектива необходимо начать занимать в самом начале учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Малоохтинский колледж» |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профилактической направленности
«Тренинг командообразования»
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Составитель:
Педагог-психолог
Перевощикова С.С.
Санкт-Петербург
2020 г.
- Актуальность программы
В современном мире главным ресурсом эффективного взаимодействия является слаженная работа коллектива. Одним из наиболее востребованных личных качеств является способность человека действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого его члена действовать в команде. Возможность работать в команде дает каждому человеку серьезную поддержку и перспективы роста как личности. Команда — это группа людей, заинтересованных в достижении общего результата. Команда ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного человека. Наоборот, каждый занимает в команде место, соответствующее его способностям и возможностям. В команде каждый ее член ощущает себя значимым и незаменимым, а это, как известно, является важнейшим условием удовлетворенности любой деятельностью.
Формирование учебного коллектива - одна из основных задач образовательного учреждения. От того на сколько быстро и успешно получиться трансформировать группу в сплоченный коллектив будут зависеть успешность обучения и работоспособность обучающихся. Поэтому организацией студенческого коллектива необходимо начать занимать в самом начале учебного года.
2. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Теоретико-методологической основой исследования
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Теоретическую основу программы составляют работы о сплочении коллектива Григорьева Н.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Сартана Г.Н., Никифорова Г.С., Хрящевой Н.Ю.
Используемые методы:
Занятия проводятся в форме: групповая (тренинг).
- Практическая направленность программы
Данная программа направлена на развитие сплоченности коллектива в ходе групповой работы с педагогом-психологом.
- Цель программы: сплочение студенческой группы и построение эффективного командного взаимодействия.
- Задачи программы:
- ближе познакомить студентов учебной группы друг с другом.
- дать представление о понятие «Командообразование».
- сформировать благоприятный психологический климат в группе.
- развить у студентов умения работать в команде.
- Адресат: программа предназначена для студентов-первокурсников.
- Продолжительность программы: программа состоит из одного практического занятия (тренинговая форма). Время проведения занятия 45 минут.
- Требования к результату усвоения программы:
Реализация данной программы будет способствовать развитию сплоченности студентов-первокурсников, сформирует благоприятный психологический климат в студенческой группе, позволит студентам лучше узнать друг друга и своего классного руководителя/куратора.
- Система оценки достижения планируемых результатов:
Эффективность проведения программы и оценка достижения планируемых результатов, может отслеживаться на основании результатов диагностик:
- Тест «Адаптированность студентов к колледжу» (автор Т.Д. Дубовицкая).
- Сведения о практической апробации программы
Данная программа планируется к апробации в 2020-2021 учебном году на базе СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж».
- Технология оценки результативности программы:
Критериями оценки достижений планируемых результатов может считаться наличие положительной динамики в сплочение коллектива и улучшении психологического климата по результатам итоговой диагностики и положительные отзывов об удовлетворенности результатами занятий подростков.
- Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
Критериев ограничения и противопоказания на участие в освоение программы нет.
- Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников группы:
Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также уставом СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж».
Способы обеспечения гарантий прав участников программы:
- студенты извещены о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации;
- психолог информирует студентов результатах реализации программы, доводит до сведения любую интересующую их информацию, которая была выявлена в ходе занятий и касается данного студента.
- Требования к условиям реализации программы
Участие в программе «Тренинг командообразования» принимают все студенты-первокурсники в составе своих учебных групп.
Количество участников занятия 20 до 27 человек.
Для реализации программы требуется следующее оснащение: листы бумаги, мяч.
- Требования к квалификации специалистов, реализующих данную программу: программа реализуется педагогом-психологом СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж» с высшим психологическим образованием.
Учебный план
№ | Наименование блоков (разделов) | всего часов | в том числе | Форма контроля | |
теоретических | практических | ||||
1 | Знакомство | 5 мин. | - | 5 мин. | |
2 | Создание работоспособности | 5 мин. | - | 5 мин. | |
3 | Укрепление сплоченности | 30 мин. | 5 мин. | 25 мин. | |
4 | Обратная связь | 5 мин. | - | 5 мин. | Рефлексия, диагностика |
Итого | 45 минут |
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество минут | Всего минут | Форма контроля | |
теоретических | практических | ||||
1 | Командообразование | 5 мин. | 40 мин. | 45 |
Содержание занятий
Командообразование
Цель: знакомство, создание доброжелательной атмосферы, сплочение коллектива.
Упражнение №1. Снежный ком.
Цель: знакомство, разрядка обстановки.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники по очереди называют свое имя. Следующий по кругу называет своё имя и имя предыдущего участника.
Перечень правил:
- Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания и проговор только с согласия участника.
- Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».
- Конфиденциальность. Все обсуждение только в круге.
- Правило «Здесь и теперь», говорить только о том, что происходит внутри группы.
- Активность.
- Искренность в общении.
- Оценивается только поступок, а не личность человека.
- Уважение к говорящему.
Участники могут предложить свои правила. Составляется свод правил, затем все участники ставят под ними свои подписи в знак того, что будет их соблюдать.
Упражнение №2. Путаница.
Цель: разрядка обстановки, создание рабочей атмосферы.
Время: 5 минут.
Техника проведения: Участники становятся в круг. Слова психолога: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг, и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».
После того как психолог убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Психолог и классный руководитель/куратор группы тоже принимают участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывают. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае психолог должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда».
Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:
- Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали
2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.
3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.
Теоретический блок.
Цель: познакомить участников с понятием «Командообразование», объяснить стадии формирования коллектива.
Время: 5 минут.
Упражнение №3. Совместный счет.
Цель: формирование сплоченности и умения договариваться.
Время: 5 минут.
Техника проведения: психолог задает счет по количеству участников в учебной группе. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь. Если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала; разговаривать запрещено;
допустимо использование мимики, жестов.
Упражнение №4. Квадрат.
Цель: формирование сплоченности и умения договариваться.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники становятся в круг. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, психолог не разрешает открывать глаза. Психолог спрашивает, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, психолог предлагает участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Упражнение №5. Тропинка.
Цель: формирование сплоченности и умения договариваться.
Время: 15 минут.
Материалы: листы бумаги формата А4.
Техника проведения: предварительно раскладываются змейкой 15 — 17 кирпичей (листы бумаги). Они располагаются друг к другу на расстоянии человеческого шага, но этот шаг большой. Они символизируют болото и тропинку через него, состоящую из кочек.
Держась за руки, команда добирается от начала «болота» до его конца по «кочкам».
Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом. Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает «тонуть в болоте» и упражнение так же начинается сначала.
Групповая рефлексия.
Цель: обсуждение впечатлений от занятий.
Время: 3 минут.
Техника проведения: каждый участник должен закончить фразу «Когда я буду вспомнить сегодняшнее занятие, то я вспомню…»
Упражнение №6. Прощание.
Цель: завершение занятия.
Время: 2 минут.
Техника проведения: участники становятся по кругу, кладут свои руки на плечи друг другу и все вместе говорят: «До свидания».
Список литературы:
1.Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга. СПб: СПб-ГИПСР, 2008. – 176 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. СПб: Речь, 2011. - 304 с.
- Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. СПб: Речь, 2019. – 187 с.
- Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб: Речь, 2014. – 272 с.
- Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Издательство Юрайт. – 2019. – 457 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/25/picture-444799-1411655791.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Практическое вождение транспортных средств» (первый год обучения)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Практическое вождение транспортных средств»(первый год обучения)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-1208243-1579353718.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Солнечные грани"
Данная программа художественной направленности составлена для детей от 6,6 лет до 9 лет, срок реализации - 3 года. Создана на основе: примерная программа по учебному предмету «Основы изобразител...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/16/picture-1199894-1576516800.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности “Транспортная логистика”
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности“Транспортная логистика”. Программа реализуется в рамках проекта по Дополнительному образованию учащи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/21/picture-1276149-1603272636.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Батик" (разноуровневая)
В период занятий по данной программе проводятся теоретические и практические занятия по композиции, цветоведению, истории возникновения и развития художественной росписи ткани, современному состоянию ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/22/picture-1314067-1613980336.jpg)
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности
Особенностью предложенного материала программ является то, что все объекты природы представлены в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - принцип поведения каждого воспитанного человека....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856854-1480090446.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Балаганчик»
Настоящая рабочая программа театрального кружка старшей группы «Пчелки» МБДОУ «Детский сад «Рябинка» города Гагарин Смоленской области разработана воспитателями Ивановой ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-788870-1462683636.jpg)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа технической направленности «Занимательное программирование и робототехника» 108ч, 2021
Программа «Занимательное программирование и робототехника» (далее – программа) предназначена для использования на занятиях по робототехнике в системе дополнительного образования дете...