Развитие у школьников исследовательской компетенции, разносторонне творческих способностей в рамках реализации ФГОС»
статья

Суть творческого развития в соответствии с требованиями ФГОС заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно и под руководством учителя найти решение задачи, построить эффективную модель.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у школьников исследовательской компетенции, разносторонне творческих способностей в рамках реализации ФГОС»

Валиева Л.А., учитель математики

 МБОУ «Тимершикская СОШ»

Суть творческого развития в соответствии с требованиями ФГОС заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно и под руководством учителя найти решение задачи, построить эффективную модель.  Для  развития  познавательной и творческих способностей  школьника можно применить различные технологии обучения:

  1. Технология обучения в сотрудничестве. Это групповые и парные работы во время урока.
  2. Игровые технологии можно применить как во время урока, так и во время внеурочных занятий. Учащиеся с удовольствием участвуют в таких играх, как КВН, «Своя игра», «математический марафон.
  3. Технология проектов. После изучения определенной темы учащимся предлагается выполнить  мини- проекты. Например, «Треугольники», «Квадратичная функция», «Обыкновенные дроби», «Задачи на построение» и т.д..
  4. Информационные технологии.
  5. Внеклассные мероприятия.

При развитии творческих способностей учащихся помогает технология проблемного обучения. Рассмотрим некоторые из-них.

  1. Тема : «Сумма углов треугольника». В 5 классе учащимся дается задание, измерить углы треугольника и найти их сумму. В 7 классе предлагается построить треугольники с заданными углами : а) 900, 600, 450;   б) 700, 300, 500;  в) 500, 600, 700.
  2. Тема: «Средняя линия треугольника». Учащиеся проводят среднюю линию треугольника и измерив ее ищут связь между основанием треугольника.
  3. Тема : «Теорема Пифагора». Учащиеся чертят прямоугольные треугольники со сторонами 12 и 5, 6 и 8, 8 и 15 , измеряют гипотенузы и результаты заносят в таблицу. С помощью трех данных ищут закономерность между катетами и гипотенузой прямоугольного треугольника.
  4. Тема: «Формулы двойного угла». Учащиеся получают формулы двойного угла из формул сложения.

Существуют различные методы развития творческих способностей учащихся.

Инверсия.

Под инверсией мы понимаем перестановку членов выражения с целью получения нового выражения, более удобного для выполнения последующих преобразований.

Логические задачи.

Логические задачи не имеют прямой связи с каким-либо учебным материалом. Их можно использовать с целью воспитания умения проводить доказательные рассуждения. Сюда относятся задачи на взвешивания, переливания, разрезания.

Введение вспомогательной неизвестной.

Введение вспомогательной неизвестной – это эвристический приём, используемый в алгебре для формоизменения текста задачи.

               Приём получения следствий.

Приём получения следствий состоит в том, что раскрытие содержания исходных данных задачи даёт возможность получить некоторые выводы, а из полученных результатов сделать новые выводы и т.д. Нередко, таким образом, удаётся найти решение задачи.

Анаграммы, нахождение общего окончания, цепочка слов, омонимы лексические.

Серия эвристических приёмов, которые направлены на развитие языковых способностей школьников, на обогащение их активного словаря.

  Принцип Дирихле.

Основная идея задач, выводимых из принципа Дирихле, в следующем. Если разбить множество элементов на непересекающееся  части и при этом количество частей меньше количества элементов множества, то среди частей обязательно есть такая, которая содержит более одного элемента.

 

Рассмотрение крайних случаев.

Смысл приёма в том, чтобы на основе изучения поведения объекта,  в крайних случаях, исходя из наибольших и наименьших значений, выявить область поиска решения задачи.

Контрпример или подтверждающий пример.

Это приёмы приведения примера, опровергающего данное утверждение.  Начинаем с заданий на простое приведение контрпримера.

  Перебор.

Сущность данного приёма заключается в проведении перебора всех возможных случаев, описанных в задаче, что особенно ценно, в групповом анализе возможных решений.

              

  Аналогия.

Использование аналогии в математике является одной из основ поиска решения задачи. Развивать умение пользоваться приёмом аналогии можно с помощью задач, направленных на отработку таких познавательных приёмов, как проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами.

Суть заданий в следующем. В верхнем ряду заданы три объекта. Между первыми двумя нужно установить определённую связь и, рассуждая аналогично, подобрать из нижнего ряда объект, имеющий такую же связь с третьим.

  Исключение лишнего.

В данных заданиях несколько объектов в значительной степени сходны друг с другом и только один отличается от остальных. Главное требование – выявление лишнего объекта.

Классификация.

Это общепознавательный приём логического мышления.  Позволяет разбить множество на классы на основании признака, существующего для данных объектов. При этом множество можно разбить на классы самыми разными способами, всё зависит от выбранного признака.

Именно выбор существенного признака для классификации и вызывает затруднение у учащихся, поэтому надо обучать приёму классификации с младших классов.

Метод проб и ошибок.

Это эвристический приём, который используется в тех случаях, когда у решающего нет более конструктивных идей. Действие метода не поддаётся строгому и полному описанию, т.к. его проявление в каждом конкретном случае строго индивидуально.

 Поэтому рассмотрим на конкретных примерах использование этого метода. Примеры – это всевозможные разрезания, расстановка знаков математических действий, всевозможный перебор цифр.

Интересными являются задачи, когда после получения математической модели, никакие известные правила преобразований не помогают найти ответ. Тогда и вступает в действие метод проб и ошибок, т.е. решение подбирается «экспериментально».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)

Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...

Разработка КОС в рамках реализации ФГОС

Особенность ФГОС третьего поколения состоит в том, что они имеют модульную структуру, основаны на компетенциях, предусматривают активное участие работодателей в формировании вариативной части основной...

Организация внеурочной деятельности школьников в рамках реализации ФГОС

Краткое содержание задач, направлений, видов, форм и  требований к внеурочной деятельности...

Методическая разработка мастер-класса по теме "КОЗ как средство формирования ключевых компетенций учащихся в рамках реализации ФГОС "

—  Цель мастер-класса: трансляция опыта работы учителей по использованию на уроках КОЗ посредством современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС. Задачи мастер-класса:...

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

«Развитие творческих способностей детей в рамках реализации ФГОС НОО»

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Она должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельност...

Использование активных методов в рамках профессионального обучения дисциплине «Русский язык» в рамках реализации ФГОС СПО

Данный материал посвящен использованию активных методов при обучении русскому языку...