Внеклассное мероприятие "Математики в касках"
методическая разработка

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Математики в касках» предназначена для преподавателей, работающих с обучающимися I курса учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям:

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) базовой подготовки,

21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых.

Позволяет расширить кругозор обучающихся, привить интерес к предмету. Часть заданий можно использовать на занятиях по дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка мероприятия35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Математики в касках»

Цели:

  1. Повышение интереса к изучаемой дисциплине «математика», к своей будущей профессии ее социальной значимости.
  2. Формирование интереса к поисково-исследовательской и практической деятельности, побуждение решать задачи, имеющие практическое содержание, математическими методами.
  3. Развитие творческой активности, сообразительности и смекалистости студентов.
  4. Воспитание чувства коллективизма, ответственности, уважения к соперникам. Воспитание чувства гордости за свой родной край.

Обеспечение мероприятия: ТСО. ноутбук, проектор, экран, микрокалькулятор, шахтерские каски, грамоты и дипломы.

Материалы к ТСО: Презентация, «Гимн шахтеров» (слова и музыка А. Цой), «Гимн Кузбасса» (слова Г.Е. Юров, музыка Е.В. Лугов).

Участники мероприятия студенты I курса Ленинск-Кузнецкого горнотехнического колледжа специальности 130211 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) базовой подготовки

Из студентов сформированы 2 команды.

Ведущая – преподаватель Данилова О.А.

Жюри мероприятия

В Жюри входят преподаватели техникума естественнонаучных и информационных дисциплин.

Время и место проведения мероприятия

  • Аудитория 1210 (кабинет математики).
  • Длительность мероприятия 45 минут.

План мероприятия

Звучит песня Аниты Цой «Гимн шахтеров», на экране презентация (слайды 1-18).

Вступление. Представление команд и жюри.

Ведущий:

Мы рады приветствовать всех собравшихся. Всех, кто любит математику, кто учит математике, физике, информатике, всех тех, кто занимается и увлекается точными науками.

Уважаемые студенты, в Вашей будущей специальности необходимо обладать такими качествами, как находчивость, умение найти рациональное решение проблемы, сообразительность, умение логически мыслить, выступать перед аудиторией.

Задача команд – показать сплоченность коллектива, ответственность, эрудицию.

Задача жюри – выбрать самую сплоченную, эрудированную команду.

 Команда «Сыновья шахтеров» (слайд 19) обучающийся из команды

Мы, пока играя, примеряем каски

С лампочкой шахтерской ходим на показ,

Каждый раз любуясь угля черной краской,

Что легла каёмкой у отцовских глаз.

Нам волнуют душу ордерные ленты,

С золотыми лаврами праздничный мундир.

И шахтер почетный словно из легенды

Каждому мальчишке дорог как кумир.

Команда «Племя шахтеров» (слайд 20) обучающийся из команды

Шахтерская куртка не каждому впору

Шахтерская каска не всем подойдет

Есть племя горячее, племя шахтеров

Особые люди, особый народ.

Ведущий:

Шахтер сегодня – это высококвалифицированный специалист, который наряду с глубоким пониманием горного дела обладает широкими техническими и математическими знаниями.

Будущий шахтер должен знать: шахтовую терминологию и уметь применять математические знания к соответствующим расчетам.

Шахтер – это не профессия. Это натура человеческая, сильная и не скрывающая этой силы. Слабаков в шахте не бывает.

От шахтера до математика (слайд 21) Выступление обучающегося.

Виктор Садовничий - ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вице-президент Российской академии наук

Виктор Садовничий родился в харьковской глубинке.  Отец был рабочим. Мать – колхозницей, а позже домохозяйкой.

«Только что закончилась война. Мне 9 лет», - вспоминает Садовничий, - «Маленькое село, все разбито, разрушено, у детей - по одной маечке и шароварам. В нашем селе жила приезжая женщина из Харькова, она была отличной швеей. Это была очень пожилая женщина, много повидавшая на своем веку. Помню, однажды она долго смотрела на меня, что-то мерила глазами, как будто собиралась шить мне дорогой костюм, а потом вдруг говорит: "Если будешь хорошо учиться, далеко пойдешь!" Я запомнил это и очень старался учиться».

Садовничий учился в сельской школе, аттестат зрелости получил в рабочей вечерней школе. Он работал шахтером, но в 1958 году избрал делом своей жизни математику. "Я поступал в университет сложно: работая на шахте "Комсомолец" закончил вечернюю школу, затем послал документы в Белорусскую сельхозакадемию. А мой товарищ, уже начальник участка, говорит: "Ты ведь математик. Поехали в МГУ", - вспоминает Садовничий.

Успешно сдав вступительные экзамены на механико-математический факультет университета, абитуриент обнаружил, что в списке зачисленных значится "Садовничий Виктор Анатольевич", тогда как его отчество - Антонович. Но это, по его словам, была "приятная ошибка".

Пройдя все ступени преподавания, 23 марта 1992 года Садовничий был избран ректором МГУ - это были первые ректорские выборы на альтернативной основе в условиях нового государства.

Виктор Садовничий - ректор МГУ, президент Российского союза ректоров и Евразийской ассоциации университетов, академик РАН. Он также активно продолжает преподавание и научную работу. В этом году Виктор Антонович отметил свой 75-летний юбилей. [4]

Ведущий

Слова, сказанные Виктором Антоновичем в одном из своих интервью: "Если будешь хорошо учиться, далеко пойдешь!", будут нашей путеводной ниточкой.

Мы переходим к первому конкурсы «Домашнее задние».

Домашнее задание (слайды 21-26) Выступление обучающихся по одному из каждой команды.

  1. Как измерить (не используя вычисления) с помощью линейки длину пространственной диагонали кирпича? [2]
  2. Для определения высоты шахтного террикона выбрали базис АВ=100м. С помощью угломерного инструмента, высота которого 1,4 м, определили угол α=25° и угол β=17°. Используя результаты измерений найти высоту террикона. [3]

Ведущий

Следующий конкурс – «Задачи». Все задачи связаны с вашей будущей профессией. Сегодня вы их решаете за партой, а пройдет несколько лет и вам придется решать более сложные задачки, когда от правильности решения, оперативности принятых мер, будет зависеть жизнь ваших товарищей.

Задачи (слайды 27-37)

  1. Две бригады шахтёров добыли 1780т угля. Уголь, добытый первой бригадой, погрузили в 43 вагона, а уголь, добытый второй бригадой, в 46 таких же вагонов. Сколько тонн угля добыла каждая бригада?

Решение.

43+46=89 вагонов всего

1780:89=20 (т) в каждом вагоне

43·20=860 (т) у первой бригады

46·20=920 (т) у второй бригады

Ответ: 860 и 920 тонн.

  1. Клеть для подъема и спуска людей в шахту имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Длина – 3000 мм, ширина – 1370 мм, высота – 2600 мм. Корпус клети обит стальными листами, на полу стальные рельсы. Вычислить объем клети.

Решение.

 3000·1370·2600=10686000000 мм3=10,686 м3

  1. Для перевозки людей по горизонтальным выработкам применяют вагонетки ВПГ-12 и ВПГ-18 с числом посадочных мест 12 и 18 человек. Сколько кубических метров приходится на 1 человека, если объем вагонеток 6 м3 и 9 м3?

Решение.

6:12=0,5 м3

9:18=0,5 м3

  1. Барабаны подъемных машин имеют цилиндрическую форму. Диаметр навиваемого каната 20 мм, а диаметр барабана в 80 раз больше. Найти длину окружности барабана.

Решение.

20·80=1600 мм=1,6 м диаметр барабана

1,6:2=0,8 м радиус барабана

2·П·0,8=5,024 м длина окружности барабана.

  1. Для перевозки угля, на разрезах работают БелАЗ-540 объемом кузова 15 м3, а у БелАЗ 75-21 V=70 м3. Во сколько раз объем одного кузова больше другого, зная, что плотность угля 1,3 т/м3, вычислить массу I и II кузова БелАЗов.

Решение.

70:15=14/3=

15·1,3=19,5 т БелАЗ-540

70·1,3=91 т БелАЗ 75-21

  1. Сколько погонных метров рельсов нужно для укладки одноколейной железной дороги от поверхности земли до вершины террикона, если высота его – 125 м, а угол естественного откоса a=470?

Пояснение. На вершину террикона породу вывозят по рельсам в вагонах.

Решение.

125:sin170=171 м.

Ведущий

Для продолжения конкурсов, приглашаем бригадиров команд.

Конкурс бригадиров (слайд 38)

ЦИФРОБОКС

Два шахтера перед вами,

У рабочих странный вид.

Отгадайте быстро сами,

Кто в работе победит?

Время даром не теряйте,

Труден только первый ход:

Цифры каждого сложите.

Кто сильнее? Чья возьмет?

(Ответ 76 и 74) [1]

Ведущий

Бригадиры трудятся, а мы выявим самого эрудированного, смекалистого и находчивого из зрителей.

Блиц-опрос

  1. Вы заходите в незнакомую темную комнату, где стоит газовая плита и керогаз. Что зажжете в первую очередь? (спичку)
  2. Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери и две перегорели. Сделать нужно вам малость: сказать, сколько ламп осталось?(5)
  3. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (одинаковые)
  4. Что идет не двигаясь с места? (время)
  5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  6. Сколько минут надо варить крутое яйцо? (нисколько, оно уже вареное)
  7. Летело 3 страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
  8. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько осталось? (20)
  9. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту? (0 км/ч)
  10. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (нет, потому что будет ночь)
  11. В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома наживается чаще всего? (1)
  12. Сколько граней у неочиненного шестигранного карандаша? (8)

Ведущий

Шахтер – это одна из самых сложных профессий. В шахту приходят работать многие, но остаются – не все. Для работы в сложных, опасных условиях подземных горных выработок необходимы: мужество, высокое чувство ответственности за товарищей по работе, выносливость, здоровье.

Недаром большое количество стихов и песен посвящено именно этим отважным людям.

И даже в гимне Кузбасса первый куплет посвящен горнякам – шахтерам. Я предлагаю послушать его. (Звучит первый куплет гимна.)

Советы (слайды 39-47):

  1. От лишних знаний еще никто не погиб, а из-за их недостатка – многие. Учти, хорошая учеба – основа твоего будущего благополучия.
  2. Самое главное в жизни – интересная работа.
  3. Не дели дисциплины на нужные и не нужные. (Науке еще не известны тонкости формирования интеллекта. Как знать? Не исключено, что общетехнические дисциплины могут дать тебе как специалисту больше, чем специальные курсы.)

Подведение итогов

Ведущий

Все конкурсы завершились. Теперь попросим уважаемое жюри подвести итоги.

Жюри подсчитывает баллы.

Награждение победителей

Команды приглашаются для оглашения результатов и вручения грамот и дипломов.

Источник 

  1. Бурау И.Я. Загадки мира цифр и чисел [Текст]. – Д.: Сталкер, 1996. – 448 с.
  2. Кутепов А.К., Рубанов А.Т. Задачник по геометрии [Текст]: учебное пособие для техникумов. – М, Высшая школа, 1970.
  3. Методические рекомендации по математике [Текст]: метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений / Я.С. Бродский, Н.Н. Лемешко, А.Л. Павлов и др.; Под ред. Я.С. Бродского. – М.: Высшая школа, 1991. – 76 с.
  4. Ректор МГУ Виктор Садовничий отмечает 78-летие / ИТАР-ТАСС (http://www.msu.ru/info/struct/rectintv_arch/rektor_mgu_viktor_sadovnichiy_otmechaet_75_letie.html)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания....

Курсовая работа "Антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях по английскому языку в средней школе"

Курсовая работа, направленная на антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях английского языка в средней школе....

Методическая разработка по внеклассному воспитательному мероприятию тема «Дружба, любовь» Направление нравственность

Внеклассное мероприятие предназначено для студентов 18-20 лет. Проводится в форме игры "Любовь с первого взгляда". Так же здесь рассматриваются вопросы не только о любви, но и о дружбе...

Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...