Главные вкладки

    Курсовая работа "Антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях по английскому языку в средней школе"
    материал по теме

    Курсовая работа, направленная на антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях английского языка в средней школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon olesya_kursovaya.doc214.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОУ СПО «Ленинградский педагогический колледж»

    Краснодарского края

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

    Автор: Гусева Олеся,

    студентка 4 курса группы «А»

    лингвистического отделения

    Научный руководитель:

    Башта Святослав Николаевич,

    преподаватель английского языка

    Ленинградская

    2009г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

    ГЛАВА I. Теоретическое обоснование исследования процесса антинаркотического воспитания в средней школе

    1.1. Наркомания как глобальная проблема современного общества……

    1.2. Психологическая предрасположенность к употреблению наркотических веществ в подростковом возрасте…………………………

    1.3. Антинаркотическая работа на современном этапе в средней школе.

    ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа по организации антинаркотического воспитания в школах

    2.1. Анализ планов воспитательной работы учителей 9 классов по теме исследования………………………………………………………………

    2.2. Фрагменты внеклассных занятий по английскому языку с антинаркотическим содержанием…………………………………………………

    2.3. Рекомендации для учителей по выявлению потенциальной группы риска среди учащихся.…………… ………………………………………

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

    ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

    3

    5

    9

    14

    19

    21

    26

    29

    31

    32

    ВВЕДЕНИЕ

    Наркомания поднимает все слои общества: бедных в их безысходности лишает воли к борьбе за лучшее устройство в жизни, заставляет быстрее опускаться на социальное дно; представителей средних слоев лишает достатка, губит их детей как потенциальных наследников, обрекая последних на жалкое существование наркомана; бизнесменов лишает делового духа, столь необходимого в конкурентной борьбе; чиновников, государственных и муниципальных служащих делает корыстными, коррумпированными и безвластными. И всех их наркотическая зависимость заставляет нарушать закон, пополнять ряды преступников. Следствием активного наступления наркомании стало появление наркоманов-рабочих, наркоманов-офицеров, наркоманов-ядерщиков, наркоманов-врачей, наркоманов-политиков, -родителей, -детей и т.д. Это дорога в небытие… Наркомания – смертельная угроза всему российскому обществу, его подрастающему поколению, а значит, самому существованию России. В последнее время педагоги, психологи говорят о необходимости активизации процесса антинаркотического воспитания в средней школе. Именно это и побудило нас остановить свой выбор на данной теме исследования: «Антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях по иностранному языку на среднем этапе». Актуальность данного исследования не вызывает сомнения.

    Объектом исследования является внеклассная работа по иностранному языку.

    Предметом исследования является процесс антинаркотического воспитания школьников на среднем этапе обучения.

    Целью исследования является разработка практических материалов для организации внеклассной работы по антинаркотическому воспитанию на среднем этапе в школе. Для достижения поставленной цели нами были выделены и решались следующие задачи:

    - рассмотреть наркоманию как проблему современного общества;

    - рассмотреть психологическую предрасположенность к употреблению      наркотических веществ в подростковом возрасте;

    - рассмотреть  антинаркотичекую деятельность в Краснодарском крае.

    - изучить тенденции антинаркотического воспитания в средних школах района;

    - разработать  серию  внеклассных мероприятий, направленных на антинарокотическое воспитание школьников;

    - разработать методические рекомендации по проведению данного вида мероприятий, наглядные пособия и памятки родителям и школьникам по антинароктическому воспитанию;

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

    1. Наркомания как глобальная проблема современного общества.

    Наркомания представляет собой сегодня одну из самых серьёзных социальных проблем. При наркомании происходит деформация, а затем и разрушение системы мотивации, разрыв прежних социальных связей и формируется поведение, характерными чертами которого являются готовность больного к любым противоправным поступкам ради получения наркотического вещества.

            Целесообразно дать определение наркотикам.          

    Наркотик – сильнодействующее вещество, преимущественно растительного происхождения, вызывающее возбудительное состояние и парализующее центральную нервную систему.

    Под наркоманией психологи, врачи, педагоги и органы власти подразумевают болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, приводящим к тяжелым нарушениям функций организма. Профессор И.А.Федосеев рассматривает наркоманию как  термин, включающий несколько форм зависимости.

    1. Толерантность (переносимость) к наркотику увеличивается по мере того, как организм привыкает к нему. С увеличением толерантности возрастает количество наркотика, необходимое для оказания на организм прежнего эффекта.
    2. Зависимость – это термин, используемый для описания состояния, при котором организм привыкает функционировать под воздействием наркотика. Когда прием наркотика прекращается, наркоман испытывает крайний дискомфорт, именуемый синдромом отмены.
    3. Психологическая зависимость, как широко принято думать, определяется потребностью к импульсивным желаниям продолжать принимать наркотик, независимо от того, есть физическая зависимость или нет. Однако весьма рискованно утверждать, что какой-то наркотик не вызывает физической зависимости. Человек после долгого применения или при специфических обстоятельствах может привязаться к на вид не вызывающему привыкания наркотику. Например, есть свидетельства того, что небольшое привыкание к марихуане после регулярного использования по вечерам в течение многих лет приводит к хронической бессоннице после отмены приема. Психология наркомании еще не понятна, но произошли важные прорывы в понимании того, как организм может стать толерантен к психоактивным наркотикам (наркотикам, которые воздействуют на мозг и восприятие).  [А.Е. Личко]

    Чтобы понять сущность наркомании, проанализируем ее ключевые понятия. Это эйфория, наркотическая зависимость.

     Рассмотрим каждое из них.

    Эйфория (греч. Еnphoria) – состояние, когда человек находится в болезненно повышенном, беспричинно радостном настроении.

    Наркотическая зависимость – этот термин весьма точно отражает взаимоотношения наркоманов и наркотиков: часто в течение короткого времени возникает привычка к наркотикам, т.е. буквальное подчинение всей жизни их употреблению. Другие стороны жизни игнорируются либо им уделяется значительно меньше внимания. Человек употребляет наркотики несмотря на риск. Он не может отказаться от употребления наркотиков или сократить его на сколько-нибудь значительное время, даже если хочет. Этот процесс психолог В.П. Алферов называет потеря контроля (В.П. Алферов – 2005).

    Человек, регулярно употребляющий наркотики, попадает в зависимость, престает быть способным контролировать свое поведение, у него изменяется вся система потребностей, круг интересов.

    Еще одна особенность наркомании состоит в том, что она, как патологическое состояние, в значительной степени необратима, и негативные изменения, которые произошли в организме и сознании человека в результате злоупотребления наркотиками, могут остаться с ними навсегда.

    Она затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности, препятствует духовному, эмоциональному, интеллектуальному развитию. Человеческое сознание сужается до удовлетворения только одной потребности, превращающейся в порочный круг: поиск и прием наркотиков, поиск денег на их приобретение. Самостоятельно вырваться из этого порочного круга, опираясь даже на самую сильную волю и поддержку близких, удается лишь единицам.

    Специалисты все наркотики подразделяют на две группы:

    - легальные;

    - нелегальные.

    К легальным (разрешенным) наркотикам относят: табак, алкоголь и

    лекарства. Их хранение и употребление не подлежат наказанию, их можно купить в магазине или аптеке.

         Среди нелегальных (запрещенных) наркотиков наиболее известны гашиш, ЛСД, кокаин и героин. Однако оценки «легальный» или «нелегальный» не дают четкого представления об опасности того или иного наркотика. Все нелегальные вещества характеризуются, прежде всего, воздействием на центральную нервную систему, на мозг человека. Из-за них изменяются ощущения и стереотипы, касающиеся, прежде всего, чувства пространства и времени, искажаются эмоциональные переживания, а также восприятие собственного «Я».

    Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей и юношества. По данным Госнаркоконтроля Российской Федерации в последние пять лет число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло почти в 8 раз. Получили распространение «семейная» наркомания и даже приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. Только в 1998г. Впервые с установленным диагнозом «наркомания» было взято под наблюдение 9600 подростков. В сравнении с предшествующим годом рост почти на 80%. В 90-е годы 20 века этот рост увеличился в 19 раз. Число смертных случаев от употребления наркотиков за это же время увеличилось в России в 12 раз, а среди детей в 42 раза. Все большее пристрастие к наркотикам проявляют женщины, в том числе матери-одиночки и несовершеннолетние матери, - новое явление нашей современности. Иными словами, наркоопасность воспроизводится внутри общественного организма как болезнетворный паразит. За счет этого наше общество теряет молодежь, т.е. значительную часть потенциально наиболее активных граждан. Печальный опыт стран – «родоначальников» наркобизнеса и наркологической обработки молодого поколения убедительно свидетельствует, что наркомания косит молодых людей, добираясь постепенно до малолетних детей [Ф.Г. Углов].

    Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДА. Из зарегистрированных в конце века ВИЧ-инфицированных более 80% - наркоманы. Есть также прямая связь роста наркомании и быстрого расползания по стране видов гепатита, в том числе В и С – самых тяжелых и практически неизлечимых форм этой болезни [Ф.Г. Углов].

    В 2005 г. Было совершено более 90 тысяч преступлений, связанных с наркотиками; при этом количество тяжких преступлений увеличилось на 40%. Из каждых десяти имущественных преступлений шесть совершаются наркоманами (по данным Агентства международной информации (АМИ) Международной  ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом) [М.И. Буянов].

    1. Психологическая предрасположенность к употреблению      наркотических веществ в подростковом возрасте.

    Издавна считалось, что подростковый период чреват сложными конфликтами. В научной литературе этот период называют кризисом развития. Именно в это время человек впервые задумываются над жизненно важными для себя вопросами: о смысле жизни, о своём месте в ней. В этот период формируется комплексный, целостный образ себя как личности. Основным содержанием этого периода является обретение собственного «Я».

    Подростковый возраст называют еще переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, которая пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

    В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция положения в коллективе, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны взрослых.

    В подростковом возрасте проявляется потребность в познании самого себя. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения, появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. (Васильева Ю.В. Социальная педагогика – М.: Владос,2000 – с.558.)

    Особую роль, как известно, в этот период играют сверстники. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, тогда, как влияние сверстников усиливается. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются потребностью в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения. Воздействия сверстников на ценности и установки подростков часто оказываются более значимыми, чем влияние школы и родителей. Именно в этот период появляется опасность увлечения подростка наркотиками. Мотивы могут быть самыми разными: любопытство, поиск острых ощущений, давления со стороны сверстников и желание заслужить их одобрение и т. Д.

     Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский центральной проблемой подросткового периода считал становление самосознания. Он рассматривал подростковый период как переходный период развития личности, сопоставимый по своему значению с периодом раннего детства. Л.С. Выгодский отмечал, что особенности поведения в подростковый период забываются, по крайней мере частично, когда человек взрослеет. (Выгодский – 2004)

    Психологи Битенский, Херсонский и др. в своей книге «Наркомания у подростков», говорят о том, что в подростковый период характерно отрицание, которое является как бы основой его поведения. Приобретаются альтернативные ценности, противостоящие традиционным ценностям общества. Авторы считают, что употребление наркотических веществ было и есть главный и единственный фактор, который вызван социальной дезадаптацией подростка.

    Д.В. Колесов в своей книге «Не допустить беды» говорит о том, что при наркомании первым шагом является первая проба наркотического вещества, которую подросток, как правило, делает под влиянием окружающих. Это, как правило, приятели и знакомые, которые сами уже начали употреблять наркотические вещества, но не успели ещё осознать страшное его разрушительное действие. В их отношению к наркотику доминируют впечатления от вызываемой им эйфории, переживание необычности ощущений, что может привлекать молодого человека, для которого на первом месте необычность и желание ощутить её из-за любопытства, а уже на втором – критическое  осмысление происходящего.

    Колесов отмечает, что наркоманы со стажем, которые в принципе  достаточно хорошо знают правду о наркотиках, но в «силу вызываемых наркотическим веществом изменений в психике склонны оказывать на новичков давление, привлекать их к своему занятию. Они стремятся вовлечь в употребление наркотиков как можно больше людей, чему способствует свойственный наркоманам эгоизм.

    Некоторые  же предлагают попробовать наркотическое вещество с корыстными целями, чтобы вовлечь в наркоманию и подчинить себе человека с последующим использованием его как орудия каких-либо преступных замыслов или как источник наживы».

    Колесов попытался дать ответ на то, чем определяется поведение подростка, когда ему предлагают попробовать наркотическое вещество. Он говорят, что определяющими факторами здесь является «наличие или отсутствие установки на полное владение своими психическими функциями. Одному подростку кажется нелепым или болезненным желание изменить своё психическое состояние, терять ясность психики. Другому, -  это или безразлично, а чаще всего неинтересно, что свидетельствует о недостаточности личностного развития, о личностной незрелости, когда переживание собственного «я», его устойчивость и ясность не является для индивида ценным и важным, и он легко готов уйти от самого себя, лишь бы получить за это « в награду» какое-нибудь удовольствие».

    Некоторые специалисты утверждают, что неустойчивы к наркотическому соблазну те подростки, кто обладает низкой выносливостью по отношению к отрицательным ощущениям, а также те, кто склонен к экспериментам над собой и своим состоянием. Чаще всего основой этого является любопытство, которое является необычным познавательным любопытством по отношениям к изменениям своего внутреннего состояния, т.е. это преувеличенная реакция на новизну воспринимаемого объекта, как бы незрелая форма любознательности.

    Л.Н. Тимошенко в своем пособии для учителей «Воспитываем старшеклассников» обращает особое внимание на то, что поведение человека, которому предлагают попробовать наркотическое вещество, определяется степенью его ответственностью или безответственностью индивида.

    Присущая возрасту склонность к содержательно-психологическому, а не просто ролевому общению делает подростка чувствительным к влиянию людей, которые проявляют готовность к такому общению (искренне или демонстративно), они становятся для них более авторитетными, чем родители. Во многом этим же определяется влияние на подростков и молодёжь компании сверстников, с которыми их связывает возможность психологически-личностного общения, возможность поговорить обо всём, что интересует.          

    Д.В. Колесов обращает внимание на то, что нередко наркотическая группа сверстников (неформальная группа людей, объединённых общими наркотическими интересами) оказывает на начинающего более интенсивное давления, чем антинаркотическое воздействие родителей. Человек, начавший употреблять наркотическое вещество, сближается с наркотической группой посредством наркотической взаимопомощи. Наркотическая группа помогает новичку быстрее преодолеть начальную защитную реакцию организма на приём наркотика. Члены группы уговаривают его «потерпеть», объясняют что «это» скоро пройдёт, а дальше будет сплошной «кайф», они дают деньги на приобретение наркотика, делятся им, обмениваются информацией о том, где, что и у кого можно достать.

    Вступая в наркотическую группу, подросток становится, зависим от внутригрупповых отношений,  резко акцентированных ввиду наркотической специфики группы.

             Образование подростками компаний, принято считать одной из особенностей этого возраста.

             По мнению Д.В. Колесова никогда никакая компания не станет для подростка ближе и дороже собственных родных и близких, если отношения подростка со взрослыми, с родителями складываются гармонично, если его в семье понимают, поддерживают, критикуют строго за дело (причём не обижая, разъясняют ему суть его ошибок), не ограничивают в стремлениях и интересах.

    В случае же, если отношения подростка в семье в том или ином отношении для него неудовлетворительны (отсутствует психологический контакт, активность подавляется, потребность в психологически содержательном общении не удовлетворяется), общение в компании наполняется для него особым содержанием и значимостью. Образующиеся при этом подростковые компании всегда в той или иной степени оказываются противопоставленными окружающим, особенно, если в такой компании появляется отрицательный лидер. Групповые лозунги становятся обязательными. В подобных компаниях употребление алкоголя, а затем и наркотических веществ становится практически неизбежным моментом общения. Этому способствуют свойственные таким компаниям установки типа «делай, как все». К тому же на фоне безделья любое проявление активности так или иначе привлекает внимание своей новизной или необычностью, воспринимается с энтузиазмом. А употребление наркотических веществ как раз и относится к числу таких занятий.

    Слова К.Д. Ушинского о развращающем влиянии безделья на подрастающее поколение находят в данном случае особенно яркое и убедительное подтверждение.            

    Л.С. Макаренко в своих работах отмечал, что свойственная возрасту склонность к самоутверждению может вступать в противоречие с излишней гиперопекой родителей, особенно, если последняя демонстративна для окружающих. В подобном случае для того, чтобы доказать сверстникам свою  самостоятельность, подросток готов на любые действия, часто не задумываясь о последствиях.

    Также необходимо отметить, что поведение подростка, которому предлагают попробовать наркотическое вещество, определяется наличием или отсутствием у него знаний о природе этих веществ, специфике их действия на психику человека. Понимание подростком опасности наркомании, как особого психического заболевания,  явилось бы основанием для выработки активной антинаркотической позиции и формирования убедительных доводов в пользу отказа или приёма каких-либо веществ, действующих на психику.

             Итак, мотивы, ведущие к употреблению наркотических веществ, могут быть различными:

    - внутренне ориентированными (желание изведать новые ощущения или переживания, иногда стремление забыть жизненные трудности или освободиться от застенчивости, скованности в поведении);

    - внешне ориентированными (любопытство к неизвестному чужому занятию; стремление не отстать от приятелей, опасения показаться в их глазах «слабым», желание утвердиться в глазах тех, кто употребляет наркотические вещества и вместе с тем авторитетен для начинающего);

    - подражание (некоторые подростки подражают чужому занятию,  не задумываясь, принимая наркотик «просто так», причём на начинающего употреблять наркотическое вещество человека в дальнейшем оказывает давление наркотическая группа, которая является неформальной группой людей, объединенных общими наркотическими интересами. Такой группой может стать подростково-юношеская компания, участники которой начали употреблять наркотические вещества, или же она изначально формируется на основе общей потребности в этих веществах).

    1.3. Антинаркотическая работа на современном этапе в средней школе.

    В России, как, впрочем, и по всему миру, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у детей девяти – десяти лет. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества. Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) – в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть [В.М. Ялтонский].

    По данным правоохранительных органов сегодня наркоторговцы выработали и широко применяют тактику «затягивания в сети»: в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель – «в сети». Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Психологи отмечают, что наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.

    Серьезная ситуация с наркоманией сложилась  Краснодарском крае. Сложная геополитическая ситуация, многонациональность нашего региона приводит к тому, что за последние пять лет в Краснодарском крае, как и в целом по России, возрастает потребление наркотических веществ. Ежегодно на учете принимается 1800 – 2500 человек. Общее число потребителей наркотиков достигло 30 тысяч человек. В крае  на 1000 жителей приходится 3,2 наркозависимых, в России – 1,9.

    В настоящее время на профилактическом учете по поводу эпизодического употребления наркотиков стоят почти 12 тысяч человек. По экспертным данным число наркозависимых в крае приближается к 250 тысячам человек. На диспансерном учете находится почти 800 подростков, в том числе больше 100  - до 14 лет.

    Исследования Краснодарских социологов в школьной среде показали, что 46% опрошенных пробовали наркотики, 36% курят, 75% с различной интенсивностью принимают алкоголь. В целом наблюдается, что наркомания «молодеет».

    Установлено, что 80% больных употребляет наркотики внутривенно, что повлекло широкое распространение  ВИЧ – инфекции, и ее эпидемическую вспышку. На сегодня  в Новороссийске около 1,5 тысяч человек ВИЧ – инфицированных.  За последние 11 лет умер 131 больной, из них около  30 человек с диагнозом СПИД. Большая часть заболевших были наркоманы. По инфицированности  вирусом ВИЧ  край занимает второе место в России. По данным социологических исследований каждый пятый учащийся  пробовал  наркотики, купить которые сегодня не составляет труда.

      Проблема молодежной наркомании особо остро стоит и в нашей станице. Возрастная шкала наркоманов в станице – это молодые люди 13 – 32 лет, причем в поле зрения наркологов попадает не более 7–8 %. В  последнее время не редкость и 12-летние больные.

    Статистика по нашей станице весьма не утешительна: один наркоман втягивает в год от 6 до 10 человек в сферу потребления наркотиков. 86,6% употребляют наркотики внутривенно. По состоянию на 1 января 2006 года количества только официально зарегистрированных больных наркоманией составило 878 человек, но реально их значительно больше, более 3 тысяч человек.

    Проанализировав статистику, мы видим, что наркотики становятся все более доступными молодежи. Приведенные данные подтверждают, что современная наркомания – угроза, прежде всего, подрастающему поколению. Таким образом, начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог составить новую образовательную и квалификационную элиту государства, в которой оно действительно нуждается.

    Значение профилактических мероприятий, касающихся наркомании несовершеннолетних, заключается не только в необходимом ограждении молодежи от пристрастия к наркотикам, а имеет самое непосредственное отношение к решению проблем наркомании в целом, так как изначальные основы этих негативных явлений среди взрослых, как правило, закладываются в подростковом возрасте.

    Поведение профилактических мероприятий по предупреждению развития наркоманий не может быть обеспечено усилиями только медицинской службы. Необходима совместная деятельность врачей, правоохранительных органов, родителей  и педагогов.

    Таким образом, на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 11 августа 1994 года № 453 была создана Межведомственная комиссия  по противодействию злоупотреблению наркотическими веществами и их незаконному обороту. В ее состав вошли руководители всех заинтересованных в решении проблемы управлений и ведомств.

    Была разработана первая программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими веществами и их  незаконному обороту на период с 1995 по 1997 годы. Она не финансировалась.

    С 1998 года по 2000 год в действии была вторая программа, по которой оказана финансовая помощь департаменту здравоохранения и главному управлению внутренних дел края.

    29 июня 2001 года Законодательным Собранием Краснодарского края утверждена новая программа на 2001 – 2003 годы, предусматривающая финансирование мероприятий из краевого бюджета в размере более 40 миллионов рублей.

    Деятельность комитета  по делам молодежи носит исключительно информационную, профилактическую нагрузку. Применяется сочетание различных форм организации молодежи от крупных, многочисленных акций до работы с ограниченным кругом ребят.

    Издается ежемесячное приложение к газете «Молодежный проспект Кубани» - «Без наркотиков». Проводятся тематические акции. Например, тематические недели «Скажи наркотикам «Нет»!» прошли в шести вузах  Краснодара, охватив более 5500 человек. Из действующих в крае 62 телекомпаний и 24 радиокомпаний практически все  принимали участие в освещении проблемы противодействию незаконному обороту наркотических  средств на территории края. Всего в 2005 прошло более 30 передач по каналам «ГТРК «Кубань» и  «НТК». Печатные СМИ Кубани всего опубликовали более 400 статей по данной проблематике. Активно работают горячие линии помощи наркоманам и их семьям.

    Как было выше сказано, большое профилактическое значение будет иметь совместная работа врачей, правоохранительных органов, родителей и педагогов. В связи с эти мы считаем, что большое значение для профилактики наркомании имеет санитарно-просветительная работа, которая должна проводиться непосредственно в школе.

    Многие учителя считают целесообразным включить в учебную программу курс по профилактике наркомании. Эту пропаганду нужно вести умело, дифференцированно, она ни в коем случае не должна стимулировать нездоровый интерес подростков к обсуждаемому предмету.

       Мы считаем, что профилактика наркомании наиболее эффективна среди школьников 8-9-х классов, поскольку у них слабо выражена реакция оппозиции.

       Итак, проблема наркомании в подростковом возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Точных данных о количестве наркоманов в нашей стране и даже крае нет, но статистические данные ужасающие. Следовательно, чтобы подрастающее поколение было полноценным, чтобы прервать процесс деградации значительной части молодежи, необходимо предупредить распространение наркомании, а значит необходимо вести тщательную, совместную профилактическую работу.

               В связи с этим считаем, что большое влияние в плане антинаркотического воспитания должна оказывать школа: учителя-предметники на своих уроках, классные руководители, социальные педагоги, психологи должны проводить воспитательную работу по профилактике наркомании. Никто из педагогов не должен оставаться в стороне.

     Считаем целесообразным проводить антинаркотическую воспитательную работу в течение всего времени обучения на уроках по учебным дисциплинам, которые позволяют это сделать в силу своего содержания (биология, химия, физика, обществознание,  иностранный язык).Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно- воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.

    Внеклассная работа по ИЯ решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках
    ИЯ; расширение мировоззрения учеников; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;

    - воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

    Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.

    Преимущества ведения антинаркотического воспитания именно на внеклассных занятиях заключается в возможности свободной организации занятий и относительной неограниченности их во временных рамках; разнообразии предлагаемых форм и методов проведения занятий; более свободный стиль общения с учащимися; вариативность структуры самого занятия; большую мотивацию учащихся на внеклассную работу. 

    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ

    2.1. Анализ содержания обучения иностранному языку и воспитательной работы в 9 классе по теме исследования.

             Анализ учебников «English – 9» под редакцией В.П. Кузовлева и «English – 5» под редакцией А.П. Старкова показал, что на уроках иностранного языка в 9 классе темы «Защита окружающей среды» и «Охрана здоровья человека» рассматриваются в общем. Учащимся также предлагается читать несложные тексты о загрязнении окружающей среды и о путях решения данной проблемы. Некоторые задания носят творческий характер, где учащимся предлагается создать свои программы по очищению водоемов и суши. Что касается охраны здоровья человека, то в данных учебниках авторы уделяют огромное внимание здоровой пище, при этом особого акцента на вредные привычки  не делают. Проблема курения, употребления алкоголя, а тем более наркомании затронута лишь поверхностно (при обсуждении учебной ситуации «Good and Bad Habits»). И как таковой пропаганды здорового образа жизни и отказа от вредных привычек и антипропаганды наркомании здесь нет.

    Анализ учебника «English – 10-11» под редакцией В.П. Кузовлева показал, что в данном учебнике достаточно большое внимание уделено проблемам молодежи в России и в англоязычных странах. Одна из главных тем данного учебника (Unit 4) – это тема «Легко ли быть молодым?» («Is it easy to be young?»). При изучении данного раздела затрагиваются многие проблемы жизни молодежи, например, такие, как проблема отцов и детей, свободного времени (досуг молодежи), проблемы подростка, а также и вредные привычки.

    То есть, в данном учебнике более широко рассматривается проблема здорового образа жизни молодежи. Учащимся предлагается выполнить ряд заданий, которые носят характер разрешения проблем, связанных с подростковым возрастом, приводятся факты и цифры о негативном влиянии алкоголя, сигарет и наркотиков на организм подростков, а также дается ряд советов для избежания некоторых проблем в данном возрасте.

    Исходя из анализа данного учебника, можно сделать вывод, что положительной стороной организации и тематики данного учебника является то, что здесь достаточно широко рассматриваются проблемы молодежи, в том числе такие, как алкоголизм, курение и наркомания. А отрицательным  ыделется то, что проблема здорового образа жизни не рассматривается как таковая, здесь не акцентируется внимание на вредное воздействие алкоголя, сигарет и наркотиков на здоровье человека, а, значит, данная тематика не несет в себе пропаганду здорового образа жизни или антинаркотического воспитания. Также мы считаем, что подобную тематику должны носить учебники по английскому языку для 9 классов, ведь известно, что наркомания сегодня «молодеет», тем более, что программа обучения английскому языку на среднем этапе предполагает умение учащихся общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в таких учебных ситуациях, как «Мои друзья и я», «Взаимоотношения в семье», «Здоровый образ жизни», «Проблема свободного времени». Следовательно, считаем,  что проблемы затрагиваемые в учебнике «English – 10-11» (В.П. Кузовлев) необходимо обсуждать при изучении английского языка в 9 классе, то есть в более ранний период, а следовательно проводить и антинаркотическую пропаганду при изучении данных тем.

    В рамках нашего исследования нами была поставлена и решалась задача анализа планов воспитательной работы учителей исходя им тематики исследования. Это было сделано с целью получения информации о работе классных руководителей 9 классов средних школ в области антинаркотического воспитания. Как уже было сказано выше, данный период развития личности  ученика является, с одной стороны трудным, а с другой важным для формирования мировоззрения будущего члена общества. Полная и разносторонняя информация о проблемах наркомании и тобакокурения играет важнейшую роль в противодействии этому злу.

    Так, например, С.В. Цыгикало  классный руководитель 9 «Д» класса средней школы №1 станицы Староминской определяет следующие направления работы:

    1. Спортивно-патриотическое воспитание;
    2. Эстетическое воспитание;
    3. Эколого-краеведческое воспитание;
    4. «Я живу среди людей»

    На основе данных направлений  С.В. Цыгикало  выделяет следующие задачи воспитательного процесса в классе:

    1. Формирование прочного коллектива внутри класса, основываясь на возрастных особенностях детей.
    2. Дальнейшее формирование культуры поведения детей и потребности считаться с нормами общества.
    3. Способствовать повышению уровня самоконтроля, самоорганизации и ответственности учащихся.
    4. Формировать чувство патриотизма, гражданскую позицию учащихся.

    Данные цели достигаются путём организации консультаций психолога, подготовки и проведения классных часов различной тематики, родительских собраний. С.В. Цыгикало  планирует классные часы следующих тематик: «О дружбе и друзьях», «О вкусах не спорят», «Физкультурный Олимп», «Покрова», «Мои права и обязанности», «Реализация Детского Закона», «День матери», «Правила поведения на льду», «Ученики и родители», «Уголок здоровья: Зимние забавы», «Оборонно-спортивная работа», «Кем ты хочешь стать?», «День борьбы за здоровый образ жизни: веселые старты».

     Проанализировав план воспитательной работы можно сделать вывод, что классный руководитель предлагает разнообразную тематику внеклассной работы, ориентированную на гармоничное развитие личности.

    2.2. Фрагменты внеклассных занятий по английскому языку с антинаркотическим воспитанием.

    В рамках нашего курсового проекта мы провели анкетирование на базе муниципальной средней образовательной школе №3, ст. Крыловской, Ленинградского района в 9 «б» классе. Учащимся были предложены вопросы об употреблении психоактивных веществ (ПАВ). Целью анкетирования являялось:

    -изучить степень осведомленности школьников о наркотиках и их влияние на организм человека;

    -узнать, был ли опыт употребления наркотиков у школьников и каковы их мотивы употребления.

    Для изучения наркогенной ситуации было предложено испытуемым 20 вопросов (приложение №1)

    В результате проведенного анкетирования учащихся 9 «б» класса было выявлено, что не употребляли наркотики 10 человек (66,7 % опрошенных), был опыт употребления у 5 человек (33,3 %). В настоящее время наркотики только 1 человек (6,7 %) и то иногда, не употребляют 14 человек (93,3 %). В будущем намерены употреблять наркотики 9 человек (60 %), ответили неопределенно 6 человек (40 %), т.е. не уверены в факте их употребления. Из числа опрошенных, употреблявших наркотики, 3 человека (20 %)- пробовали травку, 1 человек (6,7 %)- таблетки, 1 человек (6,7 %)- сигареты, 10 человек (66,7 %) не имели опыта употребления никаких наркотиков. После употребления, 1 человек испытывал приятные ощущения, 2 человека – отметили, что «было плохо, тошнило», и 2 чел. Отметили, что никаких ощущений не было. 3 чел. (20%), пробовавшие наркотики, отметили, что родители об их опыте употребления не знают, 2 чел. (13,3%)- родители осведомлены об этом. Если родители вдруг бы узнали, что их ребенок употребляет наркотики, то со слов подростков, 40% родителей «убили бы», «осудили» - 20%, обсудили данную ситуацию- 6,7%, затруднялись ответить- 33,3% т.е. мы видим, что большинство подростков знают отношение и реакцию родителей на данное явление.

    Проанализировав ответы учащихся, можно выделить, что первый опыт употребления у 4 чел.(26,6%) произошел в компании друзей и у 1 чел.- не по своей воле. Впервые пробовали наркотик «на тусовке»- 2чел.(13,3%), «та получилось»- 3 чел. (20%). Регулярно употребляют наркотики- 2 чел.(13,3%). 40% опрошенных в анкетах отметили, что для подростка не проблема найти наркотики в станице, «нет», «не легко»- 4 чел. (26,6%) и «не знаю»- 5 чел. (33,4%). Из причин, которые побудили подростков к употреблению наркотиков, 6,7% отметили, что «хотели узнать», что это такое, 13,3% «чтобы не отбиться от коллектива».

    На употребляющих подростков наркотики 13,3% отметили, что оказывали давление, 4 чел. (26,6%)- отметили, что давления не было, и прием был добровольным. К курению наркотиков отрицательно относятся 40%, положительно 1 чел. (6,7%) и нейтрально- 53,3%.

    Анализ анкеты позволяет отметить, что 66,7% знают последствия употребления наркотиков, 33,3%- не знают. Из опрошенных 93,3% отметили, что наркотики существенно влияют на здоровье человека, из них 26,6%- не отметили, каков характер их влияния: положительный или отрицательный; отрицательное влияние отметили 66,7% подростков. Т.е. мы видим, что учащиеся осознают вид данной зависимости.

    Если говорить об информированности подростков о наркомании, то учащиеся об этом узнали в разном возрасте: в 7 лет- 6,7%, 8 лет- 13,3%, 9 лет- 13,3%, 10 лет- 20%, 11 лет- 20%, 12 лет- 13,3%, 14 лет- 67%, 15 лет- 6,7%, преимущественно, 66,7% из средств информации, 26,6% от учителей, 6,7% от приятелей. Отношение к полученной информации у детей различное, настораживает то, что 60% остались безразличны к этому, «испугало»- 20% и заинтересовало 20% подростков. К людям, употребляющим наркотики, у опрошенных безразличное отношение у 46,7% подростков, с сочувствием- 33,3%, с осуждением- 20%.

    Если говорить о круге друзей, то в результате анкетирования было отмечено, что у 40% ни один друг не употребляет наркотики, «не знаю»- 20%, у 40% друзья употребляют наркотики, но и их круг, количество различное от 1 до 8 чел., тем не менее, сам употребляет в данное время только 1 чел., у 4 чел.- это были единичные случаи.

    Таким образом, мы видим, что почти 34% подростков имели опыт употребления наркотиков преимущественно в компании друзей, чтобы не отбиться от коллектива, испытав при этом не приятные ощущения, но из пробовавших продолжают регулярно употреблять 1-2 чел. Подростки имеют некоторые сведения о характере влияния наркотиков, но они не достаточно четкие, поэтому, работу по их просвещению необходимо продолжать.

    Так же в рамках нашего курсового проекта были подготовлены фрагменты внеклассных занятий для 9 классов.

    В ходе проведения внеклассного занятия по теме «Правда, что бывают легкие наркотики?» предполагается освятить вопросы, касающиеся распространению наркотиков, их разнообразному количеству, влияние их на организм. Данный вид занятия преследовал следующие цели:

    - Выявить степень осведомленности подростков о наркотиках и их влияние на организм человека.

    - познакомить с видами наркотиков и их влияние на организм человека.

    - продолжить работу по формированию негативного отношения к наркотикам.

    Подросткам  предлагается информация  о различных видах наркотиков, их воздействии на организм человека. Учащиеся должны воспринять данную информацию очень внимательно и делали общие выводы по рассмотренным проблемам. Многие подошли к этой проблеме, настолько серьёзно, что попросили дополнительную информацию по данной теме.

    В ходе проведения занятия предполагается введение лексических единиц по данной теме, что должно способствовать увеличению словарного запаса учащихся для обсуждения данной проблемы. Также учащимся будут предложены тексты, содержанием которых являлась информация о таких видах наркотиков как конопля, кокаин, ЛСД, табак. В ходе работы с текстами учащимся будут предложены разного вида задания такие как “ Answer the questions”, “True or False”, “ Find a mistake”. В ходе выполнения данного вида заданий мы способствуем развитию у учащихся умений читать с целью полного понимания прочитанного. В конце занятия учащимися будет подведен итог.

    Данное мероприятие преследует следующие цели:

    1. Показать отрицательное влияние наркотиков на психику человека.
    2. Продолжить работу по формированию здорового образа жизни подростков.
    3. Формировать сознание, активную позицию противодействия вредным зависимостям.

    Внеклассное мероприятие «Мир наркомана. Какой он?». Первый этап занятия начинается с повторения изученной лексики по данной теме «Виды наркотиков» и влияние их на организм. Второй этап проводится с использованием технических средств, а именно, просмотр фильма «Реквием по мечте». В ходе занятия учащимся будет предложен просмотр трёх отрывков из фильма, где явно просматривается жизнь наркомана.  В данном фильме ярко отражено падение человека под воздействием наркотиков. Мы предлагаем ученикам просмотреть отрывки фильмов на различных этапах жизни героев фильма: расцвет, начало активного приема наркотиков, и падение в бездну. После каждого этапа детям будет предложено обсудить фрагмент по основным критериям, которые определяются для всех отрывков: как ведет себя герой? Каковы взаимоотношения героев? Каков финал данного этапа?  Основываясь на данных контрольных пунктах, мы можем проследить с учащимися падение героев фильма и сделать определённые выводы.

     По ходу просмотра, учащимся будут предложены вопросы  к каждому отрывку фильма. В конце занятия учащимися должны будут сделан вывод, что люди разного поколения уничтожают свою жизнь, принимая наркотики.(Приложение №3)

    В ходе внеклассного мероприятия «Мы – против наркотиков» поставлены следующие цели:

    1. Увидеть мир наркомана глазами подростков и их отношение к образу жизни наркомана.
    2. Расширение знаний подростков о вреде наркотиков и их влияние на организм.

    Данное мероприятие представляет собой организацию выставки, где учащиеся представляют и защищают свои проекты по данной теме. До проведения проектной работы учащиеся будут разделены на четыре группы. Каждая  группа должна будет подготовить проект и достойно его представить.  После презентации проектов каждая группа должна сделать свои определенные выводы.(Приложение №4)

    2.3. Рекомендации для учителей по выявлению потенциальной группы риска среди учащихся.

            Нами были разработаны рекомендации для родителей. Рекомендации включают в себя советы различных специалистов: медработников, психологов, социальных педагогов, учителей, юристов.

            Определить, принимает ваш ученик наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются:

    Физиологические признаки:

    -бледность или покраснение кожи;

    -расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;

    -несвязная, замедленная или ускоренная речь;

    -потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;

    -хронический кашель;

    -плохая координации движений (пошатывание или спотыкание);

    -резкие скачки артериального давления;

    -расстройство желудочно-кишечного тракта;

    Поведенческие признаки:

    - беспричинное возбуждение, вялость;

    -нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;

    - уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;

    -трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;

    -бессонница или сонливость;

    -болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;

    -избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки;

    -снижение успеваемости в школе;

    - постоянные просьбы дать денег;

    - пропажа из дома ценностей;

    -частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры;

    -самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;

    -уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;

    - частое вранье, изворотливость, лживость;

    - неопрятность внешнего вида;

    Очевидные признаки:

    - следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;

    -бумажки денежные купюры, свернутые в трубочку;

    - закопченные ложки, фольга;

    - капсулы, пузырьки, жестяные банки;

    -пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;

    - папиросы в пачках из – под сигарет.

    Таблица степени риска стать наркоманом

    Ваш сын/дочь:

    Степень риска

    Пропускает занятия в школе

    10%

    Обманывает Вас

    15%

    Общается с дурной компанией

    20%

    Берет деньги дома без спроса

    25%

    Не имеет полезных увлечений

    30%

    Ссорится с вами

    35%

    Поздно приходит домой

    40%

    Не рассказывает о своих друзьях и интересах

    50%

    курит

    60%

    Употребляет алкоголь

    70%

    Возвращается домой с необычно расширенными зрачками или с ужинными зрачками вялым или возбужденным

    90%

    Многочисленные порезы, ожоги (маскировка следов уколов)

    100%

                   

    Наркотическое опьянение имеет две степени:

    1. Человек постоянно улыбается, неоправданно говорлив, движения неосознанны, достаточно разумно отвечает на вопросы, но замедленно- это при употреблении кокаина, наркотиков из мака, конопли и др.
    2. Малоподвижная, обмякшая поза, конечности расслаблены, голова свисает. Глаза блестят, зрачки либо расширенны, либо сужены. Губы сухие, лицо бледное или красное. Шаткая походка, движения размашистые. Может быть необоснованно раздражителен и вял.

            Если определили, что ученик употребляет наркотики, и по Вашим подсчетам это продолжается не менее месяца, то ребенку необходима помощь. Для этого, прежде всего, необходимо определить свою позицию в отношениях с ребенком. Тут важно помнить о двух вещах:

    - с одной стороны, ребенок – хозяин своей жизни, и только он имеет полное право ей распоряжаться;

    - с другой стороны – Вы ответственны за его жизнь, и только Ваше участие даёт ему шанс выпутаться из наркотической зависимости.


    Заключение

            Кризис, вызванный радикальными изменениями в политике, экономике, социальной сфере России, породили деструктивные процессы в обществе. В том числе – широкое приобщение детей и подростков к приобщению алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, способных вызвать химическую зависимость. В конце ХХ века уровень наркотизации российской молодежи стал социальной проблемой. В современных исследованиях Г. Б. Федосеева, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонского, В. П. Алферова и др. среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации,  ыделяяют социальные. В том числе микросоциальные: патологии, структуры семьи, низкий уровень учебно-воспитательного процесса, употребление наркотиков в семье и т. Д.; психологические, включающие привлекательность возникающих ощущений, желание получать удовольствие, тип акцентуации характера и т. Д.; и биологические факторы (индивидуальная устойчивость к данному наркотику, отягощенная наследственность, природа вещества и др.)

            Возрастные психологические особенности подросткового периода (склонность к подражательству, подчиненность, повышенная внушаемость, слабость воли и др.) ускоряют формирование употреблять наркотические средства. Чем раньше родители и педагоги обнаружат у подростка признаки его причастности к употреблению наркотиков, тем больше надежды на его избавление от наркотика.

            Употребление наркотических средств в период интенсивного роста организма вызывает необратимые последствия для физического развития ребенка. Серьезную травму наркотизация наносит личности растущего организма, так как именно в этот период происходит становление самопознания, формируются жизненные ценности, идеалы, убеждения, определяются планы на будущее. В результате у человека, употребляющего наркотические вещества, возникает антиобщественная, аморальная система мотивов поведения и ценностей.

            В рамках антинаркотической работы осуществляется система комплексных государственных и общественных, социально – экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиентческих мероприятий, направленных на предупреждение заболевания и всемирное укрепление здоровья.

            В нашей работе была рассмотрена возможность проведения воспитательной работы в 9 классах по антинаркотическому воспитанию. Для этого была рассмотрена наркомания как проблема современного общества, выявлены психологические предрасположенности к употреблению наркотических веществ в подростковом возрасте. Был проведен анализ учебников и планов воспитательной работы по теме исследования, составлены фрагменты внеклассных занятий с антинаркотическим содержанием. На основе проведенных исследований мы можем судить об огромной значимости воспитательной работы по антинаркотическому  воспитанию на иностранном языке. Данное исследование может быть продолжено.


    Список используемой литературы

    1. Аверина Е.В.. Антинаркотическое воспитание в школе // Педагогика, №1, 2002 г. – Стр. 56-60.
    2. Алфёров В.П. Наркомания как проблема общества- М. Медицина, 2007
    3. Аменд Н., Жуков А.Ф. Проблема профилактики наркоманиив молодежной среде // Педагогика, №4 .04. – Стр. 21-29.
    4. Битенский В. С., Херсонский Б. Г. и др. Наркомании у подростков. – Киев: Здоровье, 1989.
    5. Васильева Ю.В. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2000 – 558 с.
    6. Выготский Л.С. Педагогика- М.: 2004
    7. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. // Под редакцией С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М.: Медицина, 2001 г.
    8. Дереклеева Н.И. Родительские собрания: 5-11 классы – М.: 2004 г.
    9. Дворяк К., Глушков Г.А.. Наркомания у подростков – М.: Просвещение, 2002 г.
    10. Димоф Т., Каспер С. Как уберечь детей от наркотиков – Спб.: Медицина 2002 г.
    11. Углов Ф.Г. Уроки профилактики в школе – М.: просвещение, 2002 г.
    12. Колесов Д. В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 1988.
    13. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркомания – Ростов - на – Дону: Феникс, 2001 г.
    14. Личко А.Е. , Битенский В.С.. Подростковая наркология – М.: Медицина 2000 г.
    15. Тимощенко Л. Н. Воспитаем старшеклассников. – М.: Просвещение, 1990.
    16. Макаренко Л.С. – О воспитании подростка. М.: 1990
    17. Надеждин А.В. Профилактика наркомании, основой решения проблем молодой наркотизации – М.: Феникс , 2001 г.
    18. Панина Г., Писикян К. Профилактика вредных зависимостей у детей. Психолога – педагогический подход // Воспитание школьников , №7, 2001 г.- стр. 38-44.
    19. Тимощенко Л. Н. Воспитаем старшеклассников. – М.: Просвещение, 1990.
    20. Ялтонский В.М. Профилактика зависимрсти. Беду можно предотвратить. // Народное образование . №7 , 2002 г., стр. 114.
    21. http://www.antinarko.ru
    22. http://www.google.ru
    23. http://www.narko.ru


    Приложение 1.

    Анкета

    «Наркомания в твоей жизни»

    1. Употребляли вы когда–нибудь наркотики?
    2. Намерены ли вы в будущем употреблять какие-нибудь наркотики?
    3. Употребляли ли вы легкие наркотики?
    4. Если вы употребляли наркотики, какие ощущения они у вас вызывали?
    5. Знают ли ваши родители, что вы принимаете наркотики?
    6. Если ваши родители узнают, что вы употребляете наркотики, как они отреагируют?
    7. Где вы впервые попробовали наркотики?
    8. С кем вы впервые попробовали наркотики?
    9. Как часто вы употребляете наркотики?
    10. Сложно ли для вас достать наркотики?
    11. Что побудило вас к употреблению наркотиков?
    12. Оказывалось ли на вас давление к употреблению наркотиков?
    13. Вы осведомлены о последствиях приема наркотиков?
    14. Какое влияние оказывают наркотики на ваш организм?
    15. В каком возрасте вас проинформировали о плохом влиянии наркотиков?
    16. От кого или откуда вы узнали о данной информации?
    17. Как вы отнеслись к этой информации?
    18. Употребляют ли ваши друзья наркотики?
    19. Большинство ли ваших друзей употребляют наркотики?
    20. Дайте определение,  Наркотики – это…

     

    Приложение 2

    Тема: “Is it true that there are light drugs?”

    Цели: - выявить степень осведомленности  подростков о наркотиках и их влиянии на организм человека;

                - познакомить с видами наркотиков и их влияние на организм человека;

                   - развитие познавательного интереса к изучению английского языка;

    Оборудование: наглядно-тематический материал, интерактивная доска, раздаточный материал.

    Литература: http://www.youthinformation.com; http://www.google.ru 

    Этапы урока

    Содержание урока

    I. Организационный момент

    1) Объявление темы

    II. Основная часть

    1) введение новой лексики

    2) Работа с текстом.

    3) выполнение тренировочных упражнений по тексту.

    III. Итог урока.

    1) Дом. Раб.

     - Good afternoon dear children! Take your places! We are going to speak about light drugs. The theme of our lesson is “Is it true that there are light drugs?” First of all. I want you to answer my question. What kind of drug do you know? Ok! That’s good! And now children look at the blackboard. You can see the new words. It is name of drugs. Listen to them.

      Amphetamine – амфетамин

     Amyl and butyl nitrite (poppers)- амил и нитрат бутила (таблетки)

     Cannabis- гашиш, анаша, травка

     Cocaine- кокаин

     Ecstasy- экстази

     Hallucinogenic mushrooms- галлюциногенные грибы

     Heroin- героин

     LSD acid- ЛСД

     Steroid- стероид

     Tranquillisers- транквилизаторы

    - And now, Listen to me and say after me. Read these words one by one. Ok!

    Let’s continue. Children look at your desks. You can see the sheet of papers. There are some texts. The first text is “Cannabis”. Read and translate this text. The second text is “LSD acid”. Read and translate this text. The last text is “Cocaine”. Read and translate this text.

    Let’s do an exercise. Children look at the screen. You should answer the questions.

    1) What is Cannabis?

    2) What is Cocaine?

    3) What was mixed with tobacco?

    4) What kind of feeling gives you Cannabis?

    5) Can Cannabis give a hallucinogenic effect?

    6) Is Cannabis the drug most widely used around the world?

    7) LSD is hallucinogenic drug, isn’t it?

    8) have people the effect of changing what they see and hear?

    9) Has LSD big physical side effects?

    10)How do people take Cocaine?

    Ok! That’s good!

    The next task. You should try to guess if the sentences are true or false.

    1) Cocaine comes from the South American coca plant. (T)

    2) Cocaine hasn’t the effect of increasing confidence and psychological dependence. (F)

    3) LSD is a hallucinogenic mushroom. (F)

    4) LSD itself has no big physical side effects. (T)

    5) Cannabis makes the user feel relaxed but also forgetful. (T)

    The last task. You should find mistake in these sentences.

    1) The drug most widely  used around the world is mushroom.

    2) Cannabis can give a feeling of fear.

    3)  LSD has the effect of changing their ears and eyes.

    4) Cocaine can also be drank after a separation process know as freebasing.

    5) Cocaine can create a political dependence.

    Ok! That’s good!

    And now, children answer my questions. What had you known today? What kind of drugs had you known?

    Children open your record books and write down your home task. The words learn by heart and do reports about drugs.

    Thank you for the lesson. The lesson is over. Good bye!


     

    Cannabis

    The drug most widely used around the world is cannabis. 2.5% of the global population have used cannabis at sometime in their lives - this amounts to approx 140million people.

    Cannabis comes in various forms (including blocks of resin, grass and oil). These different forms have different strengths and are taken in different ways. It is most frequently smoked, rolled up in a cigarette or in a special pipe. It can also be made into tea or eaten in biscuits or cakes. Smoking a lot, especially the stronger kinds of grass (such as skunk, a hybrid of the traditional cannabis plant), can make you feel frightened or disoriented, particularly if you are in an environment where you don't feel comfortable. Cannabis can give a hallucinogenic effect too.

    Cannabis makes the user feel relaxed but also forgetful. Often the sense of time slows up which makes it dangerous (as well as illegal) to drive or work machinery. Cannabis is included in the hallucinogens category which may be surprising to some users. Many people never experience hallucinations when using cannabis but these can be frequent and alarming for others.

    Cocaine (coke) and crack (rocks)

    Cocaine (coke) and crack (rocks)

    Cocaine comes from the South American coca plant. For centuries the indigenous people of South America have chewed the leaves both to help them in their work and in traditional ceremonies.

    Like amphetamines, cocaine is a stimulant drug and is normally taken in a powdered form by sniffing through a tube into the nose but it can also be dissolved in water and injected. It has the effect of increasing confidence and energy but can create a psychological dependence.

    Cocaine can also be smoked after a separation process known as freebasing. Crack is freebased cocaine which has been formed into small crystals. Mixed with tobacco they can be smoked in a cigarette or pipe and the effect is almost instantaneous and lasts for about 15 minutes.

    LSD (acid)

    LSD is a hallucinogenic drug and it can be very powerful. It usually comes as a small paper square with a picture on it (the drug is already impregnated onto the paper).

    LSD has the effect of changing what you see and hear. Colours and sounds can all seem distorted and strange or very beautiful. A lot depends on how you are feeling and who you are with when you take LSD. In the wrong environment you can start to feel confused or to panic. Some people develop delusions, believing they can do things which are clearly not possible. This can obviously be dangerous and although LSD itself has no big physical side effects, most problems come from people having accidents while they are on a trip. Once you are on an acid trip you can't stop and a trip can last 6 to 12 hours.

    Once a trip has started it cannot be stopped. If someone experiences a bad trip go somewhere quite away from crowds and bright lights. Keep calm. If the bad feelings continue, seek professional advice as soon as possible.


    Приложение 3

    Тема: “ We are against drugs”

    Цели: - увидеть мир наркомана глазами подростков и их отношение к образу жизни наркомана.

                - расширение знаний подростков о вреде наркотиков и их влияние на организм.

                - активизировать лексику по данной теме.

                - осуществить защиту подготовленных проектов по данной теме.

    Оборудование: наглядные пособия; проекты учащихся.

    Этапы урока

    Содержание урока

    I. Организационный момент.

    1) активизация лексики

    II. Основная часть.

    1) проверка домашнего задания.

    III. Итог урока.

    Good afternoon dear children! Take your places! Today we will deal with your reports. And now, let’s revise the material. You should learn by heart the words. I give you one minute to repeat them.

    Let’s get down to some work. You should match these pictures with these words. Ok!

    And now you will come out to the blackboard and tell us about your report. Who wants to be the first? Ok will you! What is the title your report? Answer my question. What do you think about drugs? Is it good or bad? Thank you for your report! Take your place! Who wants to be the next? Ok! Will you! What is the title your report? Answer my question. How do drugs influence on the organism of person? Ok! Take your place! The next please! Come out to the blackboard! What is the title your report? Answer my question. What will you do if your friend is drug addict? Do you say about it his parents? Ok! Well done! And the last group. What is the title your report? Answer my question. How many drugs do you know? Do you taste any drug? Ok! That’s good!

    That’s all. Thank you for the lesson. The lesson is excellent. Children open your record books and write down your home task. You should to retell the texts. The lesson is over. Good bye!


    Приложение 4

    Тема: “ Requiem for a dream”

    Цели: - увидеть мир наркомана глазами подростков и их отношение к образу жизни наркомана.

                - расширение знаний подростков о вреде наркотиков и их влияние на организм.

                - активизировать лексику по данной теме.

                - осуществить защиту подготовленных проектов по данной теме.

    Оборудование: художественный фильм «Реквием по мечте».

    Этапы урока

    Содержание

    1. Начало урока.

    1. Основная часть. Просмотр фильма
    1. Часть 1

    1. Часть 2

    1. Часть 3

    1. Итог урока

    Good afternoon, children. Take you places.

    Tell me please what you know about drugs.

    LSD, marijuana, cocaine etc.

    How do they influence people’s life?

    Now I want you to watch 3 parts of a movie called “Requiem for a dream”. The main characters of the movie are 3 young people and the mother of one of them. I want you to watch the parts and talk over the following questions after each of the part:

    Are they happy?

    What relations do they have?

    How do they look like?

    What happens to them?

    Now let’s watch part 1

    Answer the following questions after having watched part 2.

    How did they start taking drugs?

    What happened first after they started taking drugs?

    Did they understand they were addicted?

    Now let’s watch part 2

    Okay. Be ready to talk over the following problems after you watch part 3.

    What happened to all the characters?

    What conclusion can come to after this movie?

    Drug dealing is a very dangerous crime and the punishment must be strict. Drugs make our life dependant and we are not people anymore. Drug addiction is a illness that has no cure for. We must be aware of drugs.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Внеклассное мероприятие по английскому языку в 6 классе»

    Мною была выбрана игровая форма проведения мероприятия, т.к. игра является одним из эффективных способов приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка. В игре всегда предполагается решение: ка...

    Факторы успеха в изучении английского языка в средней школе

    «..Изучать иностранный язык - не для всех легкая задача, поэтому на уроках я стараюсь использовать разнообразные методы обучения: от просмотра видеофильмов д...

    Использование игр при обучении чтению на уроках английского языка в начальной школе

    Обучение чтению на английском языке, является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Многие учителя сталкиваются с прооблемой - как научить учеников читать, и в то же время, поддержать интер...

    Внеклассная работа по английскому языку в малокомплектной школе.

    Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение, но в  ее организа­ции есть проблемы,  когда речь идет о мало­к...

    Экологическое воспитание как средства развития творческих способностей учащихся на занятиях по английскому языку.

    Воспитание экологического образа жизни должно рассматриваться как одна из важнейших воспитательных задач на занятии. Воспитание на занятиях английского языка целенаправленно подводит учащихся к осозна...

    Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

    Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС, статья...