Внеклассная работа по английскому языку в малокомплектной школе.
статья на тему

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение, но в  ее организа­ции есть проблемы,  когда речь идет о мало­комплектной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_v_malokomplektnoy_shkole.docx871.93 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная  работа по  английскому языку

 в малокомплектной школе.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания и практические навыки учащихся  по иностранному языку, но развивает логическое мышление и смекалку; выявляет более одаренных и способных детей. Но  практика показывает, что в ее организации есть проблемы, особенно в тех случаях, когда речь идет о малокомплектной школе. Хочется отметить,  что некоторые учителя недооценивают внеклассную работу, считая для себя большой обузой подготовить и провести хотя бы одно или два мероприятия по иностранному языку, не говоря уже об организации постоянных форм. В малокомплектных школах, которые, как правило, расположены в глубинке, в условиях отсутствия социальной нагрузки на иностранный язык, роль регулярно проводимой внеурочной работа по иностранному языку приобретает важное значение.

Что можно посоветовать  сельскому учителю для повышения эффективности внеклассной работы по иностранному языку в малокомплектной школе? Прежде всего, нужно создать коллектив учащихся для организации такой работы. В условиях малокомплектной школы (малая наполняемость класса и нет параллельных классов) было бы желательно осуществлять внеурочную деятельность в коллективах, объединяющих детей разного возраста. Их создание не представляет особой сложности. Такой коллектив в принципе всегда существует, потому что в малокомплектных школах внеурочная воспитательная работа, как правило, и проводится с участием школьников разного возраста

Желательно, чтобы, работая в сельской школе, учитель сумел вовлечь как можно больше учащихся во внеклассную работу. Еще раз напомним, что в условиях сельской местности внеурочная работа по иностранному языку компенсирует отсутствие языковой среды для общения в большей степени, чем в условиях города. На селе такая работа является важным средством, мотивирующим педагогический процесс по иностранному языку. Привлечь школьников к различным формам (массовым, групповым, индивидуальным) внеклассной работы можно прежде всего добросовестным отношением самого учителя к своим профессионально-методическим обязанностям вообще и к внеклассной работе по предмету, в частности. Важно, чтобы учащиеся видели, как увлеченно, добросовестно трудится учитель, не оставляя без внимания ни одного своего воспитанника. Общеизвестно, что нельзя вовлекать во внеклассную работу школьников без их желания. Игнорирование данного обстоятельства нередко приводит к тому, что для многих ребят такая работа не только перестает быть источником положительных эмоций, но и усугубляет отрицательные переживания, вызванные учебной деятельностью.

Организуя внеклассную работу, учителю нужно создать доброжелательный психологический климат. Решение данной задачи во многом зависит от умения методически правильно относиться к слабоуспевающим школьникам, часто не принимающим участия во внеурочной деятельности, и умения загружать одаренных и талантливых детей.  Любой ученик может достичь высоких показателей, если обучать его с глубокой верой в его способности.

В сельских школах могут быть два типа слабоуспевающих школьников: с низкой учебной мотивацией (однако не проявляющие признаков психического отклонения); успевающие слабо из-за имеющихся умственных и физиологических недугов. Если в городских условиях детей второго типа направляют в различного рода вспомогательные школы, то в сельских условиях обучается вместе со здоровыми учащимися из-за того, что в сельской местности нет специализированных школ.  По отношению к талантливым, способным учащимся, успевающим, как правило, не только по иностранному языку, но и по другим предметам, также нужен особый подход. В малокомплектных школах нет возможности создавать для таких детей специальные классы и даже группы с углубленным изучением иностранного языка или любого другого предмета. По отношению к успевающим ученикам это приобретает особо важное значение. С другой стороны, не следует вовлекать во внеклассную работу только успевающих ребят, пренебрегая слабоуспевающими. На практике, особенно в сельских школах, часто происходит наоборот. Одни и те же учащиеся отвечают на уроках иностранного языка, они же, как правило, выполняют большую долю внеурочной работы. Поэтому для реализации  целей внеклассной работы необходимо использовать разнообразные методы, приемы, чтобы активизировать деятельность ребенка, чтобы занятие стало эмоциональным, интересным, дающим возможность познания. Формы внеклассного занятия могут быть самыми разными: конкурсы, игры, шоу, КВНы, викторины, театральные постановки, инсценировки литературных произведений, вечера, праздники.

Я в своей работе использую разные формы организации внеклассных мероприятий по предмету, о некоторых из них хочу вам рассказать.

1. Конкурсы. Мы с детьми участвовали в различных дистанционных олимпиадах конкурсах: в международном конкурсе  «Британский Бульдог» и всероссийской олимпиаде «Альбус». Участие ученицы  3-го класса   в районном конкурсе песен на английском языке, где получили 1 место.

     D:\жанна\IMG_20150312_101518.jpgC:\Users\Жанна\Desktop\аттестация\дипломы награды\у частие детей\ие.JPG

2). Создание проектов: Учащиеся старших классов с большим желанием создают компьютерные презентации по изучаемым темам. Мы с учащимися сделали проект про родное село «Мy native village is Сhkarino», с которым выступили на районном МО учителей английского языка.

 

Так же каждый класс с 5-9 классы защищали свои проекты на неделе английского языка по различным темам: Замки Великобритании, Пасха в России и в Англии, Достопримечательности Англии, Кто такие американцы?

В начальной школе делали мини проекты про любимых мультипликационных героях.

Про любимых питомцев D:\с флешки 2013\из рабочего стола\для портфолио\Проекты учеников\открытки\P9070046.JPG,

Про пенал мечты      D:\с флешки 2013\из рабочего стола\для портфолио\Проекты учеников\открытки\P9070038.JPG

3) К концу второй четверти  к Рождеству и Новому году с учащимися делаем открытки и дарим своим родителям.

D:\Чкарино\Новая папка\P9070032.JPG

4) Ежегодно проводятся   предметные недели по английскому языку. Целью данного мероприятия является популяризация английского языка среди подрастающего поколения, формирование поликультурного пространства, развитие языковых навыков, воспитание культуры общения, потребности в практическом использовании иностранного языка; расширение кругозора и познавательной активности учащихся школы.

IMG_20150418_114726

 

5) С учащимися так же ставили  инсценировки различных сказок  на английском языке «Репка», «Теремок» и т.д, к которому готовились   за две недели до его постановки.

В заключение хочется отметить, что  работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, трудно и сложно, чем в обычной школе. Школа оснащена компьютерным классом и проектором,  но, к сожалению,  нет выхода к сети Интернет. В начальных классах уроки английского языка совмещены: 2 и 4 классы вместе. Поэтому второму классу уделяется больше внимания, так как им необходимо дать базу, и  4 классу внимания уделяется меньше.  Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы. Но есть и плюсы работы: каждый ученик с 5-9 классы, в которых находятся от пяти до десяти  человек, находится под вашим контролем. Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель умеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей и меньше затрачивается времени на проверку тетрадей. Поэтому, чтобы привить интерес к английскому языку,  учителю необходимо использовать внеклассную работу.

Литература

                         1.  Внеклассная работа в малокомплектной школе. Иностранные языки в школе. – 1996. - №2 – с.13

                        2.  Теоретические основы методики обучения иностранным языком в средней школе. – М: Педагогика, 1981. – 441 с.

                         6.  Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М: Просвещение, 1988. – 222 с.

                         7.  Пути улучшения преподавания иностранных языков: Сборник статей. – М: Мысль, 1987. – 328 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях по английскому языку в средней школе"

Курсовая работа, направленная на антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях английского языка в средней школе....

Программа по русскому языку (для обучающихся школы VIIIвида)

Авторская программа программа по русскому языку, рассчитана на 30 часов на 1 курсе, 20 часов - на 2 курсе...

Факторы успеха в изучении английского языка в средней школе

«..Изучать иностранный язык - не для всех легкая задача, поэтому на уроках я стараюсь использовать разнообразные методы обучения: от просмотра видеофильмов д...

рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"

рабчая  программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

Доклад «Основы преподавания уроков ИЗО в малокомплектных школах»

Малокомплектная школа – это образовательное учреждение, в котором количество учащихся на один класс значительно меньше, чем в обычной школе. Уроки в малокомплектной школе имеют свои особенности,...