Экологическое воспитание школьников на уроке технологии.
статья

Вданной статье представлен опыт экологического воспитания на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание школьников на уроке технологии.

Н.Г.Калякова учитель технологии

 МБОУ «Большеигнатовская СОШ»

   с. Большое Игнатово

    Модернизация российской школы предусматривает повышение качества образования учащихся, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая образованность. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней школы, от которой, в свою очередь, зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровья людей, будущее нашей планеты. Перед нашим государством, школой, учителями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся. А активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможности для совершенствования.

 Содержание образовательного процесса в школе может позволить осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путём интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем, например технология и экология.

 Одним из важных направлений решения этой проблемы является внедрение таких методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны уметь на основе установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

    Сейчас уже никто не будет отрицать, что решение экологических проблем невозможно без серьёзных отношений в организации экологического образования и воспитания, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счёте, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней. Основы этого отношения закладываться должны в школьном возрасте и должны стать объектом пристального внимания педагогов и психологов, занимающихся проблемами экологического образования. А помочь ребёнку сделать свои открытия должны мы – учителя. Нужно ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали…

 Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает проектно-исследовательская деятельность – метод проектов.

   Проектная деятельность - ведущий метод современного образования. Формирование технологической и экологической культуры учащихся через: опыт самостоятельной практической работы; реализацию своего творческого потенциала; стремление к созиданию, готовность к самовыражению и самоутверждению, экологическую компетентность.

 Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное для самого ученика.

   Проектная деятельность строиться по плану:

1. Исследовательский этап: определение того, что необходимо знать об экологической проблеме. Выяснение местных экологических проблем, выбор идеи. Определение цели и путей её решения.

2. Технологический этап: изучение литературы состояния среды или предлагаемой проблемы на практике. Затем – планирование на основе теоретических знаний и практических умений. Составление и выполнение проекта.

3. Заключительный этап: оформление работы, выступления учащихся, анализ и обсуждение.

   Основные направления экологической работы: 
1. Экология и питание человека 
Уроки кулинарии 
Исследовательская работа 
2. Экология жилья и быта 
Уроки рукоделия и труда 
3. Экологическое образование 
Экскурсии, лекции, встречи, создание информационной базы 

Формы работы: 
- Уроки 
- Внеурочная деятельность 
- Мастер-класс 
- Конкурс 
- Проектная деятельность 
-Выставка творческих работ 
- Беседа 
-Лекция 
- Игра 
- Экскурсии 

Методы работы: 
- Информационный 
- Исследовательский 
- Продуктивный 

 

   На уроках кулинарии представляется уникальный повод не просто поговорить с будущими хозяюшками о главных задачах и наиболее важных проблемах нашего питания в условиях современного большого города, но и закрепить на практике основные знания. Также всегда можно найти возможность для коллективного и индивидуального творчества. И тогда, благодаря безграничной детской фантазии, из обычных продуктов прямо на ваших глазах будут рождаться маленькие кулинарные шедевры. 
 
Уже на первых уроках кулинарии в 5-х классах на примере самых простых блюд мы с девочками говорим о необходимости разнообразить рацион за счет свежих овощей, о предпочтении натуральным продуктам, о важности внешнего вида приготовленных блюд, об экономном использовании продуктов. 
 
На этих уроках, в конце практической работы, как правило, остается достаточно много «отходов производства». Мы с девочками стараемся почти ничего не выбрасывать и находить каждому кусочку достойное применение. 
Ведь половина этих предметов может послужить еще не один раз! Вот и самый подходящий повод, чтобы деликатно поговорить  о возможности повторного использования бытовых отходов. Простым и удобным для этой цели материалом являются пакеты от хлебобулочных изделий. Они бывают в любом доме и очень легко подвергаются переработке, превращаясь в удивительные и полезные вещи. 

Результатом этого утверждения было создание коллекции одежды из бросовых материалов.

    Экология жилья и быта 
В этом направлении деятельность руководствуется стремлением показать школьникам реальную возможность сократить количество мусора, выбрасываемого в природу, и научить использовать вторичные материалы в различных видах рукоделия и декоративного творчества. 
Каждый из нас может внести свой вклад в решение проблемы увеличения количества бытовых отходов, а это просто необходимо для здоровья и будущего наших детей. И начинать надо именно сейчас, пока на нашей удивительной планете не произошли необратимые негативные изменения. 
Мы же стараемся выполнять различные работы для украшения дома из бросового материала.
Большую роль в экологическом воспитании играет работа пришкольном участке.

  Разработка проектов на уроках технологии  «Огород без химии» и «Цветущая клумба» вызвали интерес и оказались востребованы всеми учащимися школы. В период летних каникул у нас на ПУО участке заняты все учащиеся 5-8 и 10 классов. В течении последней учебной четверти мы намечаем темы коллективных проектов, разрабатываем теоретическую часть, а в каникулярное время стараемся выполнить практическую часть.

   Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. 

Литература

  1. Нагибин Н.И. Формирование элементов экологической культуры школьников в образовательной области «Технология» на уроках технического труда в 5-7 классах: автореф. … канд. пед. Наук. Москва, 2008.
  2. Хотунцев Ю.Л. Экологическое воспитание в образовательной области «Технология». Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. – М. Эслан, 2007, – С200-223.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"

Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших  образцах вокально - хорового искусства....

Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Эссе на тему: Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю....

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ. (Из опыта работы).

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.(Из опыта работы).Подготовила:Воспитатель, Байбара Т.В.1. Особенности эколог...

« Социальное партнёрство как инструмент экологического воспитания школьников в условиях железнодорожной школы - интерната»

Идея проекта появилась после участия образовательного учреждения в реализации Программы экологического просвещения в полигоне действия Западно- Сибирской железной дороги в 2016 году. Ст. Барабинск явл...

Доклад по теме: «Педагогические технологии экологического воспитания»

Экологическое воспитание детей  необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовы...

Профессионально-ориентирующее воспитание обучающихся на уроках технологии интеллектуального труда и индивидуальной проектной деятельности

Профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры) является неотъемлемой частью профессионального воспитания обучающихся.На уроках общеобразовательной учебной дисциплины Технология (технолог...

Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии

Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда....