читательская грамотность 9 класс ключи
методическая разработка

ключи для проверки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cht_9_var_1_sistema_otsenivaniya_1_1.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (9 класс)

Характеристики заданий и система оценивания

Вариант 1

Задание 3. «Антибиотики» (3 из 12)

Характеристики задания

  • Содержательная область оценки: Чтение для общественных целей

Здоровье

  • Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста Контекст: общественный
  • Тип текста: несплошной (информационная статья с диаграммой)
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: комплексное задание с выбором ответа и объяснением
  • Объект оценки: умение формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

1

Выбран ответ «Да», в обосновании указано, что в плесени мог содержаться антибиотик (пенициллин)

Примеры ответов:

Да. Первые антибиотики сделали из плесени, и они убивали микробы.

Да. Пенициллин из зелёной плесени убивает микробы.

Да. Плесневелый хлеб как раз и вырабатывала антибиотики, помогая ране быстрее зажить.

0

В других случаях.

Примеры ответов:

Нет. Потому что хлеб не имеет грибков.

Да. Бактерии заживляли раны (фактическая ошибка).

Да. Потому что плесень убивает микробов и различные инфекции (нет указания на природные антибиотики (пенициллин)).

Да. Так как в плесени вырабатывались бактерии (фактическая ошибка).

Да. Потому что в Древнем Египте не было никаких лекарств и им приходилось лечиться разными травами и растениями.

Да. Могло, так как еще в Древнем Египте бактерии были слабы. После того как они познали наши оружия, они стали еще сильнее и плесневелый хлеб перестал оказывать лечебное действие.

Нет. Потому что микробы убивает не сама зелёная плесень, а пенициллин, в ней содержащийся, тем более плесень на хлебе могла не содержать пенициллин (ученик отвечает не на вопрос, мог ли хлеб с плесенью оказывать лечебное действие, а обладает ли он лечебными свойствами всегда). 

Баллы

Содержание критерия

1

Выбран ответ 3 (новых антибиотиков создают всё меньше).

0

В других случаях.

9

Ответ пропущен.

99

Ученик не успел дойти до задания.

Задание 9. «Антибиотики» (9 из 12)

Характеристики задания

  • Содержательная область оценки: Чтение для общественных целей

Здоровье

  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: Общественный
  • Тип текста: несплошной (инфографика)
  • Уровень сложности задания: средний
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом
  • Объект оценки: умение устанавливать причинно-следственные отношения

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

2 балла

В ответе указаны любые две причины из следующих:

1) антибиотик убивает «хорошую» (полезную) флору;

2) его бактерии могут приобрести устойчивость к антибиотику, и в случае болезни он не поможет (придется покупать более сильный и дорогой).

Обратите внимание: если обе причины записаны в одном поле для ответа, а второе поле для ответа оставлено пустым, то такой ответ засчитывается и оценивается 2 баллами.

Примеры ответов:

  1. Антибиотик уничтожает полезные бактерии. 2.Антибиотик может уже не действовать, когда человек заболеет.

1. Антибиотики могут разрушать чувствительную флору, провоцируя ослабление иммунитета. 2. Бактерии приобретают ген устойчивости и больше не будут реагировать на данный антибиотик.

1. Антибиотики уничтожат всю чувствительную флору. 2. Устойчивые бактерии получают возможность размножаться.

1. Антибиотики убивают всю чувствительную флору. 2. Гены устойчивости будут распространяться.

1 балл

Верно указана только одна причина, другая не указана, неверна или дублирует первую.

Обратите внимание: если обе причины записаны в одном поле для ответа, а во втором поле для ответа приведена неверная информация, то такой ответ оценивается 1 баллом.

Примеры ответов: 1. Вы же не хотите переплачивать, когда простые антибиотики не будут вам помогать?

  1. Устойчивые бактерии получают возможность размножаться. 2. Не вся флора "плохая", не вся устойчива к антибиотикам (вторая причина указана неясно).

  1. Антибиотики должен прописать врач (первая причина не опирается на данные листка 3). 2. Антибиотики разрушают флору организма.

  1. Если человек не болеет и будет для профилактики пить антибиотик, то флора станет нечувствительной. 

1. Антибиотики уничтожат всю чувствительную флору. 2. Гены могут распространяться быстрее (вторая причина неясна).

0 баллов

В других случаях.

Примеры ответов: Самолечение всегда во вред (информация из листка 3 не использована).

Потому что бактерии могут приспособиться к этому вирусу (пандемии) быстрее.

  1. Они уничтожают клетки организма. 2. Они могут нанести вред человеку.

9

Ответ пропущен.

99

Ученик не успел дойти до задания.

Задание 10. «Антибиотики» (10 из 12)

Характеристики задания

  • Содержательная область оценки: Чтение для общественных целей

Здоровье

  • Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
  • Контекст: общественный
  • Тип текста: несплошной (инфографика)
  • Уровень сложности задания: низкий
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом
  • Объект оценки: умение находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

1

Указан любой путь из следующих:

  1. при контакте с другими людьми, в организме которых есть такие бактерии;
  2. при контакте с животными, в организме которых есть такие бактерии;
  3. через пищу;
  4. при посещении медицинских учреждений.

Примеры ответов:

Через пищевые продукты.

При контакте с животными.

Контактным путем.

Через мясо животных, которым давали принимать антибиотики.

Если человек посещает больницу, а там находятся устойчивые бактерии, они несутся домой.

0

В других случаях.

Примеры ответов:

Несоблюдение правил гигиены.

9

Ответ пропущен.

99

Ученик не успел дойти до задания.

Задание 11. «Антибиотики» (11 из 12)

Характеристики задания

  • Содержательная область оценки: Чтение для общественных целей

Здоровье

  • Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста
  • Контекст: общественный
  • Тип текста: несплошной (инфографика)
  • Уровень сложности задания: высокий
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом
  • Объект оценки: умение использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

2 балла

Названы любые две категории адресатов из следующих:

- фермеры (те, кто разводит животных, птицу, рыбу), в объяснении указано, что это поможет снизить количество антибиотиков, которые добавляют в корм животным, И/ИЛИ те, кто выращивает растения, в обосновании указано, что важно не использовать удобрения (навоз) с большим количеством антибиотиков и т.п.;

- медицинские работники, в объяснении указано, что врачи могут назначать антибиотики более обоснованно и/или медицинский персонал может лучше следить за чистотой в медучреждениях;

- работники аптек, в объяснении указано, что нельзя продавать антибиотики без рецепта;

- политики, управленцы, руководители здравоохранения и т.п., в объяснении указано, что от них зависят законы, правила рационального использования антибиотиков, поиск новых способов лечения инфекций, запрет на продажу молока и других продуктов с антибиотиками и т.п.;

- владельцы и работники предприятий пищевой промышленности, в объяснении указано, что они могут не закупать мясо с большим содержанием антибиотиков, не добавлять антибиотики в молочные продукты и т.д.

К каждой из двух категорий приведено обоснование.

Пример ответа: Для медицинских работников, они могут лучше дезинфицировать больницы. Для фермеров, они могут не давать животным антибиотики просто так, «чтобы не заболели» 

Обратите внимание: если обе категории адресатов записаны в одном поле для ответа и к каждой из них приведено объяснение, а второе поле для ответа оставлено пустым, то такой ответ засчитывается и оценивается 2 баллами.

Примеры ответов:

Фермеры - не кормить животных антибиотиками просто так.

Врачи - не выписывать антибиотики людям для профилактики.

Санитары - следить за стерильностью больницы. Садоводы - следить за состоянием почвы, качеством удобрений с ферм.

1 балл

Верно указана и обоснована только одна категория адресатов, ИЛИ верно названы две категории, но хотя бы одна из них не обоснована.

Для тех, кто разводит животных (обоснования нет). Для врачей, они могут не выписывать лишних антибиотиков.

Для фермеров, дающим животным антибиотики. Для людей, которые не обращаются к врачу в период болезни и предпочитают самолечение (вторая категория дублирует задание).

0 баллов

В других случаях.

Пример ответа: Для посетителей больниц. Посетителей аптек.

Для людей, которые не моют продукты перед принятием в пищу. Кто принимает антибиотик для профилактики.

Аллергики. Пожилые.

9

Ответ пропущен.

99

Ученик не успел дойти до задания.

Задание 12. «Антибиотики» (12 из 12)

Характеристики задания

  • Содержательная область оценки: Чтение для общественных целей

Здоровье

  • Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста
  • Контекст: общественный
  • Тип текста: составной, включает несплошные тексты (информационная статья, инфографика)
  • Уровень сложности задания: высокий
  • Формат ответа: комплексное задание с выбором ответа и объяснением
  • Объект оценки: умение высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

2 балла

Выбран ответ «Нет», в обосновании указано на то, что: 

- устойчивые к антибиотикам инфекции человек может передать другим людям (листок 4);

- появляются супербактерии, ИЛИ могут вернуться эпидемии смертельных инфекций, ИЛИ новых (эффективных) антибиотиков становится все меньше, ИЛИ новые антибиотики становятся все дороже (листок 1).

Примеры ответов:

Нет. Устойчивые бактерии распространятся и на других людей. Если это опасная инфекция, как чума, это приведет к росту смертности.

Нет. Устойчивые бактерии, вызванные неправильным приемом антибиотиков, будут передаваться другим людям. А лечить их уже почти нечем, потому что новых антибиотиков все меньше.

Нет. Гены устойчивости передаются, приходится разрабатывать более новые и сложные препараты.

Нет. Каждый человек, принимающий антибиотик просто так, плодит организмы, устойчивые к антибиотикам. Если таких людей будет все больше и больше, человечество вымрет от бактериальных и грибковых заболеваний, так как их будет нечем лечить.

1 балл

Выбран ответ «Нет», обоснование опирается на информацию ТОЛЬКО из листка 1 или ТОЛЬКО из листка 4.

Примеры ответов: Нет. Дело принятия или непринятия антибиотиков не может быть личным, т.к. бактерии непрерывно размножаются и передают свои гены «потомкам», а иногда просто «соседям».

Нет. Конечно, это выбор каждого. Но о других так же нужно думать, потому что бактерии передаются через прямой контакт с человеком.

Нет. Если раздавать всем антибиотики без рецепта, то они просто потом будут бездейственны и никому не помогут.

0 баллов

В других случаях.

Примеры ответов:

Нет. Если неправильно принимать антибиотики, то в следующий раз они не помогут (ничего не сказано о влиянии на других людей).

Нет. Я считаю, что антибиотики – это все-таки лекарства, поэтому не должны продаваться без рецепта, мало ли что.

Да. Антибиотики – это не игрушки, а очень серьезно!!!

Нет. Лекарства целиком влияют на организм. Они не только лечат, но и калечат.

Нет. Если пить антибиотики без рецепта, то это способствует появлению новых бактерий в организме (этот довод не прояснен), также некоторые антибиотики вызывают устойчивость бактерий (ничего не сказано о передаче устойчивых бактерий другим людям).

Нет. Постепенно обнаружило, что оружие действует всё слабее, а враг становится всё сильнее. Оказалось, что бактерии тоже защищаются от нас: они «знакомятся» с нашими средствами уничтожения, видоизменяются и начинают проявлять устойчивость (резистентность) к тем препаратам, которыми мы хотим с ними расправиться (ничего не сказано о влиянии на других людей).

Нет. Не согласен, потому что это лекарство продают ей, если что вдруг, то вина пойдет на того человека, который продал лекарство без рецепта.

9

Ответ пропущен.

99

Ученик не успел дойти до задания.

Задание 17 «Профессии»  (5 из5)

Характеристики задания

  • Содержательная область оценки: Чтение для деловых целей

Работа

  • Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста
  • Контекст: деловой
  • Тип текста: несплошной (таблица)
  • Уровень сложности задания: средний
  • Формат ответа: комплексное здание с выбором ответа и объяснением
  • Объект оценки: умение использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний 

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

2 балла

Выбран ответ «Нет», в объяснении говорится, что среди представителей таких профессий (экономистов и/или бухгалтеров) доля довольных своей работой невелика и она снижается (не растет). 

Данные приведены корректно, нет фактических ошибок.

Примеры ответов: Нет. Более чем половине экономистов их работа не очень нравилась и в 2014 году, а к 2018 году тех, которым она не нравится, стало еще больше

Нет. Судя по опросу, эта профессия теряет свой рейтинг и давно находится не в топе лучших профессий.

Нет, потому что люди, работающие в сфере финансов, не особо довольно своей профессией и каждый год они все больше жалели о своем выборе. 

1 балл

Выбран ответ «Нет», в объяснении говорится, что среди представителей таких профессий (экономистов и/или бухгалтеров) доля довольных своей работой невелика ИЛИ что она снижается (не растет). Данные приведены корректно, нет фактических ошибок.

Пример ответа: Нет. Половине экономистов их работа не очень нравится.  

Нет. Бухгалтеров, которые любят свою профессию, стало меньше на 3%. 

Нет. Cреди экономических профессий больше процент разочаровавшихся.

Нет. Экономисты занимают 15 место в списке. 

0 баллов 

В других случаях.
Пример ответа: Нет. Бухгалтеров сейчас нужно меньше, все автоматизируется (аргумент не связан с данными опроса).

Нет, я думаю, что не стоит, ибо проценты показывают, что лучше не стоит (доказательство не прояснено).

Да. По данным опроса профессии, связанные с финансами, в незначительной степени разочаровались в своей профессии.

Нет. По данным опроса, бухгалтеры и юристы (юристы не относятся к финансовым профессиям) находятся на низкой позиции рейтинга.

9

Ответ пропущен.

99

Ученик не успел дойти до задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности заданий формата PISA: читательская грамотность

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...

" Приемы формирования читательской грамотности на уроках английского языка".

Чтоо такое чтение и что такое функциональное чтение. Приемы читтельской грамотности на уроках английского языка. Как достичь успеха в чтении и в понимании прочитанного....

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ УМК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ Методический продукт проблемно-творческой группы городского профессионального объединения учителей русского языка и литературы

Актуальность данного методического продукта заключается в разработке диагностических работ и комплектов заданий по читательской грамотности с учётом требований ФГОС ООО, что является одним из важных у...

Моя статья "Формирование читательской грамотности обучающихся иностранному языку"

В данной статье затронута тема обучения детей читательской грамотности в начальной школе по методу Марии Монтессори, понятие читательской грамотности и тема обучения выразительному чтению на иностранн...

Разработка задания по развитию читательской грамотности

Материал можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности...

Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов"

Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов" по формированию функциональной гг...