Функциональная грамотность
методическая разработка

Корбукова Надежда Михайловна

В работе представлены задания для обучаемых в школе, которые проверяют умения научно объяснять явления, интерпретировать научную информацию, а также задания на проведение научного исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsio_nalnaya_gramotnost.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила Корбукова Надежда Михайловна                                                                                                          Учитель химии и биологии                                                                                                                                             МБОУ Отрадненская СОШ, Багаевский район, Ростовская область

Группы естественнонаучных умений.                                                                                                                 1. Задания, которые проверяют умения научно объяснять явления.

1.1.Семья Ивановых не боится бытовых трудностей и любит отдыхать вдали от цивилизации около природных водоёмов. Они чаще всего пользуются для приготовления пищи и питья водой, которая содержит не самые полезные для здоровья компоненты. Вберите способы очистки воды, которыми пользуется семья Ивановых в походных условиях:

а) опускают в воду серебряный крестик;        б) отстаивание воды;                                                                                                                                                         в) очистка воды марганцовкой;                        г) кипячение не менее 1 минуты;                                д) кипячение не менее 3 минут;                      е) кипячение не менее 1 часа.

Поясните, почему выбранный вами способ очистки воды можно применять в походных условиях?

Компетенция: научное объяснение явлений

Тип задания: множественный выбор

Контекст: личностный, здоровье

Когнитивный уровень: средний

Тип вопроса: закрытый

Дидактическая единица: смеси, способы разделения смесей

1.2. Кислотные дожди разъедают металлы, краски, разрушают архитектурные памятники. Более всего страдают от кислотных дождей растения. Из-за кислотных дождей гибнет рыба. У человека повышается риск появления приступов астмы, заболевания бронхов, сердечнососудистой системы. В состав кислотных дождей, как правило, входят слабые растворы кислот, образующихся в результате взаимодействия атмосферной влаги с оксидами углерода, серы и азота.

Установите соответствия между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) оксид углерода(IV)+вода                   1)серная кислота

                                                                      2) сернистая кислота

Б) оксид серы (IV)+ вода                        3) серная кислота + сернистая кислота

                                                                      4) угольная кислота

В) оксид азота(IV) + вода                       5) углеродистая кислота

                                                                     6) угольная кислота + углеродистая кислота

                                                                     7) азотная кислота

                                                                     8) азотистая кислота

                                                                     9) азотная кислота + азотистая кислота

Ответ:

А

Б

В

Компетенция: научное объяснение явлений                                                                                                  Тип задания: задание на соответствие                                                                                                                           Контекст: экология                                                                                                                                                          Когнитивный уровень: средний                                                                                                                                          Тип вопроса: открытый                                                                                                                                                            Дидактическая единица: химическое загрязнение окружающей среды

1.3. Требования правил безопасности при работе на уроках химии, в первую очередь,  направлено на снижение опасности во время лабораторных и практических работ. Факторы риска заключаются в термических ожогах, отравлениях ядовитыми парами, порезами, поражением электрическим током.

Выберите один правильный ответ

  1. Как оказать первую помощь при ожоге кислотой?                                                                                  а) промыть большим количеством воды, а затем 5% -м раствором соды;                                   б) смыть водой;                                                                                                                                                     в) промыть 5%-м раствором соды;                                                                                                                      г) промыть уксусной кислотой.
  2. Почему нельзя ест в химической лаборатории?                                                                         а) возможно отравление химическими препаратами, попавшими в пищу;                             б) неэтично;                                                                                                                                        в) мешаешь окружающим;                                                                                                                    г) не знаю.
  3. Как оказать первую помощь при порезе стеклом?                                                                       а) дезинфицировать раствором перманганата калия или спирта;                                        б) смазать йодом;                                                                                                                                    в) забинтовать;                                                                                                                                г) всё указанное в предыдущих пунктах.
  4. Почему нельзя пользоваться плохо вымытой посудой?                                                                                            а) неприятно брать в руки;                                                                                                              б) даёт неточный результат опыта;                                                                                                   в) изменяется цвет осадка;                                                                                                                    г) всё указанное в предыдущих пунктах.
  5. Как оказать первую помощь при ожогах огнём первой степени?                                              а) промыть водой;                                                                                                                            б) наложить вату, смоченную спиртом;                                                                                      в) обработать рану уксусной кислотой;                                                                                                   г) обработать рану щёлочью.

Компетенция: научное объяснение явлений                                                                                                  Тип задания: задание на исключение неправильных суждений                                                                                                                           Контекст: опасности и риски                                                                                                                                                          Когнитивный уровень: низкий                                                                                                                                          Тип вопроса: открытый                                                                                                                                                            

2. Задания, которые интерпретируют научную информацию

2.1. Прочитайте и проанализируйте таблицу

Нормативы химического состава питьевой воды

п/п

Показатели и содержание химических элементов

По ГОСТу

По европейскому стандарту

1

Полифосфаты остаточные, мг/дм3,                      не более

3,5

-

2

Общая жёсткость, мг экв/дм3, не более

7,0

-

3

Нитраты, мг/дм3, не более

45

50

4

Нитриты, мг/дм3, не более

-

0,1

5

Свинец, мг/дм3, не более

-

0,05

6

Фтор, мг/дм3, не более

1,5

1,5

7

Хлор свободный, мг/дм3, не более

0,3…0,5

-

8

Цианиды, мг/дм3, не более

-

0,5

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных

1.Содержание нитратов в питьевой воде и по ГОСТу, и по европейскому стандарту одинаково

2. По ГОСТу допускается  содержание хлора свободного в питьевой воде 0,4 мг/дм3

3. Содержание цианидов в питьевой воде  по ГОСТу не должно быть

4. В питьевой воде допускается содержание полифосфатов больше, чем по европейскому стандарту

5. Свинца в питьевой воде по европейскому стандарту не должно быть

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Ответ: _________

Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов                                                                                                                                           Тип задания: задание на исключение неправильных суждений                                                                                                                           Контекст: экология, опасности и риски                                                                                                                                                          Когнитивный уровень: высокий                                                                                                                                          Тип вопроса: открытый                                                                                                               Дидактическая единица: химическое  загрязнение окружающей среды и его последствия  

2.2.  Прочитайте и проанализируйте текст

Почему пламя оранжевого цвета?

Пламя костра в основном пёстрого цвета. Дерево горит при более низкой температуре, чем фитиль свечи, поэтому основной цвет костра  - оранжевый, а не жёлтый. Некоторые частички углерода в пламени костра имеют довольно высокую температуру. Их немного, но они добавляют к пламени желтоватый оттенок. В пламени может находиться, например, примесь натрия. Если натрий раскалить, он окрашивается в ярко-жёлтый цвет. В огонь может попасть кальций. Раскалённый кальций окрашивается в ярко-красный цвет. Все эти элементы содержатся или в дереве, или попадают в огонь с другими веществами.. Смешение цветов пламени, как и смешение цветов радуги,  может дать белый цвет, поэтому в пламени костра видны и белые участки.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данного текста

  1. Температура горения дерева ниже температуры горения свечи.
  2. Кальций и натрий , нагретые до высокой температуры, светятся разными цветами.
  3. Кальций, натрий, медь добавляют в порох ракет для расцвечивания огней праздничных фейерверков.
  4. Кальция мало в молоке.
  5. Натрий не входит в состав поваренной соли.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Ответ: __________

Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств  для получения выводов                                                                                                                                                                              Тип задания: задание на исключение неправильных суждений                                                                                                                           Контекст: связь науки и технологии (окружающей среды)                                                                                                                      Когнитивный уровень: высокий                                                                                                                                          Тип вопроса: открытый                                                                                                                                   Дидактическая единица: металлы

2.3. Прочитайте и проанализируйте текст

В 2018 году произошло важное событие в области химии  - исследователи из Массачусетского института разработали метод создания более сильных и более упругих нановолокон, чем ранее известные. Процесс, в котором образуются нановолокна,  называется гель-электроспиннингом, в результате чего можно получить тончайшие волокна, изготовленные из полиэтилена. Они самые прочные из сильнейших известных до сих пор волокнистых материалов, таких как кевлар или дайнима. Дополнительным преимуществом новых нановолокон являются повышенные параметры твёрдости и меньшая плотность по сравнению с углеродными или же керамическими волокнами.

Задание: приведите не менее трёх примеров возможного применения данного метода.

Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств  для получения выводов                                                                                                                                                                              Тип задания: задание процедур                                                                                                                                     Контекст: связь науки и технологии                                                                                                                              Когнитивный уровень: высокий                                                                                                                                          Тип вопроса: открытый                                                                                                                                   Дидактическая единица: волокна

3. Проведение научного исследования

3.1. Ученица 8 класса, используя химическое оборудование и реактивы, в одну пробирку налила 1-2 мл раствора сульфата натрия, а в другую налила 1-2 мл раствора сульфата калия. В обе пробирки по каплям добавила раствор хлорида бария.

1. Сформулируйте цель данного исследования.

2. Объясните возможные наблюдения.

3. Составьте уравнения злектролитической диссоциации взятых солей и уравнение реакции обмена.

Компетентность: понимание особенностей естественнонаучных исследований (по краткому описанию хода исследования предполагается чётко сформулировать его цель)                                                           Тип задания: задание процедур                                                                                                                                     Контекст: связь науки и технологии                                                                                                                              Когнитивный уровень: высокий                                                                                                                                          Тип вопроса: открытый                                                                                                                                   Дидактическая единица:  качественные реакции на анионы (сульфат-ион)

3.2. 9 класс. Тема «Классификация сложных веществ»                                                                                                                   Этап урока:  первичное усвоение новых знаний.                                                                                                       Цель этапа урока: организация усвоения нового знания в результате совместной работы с учителем, выполнения лабораторной работы.                                                                                                                           Учитель - гидроксид цинка проявляет не обычные свойства, называемые амфотерные. Амфора, амфибии, амфибрахий. Что означают эти слова ?                                                                                                    Ученики – (приходят к выводу) «амфос» означает двойственность                                                                        Учитель – в чём заключается двойственность,  амфотерность?                                                                                                                  Ученики – (приходят к выводу) двойственность, амфотерность заключается в проявлении основных и кислотных свойств одним и тем же веществом.                                                                                                                               Учитель – предположите способ исследования гидроксида цинка на наличие у него амфотерных свойств? Как доказать, что вещество проявляет амфотерные свойства?                                                          Ученики –  (приходят к выводу) нужно провести лабораторные опыты взаимодействия амфотерного вещества и с раствором кислоты, и с раствором щелочи.                                                                                                             Учитель – используя таблицу растворимости и наличие реактивов на вашем столе, предположите способ получения гидроксида цинка?                                                                                                                  Ученики – (приходят к выводу) нужно взять две пробирки  раствора  нитрата цинка и добавить к нему по каплям щёлочь до образования осадка. Это гидроксид цинка.                                                                                                                                                                 Учитель – как опытным путём, используя реактивы, которые находятся на вашем столе, доказать амфотерность гидроксида цинка?                                                                                                               Ученики – в одну пробирку с осадком гидроксида цинка нужно прилить соляную кислоту до растворения осадка, а в другую – избыток раствора щёлочи до растворения осадка.  

  После описания основных этапов исследования, обучаемые приступают к выполнению лабораторной работе

Компетентность: понимание особенностей естественнонаучных исследований (по описанию проблемы предлагается учителем кратко сформулировать  или описать основные этапы такого исследования)                                                                                                                                                                                  Тип задания: задание процедур                                                                                                                                     Контекст: связь науки и технологии                                                                                                                              Когнитивный уровень: высокий                                                                                                                                          Тип вопроса: открытый                                                                                                                                   Дидактическая единица:  амфотерные гидроксиды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности

В статье подробно рассмотрены этапы работы над проектом  и как взамосвязаны между собой понятия "функциональная грамотность" и "проектная деятельность"....

Методическая статья.Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"

ГБОУ школа №59 СПБ, учитель русского языка и литературы- Мельник Светлана Георгиевна"Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"Аннотация: Целью настоящей статьи явля...

КЕЙС заданий для определения функциональной грамотности.

КЕЙС заданий для определения  функциональной грамотности....

Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности .

Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности...

Математическая грамотность как составляющая функциональной грамотности.

Математическая  грамотность является одной из составляющей функциональной грамотности.Данная работа наполнена примерами,источниками,ссылками для успешного использования её на семинаре для математ...