Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности .
статья

Татьяна Михайловна Максимова

Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36

города Ставрополя»

ДОКЛАД

Тема самообразования:  

« Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности ».

работа по самообразованию

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Яришовой Татьяны Михайловны

Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.

В. М. Лозинский

Актуальность проблемы

     В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности обучающихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке.

   Современная педагогика перестраивает свою теорию, четко ориентируя ее на успешную и конкурентоспособную личность: личность ученика, ориентируя всю систему образования на ее развитие. Эти изменения вызваны изменениями в обществе. Сегодня развитие общества зависит от людей, обладающих критическим мышлением, творческим воображением, незаурядными лидерскими качествами, демократической культурой и способных взять на себя ответственность в решении задач экономического, политологического и культурологического порядка.

    В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

   Современной школе нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

А. Дистервег

Цели и задачи

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы, обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла

 Задачи:

  1. Изучение учебно-методической литературы, опыта педагогов школы, района, области, страны по теме самообразования.
  2. Внедрение новых подходов в преподавании и обучении для формирования функциональной грамотности обучающихся.
  3. Ведение мониторинга развития функциональной грамотности и качества ЗУН школьников.
  4. Обобщение опыта педагогической работы по теме самообразования.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся, мотивации к изучению предмета (средний балл по предмету не ниже 3,7, отсутствие неуспевающих).
  2. Открытые уроки перед учителями школы, района.
  3. Мастер-классы, коучинги перед учителями школы, района.
  4. Доклады и выступления на различных уровнях, участие в конкурсах и конференциях  с  обобщением опыта.
  5. Разработка дидактических материалов.
  6. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
  7. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
  8. Обобщение опыта по исследуемой теме.
  9. Защита педагогических проектов, запланированных в рамках реализации темы по самообразованию.

Источники самообразования

  • СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
  • Интернет-ресурсы.
  • Медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.

Формы самообразования

  • Индивидуальная – через индивидуальный план, формирование банка профессиональных достижений.
  • Групповая – через участие в деятельности педагогического и методического советов школы, школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла, районного методического объединения учителей-словесников. 

Перечень вопросов по самообразованию

  1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, обновление образовательных стандартов.
  2. Создание в классах творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
  3. Распространение педагогического опыта.
  4. Самоанализ и оценка своей педагогической деятельности.
  5. Изучение педагогического опыта других преподавателей.
  6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса во всех классах.
  7. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией через мастер-классы, коучинги.
  8. Работа над методической проблемой «Использование новых подходов в преподавании и обучении для развития функциональной грамотности школьников».
  9. Работа над педагогическими проектами.

  Основные направления

Действия и мероприятия

Форма

результатов

Профессиональное

1. Изучить программы и учебники по русскому языку и литературе для обучающихся всех классов, уяснить их особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

Конспекты

Памятки

Рекомендации

 

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Повышать роль и значимость психологического сопровождения образовательного процесса

3. Учитывать индивидуальные 

особенности каждого ребенка.

Методическое

1. Совершенствовать знания о современном содержании образования 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в деятельности педагогического и методического советов школы. 

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области, страны через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района.

10. Выступать с обобщением опыта на различных уровнях. 

Программы и

учебно-тематические

планы.

Учебные рабочие программы.

Тестирующие

программы.

Методико-дидактические

материалы.

Конспекты уроков, в том числе и посещенных.

Мастер-классы

 

 

Информационно-технологические технологии

1. Изучать новые подходы в преподавании и обучении и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.

3.Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

Комплекты методико-дидактических

электронных материалов

 

Охрана здоровья

1.Использовать    разнообразные   виды    здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности

2. Учитывать особенности возрастного развития школьников и разрабатывать образовательную     стратегию,     соответствующую    особенностям     памяти, мышления, 

работоспособности,    активности    и   т.д.    обучающихся   данной возрастной группы.

План работы

 Мероприятие

Сроки реализации

1

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

В течение года

2

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

2019 год

3

Аттестация на первую квалификационную категорию (подтверждение)

2020 год

4

Изучение применения новых образовательных технологий, подходов в работе ведущих учителей школы, района, области, страны в области обучения и воспитания.

В течение года

1

Использование возможностей Интернет на уроке.

Постоянно

2

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

3

Широкое использование на уроках русского языка и литературы электронных учебников

Постоянно

4

Приобретение новых электронных учебников

Постоянно

5

Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе в формате

Постоянно

6

Проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе внедрения инновационных образовательных технологий:

  • блочно-модульная система обучения русскому языку с использованием опорных схем;
  • анализ литературных произведений на основании опорных положений (конспектов);
  • проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе с использованием тестов;
  • развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков через систему новых подходов в преподавании и обучении;
  • дистанционные формы работы с учащимися;
  • проекты на уроках русского языка и литературы.

Постоянно

1

Выступления на педагогическом совете с сообщениями из опыта работы.

Согласно графику

2

Выступления на педагогическом совете об успеваемости, посещаемости занятий и дисциплине обучающихся.

Согласно графику

3

Выступления на заседаниях МО учителей гуманитарного цикла

По плану работы МО

4

Открытые уроки и внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе в рамках предметных недель

Ежегодно

по графику

5

Размещение собственных материалов на страницах Интернет-сайтов.

Постоянно

6

Систематическое пополнение папки результатами работы над темой самообразования

Постоянно

7

Пополнение папки «Портфолио учителя русского языка и литературы Яришовой Т.М..» результатами работы

Постоянно

1

Создание условий для участия одаренных обучающихся во всех творческих конкурсах, очных и дистанционных олимпиадах по предметам на различных уровнях.

В течение года

2

Ведение мониторинга саморазвития и качества ЗУН школьников

В течение года

3

Анкетирование обучающихся и их родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий.

В течение года

    Эффективность работы учителя по теме самообразования будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий, подходов в преподавании и обучении (уровень мастерства педагогических кадров);
  • уровень обучаемости и обученности школьников;
  • степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
  • качество учебно-методического и технологического обеспечения;
  • качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога;
  • качественное и количественное участие в методических мероприятиях различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу об использовании новых технологий в обучении иностранным языкам. Дистанционное обучение.

В статье освещены основные преимущества дистанционного обучения иностранным языкам. Достоинства электронных учебников и использование современных средств обучения, а также поднят вопрос о широких возм...

Новые технологии в психологии.Флэштренинг для развития навыков конструктивного общения и саморегуляции воспитанников интернатных учреждений с использованием анимационной песочницы.

Иннавационные технологии в психологии .Использование песочной  арт- терапии, песочной анимационной песочницы как один из методов  для развития навыков конструктивного общения и саморегулции ...

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников. Косатова М.В.

Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизм повышения качества образования и конкурентоспособности системы образованияматериалы заочной республиканской научно – практической...

Доклад "Функциональная грамотность школьника".

Доклад "Функциональная грамотность школьника"....

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников....

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В связи с введением термина "функциональная грамотность" в обновленных ФГОС у педагогов возникла необходимость в понимании данного термина и, самое важное, в коррекции форм и методов работы ...

Личностно - ориентированный подход в обучении школьников в начальной школе.

Компоненты личностно-ориентированного подхода,  субъективного опыта, направления , пути и средства его реализации в начальной школе....