Личностно - ориентированный подход в обучении школьников в начальной школе.
проект

Тангиева Фатима Яхьяевна

Компоненты личностно-ориентированного подхода,  субъективного опыта, направления , пути и средства его реализации в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 "Личностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе"

 В современном мире с его бурными изменениями,  всякая жизнеспособная система образования обязана быть эффективной. Это значит, что образование должно обеспечить каждого ребенка базисом культуры, необходимым ему для того, чтобы найти свое место и быть успешным в современном обществе.  Оптимизация учебного процесса через внедрение личностно-ориентированного обучения одно из ключевых направлений  работы современной школы.

    Любое новое знание должно опираться на субъектный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель.

  Какие  компоненты личностного субъектного опыта можно выделить?

  1. Аксиологический (ценностно-смысловой) - включает универсальные общечеловеческие ценности, которые являются предметом выбора, обсуждения, переживания, критической оценки, "присваиваются" сознанием личности, становятся личными смыслами её отношений к миру, людям, самой себе.
  2. Культурологический - различные   культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности (академическая, оздоровительная, досуговая) , произведения культурного творчества, включённые в содержание духовной жизни личности; ценности и традиции национальной культуры  и др.
  3. Жизнетворческий (событийный) - события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела), технологии жизни, которыми овладевают дети, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.
  4. Морально-этический - накопление опыта переживания и проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения; организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувств совести, стыда, собственного достоинства и др.
  5. Гражданский - участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения.
  6. Личностный - насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки и самокоррекции, самоанализа и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.
  7. К индивидуально-творческому относятся средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности,  креативности.

  Субъектный опыт ребенка в разных компонентах может варьироваться от минимального (или даже полного отсутствия) до вполне зрелого, сопоставимого  с опытом взрослого человека.

    Именно поэтому учитель и ученик выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание ("окультурить"), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания. Учитель помогает ребёнку преодолеть ограниченность его субъектного опыта, переводя его на социально значимые образцы, носителем которых он, учитель, и является. При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские "версии" не в жёстко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти "версии", выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

     В этих условиях ученики будут стремиться быть "услышанными", станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты её содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору, активно способствовать выражению учениками их индивидуальных точек зрения (пусть не совершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует "коллективное" знание как результат "окультуривания" индивидуальных знаний, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов для усвоения.

     Направление деятельности учителя

          Пути и средства его реализации

 

 

 

I.Обращение к субъектному опыту    школьников

1.      Выявление этого опыта путём постановки вопросов: как он это делал, почему, на что опирался и т.д.

2.      Организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками, через взаимопроверку, выслушивание.

3.      Поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме - подвести всех к правильному решению.

4.      Выстраивание на их основе изучение нового материала:  путём высказываний, суждений, понятий.

5.      Обобщение и систематизация субъективного опыта учеников на уроке на основе контакта.

6.Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания.

7. Создание ситуаций нравственного выбора

8. Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы)

9. Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта

 

 

II. Применение на уроке разнообразного дидактического материала с опорой на субъектный опыт ученика

1.      Использование учителем различных источников информации, с учетом всех типов восприятия.

2.      Побуждение учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий.

3.      Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

4.      Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

5.      Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения , т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.

 

III. Характер педагогического общения на уроке («субъект-субъектные» отношения)

1.      Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости.

2.      Обращение к ученикам  по ИМЕНИ.

3.      Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой!

4.      Поощрение в ребёнке независимости, уверенности в себе при ответе.

 

IV. Активизация способов учебной  работы с учетом субъектного опыта учащихся

1.      Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы.

2.      Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся.

3.      Анализ действий каждого ученика.

4.      Выявление значимых способов, избираемых учащимися.

5.      Обсуждение наиболее рациональных

      способов – не хорошо или плохо, а что

      в  данном способе положительно.

6.      Оценивание и результата, и процесса.

 

V. Педагогическая гибкость учителя в работе  с учащимися на уроке

1.      Организация атмосферы «включённости» каждого ученика в работу класса.

2.      Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий.

3.      Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным.

4.      Проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика.

5.      Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.

Педагогические условия реализации и развития субъектного

опыта учащихся:

Исходя из вышесказанного,  общие рекомендации по ориентации на субъектный опыт учащихся  сводятся к следующему:

  • использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
  • при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;

От теории к практике.

Ученые предлагают нам альтернативу старым школьным устоям. Это ФГОС. Какие возможности нам открывают ФГОС?

Это :

- индивидуальный подход к обучению школьника

- совместное видение в  решении проблем ученика, школы  и родителей

-возможность прогнозировать развитие школы, осмысливая её будущее

- возможность получения оценки достигнутого успеха ученика, учителя и школы в целом.

-  возможность  развития личности

- способность ориентироваться не на проценты ЕГЭ, а на личностные результаты образования

- уметь доказать и отстоять свою точку зрения

-адаптироваться к социуму

- дать  школьнику возможность всесторонне развиваться

Как же соединить всё это воедино?  Как заставить ученика начальных классов высказывать свое мнение, формировать свои мысли, правильно и грамотно построить своё видение проблемы, уверенно проложить путь от несмышленого малыша начальной школы к уверенным победам в старшем звене? Для этого должна быть проделана огромная работа этим маленьким человечком, жителем нашей большой страны. Так может стоит начать с малого? С изучения и привития любви к малой Родине.

Таким образом, созрела идея развития регионального компонента не только на конкретном предмете, а соединить несколько школьных предметов (межпредметная связь), связать этот материал с внеурочной деятельностью, т.е.  обыграть эту проблему по всем направлениям учебной и внеурочной деятельности.

Цель  работы – развивать мыслительную деятельность ученика, расширить кругозор и словарный запас, привить любовь к родному краю, развивать стремление к достижению результата.

Задачи работы :

- способствовать  формированию правильно оформленной  речи, учить говорить, проговаривать свои мысли (развитию коммуникативных умений);

- развивать информационные умения (поиск, обработка информации);

- учить детей соединять знания (интегративная основа);

- способствовать развитию учебных умений (умение обобщать, анализировать).

- учить обобщать

- учить видеть проблему

- учить делать выводы и умозаключения

-учить добывать информацию

-учить делать сравнения,

- учить давать оценку,

-учить доказывать правильность точки зрения,

Методы: 

- игровой,

- проблемный,

- эвристический,

- исследовательский.

А как привлечь внимание школьника к олимпиаде, к спортивным новостям, на уроке? Подготовка начинается с внеурочной деятельности, как известно, школа сейчас работает по новым стандартам и школьник получает много дополнительной информации, благодаря этой разработке.

Начинается все от простого к сложному. Сначала это были вопросы на тему олимпиады, затем пословицы, поговорки о спорте, о здоровом образе жизни, потом были загадки о зверях, которые являются символами олимпиады.

На уроке окружающего мира по разделу краеведения мы провели анкетирование.  Целью анкетирования в начале проекта, было выявить по каким направлениям в изучении родного края надо работать.

Основные вопросы :

  1. Гордишься ли ты, что живешь в республике Ингушетия?

2. Как ты оцениваешь свои знания о родном крае ?

–  много знаю

-  мало знаю

-  ничего не знаю

3. Хотел бы ты жить и работать в Ингушетии в будущем?

4.Какие достопримечательности Ингушетии ты знаешь?

5. Назови любимый уголок твоей малой родины.

Ребята с трудом могли дать ответы.

Итак, нужно начинать с начала, т.е. столица Ингушетии…,главная улица Магаса…,курортные места  нашего  края…, события  края…

На уроках   и во время внеурочной деятельности ученики стали озвучивать, готовить краткие сообщения об интересных событиях, которые происходят в Ингушетии. И ребята сделали вывод о том, что информация об олимпиаде, о подготовке к олимпиаде звучит очень часто. Тогда ученики стали искать ответ на вопрос?

Что же такое олимпиада и какова история олимпиады?

 Ответ незамедлительно был найден! На помощь пришли сотрудники из библиотеки. Они подготовили интересный, разнообразный  и богатый материал об истории олимпиады. Провели викторину, показали презентацию, удивили мультфильмом об олимпийских играх.

Конечно у ребят возникло множество вопросов «… а как же в наши дни проходят соревнования?». Этот вопрос и послужил началом исследования. Школьники искали ответы в интернете, энциклопедиях, в своих спортивных секциях, спрашивали у взрослых, у учителя физкультуры... Собирали материал по крупицам. Каждый ученик старался не повторять услышанной  ранее информации, старался удивить своими знаниями одноклассников. Для таких ребят были приготовлены поощрительные призы с тематикой олимпиады, призы в виде спортивного инвентаря, школьных принадлежностей, наклеек со спортивными символами, записями в дневник и много других интересных поощрений, которые вызвали у ребят интерес, восторг  и стремление к успехам.

  Проводились физминутки, (причем самые обычные, но с тематикой олимпиады, под  ритмичную музыку  олимпиады прошлых лет), которые вызвали у школьников восторг.  В этом виде работы с учащимися прослеживается параллельно и связь с историей нашей родины.

На уроках   русского языка,   школьники уже активно отвечают на заданные вопросы об олимпиаде.

На уроках математики мы с ребятами подсчитывали километры для прохождения трассы лыжниками, подсчитывали  количество возможных медалей… Не обошлось и без учителя английского языка, который подготовил интересную информацию о переводе и значении слова «параолимпийские игры». Учитель английского затронул и информацию о латинском языке. На внеурочной деятельности ребята говорили о том, как необходима помощь людям с ограниченными возможностями. Были проведены уроки-тренинги, на которых школьники могли доказать, что они готовы помочь таким людям. Для этого ребята подготовили проект, направленный на улучшение жизни людей с ограниченными возможностями.  На уроках окружающего мира следили за температурными изменениями в г. Магас,экологическое состояние города Магас, с влажностью воздуха в горах Ингушетии, возможностью схода лавин и есть ли угроза цунами или землетрясения…

Итогом исследования  послужило анкетирование, которое было проведено на завершающем этапе работы. Результат превзошел ожидания. У ребят было столько информации для анкетирования, что письменный вид работы урока перешёл в устный.

Была проделана колоссальная работа учителями, родителями, а самое главное учениками. Мы добились результата. Ученики доказали, что могут достичь результата, если стремиться к  получению знаний. Повышается мотивация к учебе, через соревнование, через поощрение, через стремление быть лучше. Повысился интерес к более углубленному изучению предметов. Некоторые ребята стали задумываться о выборе будущей  профессии. А ведь мы знаем о том, насколько важно стремление к поставленной цели.  Увеличилось количество желающих ребят попробовать свои силы в предметных олимпиадах.  Обогатился словарный запас.  Повысилось качество знаний по многим предметам (окружающий мир, математика, английский язык). На примерах из жизни ребята увидели для чего же важно изучать предметы в школе, увидели всю глубину и значимость каждой новой темы урока. Достижения более активных учеников стимулировали достижения более слабых школьников.

И в ребятах открылось ещё очень большое достижение. За время исследования они стали более дружными, сплотился коллектив, ученики стремились не только соперничать, но и помогать друг другу.

Эти результаты доказывают актуальность новых образовательных стандартов (ФГОС), школьники нового поколения могут адаптироваться к социуму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по курсу «Личностно-ориентированный подход в обучении»

Министерство образования Московской областиМосковский областной промышленно-экономический колледж  Реферат по курсу «Личностно-ориентированный подходв обучении» на тему «Психолого...

Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся

Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся«Плохой учитель преподносит истину,хороший – учит ее находить.»А. ДистервегСистемы образования в любой стране призваны способствовать реализац...

Практическое использование личностно-ориентированного подхода в обучении

В данной статье рассматривается один из самых действенных подходов в обучении студентов английскому языку – личностно-ориентированный, а практическая составляющая данной работы позволяет наглядно убед...

Доклад: «Личностно – ориентированный подход в обучении»

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическомунаправлению в педагогике, основной принцип которого - упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находит...

Доклад «Использование личностно-ориентированного подхода в обучении игре на гармони»

Доклад «Использование личностно-ориентированного подхода в  обучении игре на гармони»...

Личностно-ориентированный подход в обучении математике

Реализация личностно-ориентированного подхода является, на мой взгляд,  одним из эффективных приёмов повышения качества обучения математике. Под термином “личностно-ориентированный подход в...

«Применение личностно-ориентированного подхода в обучении фразовым глаголам английского языка через прослушивание и разбор иностранных песен»

Ни для кого– не секрет, что в процессе обучения дети испытывают трудности в освоении того или иного учебного  материала, и основным препятствием на пути к изучению любого предмета для обуча...